13 урок, 7 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ____________
Тема урока: «Двоичный алфавит»
Цель урока:
предметные – представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ.
метапредметные – понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;
личностные – навыки концентрации внимания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания:
Конспект, вопросы:
Что значит язык? Определение.
Характеристика языка.
Основа языка – это алфавит. Определение.
Что входит (синтаксис, слово, семантика).
Все языки можно разделить на естественные и искусственные (формальный)
Что это такое, функции, к чему относятся
3. Изучение нового материала
- Как видите, в жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т.е. с такой информацией, которая передается специальными знаками.
- Примером знаковой системы является язык. Каждый язык имеет свой алфавит – т.е. набор отличных друг от друга знаков. Количество знаков в алфавите называется мощностью алфавита.
- Определите мощность алфавитов, в русском, английском языке. 33, 26
- Алфавит, который состоит из двух знаков, называется двоичным.
- Можно ли представить данные объекты в двоичном коде?
- Сегодня на уроке мы это выясним.
- Тема урока: «Двоичное кодирование, двоичный алфавит».
Работа с презентацией
- Если у меня есть всего два знака (0 и 1), сколько букв с их помощью я могу передать?
- Всего две. Например:
0 – А
1 – Б
- Но что делать дальше? Как получить весь алфавит?
- Увеличим длину кода. Пусть каждый код состоит из двух цифр или имеет размер 2 бита.
00 – А
01 – Б
10 – В
11 – Г
- Уже лучше. Но и этого недостаточно.
- Еще раз увеличим длину кода. На этот раз длина кода – 3 бита. Сколько букв мы сможем закодировать?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Если количество кодовых комбинаций обозначить буквой N, а длину кодовой цепочки буквой i, получим формулу N=2^i.
- Таблица на экране показывает, сколько кодовых комбинаций можно получить в зависимости от длины кодовой цепочки. Запишите формулу и таблицу в тетрадь.
4. Практическая работа
У каждого из вас на парте лежат карточки. Выполните задание самостоятельно.
Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте правильность выполнения задания.
Тест
1. Как называется конечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации?
2. Как называется алфавит, который содержит два символа?
3. Как называется количество символов (знаков), которые входят в алфавит?
4. Сколько существует различных последовательностей из символов «0» и «1» длиной ровно пять символов?
5. Какая формула используется для определения количества кодовых комбинаций?
Ответы:
1. D
2. B
3. C
4. C (2*2*2*2*2)
5. B
5. Подведение итогов
Домашняя работа
По данному коду прописать все варианты
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
01 |
010 |
001 |
11 |
101 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.