ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.
Оценка 4.7

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

Оценка 4.7
Памятки +1
docx
история
10 кл—11 кл +1
15.01.2020
ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.
Как написать историческое сочинение на высший балл? Какие приемы необходимо использовать, чтобы не допустить ошибок при написании? Одно из самых сложных заданий в Едином государственном экзамене по истории – историческое сочинение. За это задание можно получить 11 первичных баллов, следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл в ЕГЭ по истории необходимо научиться писать историческое сочинение.
Задание 25 ИЕГЭ 1.docx

Задание 25 ЕГЭ по истории

Как написать историческое сочинение на высший балл? Какие приемы необходимо использовать, чтобы не допустить ошибок при написании?

Одно из самых сложных заданий в Едином государственном экзамене по истории – историческое сочинение. За это задание можно получить 11 первичных баллов, следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл в ЕГЭ по истории необходимо научиться писать историческое сочинение.

В задании 25 предложено на выбор три периода, один из которых относится к разделу «Древности и средневековье», один к «Новой истории» и один к «Новейшей истории». Вам необходимо написать сочинение об одном из этих периодов, строго учитывая его хронологические рамки.

Какие периоды представлены в сочинении?

Под конкретным историческим периодом понимается:

1) время правления руководителя государства (часть длительного правления)

2) совокупность нескольких правлений ("дворцовые перевороты")

3) переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)

Важно: Периоды, по которым пишут историческое сочинение могут совпадать с правлением того или иного правителя, а могут и не совпадать, а захватывать часть его правления , это нужно учитывать, чтобы не допустить ошибок при перечислении событий.

Итак, в сочинении необходимо:

Ø  указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. Таким событием в зависимости от периода может являться: война, битва, революция, проведение какой-либо политики, принятие того или иного закона, образование или развал государства, формирование политического движения и т.п.

Диапазон исторических событий очень широк. Главное не ошибиться и выбрать именно те события, которые входят в выбранный вами временной период, иначе они не будут оценены.

Ø  назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах).

При этом авторы ЕГЭ поясняют, что при характеристике личности необходимо указать конкретные действия этой личности (принятие закона, проведение политики, присоединение той или иной территории и т.п.), в значительной степени повлиявшие на ход и/или результат указанных событий (процессов, явлений).

Иными словами, недостаточно просто назвать личность (правителя, государственного, культурного или общественно-политического деятеля) и перечислить его заслуги.


 

Необходимо, показать, как именно эта личность или ее действия повлияли на указанные Вами события и какую роль она сыграла в указанных Вами процессах.

Ø  указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть при характеристике события нужно не просто назвать его (например, Октябрьская революция в России), но и указать его причины (например, усталость народа от войны, нерешённость национальных конфликтов, падение авторитета Временного правительства и др.).

Ø  используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В данном случае Вас просят вписать выбранный Вами период в общий исторический контекст т.е. показать, как именно данный период повлиял на последующие.

Также немаловажным критерием исторического сочинения является внешний вид текста.

Тест должен содержать последовательное и связное изложение материала, представлять полноценную работу, а не отрывочные положения.

Разберем правильность выполнения по каждому критерию

Проверка и оценка результатов выполнения задания осуществляется по 7 критериям:

1) Один абзац – один критерий.

Содержательных критериев в задании 25 ЕГЭ по истории всего четыре: это события, роль личностей, причинно-следственные связи и оценка влияния событий.

Для раскрытия темы исторического сочинения по каждому из этих критериев нужно написать отдельный абзац (или абзацы). Одно и то же предложение не может быть одновременно засчитано и за роль личности (К2), и за ПСС (К3). Поэтому, чтобы не было путаницы, лучше развести отдельные критерии по разным абзацам.

К 1 – указание событий ,явлений, процессов (2 события - 2 балла)

В сочинении должны быть указаны 2 события (можно без дат) из выбранного временного промежутка. Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие— 1балл. Не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой. Первому критерию соответствует, по статистике, более76% сочинений.

