"Духовность в культуре русского крестьянства".
Оценка 4.7

"Духовность в культуре русского крестьянства".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
МХК +1
6 кл
12.04.2018
"Духовность в культуре русского крестьянства".
"Духовность в культуре русского крестьянства". Урок в курсе МХК. 6-й класс Цель урока: раскрыть понятие русской "духовности". Задачи: • выявить свидетельства единения человеческого и природного в культуре русского крестьянства; • найти средства художественно - эмоциональной выразительности в народных и профессиональных произведениях различных видов искусств; • проанализировать информацию с позиций духовно - нравственной ценности художественных образов. Оборудование: • доска, музыкальный центр с аудиокассетами (Н.А. Римский-Корсаков, "Сказание о невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы; П.И. Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского альбома"), • слайд - проектор - слайды: • св. великомученик Феодор Тирон, • Б.М. Кустодиев "Масленица", • В.Г. Петров "Тройка", • декорации И.С. Глазунова к опере "Сказание о невидимом граде Китеже"; • тетради для учеников.
Духовность в культуре русского крестьянства.doc
"Духовность в культуре русского крестьянства". Урок в курсе МХК. 6-й класс Цель урока: раскрыть понятие русской "духовности". Задачи:    выявить свидетельства единения человеческого и природного в культуре русского крестьянства; найти средства художественно ­ эмоциональной выразительности в народных и профессиональных  произведениях различных видов искусств; проанализировать информацию с позиций духовно ­ нравственной ценности художественных образов. Оборудование:        доска, музыкальный центр с аудиокассетами (Н.А. Римский­Корсаков, "Сказание о невидимом граде  Китеже", музыкальные картины из оперы; П.И. Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского альбома"), слайд ­ проектор ­ слайды: св. великомученик Феодор Тирон, Б.М. Кустодиев "Масленица", В.Г. Петров "Тройка", декорации И.С. Глазунова к опере "Сказание о невидимом граде Китеже"; тетради для учеников. Вводная беседа Учитель: "Духовно богатый человек". Что вы понимаете под этим понятием? Дети: Человек с доброй душой. Очень добрый человек. Ход урока Учитель: ":У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия:" ­  так сказал об этом В. Г. Белинский. Вы согласны с этими словами? (Слайд 2). Дети: Да, согласны. Добрые дела ­ это гимнастика для души. Чем больше ты сделаешь добрых дел, тем добрее  ты будешь: Учитель: Духовность ­ это то, что ощущает душой человек, богатство или бедность человеческой души,  человеческое мировоззрение. Русское мировоззрение складывалось и определялось под влиянием  крестьянства. Русское крестьянство являлось создателем народных традиций, идеалов, ценностей. На каких  уроках вы говорили об этом? (Слайд 3). Дети: На уроках рисования, музыки, литературы. Учитель:  О каком народном творчестве вы упоминали на этих предметах. Дети: На уроках музыки мы слушали народные песни, на уроках литературы ­ сказки, былины, на уроках  рисования мы изображали матрёшек, русские праздники (масленицу, рождество). Активизация имеющихся знаний (слайды 4­7) Учащимся предлагается выбрать правильный ответ на вопросы по истории, музыке, литературе,  изобразительному искусству: 1."Слово о полку Игореве" было написано:    после правления Ярослава Мудрого в годы правления Владимира Мономаха во время княжения Всеволода Большое Гнездо 2. В каких музыкальных произведениях встречаются сюжетные зарисовки народного обряда "Масленица"?     "Снегурочка" Римского­Корсакова "Кикимора" А.К. Лядова "Петрушка" И. Стравинского "Жар­птица" И. Стравинского 3. Древнейшей летописью, дошедшей до нас является:     "Слово о законе и благодати" "Слово о полку Игореве" "Повесть временных лет" "Чтение о житии и погублении" 4. Какое из музыкальных произведений рождается благодаря устному народному творчеству?     "Жаворонок" М.И. Глинка "Кикимора" А.К. Лядова "И. Сусанин"" М.И. Глинка "Картинки с выставки" М.П. Мусоргский Учитель: В вопросах, предложенных вам, вы выбирали народные произведения и произведения  профессиональные, созданные благодаря существованию народного творчества. Изучение нового материала. Учитель: Народное творчество продолжало процветать в период татаро­монгольского ига. Обращение к былинам и  сказаниям, в которых ярко описывались битвы с врагами Руси, придавало русским людям новые силы. Древние  былины, легенды, сказания обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Например, легенда "Сказание о  невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озеро вместе со своими храбрыми защитниками, не  сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым, звала русских людей на борьбу за свержение ненавистного  золотоордынского ига (слайд 8). Далее следует показ декораций художников к опере Н.А. Римского­Корсакова, слушание "Сказание о  невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы, чтение фрагмента романа М. Зуева­Ордынца  "Сказание о граде Ново ­ Китеже". Беседа о средствах выразительности каждого вида искусства и о сопоставлении разных эпох как в романе, так и в рождении на свет произведений искусств. Упоминание о многократном переписывании легенды различными  авторами. (Слайды 9­10) схемы, созданные на уроке детьми:  Учитель: Огромную роль в создании таблиц сыграло ваше воображение, заложенное в вас природными  данными. Крестьяне постоянно ощущали тесную живую связь с природой. Создавая сказки, песни человек делал природу соучастницей событий. Вспомните народные песни, дошедшие до нас. Исполняем песню "Зелёная рощица", "Земелюшка ­ чернозём". Беседуем о жанровой принадлежности песен. Песню "Земелюшка ­ чернозём" украшаем