Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы.
Оценка 4.6

Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы.

Оценка 4.6
Семинары
docx
русская литература
17.06.2020
Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы.
Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы.
Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы.docx

Тема: Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы.

 

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, - значит

вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

 

     Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Это горькая правда современной действительности. Наши дети не знают народных традиций, не интересуются историей Отчизны, не различают прекрасное и безобразное в жизни, не видят разницы между добром и злом.

     Русский язык и литература - предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Происходить это должно ненавязчиво. Например, на каждом уроке записывать под диктовку пословицы, изучая при этом не только орфограммы, но и углубляясь в смысл записанного. Важную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся имеет также работа с высказываниями мудрых людей или проведение лексической работы. Например, объяснить значение слов: кольчуга, шлем, ратники и т.д.

     Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы нужно проводить уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринуждённой обстановке рассуждать о настоящих человеческих ценностях.

     Наша молодёжь учится у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Если наши ученики научатся проникать в эмоциональный мир героев, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать повышению уровня нравственной воспитанности молодёжи. 

     К сожалению, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все.

     Философ Гегель говорил: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

     Те зёрна нравственности  и духовности, отношения к другому человеку, к стране, к своей роли в завтрашнем дне, которые мы сегодня посеем в души наших детей, завтра прорастут и дадут плоды.

     Уже в пятом классе на уроках литературы при знакомстве с произведениями устного народного творчества идёт разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются такие понятия, как малодушие, трусость, себялюбие, лень. Например, читая русские народные сказки, ребята должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет и награждает, а за какие поступки наказывает.

     В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. Здесь очень важно показать учащимся, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком.

     Обучающиеся 7 класса знакомятся с историческим прошлым нашей Родины. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Также о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

     Я считаю, что урок обретает смысл, если объектом изучении является сама жизнь. Соединяя жизнь, изображённую в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, я пытаюсь научить их разбираться в людях, делать так называемые нравственные открытия. Например, почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? (рассказ В.Г. Распутина "Уроки французского"). Расскажите о человеке, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро. Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи? (А.С.Пушкин "Станционный смотритель"). Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности? Или что  такое душа? Некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что её нельзя увидеть и потрогать. Другие считают, что душа - это бессмертное начало в человеке, продолжающее жить и после его смерти. А как считаете вы? ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина).

     Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться и к удивлению даже для себя самого. А это и есть нравственное прозрение!

     Тема свободы выбора - одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому практически на каждом из уроков мы стараемся обсуждать ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор. Например, почему молодой Дубровский стал разбойником? Правильно ли он поступил? Почему Маша Троекурова не уходит с Владимиром? Права ли она в своём выборе? Размышляя над страницами прочитанных произведений, учащиеся пусть и не сразу, но всё же приходят к такому выводу о том, что правильный нравственный выбор играет в жизни любого человека важную роль.

     Свои отношения с ребятами строю на основе сотрудничества, доверия, взаимопонимания и поддержки. Стараюсь воспитывать в ребятах душевную отзывчивость, бережное отношение к человеку, умение любить и прощать, преодолевать трудности, добиваться поставленной цели, но только честным путём. Напоминаю ребятам, что жить только для себя – неинтересно, эгоистично и безнравственно. А также зачастую использую два известных выражения (всё зависит от ситуации, конечно): 1. Лучше достойно проиграть, чем недостойно выиграть. И 2. Человек, признавший свою вину и попросивший прощения, уже заслуживает уважения.

     Каким образом я развиваю духовно-нравственное воспитание во внеурочное время. Как классный руководитель,  провожу классные часы на такие темы, как «Моя малая Родина», «Один за всех и все за одного», «Семья как много в этом слове», «Самый классный класс, или чуть-чуть о каждом», «Великие символы Российской Федерации - герб, флаг, гимн», «Моя мама лучшая на свете», «Толерантность начинается с улыбки»; диспут «Благородный человек»; беседы «Дружба и взаимопонимание», «Роскошь человеческого общения», «Правила поведения в школе. Дисциплина на уроках"; подготовка к празднику «Дню старшего поколения»; посещение усадьбы Лампсаково в с. Н-Кусково; участие в различных конкурсах муниципального и регионального масштаба. Пусть нам не так часто удаётся занимать призовые места, но мои дети принимают активное участие в данном процессе и с огромным желанием.

     Ни для кого не секрет, что Фундамент духовно нравственного воспитания закладывается ещё с детства, в семье, а мы, учителя продолжаем развивать его на своих уроках и не только. Но только надо постараться вовремя успеть помочь нуждающимся:

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-
Ведь всё порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
(А. Дементьев)

     Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

 


 

Тема: Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы

Тема: Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы

Станционный смотритель"). Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности?

Станционный смотритель"). Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности?

Того, чья жизнь обнажена. (А

Того, чья жизнь обнажена. (А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2020