Эффективное преподавание — это искусство. В любом виде искусства — будь то живопись, скульптура, литература — великие мастера, превращая сырье (холст, камень, чернила) в бесценные достояния человечества, используют, помимо знаний и навыков, базовые инструменты. И возникающая при этом алхимия поистине поразительна, ибо инструменты эти часто кажутся со стороны чем-то на редкость простым и обыденным
Эффективное преподавание.docx
Эффективное преподавание — это искусство. В любом виде искусства — будь то живопись,
скульптура, литература — великие мастера, превращая сырье (холст, камень, чернила) в бесценные
достояния человечества, используют, помимо знаний и навыков, базовые инструменты. И
возникающая при этом алхимия поистине поразительна, ибо инструменты эти часто кажутся со
стороны чемто на редкость простым и обыденным. Кто из нас, глядя на зубило, молоток и
напильник, представляет себе Микеланджело, высекающего с их помощью статую Давида из
бесформенного куска мрамора?
Великое искусство всегда опирается на овладение и применение основополагающих навыков,
которым каждый художник обучается индивидуально во время усердной учебы. Сначала вы
учитесь просто бить молотком по долоту, а со временем совершенствуете этот навык, поняв, под
каким углом следует наносить удар и насколько сильным он должен быть. А спустя годы, если
результат вашего труда оказывается
17
в музее, посетители, с восторгом глядя на него, горячо обсуждают, к какой школе или направлению
искусства относится ваше творение. И куда менее вероятно, что они задумываются над тем, какое
мастерство в применении банального долота и молотка потребовалось для воплощения видения
творца. Многие люди способны создавать в своем воображении поистине уникальные шедевры, но
только те, кто освоил и развил нужные ремесленные навыки, могут воплотить свое видение в жизнь.
За каждым художником стоит ремесленник. Конечно, далеко не всякий человек, научившийся
ловко управляться с долотом, создаст статую Давида, но тот, кто так и не освоил этот инструмент,
вряд ли сумеет сделать чтото более впечатляющее, чем нанести беспорядочные насечки на
каменную глыбу.
На первых курсах учебы в колледже я поехал за границу и в музее Пикассо в Барселоне увидел
школьные тетради великого художника. Больше всего мне запомнились наброски на полях.
Заметьте, это были не альбомы для рисования, а самые обычные тетрадки, какие ведет каждый
ученик, — простые записи школьных уроков. Но рисунки на полях запечатлели то лицо какогото
учителя, то руку самого Пикассо с карандашом, в идеальной перспективе, с безупречными линиями
и тенями. Признаться, я всегда считал Пикассо королем абстракции и символизма, которому вовсе
не обязательно уметь точно и реалистично изображать действительность. Но наброски,
заполнявшие поля страниц его школьных тетрадей, ясно говорили о том, что художник с самого
детства оттачивал базовые навыки рисовальщика, что он испытывал потребность в развитии
основополагающих навыков. Он был сначала ремесленником и только потом художником, о чем
свидетельствует и тот факт, что, согласно одному из источников, за свою жизнь Пикассо оставил
после себя целых 178 альбомов с рисунками и набросками. Именно в результате усердного
овладения базовыми инструментами ремесла — и благодаря этому — великий художник стал тем,
кем стал.
Эта книга посвящена базовым, рабочим инструментам педагогики, без которых не достичь
успеха в самой важной части этой деятельности. Я говорю о преподавании в бесплатных средних
школах, в первую очередь расположенных в центральных частях крупных городов с беднеющим
населением; в школах, где учатся дети из небогатых, порой неблагополучных семей, к сожалению,
зачастую изначально не имеющие больших жизненных перспектив. В этих учебных заведениях цена
ошибки особенно велика, а трудностей и проблем — огромное множество. Тамошним учителям
приходится работать в сложнейших условиях, потому что все проблемы и просчеты нашего
общества проявляются в этих школах ярче, чемгде бы то ни было, и во всех возможных ипостасях,
но именно в этой среде возможна — и действительно встречается — великая алхимия, способная
коренным образом изменить жизнь учеников. К сожалению, это происходит крайне редко и, как
правило, без особых фанфар. Но у небольшой горстки истинных энтузиастов своего дела, у лучших учителей и дальновидных директоров, которым удается создавать классы и целые школы, широко
распахивающие перед учениками «окна возможностей», это получается постоянно, и результат их
усилий весьма стабилен. Если вы читаете эти строки, значит, вы учитель, желающий отточить свое
профессиональное мастерство, и моя цель — снабдить вас инструментами, которые позволят вам
раскрывать потенциал и таланты учеников независимо от того, сколько школ или учителей не
добились особых успехов на этой ниве.
Много лет проработав в городских бесплатных государственных школах в самых разных
должностях — учителя, методиста, консультанта, администратора, — я неоднократно имел
бесценную возможность наблюдать за работой учителеймастеров, причем зачастую в условиях,
которые выбили бы из седла большинство их коллег. Эти выдающиеся мастера своего дела изо дня
в день делали и делают то, что тысячи кликушествующих социальных программ давно
провозгласили невыполнимой задачей, — устраняют разрыв в уровне успеваемости детей из
богатых и бедных слоев населения; превращают трудных учеников в целеустремленных личностей,
верящих в свой успех; заново переписывают уравнение жизненных возможностей. И хотя каждый из
этих учителей неповторим и уникален, для их подхода к преподаванию характерен ряд общих
элементов. После долгих лет наблюдений и знакомства с трудами Джима Коллинза, автора
получивших высочайшее признание книг «Построенные навечно»* и «От хорошего к великому»**, я
начал составлять перечень того, что делают великие учителя, уделяя особое внимание приемам и
методикам, отличающим их не от слабых, а от просто хороших учителей. Как отмечает Коллинз,
это намного важнее и показательнее, чем то, чем великий учитель отличается от плохого или
посредственного, так как эти выводы позволяют составить своего рода дорожную карту,
указывающую нам путь к совершенству.
Эффективное преподавание
Эффективное преподавание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.