Содержание
Информация об опыте
Сведения об авторе опыта 3
Тема опыта 3
Условия формирования 3
Актуальность опыта 4-5
Теоретическое обоснование 5-6
Ведущая педагогическая идея опыта 6
Основная аналитическая часть
Технология содержания опыта 6-10
Длительность работы над опытом 10
Диапазон опыта 10-11
Результативность опыта 11-13
Заключение 13
Библиографический справочник 13
Приложение к описанию опыта 14
Введение
1. Сведения об авторе опыта
Ф.И.О. Гребенюк Оксана Сергеевна
Место работы: КГУ «Средняя школа №8 имени А.П. Гайдара»
Педагогический стаж: 14 лет
Преподаваемые предметы: русский язык и литература
Специальность: преподаватель русского языка и литературы
Контактный телефон: 87754801084
Электронный адрес: oksanka.grebenyuk.1981@mail.ru
2. Тема: «Эффективные методы обучения на уроках русского языка и литературы»
3. Условия формирования, становления опыта
Согласитесь, все труднее становится заинтересовать обучающихся, увлечь их. Особенно остро этот вопрос встает, когда речь идет о предметах гуманитарного цикла, которые большинством учащихся (как и их родителями) воспринимаются как дисциплины, оторванные от практической деятельности. Тема данной работы возникла в результате глубокого анализа моей педагогической деятельности. Работая с детьми (разными детьми) искала новые приёмы, формы контроля знаний, умений, навыков учащихся. На мой взгляд, нетрадиционные уроки и формы контроля позволяют создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный, прежде всего, с отсутствием веры в собственные силы, усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества знаний.
4. Актуальность
Актуальность данной работы состоит в том, что проблема слабой успеваемости учащихся продолжает оставаться одной из самых злободневных проблем в педагогике. Как сделать так, чтобы количество слабоуспевающих школьников резко сократилось? Как работу с детьми построить таким образом, чтобы они видели в тебе союзника, с чьим мнением считаются, полагаются на него, берут его за ориентир? Как в беспрестанной борьбе за качеством знаний не пропустить, а если нашел, то не растерять ребятишек-самородков? Как в погоне за эффективными методами обучения не «заиграться» и не «переиграть»? Что может сделать учитель, чтобы на урок любой ученик шел как на праздник, чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий? Чтобы, как говорил детский писатель Борис Житков, «учиться было радостно, трепетно, победно»?
Стремительно развивающиеся в обществе и экономике изменения требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным человеком. В связи с этим приоритетным становится применение развивающих технологий обучения, использование активных, или эффективных, методов обучения.
Очень важно всегда помнить, что современный урок – это деятельность, когда учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, находя пути их решения, дополняя друг друга. Как по мне, так эффектный учитель – это учитель, который умеет и не боится использовать в своей работе эффективные методы и приемы обучения.
Вопрос успеваемости всегда оставался самым злободневным вопросом в образовательной среде. Почему? Ответ лежит на самой поверхности. Думаю, вы со мной согласитесь, если я скажу, что нет в мире детей, появившихся на свет с врождённым желанием «не учиться» или «учиться плохо». Выходит, это желание «не учиться» приобретается ими. А дальше что? А дальше ребенок, воспринимающий учебный процесс как нечто чуждое ему, начинает пропускать уроки, злобиться, перестает выполнять ненавистные ему домашние задания и постепенно… переходит в категорию так называемых «трудных» учащихся. Дальше – больше. Ребенок окружает себя себе подобными подростками или же становится заложником всемирной интернет-паутины.
Долгие размышления привели меня к тому, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Сегодня увлечь русским языком и литературой без использования эффективных методов обучения практически НЕВОЗМОЖНО.
Ведущей целью моей педагогической практики является поиск, совершенствование, адаптация и использование наиболее актуальных методов обучения школьников на уроках русского языка и литературы.
5. Теоретическое обоснование опыта
Теоретическая база опыта основывается на работах ученых - дидактов, методистов - исследователей, учителей-практиков.
Идеи активизации обучения через использование эффективных методов высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Каменского, А. Дистервега, К.Д.Ушинского и других. Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л. М. Лопатин, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский. В.А.Сухомлинский (1918–1970) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.
В научной литературе проблеме использования эффективных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Так, например, активные методы лежат в реализации целей проблемного и развивающего обучения. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Систематические основы эффективных методов обучения начинают широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов.
Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А.Н.Леонтьевым. В ней познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Следовательно, она есть предметная деятельность. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него.
Решение проблемы активизации учебной деятельности в школах лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.