Когда указано больше двух явлений и два из них правильны, остальное именно по данному критерию не имеет значения, но все же, конечно, влияет на результат.

Пример: «В период 1825-1855 гг. было создано III отделение С.Е.И.В. канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Кроме того, в этот же период в России начинают создаваться военные поселения».

Эксперт справедливо начислит 2 балла по первому критерию, однако потом оштрафует за наличие ошибки, поскольку третье событие не вписывается в период.

Важно: несмотря на то, что необязательно указывать даты событий, а также связь между событиями, лучше указать

К 2 - 2 личности, (указана роль каждой - 2 балла)

Внимание: При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

Сложность в том, что под ролью в событии понимаются конкретные действия. Эти действия должны носить единичный характер и выражаться непременно в личной активности.

Конкретные действия – осмысленные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Причем под действиями в истории мы понимаем именно исторические, социальные действия, а не, например биологические процессы.

Конкретными действиями являются следующие положения:

  • Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом
  • Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина
  •  «издал приказ № 227»
  • «закрыл амбразуру вражеского дзота грудью»
  • «направил свой самолет на вражескую танковую колонну»
  •  «издал (подписал) указ о вольных хлебопашцах»

Кроме того, к конкретным действиям относится создание конкретных произведений

Ø  «митрополит Иларион написал "Слово о законе и благодати"»

Ø  «А.И. Солженицын написал повесть "Один день Ивана Денисовича"»

Ø  «М.М. Сперанский написал "Введение к уложению государственных законов"»

Ø  «И.И. Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя»

Но НЕ являются конкретными действиями такие формулировки:

  • Г.К. Жуков командовал фронтом»,
  • «П.И. Багратион командовал армией»,
  • «А.Н. Косыгин руководил проведением реформ»,
  • «Л.И. Брежнев руководил страной»,
  • «Батый установил ордынское владычество»
  • «Ленин возглавлял СНК»

Ø  Это процессы, состоящие из множества конкретных действий, охватывающих самые разные сферы, а в этих формулировках эти конкретные действия не указаны.

Ø  Действия вроде «взойти на престол» и «быть главнокомандующим» — слишком абстрактные, за них не снимут балл, но и не начислят. По этому критерию легко работать с деятелями культуры и результатами из творчества, например: «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича».

Ø  Под действием подразумевается осмысленный волевой акт именно в историческом, а не в биологическом контексте (в данном случае речь идет о человеке как существе биологическом, но не социальном). К тому же факт рождения не повлиял на события (процессы, явления) именно в историческом контексте.

«Наталья Нарышкина родила сына, будущего императора Петра I»

Петр I начал реформы не потому, что его родила именно Наталья Нарышкина, а потому, что повлияли атмосфера, в которой он воспитывался, начавшая Северная война, необходимость приобретения Россией выхода к морям и т.п. Таким образом, приведенное положение не будет засчитано в качестве конкретного действия

 

«Е.И. Пугачёв возглавил восстание»

Такую формулировку нельзя считать единовременным волевым актом. Чтобы возглавить восстание Е.И. Пугачеву пришлось бежать из тюрьмы, назваться на встрече с казаками Петром III, объяснить, скрывая свою неграмотность, что не может подписывать бумаг, пока не дойдет до Петербурга и т.д. Все это конкретные действия

Необходимо также подчеркнуть, что роль личности должна быть указана в событиях (явлениях, процессах), которые названы в сочинении. Поэтому, если, например, сочинение содержит положение о том, что Н.С. Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом, но не названы события (процессы, явления), в которых он, таким образом, сыграл роль, то характеристика роли личности засчитана не будет.

Пример: Дмитрий .Донской

Конкретные действия (правильно)

Общие формулировки (неправильно)

Ø  Посетил Сергия Радонежского, заручился поддержкой церкви, что придало уверенности русс4ким воинам.

Ø  Выбрал выгодное для русского войска, с точки зрения ландшафта, место сражение

Ø  Удачно расположил засадный полк, который вступил в бой со свежими силами и переломил ход битвы

Ø  Сыграл решающую роль в победе русского войска в Куликовской битве

Ø  Командовал русским войском

Спорные примеры ответов

Приведем примеры, которые могут показаться спорными с точки зрения отнесения определенных событий к конкретным действиям исторической личности.

