"Духовность в культуре русского крестьянства". Урок в курсе МХК. 6-й класс
Цель урока: раскрыть понятие русской "духовности".
Задачи:
• выявить свидетельства единения человеческого и природного в культуре русского крестьянства;
• найти средства художественно - эмоциональной выразительности в народных и профессиональных произведениях различных видов искусств;
• проанализировать информацию с позиций духовно - нравственной ценности художественных образов.
Оборудование:
• доска, музыкальный центр с аудиокассетами (Н.А. Римский-Корсаков, "Сказание о невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы; П.И. Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского альбома"),
• слайд - проектор - слайды:
• св. великомученик Феодор Тирон,
• Б.М. Кустодиев "Масленица",
• В.Г. Петров "Тройка",
• декорации И.С. Глазунова к опере "Сказание о невидимом граде Китеже";
• тетради для учеников.
Духовность в культуре русского крестьянства.doc
"Духовность в культуре русского крестьянства". Урок в
курсе МХК. 6-й класс
Цель урока: раскрыть понятие русской "духовности".
Задачи:
выявить свидетельства единения человеческого и природного в культуре русского крестьянства;
найти средства художественно эмоциональной выразительности в народных и профессиональных
произведениях различных видов искусств;
проанализировать информацию с позиций духовно нравственной ценности художественных образов.
Оборудование:
доска, музыкальный центр с аудиокассетами (Н.А. РимскийКорсаков, "Сказание о невидимом граде
Китеже", музыкальные картины из оперы; П.И. Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского альбома"),
слайд проектор слайды:
св. великомученик Феодор Тирон,
Б.М. Кустодиев "Масленица",
В.Г. Петров "Тройка",
декорации И.С. Глазунова к опере "Сказание о невидимом граде Китеже";
тетради для учеников.
Вводная беседа
Учитель: "Духовно богатый человек". Что вы понимаете под этим понятием?
Дети: Человек с доброй душой. Очень добрый человек.
Ход урока
Учитель: ":У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия:"
так сказал об этом В. Г. Белинский. Вы согласны с этими словами? (Слайд 2).
Дети: Да, согласны. Добрые дела это гимнастика для души. Чем больше ты сделаешь добрых дел, тем добрее
ты будешь:
Учитель: Духовность это то, что ощущает душой человек, богатство или бедность человеческой души,
человеческое мировоззрение. Русское мировоззрение складывалось и определялось под влиянием
крестьянства. Русское крестьянство являлось создателем народных традиций, идеалов, ценностей. На каких
уроках вы говорили об этом? (Слайд 3).
Дети: На уроках рисования, музыки, литературы.
Учитель: О каком народном творчестве вы упоминали на этих предметах.
Дети: На уроках музыки мы слушали народные песни, на уроках литературы сказки, былины, на уроках
рисования мы изображали матрёшек, русские праздники (масленицу, рождество).
Активизация имеющихся знаний (слайды 47)
Учащимся предлагается выбрать правильный ответ на вопросы по истории, музыке, литературе,
изобразительному искусству:
1."Слово о полку Игореве" было написано:
после правления Ярослава Мудрого
в годы правления Владимира Мономаха
во время княжения Всеволода Большое Гнездо
2. В каких музыкальных произведениях встречаются сюжетные зарисовки народного обряда "Масленица"?
"Снегурочка" РимскогоКорсакова
"Кикимора" А.К. Лядова
"Петрушка" И. Стравинского
"Жарптица" И. Стравинского
3. Древнейшей летописью, дошедшей до нас является:
"Слово о законе и благодати"
"Слово о полку Игореве"
"Повесть временных лет"
"Чтение о житии и погублении"
4. Какое из музыкальных произведений рождается благодаря устному народному творчеству?
"Жаворонок" М.И. Глинка
"Кикимора" А.К. Лядова
"И. Сусанин"" М.И. Глинка
"Картинки с выставки" М.П. Мусоргский
Учитель: В вопросах, предложенных вам, вы выбирали народные произведения и произведения
профессиональные, созданные благодаря существованию народного творчества.
Изучение нового материала.
Учитель:
Народное творчество продолжало процветать в период татаромонгольского ига. Обращение к былинам и
сказаниям, в которых ярко описывались битвы с врагами Руси, придавало русским людям новые силы. Древние
былины, легенды, сказания обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Например, легенда "Сказание о
невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озеро вместе со своими храбрыми защитниками, не
сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым, звала русских людей на борьбу за свержение ненавистного
золотоордынского ига (слайд 8).
Далее следует показ декораций художников к опере Н.А. РимскогоКорсакова, слушание "Сказание о
невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы, чтение фрагмента романа М. ЗуеваОрдынца
"Сказание о граде Ново Китеже".
Беседа о средствах выразительности каждого вида искусства и о сопоставлении разных эпох как в романе, так и
в рождении на свет произведений искусств. Упоминание о многократном переписывании легенды различными
авторами.
(Слайды 910)
схемы, созданные на уроке детьми:
Учитель: Огромную роль в создании таблиц сыграло ваше воображение, заложенное в вас природными
данными. Крестьяне постоянно ощущали тесную живую связь с природой. Создавая сказки, песни человек делал
природу соучастницей событий. Вспомните народные песни, дошедшие до нас.