Современный школьник утилитарен в мыслях и действиях, мобилен и раскрепощен, а это требует от меня, как от наставника, применения новых подходов и методов во взаимодействии с ним. Среди всех инноваций системы образования особенный интерес у меня вызывает личностно-ориентированная технология, при которой учитель не является единственным источником знаний, а является организатором или координатором учебного процесса. Обучение при данной технологии направлено на развитие личностных качеств учащихся с учетом их способностей и возможностей. Суть личностного – ориентированного обучения, на мой взгляд, состоит в том, чтобы идти не от требований, зафиксированных в стандартах образования, а к ним от ребенка, точнее сказать, с учетом возможностей каждого ребенка.
Основные принципы личностно-ориентированного обучения были заложены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.С. Якиманской и других известных психологов. Работы этих психологов стали теоретической основой моей педагогической практики.
Принцип дифференцированного обучения содержит один из важных элементов образования – основание для психологически комфортной среды, в которой слабый ученик может видеть перспективу успеха, а сильный имеет возможность для творческого роста.
6. Ведущая педагогическая идея опыта
Учитель – это человек, чья деятельность носит так называемый «накопительный эффект». Результаты моей работы видны не сразу, и порой требуется достаточно много времени и усилий, чтобы поезд, наконец, «тронулся». Моя работа сродни работе доктора, чьи пациенты нередко отказываются лечиться или занимаются самолечением. Нередко отдельным моим ученикам, как и отдельным пациентам врача, не подходят приемы, используемые в работе с большинством. И как быть тогда?
Описываемая в данной работе ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для повышения успеваемости и качества знаний по предметам русский язык и русская литература. На протяжении нескольких лет я пытаюсь решить проблему низкой успеваемости учащихся через применение на моих уроках эффективных методов обучения.
7. Технология опыта
Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.
С. Соловейчик
«Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они еще слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими еще неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полета. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?»
Когда о каком-либо ученике говорят: «Ума – палата, а ключ потерян», я всегда предлагаю своим коллегам помочь ребенку этот ключ отыскать. Почему, спросите вы. Ответ прост: не все дети одинаково трудолюбивы. Первый - сообразителен, да ленив; другой – пытлив, с горящими глазёнками, от урока к уроку, маленькими шажками, идет к своей большой победе; наконец, третий – мучительно «проживает» сорок минут урока в надежде на то, что его не спросят. Вот почему нам, учителям, нужно организовывать учебную деятельность так, чтобы у ученика появилась потребность учиться.
Мне глубоко импонируют слова, когда-то сказанные В. А. Сухомлинским (они, мне кажется, очень точно объясняют низкие результаты обучения детей не природной их бездарностью, а примитивными методами обучения): «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека.… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
Так как же сделать так, чтобы у ребенка появилось желание учиться, совершенствоваться, развиваться, наконец?
Я глубоко убеждена в том, что чтобы заставить ребенка размышлять, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему, используемому тобой на уроке. И как следствие этого – повседневный поиск (постоянный, бесконечный), эксперимент и… терзающие тебя сомнения: а сработает ли? Талант учителя, как мастера, по-настоящему раскрывается лишь тогда, когда всякий раз ему удается увести за собой ребенка в мир, доселе неизвестный, увлечь его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним задачу. Чтобы глаза у ребенка при этом горели, чтобы он был уверен в собственных силах, чтобы у него появилось непреодолимое желание творить.
Уверена, что всякий учитель должен понимать: все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребёнок талантлив по-своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, поверить в свои силы. Только тогда он сможет добиться поставленной цели. А если желаемого результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей.
Профессия учителя ко многому меня обязывает. Чтобы быть «в теме», чтобы быть интересной для учеников, находиться с ними, что называется, «на одной волне», я должна постоянно совершенствоваться сама (следить за событиями мирового масштаба, слушать современную музыку, не пропускать новые модные тенденции) и совершенствовать приемы, используемые мною в работе с детьми.
Методика обучения в условиях перехода на обновленное образование переживает сложный период, связанный с трансформацией целей образования. Значит, мне, как учителю, необходимо владеть знанием современных образовательных методик и технологий, чтобы общаться на одном языке со школьниками и их родителями.
Научить русскому языку всех детей практически невозможно, как и заставить их читать программную литературу – тоже, но научить школьников не бояться уроков русского языка и литературы, научить любить их - это цель, к достижению которой я иду. А раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность языка, научить детей слушая слышать – задача номер один в моей работе.
