Эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с одаренными детьми
Компьютер прочно вошел в жизнь современного человека. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни - развивающие игры, мультфильмы, всевозможные картинки… Ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер – это источник информации, которую маленькие дети моментально впитывают. Круг возможностей, доступных с использованием Сети, очень быстро расширяется. Наряду с этим можно отметить, что аудитория Интернета молодеет – дети, подростки и молодежь осваивают новые технологии гораздо быстрее взрослых и, соответственно, быстро приобщаются к ним. Проблема реализации потенциальных возможностей информационно-компьютерных технологий в процессе обучения становится сегодня все более актуальной. При этом особое внимание уделяется использованию компьютера в работе с одаренными и имеющими развитые познавательные интересы детьми.
Научные исследования выделяют здесь три направления:
а) разработка эффективных методов использования компьютеров в процессе обучения и развития одаренных детей;
б) выявление позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей;
в) создание научно обоснованных методов выявления детей и подростков, проявляющих одаренность в сфере информационных технологий.
К технологиям развития одаренных детей принято относить:
1. Проективные технологии, разрабатываемые на основе концепции проективного образования: формирование проективных компетенций посредством интеграции метода проектов с информационными технологиями.
2. Рефлексивные технологии (способ самопознания и самооценки личности и профессионального роста). Реализуются посредством применения таких форм: тренинг делового общения, личностного роста, коммуникативных умений.
3. Коммуникативно-деловые технологии. Формы: виртуальные конференции, диалог, пресс-конференция, диспуты, дискуссии, направленные на развитие академических и научно-исследовательских компетенций, опыта творческой деятельности.
4. Проблемно-поисковые технологии. Формы: электронный семинар, проблемный видеопрактикум, Сократов диалог, кейс-методы, научный серпантин и др. Данные формы способствуют развитию критического и творческого профессионального мышления, формируют навыки научно-практической, исследовательской деятельности.
Таким образом, внимательное изучение научных работ, собственный педагогический опыт потребовали разработки программы работы с одаренными и имеющими развитые познавательные интересы детьми в сфере информационных технологий. В программу были включены традиционные виды деятельности: самостоятельная работа учащихся на компьютере, участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях, разработка ученических презентаций, использование Интернет – ресурсов, ведение электронной переписки, создание собственных сайтов и др.
Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с одаренными детьми на примере обучающихся лицея – интерната №5 ОАО «РЖД».
Первое направление – ежегодное участие лицеистов в школьном и региональном этапе олимпиады по каждому общеобразовательному предмету, в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах.
Олимпиада способствует проявлению интеллектуальных способностей ученика, оказывая серьезное влияние на развитие его личностных качеств и характеристик.
Второе направление – создание ученических проектов, презентаций, защита «портфолио» и т.д.
В этом учебном году мы с ребятами принимали участие в работе международной Школы диалога культур «МОСТ» в форме учебно-практической конференции «Сделай шаг» с проектом «Водонапорная башня как объект историко – культурного наследия», где были награждены дипломом 1 степени. С поисковым проектом по этой же теме приняли участие Ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников «ОТКРОЙ МАЛУЮ РОДИНУ ПО-НОВОМУ 2019» (диплом 3 степени).
Третье направление – использование материалов сети Интернет.
Эффективным инструментом повышения мотивации одаренных учащихся к решению творческих и исследовательских задач являются Интернет – ресурсы.
Четвертое направление – самостоятельная работа одаренных лицеистов с компьютерными программами на компакт-дисках.
В заключение хочу сказать, что только комплексное использование всех методов и форм работы с компьютером создаст оптимальные условия для личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления одаренных школьников, их самореализации и общественного признания.
Список литературы:
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 46–68.
Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. - Ст. Оскол: ТНТ, 2010. - 384 c.
Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 239 c.
Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс«Современная зарубежная психология» 2015. Том 4. № 1
Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 а. – 336 с.
Шумакова Н. Б. Одаренный ребенок: особенности обучения / Н. Б. Шумакова; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е. И. Щебланова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.
Экштейн М. Сообщества одаренных // Дети в информационном обществе. – М.: Фонд развития Интернет, 2010. – Вып. № 4. – С. 26-31.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.