Исполняем песню "Зелёная рощица", "Земелюшка чернозём".
Беседуем о жанровой принадлежности песен.
Песню "Земелюшка чернозём" украшаем шумящими инструментами.
Говорим о "невозможности" украшения этой песни, если человек исполняет её при работе в поле. Определяем
главную роль данной песни в жизни человека.
Песню "Зелёная рощица" характеризуем как протяжную.
Учитель: То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже
давно. Очевидно моля, заклиная о чёмто невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой голос
звучным, певучим. Самые древние песни, которые мы знаем, это именно заклинания духов. В языческих
обрядах часто звучат молящие, долгие песни, вернее звуки.
В свои владения скоро вступит весна. При закликании весны тоже был необходим долгий распев: Весна, Весна
красная!
Приди, Весна, с радостью: (исполняет учитель)
В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а
заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девицы часто совершали заклички, стоя на
высоких местах, пригорках крышах, глядя на восток, поют: Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными: (исполняем вместе)
В годовом круговороте крестьянин наблюдал определенную закономерность встреча весны, время урожая,
приход зимы и т.д. Такое повторение наблюдалось из года в год. Поэтому складывались календарные циклы, о
которых вы уже слышали. Они сопровождались религиозными праздниками и обрядами, суевериями, обычаями,
многие из которых восходили к первобытной вере в зависимость жизни человека, его судьбы и хозяйства от
сверхъестественных сил.
Христианская церковь гармонично вливалась в этот цикл.
Вчера был 17й день февраля. В этот день люди вспоминают имена многих святых, а их не мало. Например, имя
св. великомученика Феодора Тирона. (Рассказ учителя и звучание произведения П.И. Чайковского "Утренняя
молитва" из "Детского альбома"). В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора
Максимиана (286305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от
Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и
заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через
некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа.
Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам
бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Православная
церковь ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста (Слайд
11).
Часто христианские имена и названия получали наименования, лишь внешне связанные с церковными, а по
содержанию языческие, близкие и понятные крестьянству.
Несмотря на то, что мы считаем себя современными людьми, мы часто задаём себе вопросы и не находим
ответы, мы подвержены суевериям и испытываем страх перед необъяснимыми явлениями.
В давние времена у нас был бы не февраль, как мы называем один из зимних месяцев, а снежень, вероятно от
снежного времени. Очень хорошо прижились в народе некоторые приметы.
Сегодня 18 февраля день святой Агафии поминальницы. В этот день принято поминать усопших родителей и
родственников (слайд 12). А по народным легендам в этот день ходит по домам "Коровья Смерть" старуха, которая морит всякую
бесхозную животину. Поэтому вечерком люди заговаривали живность от болезней, стараясь её уберечь (слайд
13).
Многие современные люди не желают расставаться с приметами. Помнят буквально все.
Контроль.
Обратимся и мы к своей памяти, но будем вспоминать не только приметы.
Мы вспомним события, о которых говорили сегодня, заполним таблицу:
Вопросы Ответы
Какие события обязательно упоминались в былинах, легендах, сказаниях? Почему они приобретают
вторую жизнь?
Какое предназначение выполняли долгие, протяжные музыкальные звуки при обращении человека к
природе?
Каким событиям был посвящён месяц февраль?
Вспомни случаи из своей жизни или из жизни друзей и запиши некоторые приметы.
Вспомни некоторые даты русских праздников, событий и запиши их в определённом людьми порядке.
Таблица у каждого ученика (слайд 14).
Подведение итогов.
Учитель: У нас сегодня на уроке была добрая атмосфера. Каждый испытал особые, неповторимые чувства. Вы
поделитесь ими чуть позже.
А пока попробуйте дать ответ на этот вопрос: что станет с человеком, если отнять у него все, что
нематериально, память, чувство, совесть, мысль?
Дети: Он будет существовать как трава, растение:, никогда не станет духовно богатым.
Рефлексия.
Повторно звучит "Молитва" П.И. Чайковского.
Учитель: Сейчас, пока звучит музыка я прошу вас записать в тетрадь состояния души, которые вы испытали во
время урока и рядом с ними произведения, причину, примету или высказывание, натолкнувшие вас на эти
состояния (слайд 15).
Это некоторые записи из тетрадей:
печаль когда слушал "молитву",
было страшно ходит по домам "Коровья Смерть",
нежность когда звучала молитва,
волнение, храбрость, страх когда был рассказ о святом мученике,
радость зовут весну, песня "Земелюшка чернозём"
и т.д.
Источники информации.
1. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. М.: ООО ТД
"Издательство Мир книги", 2008.
2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый
контроль: учебно метод. пособие. М.: Глобус, 2007. 3. ЗуевОрдынец М.Е. Сказание о граде Ново Китеже. М.: Детская литература, 1977.
4. Кошмина И.В. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6 9 кл. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Левашева Г.Я. Музыкальные вечера. Л.; Издательство: Детская литература, 1963.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. 2е изд., перераб. и
доп. М.: ТК Велби, Изд во Проспект, 2003.
"Духовность в культуре русского крестьянства".
"Духовность в культуре русского крестьянства".
"Духовность в культуре русского крестьянства".
"Духовность в культуре русского крестьянства".
"Духовность в культуре русского крестьянства".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.