Каждый раз, готовясь к уроку, задаюсь вопросами: как, учитывая интересы отдельного ребенка, научить детей всего класса?, как развить личность каждого ребенка с учетом его способностей и особенностей?, как сделать так, чтобы каждый ребенок получил на уроке столько внимания от учителя, на сколько он рассчитывает. Однозначного ответа на эти вопросы, уверена, никто не может дать, нет его и у меня.
Начало работы над данной темой я отношу к 2011 – 2012 учебному году. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.
Работая в школе 14 лет, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.
Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.
Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс эффективных методов обучения. На основании этого и была определена тема опыта «Эффективные методы обучения на уроках русского языка и литературы».
По такой системе работаю уже 9 лет. Пытаюсь создавать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.
Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, ориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это, на мой взгляд, повышает качество знаний.
В основе своего опыта рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Считаю, что удачно проведенные нестандартные уроки средствами самой внутренней своей структуры пробуждают интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребенка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, развивает его творческую активность, придает учебным занятиям привлекательность.
Остановлюсь на некоторых эффективных формах, методах и приемах организации урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности. Остановимся на активных методах чтения.
Вариант 1. Стратегия «Изображение персонажа на стене». Изобразить контур литературного персонажа. В центре контура поместить высказывания героя. Справа – высказывания других персонажей о нем. Слева – составленные учащимся вопросы к персонажу.
Вариант 2. Органайзер «Обзор книги». В отдельных рамках. 1. Обозреватель. 2. Название книги. 3. Автор. 4. Иллюстрация книги. 5. Кому эта книга будет подходящей. 6. Оценка. 7. Порекомендовали бы вы эту книгу? Почему? 8. О чем эта книга?
Вариант 3. (Когда речь идет о чтении стихотворения). 1. Предложить другое (свое) название стихотворения. 2. Нарисовать стихотворение. 3. Подобрать музыку, которая соответствовала бы тону или теме стихотворения. 4. Проиллюстрировать строфы.
Вариант 4. Озвучивание. Показать беззвучный отрывок фильма (на основе прочитанного произведения), а затем предложить учащимся войти в роль и озвучить заданный фрагмент.
Вариант 5. Стратегия А-Я. Написать слова, имеющие отношение к прочитанному тексту, в соответствии с алфавитом.
Длительность работы над опытом
Начало работы над данной темой я отношу к 2011 – 2012 учебному году. По такой системе работаю уже 9 лет. Говорить о том, что в каких-то классах я использую эффективные методы обучения, в каких-то – нет, в каких-то – больше, а в каких-то - меньше, не приходится. Все дети одинаково хорошо воспринимают предлагаемые мною формы работы, с удовольствием участвуют в реализации заданий, построенных на использовании подобных приемов. Но так было не всегда. Теперь дети привыкли. Теперь они не боятся нестандартных ситуаций-заданий, где нередко им предстоит предстать перед одноклассниками в несвойственном им амплуа. Теперь они с нетерпением ожидают подобных заданий, которые когда-то казались им, как минимум, странными.
Вдвойне приятно, что сами дети нередко помогают мне совершенствовать эти приемы и методы, подсказывают, какими бы они хотели видеть применяемые мною на уроках русского языка и литературы технологии и их элементы. Реакция детей на очередной прием или метод – бесценна. В этом – учительское счастье.
Диапазон опыта
В учительской среде становится все больше профессионалов высокого уровня, умеющих и желающих передать свои ценные умения и знания коллегам, при этом испытывающих потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития. Таких учителей отличает удивительная способность не только слепо окунаться в инновации, но и во всем многообразии выбирать наиболее эффективные методы и приемы. Безусловно, говорить при этом об использовании только современных методов обучения неправильно, ибо любой метод признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты, независимо от того, когда его использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Таким образом, в погоне за формой и новизной преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания. И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы.
Считаю, что диапазон применения моего педагогического опыта достаточно широк. Данный способ повышения успеваемости школьников и качества знаний вообще может быть использован любым учителем-предметником и не только в школе, но и в других учебных заведениях. Учителям, работающим по личностно-ориентированной технологии, тем, кто использует дифференцированное обучение, групповую работу, индивидуальные занятия, будет близка такая методика. Учителя, оправдывая низкое качество знаний учащихся, обычно ссылаются на нежелание детей познавать новое, на отсутствие у них интереса, на незаинтересованность родителей и, наконец, на отсутствие мотивации у ребят. Так кто, если не ты, учитель, наставник, координатор, союзник, должен заинтересовать ребенка, посеять в нем желание совершать открытия? Главное - желание творить и неравнодушное отношение к детям, которым можно помочь.