шумящими инструментами. Говорим о "невозможности" украшения этой песни, если человек исполняет её при работе в поле. Определяем  главную роль данной песни в жизни человека. Песню "Зелёная рощица" характеризуем как протяжную. Учитель: То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже  давно. Очевидно моля, заклиная о чём­то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой голос звучным, певучим. Самые древние песни, которые мы знаем, ­ это именно заклинания духов. В языческих  обрядах часто звучат молящие, долгие песни, вернее звуки. В свои владения скоро вступит весна. При закликании весны тоже был необходим долгий распев: Весна, Весна  красная! Приди, Весна, с радостью: (исполняет учитель) В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а  заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девицы часто совершали заклички, стоя на  высоких местах, пригорках крышах, глядя на восток, поют: Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью,  С великою милостью:  Со льном высоким,  С корнем глубоким,  С хлебами обильными: (исполняем вместе) В годовом круговороте крестьянин наблюдал определенную закономерность ­ встреча весны, время урожая,  приход зимы и т.д. Такое повторение наблюдалось из года в год. Поэтому складывались календарные циклы, о  которых вы уже слышали. Они сопровождались религиозными праздниками и обрядами, суевериями, обычаями,  многие из которых восходили к первобытной вере в зависимость жизни человека, его судьбы и хозяйства от  сверхъестественных сил. Христианская церковь гармонично вливалась в этот цикл. Вчера был 17­й день февраля. В этот день люди вспоминают имена многих святых, а их не мало. Например, имя  св. великомученика Феодора Тирона. (Рассказ учителя и звучание произведения П.И. Чайковского "Утренняя  молитва" из "Детского альбома"). В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора  Максимиана (286­305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от  Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и  заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через  некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа.  Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам  бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Православная  церковь ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста (Слайд  11). Часто христианские имена и названия получали наименования, лишь внешне связанные с церковными, а по  содержанию ­ языческие, близкие и понятные крестьянству. Несмотря на то, что мы считаем себя современными людьми, мы часто задаём себе вопросы и не находим  ответы, мы подвержены суевериям и испытываем страх перед необъяснимыми явлениями. В давние времена у нас был бы не февраль, как мы называем один из зимних месяцев, а снежень, вероятно ­ от  снежного времени. Очень хорошо прижились в народе некоторые приметы. Сегодня 18 февраля ­ день святой Агафии ­ поминальницы. В этот день принято поминать усопших родителей и  родственников (слайд 12). А по народным легендам в этот день ходит по домам "Коровья Смерть" ­ старуха, которая морит всякую  бесхозную животину. Поэтому вечерком люди заговаривали живность от болезней, стараясь её уберечь (слайд  13). Многие современные люди не желают расставаться с приметами. Помнят буквально все. Контроль. Обратимся и мы к своей памяти, но будем вспоминать не только приметы. Мы вспомним события, о которых говорили сегодня, заполним таблицу: Вопросы Ответы Какие события обязательно упоминались в былинах, легендах, сказаниях? Почему они приобретают  вторую жизнь? Какое предназначение выполняли долгие, протяжные музыкальные звуки при обращении человека к  природе? Каким событиям был посвящён месяц февраль? Вспомни случаи из своей жизни или из жизни друзей и запиши некоторые приметы. Вспомни некоторые даты русских праздников, событий и запиши их в определённом людьми порядке. Таблица у каждого ученика (слайд 14). Подведение итогов. Учитель: У нас сегодня на уроке была добрая атмосфера. Каждый испытал особые, неповторимые чувства. Вы  поделитесь ими чуть позже. А пока попробуйте дать ответ на этот вопрос: что станет с человеком, если отнять у него все, что  нематериально, ­ память, чувство, совесть, мысль? Дети: Он будет существовать как трава, растение:, никогда не станет духовно богатым. Рефлексия. Повторно звучит "Молитва" П.И. Чайковского. Учитель: Сейчас, пока звучит музыка я прошу вас записать в тетрадь состояния души, которые вы испытали во  время урока и рядом с ними произведения, причину, примету или высказывание, натолкнувшие вас на эти  состояния (слайд 15). Это некоторые записи из тетрадей: печаль ­ когда слушал "молитву", было страшно ­ ходит по домам "Коровья Смерть", нежность ­ когда звучала молитва, волнение, храбрость, страх ­ когда был рассказ о святом мученике, радость ­ зовут весну, песня "Земелюшка ­ чернозём" и т.д. Источники информации. 1. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. ­ М.: ООО ТД  "Издательство Мир книги", 2008. 2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый  контроль: учебно ­ метод. пособие. ­ М.: Глобус, 2007. 3. Зуев­Ордынец М.Е. Сказание о граде Ново ­ Китеже. ­ М.: Детская литература, 1977. 4. Кошмина И.В. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6 ­ 9 кл. ­ М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 5. Левашева Г.Я. Музыкальные вечера. ­ Л.; Издательство: Детская литература, 1963. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. ­ 2­е изд., перераб. и  доп. ­ М.: ТК Велби, Изд ­ во Проспект, 2003.

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".

"Духовность в культуре русского крестьянства".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018