ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ
Оценка 4.6

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл
31.05.2017
ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ
Многие из нас, педагогов, задумывались над тем, как заинтересовать учащихся, как задеть их за живое, как пробудить у детей интерес к предмету. Основным источником развития мотивации у учащихся, который бы отражал личностный смысл учения, влиял бы на все виды деятельности, является применение приемов технологии критического мышления через чтение и письмо. Что принципиально нового несет эта технология?В статье определена сущность технологии развития критического мышления. Она состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом, работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.
статья Шембулатовой Т.docx
Шембулатова Татьяна Михайловна,  учитель МОБУ «Азановская СОШ»,  с. Азаново, Республика Марий Эл ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ Сегодня учителю русского языка и литературы особенно важно пробудить интерес   к   слову,   научить   учащихся   чувствовать   слово,   побудить   к   поиску значения слова, так как дети испытывают затруднения в изложении собственных мыслей,   не   могут   свободно   интерпретировать   в   устной   форме,   отсюда возникают   трудности   в   общении.   Кроме   всего   этого   порождается   языковая вседозволенность   из­за   боевиков,   «прикольных»   хитов   и   клипов   с   экранов телевизоров   и   кинотеатров.   Создавшаяся   ситуация   заставляет   искать эффективные методы и приемы, чтобы ученик захотел по­настоящему учиться, мог   свободно   излагать   свои   мысли,   совершенствовал   речевое   творчество. Многие из нас, педагогов, задумывались над тем, как заинтересовать учащихся, как задеть их за живое, как пробудить у детей интерес к предмету. Основным источником развития мотивации у учащихся, который бы отражал личностный смысл   учения,   влиял   бы   на   все   виды   деятельности,   является   применение приемов   технологии   критического   мышления   через   чтение   и   письмо.  Что принципиально нового несет эта технология? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.   Учителем   на   каждой   из   стадий   урока   используются   свои методические приемы, которых достаточно много, однако применяются самые для него приемлемые.  Сущность технологии развития критического мышления состоит   в   том,   что   учащиеся   самостоятельно   добывают   знания,   используя разнообразные   формы   работы   и   средства   обучения,   например,   работу   с таблицами, кластерами, инсертом, работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Данная   технология   заинтересовала   тем,   что   познание   нового   идет   через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно­ познавательную   деятельность  обучаемых,   которыми   управляет,   а   также мотивирует   на   действие   учитель.   Благодаря   этому,   появилась   большая заинтересованность   учащихся   в   предмете.   Повышается   активность   на   уроке: даже   самые   слабоуспевающие   и   безразличные   к   учебе   школьники   стали достигать успеха. Урок по технологии критического мышления композиционно предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию. Первая стадия – вызов. Ее присутствие   на   каждом   уроке   обязательно.   Стадия   вызова   в   рамках   уроков ТРКМЧП   выполняет   сразу   несколько   функций:   мотивационную   (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет   вспомнить   то,   что   уже   известно   по   заявленной   теме), коммуникационную   (предполагает   бесконфликтный   обмен   мнениями   и предположениями). Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным. На этом этапе   урока   целесообразно   использовать   прием   занимательности, неожиданности.  Итак,   при   удачно   проведённой   стадии   вызова   ученик   сам определяет свои знания и “незнания”. Вот это и есть мотивация! Так,   на   уроке   литературы   по   стихотворчеству   «Рождение   стиха»   был представлен   отрывок   из   мультипликационного   фильма   о   Незнайке,   когда   он рассуждает о том, что легко писать стихотворения и подбирать рифмы. Затем целесообразно использовать прием «Толстые» и «тонкие» вопросы». Если взять урок   русского   языка,   то   можно   заинтересовать   учащихся,   рассказав   притчу, например,   по   подготовке   к   ЕГЭ   ­   об   ученике   и   учителе­мастере,   который стремился к успеху. Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.  Эта стадия позволяет ученику   получить   новую   информацию,  осмыслить   ее,   соотнести   с   уже имеющимися знаниями. «Осмысление» ­ это изучение нового материала. Работа на этой стадии ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.  Оправдывает   себя   прием  «Инсерт».  На   уроках   по   теории литературы   использую   чтение   статьи   с   пометками,   на   вводных   уроках   по биографии   и   творчеству   писателя,  поэта,   драматурга   можно   делать   пометки карандашом   на   полях.   В   учебниках   русского   языка   представлены познавательные   тексты   по   истории,   искусству.   Затем   следует   обсуждение. Нравится учащимся составление кластера как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Теоретический материал представляют самостоятельно, затем защищают перед одноклассниками практически любую тему, потому что, как правило, каждая тема в учебниках дается от “простого к сложному”, всегда есть   от   чего   оттолкнуться.   Составление   кластера  позволяет   думать   и рассуждать   свободно   по   любому   поводу,   совершать   ошибки,   исправлять   их. Данный   прием   учит   навыкам   систематизации   и   классификации.   Так,   при изучении биографии великого человека отбираются события, значимые в жизни и   творчестве.  Систематически   на   уроках  обращаемся   к   таблице  «ЗУХ», эффективно использовать на уроках русского языка: приём хорошо формирует письменную речь, это проявляется при заполнении таблицы, в выборе лексики. Так, развивает умение выделять главное в изучаемом материале. Третья   стадия   –   рефлексия.   Здесь   основным   является   целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Это этап урока, в ходе   которого   учащиеся   самостоятельно   оценивают   свое   состояние,   свои эмоции, результаты  своей  деятельности.  Составляем  синквей  по  понятийным словам,   например,   «счастье»,   «любовь»,   «стихотворение»,   «творчество»   (на уроках   литературы),   «Имя   существительное»,   «Имя   прилагательное», «Наречие». В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия. Прием «Анкета» позволяет проанализировать свою активность на уроке. Таким   образом,   используя   разнообразные   и   рациональные   приемы технологии развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, помогаю учащимся достигнуть качественно нового уровня знаний. Наиболее удачно решаются поставленные задачи. Улучшается качество речевой  Вырабатываются   общеучебные   умения:   работать   в   группе, деятельности. графически   оформить   текстовый   материал,   творчески   интерпретировать имеющуюся   информация,   распределить   информацию   по   степени   новизны   и значимости, обобщить полученные знания. Самое важное: благодаря  ТРКМЧП происходит сотрудничество между учителем и учеником. Действительно, это эффективная технология, применяемая в  школе  на уроках  русского  языка  и литературы. Библиографический список: 1  Г.К.   Селевко   «Современные   образовательные   технологии»/Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. ­ 256 с 2.Методика преподавания литературы: Учебник для студ. Пед. Вузов/ О.Ю. Богданова,   С.А.   Леонов,   В.Ф.   Чертов;   Под   ред.   О.Ю.   Богдановой.   –   М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 400 с. 3.Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин­тов/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин. Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.к. Бабанского. – 2­е изд., доп. И перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с. 4.С.И. Заир­Бек, И. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». Пособие для учителя. М., 2004 г.

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017