КОНФЛИКТ (“confictus” – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Основные причины конфликтов:
Внешние или межличностные факторы, которые у нас вызывают раздражительность, стресс, плохое настроение;
Внутренние или личностные факторы, особенности самого человека.
Основные причины конфликтов «учитель — родитель»:
разные представления сторон о средствах воспитания;
недовольство родителя методами обучения педагога;
личная неприязнь;
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.
Конфликт «учитель — родитель»
В основе конфликтного поведения родителей лежит чаще всего желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия, так как не привыкли или не умеют решать проблемы конструктивным путем.
Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей..
Если конфликты «учитель — родитель» начались в социальных сетях или мессенджерах?
Если вы пишете какие-то сообщения, всегда будьте готовы к тому, что их сможет прочитать кто угодно, да еще и с «правильной» подачей. Следите за оформлением.
Если назревает конфликт, призывайте участников беседы не смешивать личное и деловое общение.
Если приходится отвечать на провокацию, старайтесь не поддаваться эмоциям, сообщая только факты. Плюс онлайн общения в том, что есть возможность подумать.
Важно как можно скорее перенести разговор в офлайн-пространство.
Рекомендации в процессе общения с конфликтным родителем:
1. Позвольте родителю «выпустить пар».
Если он раздражен, то договориться с ним трудно или невозможно. Во время «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
2. Попросите спокойно обосновать претензии. Что Вас так расстроило, разозлило? Определите вместе с родителем возникшее недоразумение.
3. Предложите собеседнику высказать свои соображения по разрешению возникшей ситуации и свои варианты решения.
Рекомендации в процессе общения с конфликтным родителем:
4. В любом случае позвольте партнеру «сохранить свое лицо».
Не затрагивайте личности собеседника. Можно дать оценку только его действиям.
5. Отражайте смысл его высказываний и претензий.
Задавайте вопросы: «Правильно ли я Вас поняла?», «Вы хотели сказать именно это?»
6. Не бойтесь извиняться, если чувствуете, что виноваты.
Только уверенные и зрелые личности способны к извинению.
Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями :
7. Старайтесь контролировать свое тело и голос, погасить свои эмоции (плавное дыхание, счет до 10, отвлечение на посторонние предметы…)
8.Выдерживайте уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в взаимные обвинения.
9. Отметьте в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.
10. Задавайте мягко направляющие, снижающие напряжение вопросы, чтобы перехватить инициативу в разговоре.
11. Постарайтесь показать ситуацию с другой стороны. Обращайтесь к фактам, а не к их интерпретации.
12. В итоге подведите к мини – презентации разрешения конфликтной ситуации, как она должна решиться по вашему мнению.
13. Оговорите конечный результат и взаимоотношения на будущее. Обозначьте общие цели к совместному выходу из конфликтной ситуации, вы сторонники
Рекомендации в процессе общения с конфликтным родителем:
Пример конфликтного диалога:
Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!
Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.
В этом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события.
Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!
Конструктивный ответ:
Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?
Во этом случае учитель сходу обозначает нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.
Пример конфликтного диалога:
Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.
Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.
В этом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.
Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.
Конструктивный ответ:
Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?
Во данном случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств.
Техники выхода из конфликта:
1. Рефрейминг (англ. frame – рамка) - изменение точки зрения на поведение, действие, качество, событие, предмет.
2. «Подстройка» – это использование и «отзеркаливание» ключевых вербальных и невербальных сигналов другого человека.
3. «Раппорт» – это создание атмосферы доверия, взаимопонимания, уважения и безопасности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.