ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР СЕМЬИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Оценка 4.7

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР СЕМЬИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Оценка 4.7
docx
04.12.2022
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР СЕМЬИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
21.docx

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР СЕМЬИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Изменения, которые происходят в дошкольном образовании, побуждают к поиску новых эффективных методов и современных педагогических технологий развития и воспитании дошкольника. Учитывая тот факт, что современная система воспитания и развития детей основывается на принятой в дошкольных образовательных организациях общеобразовательной программе, которая направлена на подготовку детей к школьному обучению. Побуждает нас разрабатывать и применять дополнительные общеобразовательные программы, которые являются дополнительным углубленным средством развития и воспитания детей и поддержки семьи. Наша дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом реализации целей, задач и принципов развивающего обучения в рамках федерального государственного образовательного стандарта, позволяющего педагогам дошкольных образовательных организаций использовать в своей практике по направлению «Нравственные основы семейной жизни: Образ семьи в художественной литературе». Дополнительная образовательная программа несет социально-педагогическую направленность, так как она ориентирована на усвоение норм и ценностей традиционной семьи, уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье, к родителям. Основы духовно-нравственного воспитания - один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой педагогической деятельности. Духовнонравственное воспитание предполагает наличие у детей значимых ориентаций: привязанность к родному дому, своему роду, направленность на мир семьи. Недооценка данных ориентаций, приводит к ослаблению духовных и культурных основ развития общества и государства. Для нас важна характеристика мира семьи как ориентира, модели в усвоении ребенком норм человеческих отношений, в приобретении социального опыта, в формировании личности ребенка как субъекта деятельности. Семья выступает носителем разнообразных чувств, половых различий, она предоставляет ребенку право пользоваться ее достижениями, получает первые уроки сопричастности к тому, что дорого каждому человеку. Семью мы рассматриваем как сообщество людей, объединенных родственными связями, и свойственными ей духовными ценностями, определяющими быт, отношения в семье, деятельность и поведение его членов. Данная программа может реализовываться в группах с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР, с частичным нарушением слуха, зрения, ДЦП). В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Литература, ярко показывает образы семьи и семейных взаимоотношений, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, все это «инструмент» формирования духовно - нравственной личности дошкольника. Наша программа предполагает систематическую разноплановую работу с использованием интерактивных форм и методов обучения и воспитания детей, через художественную литературу. Она даёт возможность каждому ребенку открыть для себя мир традиционных семейных ценностей через взаимодействие литературы и семьи. Программа построена по возрастному принципу и разработана для детей 6-7 лет. В основу построения положена идея применения инновационных форм и методов работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию нравственных основ семейных ценностей, через образ семьи в художественной литературе. Для достижения целей и реализацией задач нами был разработан учебный план, тематическое планирование по работе с детьми и родителями, комплект методических разработок по работе с детьми (приложение 1) и работе с родителями (приложение 2). Учебный план составлен на 1 учебный год для подготовительной группы комбинированной направленности. В учебном плане отражена работа с детьми и с родителями. Программа предусматривает участие родителей в образовательном процессе. Они помогают реализовать ее и одновременно получают необходимую помощь в воспитании детей. В тематическом планировании предусмотрено знакомство с членами семьи, родственными связями в процессе знакомства с литературными произведениями, которые способствуют воспитанию уважения и любви к членам семьи. Также в плане прописан нравственный урок. Мы предлагаем инновационные формы работы с детьми и родителями такие как: - синквейн; - проектная деятельность; - кластер; - сторителлинг. Мощным средством воспитания духовно-нравственных качеств личности является игра: - игровые проблемные ситуации; - доверительные беседы; - использование аудио средств, видеофильмов, мультфильмов, познавательных видео роликов. - ИКТ (нами были разработаны электронные игры, как для работы воспитателя в группе, так и для домашнего досуга). - мультимедийные презентации, разработанные нами. Для педагогов по работе с детьми и родителями, а также для родителей мы разработали комплект методических материалов. Предлагаем опорные карты на каждую тему. Опорная карта содержит тему, цель, название художественного произведения (полный текст произведения, аудиозапись или мультфильм педагог может найти, наведя сканер планшета на QR-код, также разработали картотеку используемых произведений с полным текстом), конспекты бесед, проблемных ситуаций, инсценировок. В приложении 1 педагог может найти конспекты, предлагаемые в опорных картах, театрализации, синквейн, сюжетно - ролевые игры, кластер. Также нами разработаны интерактивные игры и мультимедийные презентации. Методический материал по работе с родителями предлагается в виде конспектов для использования в совместной деятельности детей и взрослых, он отражен в приложении 2 в виде конспектов практикумов, мастер-классов, семейных гостиных, сторителлингов, консультаций и т.д. Карточки произведений для семейного чтения. Данный материал мы предлагаем использовать в свободной деятельности от основного расписания занятий два раза в месяц на первой и третьей неделе: - детская деятельность прописана в опорных картах в течение недели (беседы, чтение художественной литературы, обсуждение ситуаций, инсценировки, театрализация, составление синквейнов, сюжетно-ролевые игры, кластер, изготовление поделок, интерактивные игры, просмотры и прослушивание литературных произведений и т.д.); - совместная деятельность с родителями прописана в учебном плане (практикумы, мастер-классы, семейные гостиные, фотовыставки и выставки рисунков, сторителлинг, консультации, семейное чтение и т.д.); Диагностическое обследование, проводилось по О. В. Дыбиной «Диагностика направленности ребенка на мир семьи», по следующим параметрам уровня сформированности интеллектуального, мотивационно-потребностного и поведенческого компонента направленности. Результаты диагностики показали, что у детей сформированы представления о семье, о членах семьи и родственных связях; повысился уровень развития духовнонравственных качеств; повысился уровень знаний и умений дошкольников при работе с произведениями русских детских писателей и мотивация к художественной литературе; Дополнительная общеобразовательная программа по духовно-нравственному воспитанию «Мир семьи в художественной литературе» для детей 6-7 лет прошла апробацию. Результаты диагностики показали, что у детей сформированы представления о семье, о членах семьи и родственных связях. Данный методический материал представлен к участию в IX ФЕДЕРАЛЬНОМ НАУЧНО-ОБЩЕСТВЕННОМ КОНКУРСЕ «ВОСЕМЬ ЖЕМЧУЖИН ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – 2022». Литература: 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: учеб.пособие / Алябьева Е.А. – М.: Изд-во Творческий центр Сфера, 2018. – 124 с. 2. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников / Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112. 3. Дыбина О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учеб.пособие / Дыбиной О. В - М.:Изд-во Центр педагогического образования, 2019. – 115 с. 4. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: Практическое пособие / Жучкова Г. Н. - М.:Изд–во ГНОМ, 2018. – 64 с


 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции

Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции

Также нами разработаны интерактивные игры и мультимедийные презентации

Также нами разработаны интерактивные игры и мультимедийные презентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022