Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя.
Гутарева Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №17
Камышин
2023
В центре примерной программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. В связи с этим включение православного компонента в материал литературы, в систему классных часов и внеклассных мероприятий является необходимым условием как для формирования предметных компетенций учащихся, так и для их духовно-нравственного воспитания, а также естественным следствием неотделимости православия от истории, культуры России.
Целевое предназначение настоящей работы состоит в формировании представлений о нравственных понятиях светской и религиозной культуры и знакомство учащихся с образами христианского мира, создание условий для открытия новых знаний об истории родного края, сохранении традиций.
В соответствии с поставленной целью в процессе работы решаются следующие задачи:
ü создание условий для осознания и принятия духовно-нравственных ценностей, выраженных в произведениях художественной литературы;
ü определение собственной нравственной позиции, взгляда на окружающий мир;
ü воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к своей Родине, уважения к истории своей страны, чувства гордости за своих предков;
Достижению поставленной цели способствуют педагогические средства: 1) Библия как базовый источник религиозных знаний и понятий в печатном и электронном вариантах, 2) тексты художественных произведений, 3) словари и справочники,4) создание проблемной ситуации, побуждающей к решению ценностной задачи;5) персональный компьютер, выход в сеть Интернет.
Включая православный компонент в систему уроков литературы, классных часов и внеклассных мероприятий, мы планируем достичь следующих результатов:
ü сосредоточить внимание учителя и учащихся на важнейших мировоззренческих аспектах литературного произведения, которые играют главную роль в формировании духовно-нравственных качеств личности;
ü глубже понять идейно-художественное своеобразие изучаемых произведений, авторскую позицию в отношении духовно-нравственных проблем, поднятых в произведении;
ü обогатить речь учащихся и их представления о мире новыми понятиями и выражениями;
ü расширить
и укрепить ценностно-смысловую сферу личности подростка, развить способность
сознательно выстраивать и оценивать отношение
к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе
общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Воспитательная работа в духовно-нравственном направлении должна быть тесно связана с внеурочной деятельностью учащихся. Я старалась планировать воспитательные мероприятия так, чтобы подростки могли приобщиться к основам духовности.
Так уже в течение трех лет учащиеся принимали активное участие в концертах музыкальной школы в совместном проекте музыкальной школы и Воскресной школы храма Димитрия Солунского «Дорога к храму», посвященных русским святым и православным праздникам. К этим концертам мы совместно с ребятами подбирали стихотворения, которые впоследствии исполнялись на сцене. Цель подобных мероприятий состояла в привлечении подростков к православной культуре, создании условий для открытий новых знаний об истории родного края, сохранении традиций. Особенно ребятам запомнилось совместное мероприятие «Из Солуни в Камышин. Путешествие длиною в века», где речь шла о небесном покровителе города – о святом великомученике Димитрии Солунском. Некоторые из учащихся читали наизусть стихотворения, остальные участвовали в беседе с ведущим, отвечали на вопросы, слушали исполнителей музыкальных номеров.
В следующих мероприятиях желающих принимать участие было значительно больше. За время нашего сотрудничества с музыкальной школой учащиеся моего класса принимали участие как в мероприятиях духовно-нравственной направленности совместно с ВШ храма Димитрия Солунского («В ожидании рождественского чуда», «Явление сталинградской Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», «Александр Невский»), так и патриотического характера («Встал Сталинград над Волгою рекой и всю Россию заслонил собой», «В память о Колгатине»).
Приобщение учащихся к православной культуре происходит через систему классных часов, в этом году они посвящены юбилею Сталинградской Битвы, а также профилактике алкоголизма и наркомании. Основной целью подобных мероприятий стало оказание содействия в формировании духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитание уважения к родной стране, её истории, национальным традициям. Поставленная цель обусловила выбор тематики классных часов, а также форму их организации и проведения.
Первый классный час был посвящен юбилею победы в Сталинградской битве. «Мамаев курган – это память народа. Мамаев курган – это гордость страны» - это урок-концерт, в ходе которого подростки смогли проявить свои таланты, а также узнать об интересных фактах из истории Великой Отечественной войны. И наконец, «Алкоголь и семья» - это встреча со священником. Отец Александр рассказал ребятам о случаях пагубного влияния алкоголя на человека, описанных еще в Священном Писании. Так подростки узнали о том, кто такой царь Ирод, историю Олоферна и Иудифи.
Отец Александр – желанный гость в нашем классе. В прошлом году мы проводили урок литературы «Житие Александра Невского» совместно с ним. В ходе урока учащиеся узнали о том, почему князь Александр Невский стал святым, почему его называют благоверным, какие еще воины канонизированы Русской Православной Церковью. В этом году совместный урок был посвящен теме праведности в литературе и в Церкви по рассказу Солженицына «Матренин двор».
Итогом пятилетнего сотрудничества с Воскресной школой при храме Димитрия Солунского стал проект «И Крест святой Божественной красою на Божьих храмах снова заблестит…», продуктом которого стал фильм об истории храма. В ходе работы над проектом ребята брали интервью у отца Александра и прихожан храма. Особый интерес вызвал сбор газетных статей о предыдущих настоятелях, рассказы прихожан о них. Подросткам было важно узнать, что подталкивает людей прийти к вере, как складывается судьба священников.
Таким образом, включение православного компонента в урочную и внеурочную деятельность учащихся должно проходить системно для достижения поставленных воспитательных целей. Любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям; осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, - всех этих результатов невозможно достичь за 2-3 года, поэтому воспитывать названные качества в учениках нужно на всех этапах обучения. Соответственно, воспитательные цели, поставленные на уроках и классных часах, должны также преследоваться и в семьях учащихся.
Список литературы.
1. Бекшаева М.В. Изучение литературного произведения в контексте православной культуры (на примере современной русской прозы) / Саранск 2010. ДР-02080256-050301.65-02-10
2.
Бухаркин,
П. Е. Православная церковь и русская литература в XVIII
- XIX веках: проблема культурного диалога/
П.Е. Бухаркин. – СПб.. 1996.–С.
81-126.
3. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
4. Кузовлева С.В., Струкова Н.П. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы. // Роль педагога в духовно-нравственном воспитании молодежи./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции. // Тамбов, 2010. – С. 91.
5. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
6. Котельников В. А. Язык Церкви и язык литературы / В.А. Котельников // Русская литература. – 1995. – N 1. – С. 5-26.
7. Лобастов Н.А. Записки сельского учителя. Часть I–V. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Региональный общественный фонд изучения наследия П.А. Столыпина, 2013–2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.