Цель:
• познакомить учащихся с понятиями и языком декоративно-прикладного искусства,
• открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни,
• познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки,
• формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки,
• композиции и ритма цветовых пятен.
1. Организационный момент.
Знаете ли вы, как жили наши предки?
С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.
Презентация с изображением явлений природы.
2. Актуализация опорных знаний.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, грозу, воду, растения, землю.
Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Единство формы и декора в глиняных игрушках
Цель:
познакомить учащихся с понятиями и языком декоративноприкладного искусства,
открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно
прикладного искусства, его связь с явлениями жизни,
познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки,
формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки,
композиции и ритма цветовых пятен.
1. Организационный момент.
Знаете ли вы, как жили наши предки?
С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных,
непонятных и устрашающих явлений.
Презентация с изображением явлений природы.
2. Актуализация опорных знаний.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его
среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные
явления: солнце, грозу, воду, растения, землю.
Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде,
одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых
духов.
3. Формирование новых знаний.
Так появилось декоративноприкладное искусство.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть
древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки
обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого
зла.
Сегодня мы с вами познакомимся с росписью глиняных игрушек. Декор их тоже отличается,
как и пластическая форма. В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь,
птица, берегиня, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Презентация.
Декоративноприкладное искусство – это украшение предметов быта художниками и
народными умельцами.
Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца
в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных
лини, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие
изображения называются солярными знаками. Из этих знаков выстраивали орнамент.
Основным источником для создания орнамента, была природа.
На шкурах зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа
нарисовала чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных
форм и цветовых оттенков.Цвет тоже имел символическое значение:
Черный – символизировал землю;
Красный – жизнь, кровное родство;
Желтый – солнце, свет;
Синий, голубой – вода земная, небеса;
Белый – чистота;
Зеленый – молодость, ростки.
В древних русских узорах нет кричащих цветов, все они согласованы между собой и
построены в единой цветовой гамме.
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня,
чудоптицы, и древа жизни.
Берегиня – так называли изображение женщины. Это наиболее почитаемое божество
олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.
Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы. Изображалось в виде
разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов
солнца, движение солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.
Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными
гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – символ счастья, весны, тепла и света.
Удивительно красивым был быт трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими,
красивыми предметами и изображениями.
Радостнее было терпеть тяготы труда, переживать суровые зимы, преодолевать горести и
болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.
Просмотр презентации с комментариями учащихся.
В рабочих тетрадях записи новых понятий.
Выступление учащихся с краткими сообщениями по теме.
1. Ученик.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть
древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки
обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого
зла. Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, и все же в разных местах необъятной
России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
2. Ученик.
В деревне Филимоново Тульской области с древних времен сйществует производство
знаменитых филимоновских игрушек.
Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными
и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, податливой глины. Высокие
стройные женские фигурки часто держат что то в руках, мужские фигуры под стать им:
статные, длинноногие, чуть смешные. Очень большое разнообразие образов воплотила в
себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными шеями, домашние животные, птицы. У
персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную шею и
придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.Любимые цвета мастеров этой игрушки – интенсивный красный, малиновый. Они горят еще
ярче в соседстве с желтым, темно – синем и зеленым. Орнамент росписи простой: узкие
полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Эти
мотивы знакомы нам из узорного ткачества, вышивки, росписей. Простой и легкий узор
хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами фигуры.
3. Ученик.
Родина каргопольских игрушек – русский Север, Архангельская область.
Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и
тяжеловесны. Веселые плосковатые лица, короткие руки делают фигуру забавной и
шутливой.
Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был КоньПолкан или ПолиханЧудо с
головой и туловищем человека и телом коня.
Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие
веселые люди и добродушные звери и птицы.
Роспись каргопольских игрушек очень выразительная и простая. Традиционный набор
элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами.
Символы солнца – большие огненные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и
веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к
натуральным природным оттенкам.
4. Ученик.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря ее
колориту. Это, прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор. В
декоре преобладают насыщенные цвета: красноалый, малиновый, синий, золотистожелтый,
фиолетовый, зеленый.
Дымково – бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят
декоративную игрушку. Высотой они 2025 см. Рецепт изготовления игрушки не так прост.
Сначала замешивают из красной глины тесто, из него лепят игрушки, затем обжигают в печи.
Форма игрушек монолитна, а силуэты отличаются легкостью, плавностью и округлостью.
Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К туловищу крепились
лепные детали: изящные оборки, воланы, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и
нарядный головной убор.
Роспись начинается с того, что фигурки покрывают слоем мела, разведенного на снятом
молоке. На белый фон начинают наносить многоцветные узоры, чаще всего геометрический
узор. Применяют до 8 цветов, добавляя сусальное золото. В палитре дымковских мастеров
почти отсутствует смешение цветов.
Мастер продуманно использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о
красоте природы тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства.
Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают яркие
цвета.
5. Ученик. Сегодня мы познакомились с наиболее самобытными и известными глиняными
промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и сейчас
существуют производства абашевской, тульской, курской, липецкой, каргопольской,
филимоновской и дымковской игрушек.
Интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного
экспоната. Она близка своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью
выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.
Задание: декоративно оформить в цвете, выполненную на предыдущем уроке фигуру
глиняной игрушки (на выбор).Стихотворение К.Фофанова
“Чем знаменито Дымково”
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней чтото есть от радуги,
От капелек росы,
В ней чтото есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте охра с суриком,
Чтоб всем – светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Подведение итога урока. Анализ работ учащихся.