Духовно-нравственное воспитание

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовно-нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек" Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно – волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. В современном воспитании на первый план выдвигается задача гуманизации педагогического процесса. Идеями уважения к ребёнку как неповторимой личности, глубокого понимания его потребностей и особенностей пронизаны труды: Я.А. Каменского, К.Ушинского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака, В.Сухомлинского.
Иконка файла материала Духовно-нравственное воспитание.doc
Духовно­нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"  Духовно­нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором  развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей,  политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную  экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития  общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно –  волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных  ценностей. В современном воспитании на первый план выдвигается задача гуманизации педагогического  процесса. Идеями уважения к ребёнку как неповторимой личности, глубокого понимания его  потребностей и особенностей пронизаны труды: Я.А. Каменского, К.Ушинского,  Л.Н. Толстого, Я.  Корчака, В.Сухомлинского.  Педагог и великий гуманист К.Ушинский рассматривал воспитывающую деятельность в неразрывной  связи со свободой, самостоятельностью и инициативой ребёнка. Иными словами, для развития и  становления личности необходимы условия, позволяющие создать обстановку эмоционального  благополучия и комфорта. Научить ребёнка “ видеть и чувствовать” людей – одна из наиболее сложных и трудных задач  воспитания. Каждый педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью, имя которой – эмоциональная  чуткость. Мир, горизонты которого постепенно расширяются перед маленьким человеком, – это не только моря и океаны, континенты и острова, невиданные растения и животные, это, прежде всего, добро и зло во  взаимоотношениях между людьми. Как писал русский философ Н. Лосский: “ к счастью, в душе  человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний его: это сила – голос совести”. К пониманию смысла добра, совести ребёнок приходит через постижение элементарных норм  нравственности. И в этом ему должен помочь педагог. Но воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность учителя. Как гласит древняя латинская  пословица, “слова учат, примеры влекут”. Вот почему воспитателям и родителям необходим суровый  анализ самих себя, результатов своих действий для того, чтобы исключить возможность  прикосновения собственных отрицательных качеств к детской чистоте и неосведомлённости.  Поистине, “у педагогов творение особое: Человек” (В. Сухомлинский). Чтобы ребёнок, познавая мир, задумался над вопросом: во имя чего я живу на земле? – откройте ему  глаза и сердце на прошлое своего народа. Ещё великий князь Киевский Владимир Мономах, живший в 12 веке, в своём “Поучении детям”  советует быть доброжелательными ко всем людям: “не идите мимо человека, не приветивши его, а  скажите ему доброе слово”. “Память народа – огромная книга, где записано всё”, – сказал Л. Леонов, поэтому дети должны знать  свои корни и свято чтить традиции своего народа – быт, обряды, праздники. Нравственные ценности… Они неотделимы от всей жизни человека. Дети постигают их через свои  поступки и взаимоотношения с людьми. Для подлинно гуманистического, глубоко нравственного  воспитания ребёнка важно всё то, что проникает в его душу, одухотворяет и возвышает её. Самое  главное, чтобы в юном сердце жила святыня… Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,  которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному  взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально –  экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и приобщать человека к прекрасному, причём  воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты, ведь с  каждым из нас в этот мир приходит творец… Воспитание любви к родному краю, родной культуре, родному городу или селу, родной речи – задача  первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? “ Она начинается с малого – с любви к своейсемье, своему жилищу, к своей школе… Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в  Любовь к своей стране ­ к её истории, её прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой  культуре… Эти слова Д.С. Лихачева – учёного и гражданина как нельзя лучше подчёркивают о  необходимости целенаправленной работы с детьми по духовно – нравственному воспитанию и  национальному самосознанию. Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны проникаться историческими, культурными и  этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально – экономическими  задачами видится главное – патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою  Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию… Мы бы нищими стали, пожалуй, Если б не были слиты душой,  С той единственной родиной малой,  Где начало Отчизны Большой, В неоглядную даль издалёка, Убегает речная вода, но поверь,  Без родного истока, ей рекою  Не быть никогда! Ю. Паркаев