Единство формы и декора в глиняных игрушках

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • познакомить учащихся с понятиями и языком декоративно-прикладного искусства, • открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни, • познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки, • формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, • композиции и ритма цветовых пятен. 1. Организационный момент. Знаете ли вы, как жили наши предки? С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Презентация с изображением явлений природы. 2. Актуализация опорных знаний. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, грозу, воду, растения, землю. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Иконка файла материала Единство формы и декора в глиняных игрушках.doc
Единство формы и декора в глиняных игрушках Цель:    познакомить учащихся с понятиями и языком декоративно­прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно­ прикладного искусства, его связь с явлениями жизни, познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки,  формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки,  композиции и ритма цветовых пятен. 1. Организационный момент. Знаете ли вы, как жили наши предки? С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных,  непонятных и устрашающих явлений. Презентация с изображением явлений природы. 2. Актуализация опорных знаний. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его  среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные  явления: солнце, грозу, воду, растения, землю. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде,  одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых  духов. 3. Формирование новых знаний. Так появилось декоративно­прикладное искусство. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть  древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки  обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого  зла. Сегодня мы с вами познакомимся с росписью глиняных игрушек. Декор их тоже отличается,  как и пластическая форма. В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь,  птица, берегиня, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции. Презентация. Декоративно­прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и  народными умельцами. Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных  лини, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками. Из этих знаков выстраивали орнамент. Основным источником для создания орнамента, была природа. На шкурах зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа  нарисовала чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных  форм и цветовых оттенков.Цвет тоже имел символическое значение: Черный – символизировал землю; Красный – жизнь, кровное родство; Желтый – солнце, свет; Синий, голубой – вода земная, небеса; Белый – чистота; Зеленый – молодость, ростки. В древних русских узорах нет кричащих цветов, все они согласованы между собой и  построены в единой цветовой гамме. Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня,  чудо­птицы, и древа жизни. Берегиня – так называли изображение женщины. Это наиболее почитаемое божество  олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян. Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы. Изображалось в виде  разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами. Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов  солнца, движение солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни. Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными  гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – символ счастья, весны, тепла и света. Удивительно красивым был быт трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими,  красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпеть тяготы труда, переживать суровые зимы, преодолевать горести и  болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро. Просмотр презентации с комментариями учащихся. В рабочих тетрадях записи новых понятий. Выступление учащихся с краткими сообщениями по теме. 1. Ученик. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть  древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки  обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого  зла. Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, и все же в разных местах необъятной  России художники оригинально подходили к созданию ее образа. 2. Ученик. В деревне Филимоново Тульской области с древних времен сйществует производство  знаменитых филимоновских игрушек. Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, податливой глины. Высокие  стройные женские фигурки часто держат что­ то в руках, мужские фигуры под стать им:  статные, длинноногие, чуть смешные. Очень большое разнообразие образов воплотила в  себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными шеями, домашние животные, птицы. У  персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную шею и  придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.Любимые цвета мастеров этой игрушки – интенсивный красный, малиновый. Они горят еще  ярче в соседстве с желтым, темно – синем и зеленым. Орнамент росписи простой: узкие  полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Эти  мотивы знакомы нам из узорного ткачества, вышивки, росписей. Простой и легкий узор  хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами фигуры. 3. Ученик. Родина каргопольских игрушек – русский Север, Архангельская область. Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и  тяжеловесны. Веселые плосковатые лица, короткие руки делают фигуру забавной и  шутливой. Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь­Полкан или Полихан­Чудо с  головой и туловищем человека и телом коня. Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие  веселые люди и добродушные звери и птицы. Роспись каргопольских игрушек очень выразительная и простая. Традиционный набор  элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами.  Символы солнца – большие огненные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и  веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к  натуральным природным оттенкам. 4. Ученик. Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря ее  колориту. Это, прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор. В  декоре преобладают насыщенные цвета: красно­алый, малиновый, синий, золотисто­желтый, фиолетовый, зеленый. Дымково – бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят декоративную игрушку. Высотой они 20­25 см. Рецепт изготовления игрушки не так прост.  Сначала замешивают из красной глины тесто, из него лепят игрушки, затем обжигают в печи. Форма игрушек монолитна, а силуэты отличаются легкостью, плавностью и округлостью.  Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К туловищу крепились  лепные детали: изящные оборки, воланы, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и  нарядный головной убор. Роспись начинается с того, что фигурки покрывают слоем мела, разведенного на снятом  молоке. На белый фон начинают наносить многоцветные узоры, чаще всего геометрический  узор. Применяют до 8 цветов, добавляя сусальное золото. В палитре дымковских мастеров  почти отсутствует смешение цветов. Мастер продуманно использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о  красоте природы тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства.  Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают яркие  цвета. 5. Ученик. Сегодня мы познакомились с наиболее самобытными и известными глиняными  промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и сейчас  существуют производства абашевской, тульской, курской, липецкой, каргопольской,  филимоновской и дымковской игрушек. Интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного  экспоната. Она близка своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью  выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. Задание: декоративно оформить в цвете, выполненную на предыдущем уроке фигуру  глиняной игрушки (на выбор).Стихотворение К.Фофанова “Чем знаменито Дымково” Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного,  Что серости серей. В ней что­то есть от радуги, От капелек росы, В ней что­то есть от радости, Гремящей, как басы! Она глядит не прянично – Ликующе и празднично. В ней молодость – изюминка, В ней удаль и размах… Сияйте, охра с суриком, По всей земле в домах! Сияйте охра с суриком, Чтоб всем – светло, не сумрачно! И злость, и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымкова Растают навсегда! Подведение итога урока. Анализ работ учащихся.

Посмотрите также