Двоичная система счисления

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Двоичная система счисления». Цели и задачи урока: освоить перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления. Уметь выполнять операции сложения и умножения над двоичными числами. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий Планируемые образовательные результаты: личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. предметные – навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами; метапредметные – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Решаемые учебные задачи: 1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы; 2) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления; 3) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления; 4) знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления. Ход урока: 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Изучение нового материала Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления. Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам: - справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный); - справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком; - правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения. Сейчас научимся, переводит из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот. Примеры двоичной СС: 1) 1001112= 1*20+1*21+1*22+0*23+0*24+1*25=1+2+4+32 = 3910 2) 101101102 = (1·27)+(0·26)+(1·25)+(1·24)+(0·23)+(1·22)+(1·21)+(0·20) = 128+32+16+4+2 = 18210 Научимся переводить из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Нужно последовательно делить данное число на n до получения числа, меньшего n. Затем записать остатки в обратном порядке. Это будет искомое число. Примеры десятичной СС: 1) 5210 = Ответ: 1101002 2) 4610= Ответ: 1011102 Арифметические операции в двоичной системе счисления I. Сложение. Рассмотрим сложение чисел в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел: 0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10 Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. II. Вычитание. Рассмотрим вычитание двоичных чисел. В его основе лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел. При вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. В таблице заем обозначен 1 с чертой: 0 – 0 = 0 0 – 1 = 1 1 – 0 = 1 1 – 1 = 0 Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей вычитания с учетом возможных заемов из старших разрядов.
Иконка файла материала Двоичная система счисления..doc

3урок, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата:______________

Тема урока: «Двоичная система счисления».

Цели и задачи урока: освоить перевод десятичных чисел в двоичную

систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления. Уметь выполнять

операции сложения и умножения над двоичными числами. Понимать роли

фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

Планируемые образовательные результаты:

личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

предметные – навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

метапредметные – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;

3) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;

4) знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления.

Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых.

          Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

- справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и  деления  столбиком;

- правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

Сейчас научимся, переводит из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.

Примеры двоичной СС:

1) 1001112=

1*20+1*21+1*22+0*23+0*24+1*25=1+2+4+32 = 3910

2) 101101102 = (1·27)+(0·26)+(1·25)+(1·24)+(0·23)+(1·22)+(1·21)+(0·20) = 128+32+16+4+2 = 18210

Научимся переводить из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

Нужно последовательно делить данное число на n до получения числа, меньшего n. Затем записать остатки в обратном порядке. Это будет искомое число.

Примеры десятичной СС:

1) 5210 =

Ответ: 1101002

2) 4610=

Ответ: 1011102

 

Арифметические операции в двоичной системе счисления

I. Сложение. Рассмотрим сложение чисел в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел:

 

 0 + 0 =  0

 0 + 1 =  1

1 + 0 =  1

   1 +  1 = 10

Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд.

II. Вычитание. Рассмотрим вычитание двоичных чисел. В его основе лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел. При вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. В таблице заем обозначен 1 с чертой:

 

           0 – 0 = 0

           0 – 1 = 1

           1  –  0 =  1

1  –  1 =  0

Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей вычитания с учетом возможных заемов из старших разрядов.

III. Умножение.

           0 * 0 = 0                                               

           0 * 1 = 0                                                                                                    

           1 * 0 = 0

           1 * 1 = 1

 

4. Закрепление, выполнение заданий


Самостоятельная работа по теме:

«Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно»

1 вариант

1)     Переведите числа из десятичной системы в двоичную:

a)     371

b)     25

c)     18

d)     101

2)     Переведите числа из двоичной системы в десятичную:

a)     10101

b)     1001

c)     1011

d)     111

3)     Выполните сложение

4)     а) 11001 +101 = 1 1110

5)     б) 11001 +11001 = 110010

6)     Выполните вычитания.

7)     а) 11001-1001 = 10000      б)  1011-110 =  101

8)     Выполните умножение:

9)     а) 1101 * 1110 = 1011 0110  б) 1010 * 110 = 11 1100

Самостоятельная работа по теме:

«Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно»

2 вариант

1)     Переведите числа из десятичной системы в двоичную:

a)     189

b)     35

c)     16

d)     111

2)     Переведите числа из двоичной системы в десятичную:

a)     1101

b)     10101

c)     10001

d)     10011

Выполните сложение

а) 11001 +101 = 1 1110

б) 11001 +11001 = 110010

Выполните вычитания.

а) 11001-1001 = 10000      б)  1011-110=  101

Выполните умножение:

а) 1101 * 1110 = 1011 0110  б) 1010 * 110 = 11 1100

5. Итог урока. Домашнее задание

100112 → А10

4610 → А2

1011012 → А10

67210 → А2

101112 → А10

93410 → А2

1001012 → А10

32510 → А2

 


Посмотрите также