Духовно-нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно – волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
В современном воспитании на первый план выдвигается задача гуманизации педагогического процесса. Идеями уважения к ребёнку как неповторимой личности, глубокого понимания его потребностей и особенностей пронизаны труды: Я.А. Каменского, К.Ушинского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака, В.Сухомлинского.
Духовнонравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"
Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором
развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей,
политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную
экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития
общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно –
волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных
ценностей.
В современном воспитании на первый план выдвигается задача гуманизации педагогического
процесса. Идеями уважения к ребёнку как неповторимой личности, глубокого понимания его
потребностей и особенностей пронизаны труды: Я.А. Каменского, К.Ушинского, Л.Н. Толстого, Я.
Корчака, В.Сухомлинского.
Педагог и великий гуманист К.Ушинский рассматривал воспитывающую деятельность в неразрывной
связи со свободой, самостоятельностью и инициативой ребёнка. Иными словами, для развития и
становления личности необходимы условия, позволяющие создать обстановку эмоционального
благополучия и комфорта.
Научить ребёнка “ видеть и чувствовать” людей – одна из наиболее сложных и трудных задач
воспитания.
Каждый педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью, имя которой – эмоциональная
чуткость.
Мир, горизонты которого постепенно расширяются перед маленьким человеком, – это не только моря
и океаны, континенты и острова, невиданные растения и животные, это, прежде всего, добро и зло во
взаимоотношениях между людьми. Как писал русский философ Н. Лосский: “ к счастью, в душе
человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний
его: это сила – голос совести”.
К пониманию смысла добра, совести ребёнок приходит через постижение элементарных норм
нравственности. И в этом ему должен помочь педагог.
Но воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность учителя. Как гласит древняя латинская
пословица, “слова учат, примеры влекут”. Вот почему воспитателям и родителям необходим суровый
анализ самих себя, результатов своих действий для того, чтобы исключить возможность
прикосновения собственных отрицательных качеств к детской чистоте и неосведомлённости.
Поистине, “у педагогов творение особое: Человек” (В. Сухомлинский).
Чтобы ребёнок, познавая мир, задумался над вопросом: во имя чего я живу на земле? – откройте ему
глаза и сердце на прошлое своего народа.
Ещё великий князь Киевский Владимир Мономах, живший в 12 веке, в своём “Поучении детям”
советует быть доброжелательными ко всем людям: “не идите мимо человека, не приветивши его, а
скажите ему доброе слово”.
“Память народа – огромная книга, где записано всё”, – сказал Л. Леонов, поэтому дети должны знать
свои корни и свято чтить традиции своего народа – быт, обряды, праздники.
Нравственные ценности… Они неотделимы от всей жизни человека. Дети постигают их через свои
поступки и взаимоотношения с людьми. Для подлинно гуманистического, глубоко нравственного
воспитания ребёнка важно всё то, что проникает в его душу, одухотворяет и возвышает её. Самое
главное, чтобы в юном сердце жила святыня…
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному
взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально –
экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в
гражданском обществе и правовом государстве, но и приобщать человека к прекрасному, причём
воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты, ведь с
каждым из нас в этот мир приходит творец…
Воспитание любви к родному краю, родной культуре, родному городу или селу, родной речи – задача
первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? “ Она начинается с малого – с любви к своейсемье, своему жилищу, к своей школе… Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в
Любовь к своей стране к её истории, её прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой
культуре… Эти слова Д.С. Лихачева – учёного и гражданина как нельзя лучше подчёркивают о
необходимости целенаправленной работы с детьми по духовно – нравственному воспитанию и
национальному самосознанию.
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны проникаться историческими, культурными и
этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально – экономическими
задачами видится главное – патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою
Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию…
Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой,
С той единственной родиной малой,
Где начало Отчизны Большой,
В неоглядную даль издалёка,
Убегает речная вода, но поверь,
Без родного истока, ей рекою
Не быть никогда!
Ю. Паркаев