Эффективное преподавание
Оценка 5

Эффективное преподавание

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия
Взрослым
29.05.2018
Эффективное преподавание
Эффективное преподавание — это искусство. В любом виде искусства — будь то живопись, скульптура, литература — великие мастера, превращая сырье (холст, камень, чернила) в бесценные достояния человечества, используют, помимо знаний и навыков, базовые инструменты. И возникающая при этом алхимия поистине поразительна, ибо инструменты эти часто кажутся со стороны чем-то на редкость простым и обыденным
Эффективное преподавание.docx
Эффективное   преподавание   —   это   искусство.   В   любом   виде   искусства   —   будь   то   живопись, скульптура, литература — великие мастера, превращая сырье (холст, камень, чернила) в бесценные достояния   человечества,   используют,   помимо   знаний   и   навыков,   базовые   инструменты.   И возникающая при этом алхимия поистине поразительна, ибо инструменты эти часто кажутся со стороны   чем­то   на   редкость   простым   и   обыденным.   Кто   из   нас,   глядя   на   зубило,   молоток   и напильник,   представляет   себе   Микеланджело,   высекающего   с   их   помощью   статую   Давида   из бесформенного куска мрамора? Великое искусство всегда опирается на овладение и применение основополагающих навыков, которым   каждый   художник   обучается   индивидуально   во   время   усердной   учебы.   Сначала   вы учитесь просто бить молотком по долоту, а со временем совершенствуете этот навык, поняв, под каким углом следует наносить удар и насколько сильным он должен быть. А спустя годы, если результат вашего труда оказывается  17 в музее, посетители, с восторгом глядя на него, горячо обсуждают, к какой школе или направлению искусства относится ваше творение. И куда менее вероятно, что они задумываются над тем, какое мастерство в применении банального долота и молотка потребовалось для воплощения видения творца. Многие люди способны создавать в своем воображении поистине уникальные шедевры, но только те, кто освоил и развил нужные ремесленные навыки, могут воплотить свое видение в жизнь. За   каждым   художником   стоит   ремесленник.   Конечно,   далеко   не   всякий   человек,   научившийся ловко управляться с долотом, создаст статую Давида, но тот, кто так и не освоил этот инструмент, вряд   ли   сумеет   сделать   что­то   более   впечатляющее,   чем   нанести   беспорядочные   насечки   на каменную глыбу. На первых курсах учебы в колледже я поехал за границу и в музее Пикассо в Барселоне увидел школьные   тетради   великого   художника.   Больше   всего   мне   запомнились   наброски   на   полях. Заметьте, это были не альбомы для рисования, а самые обычные тетрадки, какие ведет каждый ученик, — простые записи школьных уроков. Но рисунки на полях запечатлели то лицо какого­то учителя, то руку самого Пикассо с карандашом, в идеальной перспективе, с безупречными линиями и тенями. Признаться, я всегда считал Пикассо королем абстракции и символизма, которому вовсе не   обязательно   уметь   точно   и   реалистично   изображать   действительность.   Но   наброски, заполнявшие поля страниц его школьных тетрадей, ясно говорили о том, что художник с самого детства   оттачивал   базовые   навыки   рисовальщика,   что   он   испытывал   потребность   в   развитии основополагающих навыков. Он был сначала ремесленником и только потом художником, о чем свидетельствует и тот факт, что, согласно одному из источников, за свою жизнь Пикассо оставил после   себя   целых   178   альбомов   с   рисунками   и   набросками.   Именно   в   результате   усердного овладения базовыми инструментами ремесла — и благодаря этому — великий художник стал тем, кем стал. Эта   книга   посвящена   базовым,   рабочим   инструментам   педагогики,   без   которых   не   достичь успеха в самой важной части этой деятельности. Я говорю о преподавании в бесплатных средних школах, в первую очередь расположенных в центральных частях крупных городов с беднеющим населением; в школах, где учатся дети из небогатых, порой неблагополучных семей, к сожалению, зачастую изначально не имеющие больших жизненных перспектив. В этих учебных заведениях цена ошибки особенно велика, а трудностей и проблем — огромное множество. Тамошним учителям приходится   работать   в   сложнейших   условиях,   потому   что   все   проблемы   и   просчеты   нашего общества проявляются в этих школах ярче, чемгде бы то ни было, и во всех возможных ипостасях, но именно в этой среде возможна — и действительно встречается — великая алхимия, способная коренным образом изменить жизнь учеников. К сожалению, это происходит крайне редко и, как правило, без особых фанфар. Но у небольшой горстки истинных энтузиастов своего дела, у лучших учителей и дальновидных директоров, которым удается создавать классы и целые школы, широко распахивающие перед учениками «окна возможностей», это получается постоянно, и результат их усилий весьма стабилен. Если вы читаете эти строки, значит, вы учитель, желающий отточить свое профессиональное мастерство, и моя цель — снабдить вас инструментами, которые позволят вам раскрывать   потенциал  и  таланты  учеников  независимо  от  того,   сколько  школ  или  учителей  не добились особых успехов на этой ниве. Много   лет   проработав   в   городских   бесплатных   государственных   школах   в   самых   разных должностях   —   учителя,   методиста,   консультанта,   администратора,   —   я   неоднократно   имел бесценную возможность наблюдать за работой учителей­мастеров, причем зачастую в условиях, которые выбили бы из седла большинство их коллег. Эти выдающиеся мастера своего дела изо дня в   день   делали   и   делают   то,   что   тысячи   кликушествующих   социальных   программ   давно провозгласили   невыполнимой   задачей,   —   устраняют   разрыв   в   уровне   успеваемости   детей   из богатых и бедных слоев населения; превращают трудных учеников в целеустремленных личностей, верящих в свой успех; заново переписывают уравнение жизненных возможностей. И хотя каждый из этих учителей неповторим и уникален, для их подхода к преподаванию характерен ряд общих элементов.   После   долгих   лет   наблюдений   и   знакомства   с   трудами   Джима   Коллинза,   автора получивших высочайшее признание книг «Построенные навечно»* и «От хорошего к великому»**, я начал составлять перечень того, что делают великие учителя, уделяя особое внимание приемам и методикам, отличающим их не от слабых, а от просто хороших учителей. Как отмечает Коллинз, это намного  важнее  и  показательнее,  чем  то,  чем  великий  учитель  отличается  от плохого  или посредственного,   так   как   эти   выводы   позволяют   составить   своего   рода   дорожную   карту, указывающую нам путь к совершенству.

Эффективное преподавание

Эффективное преподавание

Эффективное преподавание

Эффективное преподавание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018