В целях популяризации накопленного мною опыта были проведены мероприятия:
- выступление на педагогическом совете школы по итогам учебного года;
- выступление на августовской конференции работников образования «Ориентированность на текст как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования»;
- участие в мастер-классе (заседание ГМО учителей русского языка и литературы);
- проведение городского семинара-квеста для учителей русского языка и литературы;
- проведение внеклассного мероприятия в рамках проведения семинара для заместителей директоров по воспитательной части.
Результаты опыта
Они спорили о чем-то очень сложном и важном,
причем ни один из них не мог победить другого.
Они ни в чем не сходились друг с другом,
и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.
Михаил Булгаков
Я глубоко убеждена в том, что чтобы заставить ребенка размышлять, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему, используемому тобой на уроке. И как следствие этого – повседневный поиск (постоянный, бесконечный), эксперимент и… терзающие тебя сомнения: а сработает ли? Талант учителя, как мастера, по-настоящему раскрывается лишь тогда, когда всякий раз ему удается увести за собой ребенка в мир, доселе неизвестный, увлечь его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним задачу. Чтобы глаза у ребенка при этом горели, чтобы он был уверен в собственных силах, чтобы у него появилось непреодолимое желание творить.
Уверена, что всякий учитель должен понимать: все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребёнок талантлив по-своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, поверить в свои силы. Только тогда он сможет добиться поставленной цели. А если желаемого результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей.
Понятно, что традиционных форм работы с учащимися никто не отменял. И нередко все новое – это хорошо забытое или другими словами названное старое. Хорошо, когда все в меру, когда есть золотая середина, когда и ты, и твой ученик способны «переключаться» от классических приемов к нетрадиционным.
Результатом проделанной мною работы считаю высокие результаты своих учеников в интеллектуальных марафонах различного уровня. Многие из моих выпускников, несмотря на непрестижность профессии учителя, поступают в педагогические ВУЗы, причем, выбирая различные направления: филологию, географию, иностранные языки, психологию, дефектологию, ПМНО.
Мониторинг успеваемости показывает рост качества знаний учащихся.
Сравнивая показатели качества знаний за последние пять лет, хочу отметить, что наблюдается положительная динамика. Приведенная ниже таблица демонстрирует динамику качества знаний учащихся настоящего 11 класса «А», в работе с которыми я использую эффективные методы обучения в том числе.
Средний балл успеваемости по русскому языку
Класс |
2018-2016 7 класс |
2016-2017 8 класс |
2017-2018 9 класс |
2018-2019 10 класс |
2019-2020 11 класс |
«А» |
3,77% |
3,71% |
4,1% |
4,13% |
4,4% |
Я признаю, что работа по внедрению эффективных методов обучения требует от меня постоянного саморазвития, совершенствования, оттачивания педагогического мастерства и, безусловно, большого количества личного времени. Получая обратную связь от учеников, начинаешь ценить себя, дорожить своими учениками. А ученики начинают осознавать, что они сами ответственны за свое образование и развитие. И тогда понимаешь, что время потрачено не зря.
Заключение
В заключение хотелось бы вспомнить слова, сказанные когда-то одним мудрым человеком: «Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они еще слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими еще неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полета. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?»
Летайте сами! Учите летать! Крепко стоящим на ногах падения не страшны!
Отдавая всю себя детям, я получаю огромное удовлетворение от проделанной работы, нередко в них я вижу себя, свой стиль, свой почерк. Я считаю, что даже самый маленький прогресс у любого из моих учеников - это и моя заслуга, и мне награда. И когда уже выросшие дети пишут, звонят, заходят в гости и благодарят за нелегкий труд, не забывая поздравить с Днем Учителя или Новым Годом, то миссия учителя считается выполненной. Я от этого счастлива, мой труд замечен и оценен.
Библиографический список
А.А. Аладьина, М.Е. Минайдарова, Х.Т.Абдрахманова Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности, Таразский государственный педагогический институт, г.Тараз
Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2
Каражигитова, Т.А. Личностно - ориентированное обучение - современный подход к реализации в практике работы школ // Білім берудегі менеджмент=Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2. - С. 193-196.
Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения [Текст] / С.А. Мухина. — М. : ГЭОТАР- Медиа, 2008. — 360 с.
Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. — М. : Академия, 2008. — 176 с.
Приложение к описанию опыта
Приложение №1 – Сборник притч, используемых мною на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся и для создания коллаборативной среды на уроках.
Приложение №2 – Задания суммативного оценивая за раздел.
Приложение №3 – Таблица «Эффективные методы обучения на уроках русского языка и литературы»
Приложение №4 – Отзыв о работе учителя.
Приложение №5 – Результативность опыта. Достижения учителя.
Приложение №6 – Результативность опыта. Достижения учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.