Эффективная работа с одаренными детьми
Цель программы – создание системы деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
1.Выявить одаренных учащихся
2.Изучить факторы развития личности, ее способностей.
3.Развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения все виды творческой самореализации.
4.Установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.
5.Способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.
Выявление одаренных детей в школе проводится, начиная с начальной школы на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Эффективная работа с одаренными детьми.docx
Эффективная работа с одаренными детьми
Цель программы – создание системы деятельности учителя по развитию
творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
1.Выявить одаренных учащихся
2.Изучить факторы развития личности, ее способностей.
3.Развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный
процесс обучения все виды творческой самореализации.
4.Установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.
5.Способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся
при выборе их будущей профессии.
Выявление одаренных детей в школе проводится, начиная с
начальной школы на основе наблюдения, общения с родителями, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
Принцип ориентации обучения на формирование познавательных,
информационнокоммуникативных и рефлексивных компетентностей
учащихся, исходя из Государственных стандартов образования.
Принцип осмысленности (осмысление проблемы, цели, задачи происходит
при самостоятельной их формулировке учащимися).
Принцип самодеятельности (учащийся может овладеть ходом исследования
только через собственный опыт).
Принцип экспериментальности (физика наука экспериментальная, поэтому
этот принцип является одним из главных).
Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и
возможностями учащихся.
Принцип активной деятельности учащихся (освоение учениками знаний,
умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме
деятельностного, компетентностного подхода).
Принцип практической направленности обучения физике (решение заданий
прикладного, практического содержания).
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными
детьми
Учитель должен быть:
талантливым;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть передовыми педагогическими технологиями;
психологом,
воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
воспитателем и умелым организатором учебно
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
1.Стимулировать познавательные способности учащихся.
2.Работать дифференцированно и осуществлять индивидуальный подход к
одаренным учащимся.
3.Принимать взвешенные психологопедагогические решения.
4.Анализировать свою учебновоспитательную деятельность и всего класса.
5.Регулировать конфликты.
Инновационные подходы в практике работы с одаренными детьми
Отмечаемые на сегодняшний день изменения в системе образования
современного общества характеризуются переходом от обучения в закрытой
образовательной среде к «сетям знаний» открытой образовательной среды.
В частности, большой интерес и внимание сейчас привлекают
возможности участия в Интернетолимпиадах, телекоммуникационных
проектах. Использование технологий Интернет сделало возможным
построение сетевых образовательных программ для школьников, в которых
информационные и телекоммуникационные технологии выступают как
инновационные интерактивные средства обучения.
Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными
детьми нужно подходить исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают
весьма своеобразной, как правило, очень ранимой, психикой и далеко не у
всех у них наряду с высоким уровнем интеллектуального развития
присутствует такой же высокий уровень развития психомоторных и
коммуникативных способностей. Более того, имеющиеся у ребенка дефекты в
общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться.
Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным
последствиям информатизации, как "Интернетзависимость", "игровая
компьютерная наркомания" и т.п.
Содержание, методы и формы работы с одарёнными учащимися.
Содержание работы с одарёнными детьми определяется в рамках
каждой из учебных дисциплин, однако следует отметить то, что оно должно
настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен
быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к
обучению не столько фактам, сколько идеям, способам и методам,
развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование,
постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают
столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Методы и формы работы с одарёнными учащимися должны органически
сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то
же время отличаться определённым своеобразием.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся,
безусловно ведущими и основными являются методы творческого характера
проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в
сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Могут использоваться, в частности, тематические курсы, "мозговые
штурмы" во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию
исследовательских умений в процессе научно практической работы или
творческих проектов и т.д. Целесообразно обучать одарённых детей в классах
вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными
школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной
адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до
определённого времени одарённости, для максимально возможного развития
всех учащихся. Создание профильных классов отчасти может решать эти
вопросы.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся
урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться
значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и
индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить
групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные
формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды
деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы
работы, в различных практикумах и проведении лабораторных занятий в
условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию
одарённых учащихся различные факультативы,
конкурсы,
интеллектуальные марафоны, участие в самых различных олимпиадах и
конкурсах в школе и вне школы и, разумеется, система внеурочной
исследовательской работы учащихся.
кружки,
Творческие лабораторные работы.
Развивая творческие способности
учащихся с учётом их индивидуальности,
воспитывая у них
самостоятельность и инициативность, можно рассмотреть творческие
лабораторные работы. Методика проведения этих работ прошла многолетнюю
апробацию в школах. Обычно ученикам предлагается задания из учебника по
традиционной методике, имеющие целью лишь закрепление и отработку основного ранее изученного материала по инструкции в учебнике. Но если
предложить выполнить задания без инструкций или с минимальными
указаниями к работе, то степень самостоятельности учеников оказывается
более высокой. Успех проведения лабораторных работ по данной методике
зависит от двух обстоятельств: ученики должны хорошо знать теоретический
материал, который будет использоваться при выполнении данной работы, и
владеть необходимыми экспериментальными умениям навыками. Поэтому
предварительно нужно это проверить и если нужно, восстановить.
Как мы готовимся к олимпиадам? Обычно сначала учитель объясняет
небольшой теоретический материал углублённого уровня. Затем он объясняет
решение однойдвух задач. Далее дети работают в небольших группах по 23
человека, при необходимости обращаясь за консультацией к учителю.
Использую и работу с готовыми решениями наиболее трудных задач, и тут
при необходимости учащиеся обращаются за консультацией к учителю.
Большой эффект даёт и индивидуальная работа.
Подводя итоги, следует отметить, что к творчеству ученика надо
подводить постепенно, основываясь на имеющиеся у него знания. При строгом
отборе учебного материала, многократности повторения, формировании
устойчивого интереса, обучении грамотному выполнению работ и
индивидуальном подходе можно добиться реальных успехов в работе с
одаренными детьми. Критерии талантливых и одаренных учащихся:
• память и знания: у них превосходная память; они не только знают, но и
умеют использовать информацию;
• самообразование: они лучше других знают, как проходит процесс обучения и
умеют регулировать свое обучение;
• быстрота мышления: они отводят больше времени на планирование, но
быстрее приходят к реализации планов;
• решение проблем: они пополняют информацию, выявляют несоответствия,
быстрее постигают суть;
• гибкость: несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они
могут видеть и принимать альтернативные решения в обучении и решать
проблемы иным способом;
• любовь к сложности: для стимулирования интереса они стремятся к более
сложным играм и заданиям;
концентрация:
они обладают исключительной способностью
•
концентрировать волю на продолжительный период времени, начиная с
раннего возраста;
• ранняя символическая деятельность: они могут говорить, читать и писать с
раннего возраста
Для данных учеников предполагается углубление, усложнение заданий на
уроках и усложнение программ, а также экстернатная форма обучения.
Модель изменения учебного плана базируется на использовании трех пунктов:
• изменения в содержании (включая процесс и продукт);
• изменения в методе;
• изменения контекста обучения.
Эффективная работа с одаренными детьми
Эффективная работа с одаренными детьми
Эффективная работа с одаренными детьми
Эффективная работа с одаренными детьми
Эффективная работа с одаренными детьми
Эффективная работа с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.