1.«После смерти Александра II на престол взошёл Александр III»

Вспомним, что действие всегда означает осмысленное волевое усилие. Восшествие царя (императора) на престол – это необходимый государственный акт в условиях монархической формы правления (так же, как избрание высших органов власти в условиях республики), и он (в данной формулировке) не зависит от волевых усилий (действий) того, кто восходит на престол.

 Формулировка «взошел на престол» не считается конкретным действием.

Совсем другой случай, когда в работе выпускника указано, что для того, чтобы Николаю I взойти на престол, ему пришлось подписывать манифест о вступлении на престол, назначать внеочередное заседание Государственного совета, назначать вторую присягу и т.д. Все это – конкретные действия, нацеленные на то, чтобы вступить на престол


 

 «Николай II отрёкся от престола»

В данном случае ситуация отличается от описанной выше. Отречение от престола не является необходимым государственным актом в условиях монархии, это всегда конкретное (произошедшее единовременно) осмысленное волевое усилие. Поэтому «Николай II отрёкся от престола» – это конкретное действие, фактически синонимичное подписанию манифеста об отречении

 

К 3  По данному критерию необходимо: «правильно указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий/явлений/процессов, происходивших в данный период». (2 связи, характеризующие причины возникновения событий - 2 балла)

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода.

Можно выделить следующие виды причин:

Ø  объективные и субъективные (не зависящие и зависящие от воли и желания людей);

Ø  политические (внешние и внутренние),

Ø  социально-экономические

Ø  и культурные (культурно-идеологические).

Можно выделить причины как самого события, так и причины определенного исхода события. Например, причины войны и причины поражения (победы) в войне.

Очень желательно охарактеризовать причины (и, если возможно, последствия) господствующей тенденции периода, его главных особенностей

Что именно понимается под причинно-следственной связью?

ПССсвязь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

Эксперты: хотят увидеть в сочинении то, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием.

При этом, событие-следствие должно находиться именно в рамках того периода, по которому пишется сочинение. Событие-следствие не должно находиться за верхней границей или нижней границей периода, оно должно относиться именно к данному (!) периоду.

К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной.

Какие требования к событию-причине?

Событие-причина может находиться как в рамках периода, так и за нижней границей. За верхнюю границу периода невозможно выйти: ведь причины могут находиться только в прошлом, но не в будущем.

 

Пример «в рамках периода» :Непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.


 

Пример «за нижней границей»: Издание указа Петра I о престолонаследии было одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов. 

2) При указании ПСС могут быть названы не только причины, но и предпосылки событий, процессов, явлений.

Предпосылка – это условие, повлиявшее на начало данного события.

Например: Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой.

Примеры из сочинений и комментарии по их оцениванию (К3)

Период:945 – 972 гг.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:   
1) Крещение Ольги (это причина) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие). 
2) Приближение России к византийским границам (это причина) и начало русско-византийской войны (это следствие). 

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи – христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.

В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война»

 

Период: сентябрь 1689 г. – декабрь 1725 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:

 1) Северная война (это причина) и введение рекрутской повинности (это следствие).

2) Условия работы строителей Санкт-Петербурга  (это причина) и высокая смертность рабочих (это следствие).

«Чтобы укрепиться на завоеванной территории российский правитель в 1703 году основал город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Началось строительство с заложением на Заячьем острове крепости, ну а сам город строился с большой смертностью рабочих. Это связано с «рабским» отношением к строителям, работавших в сложном климатическом районе с «невыносимыми» для простого человека работами часами.

Во время войны власть нуждалась в деньгах и служивых людях. Вопрос со служивыми людьми был решен всеобщей рекрутской повинностью, что обеспечило войну войском и увеличило его в несколько раз»

 

Период: октябрь 1894 г. – июль 1914 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:

1) Проникновение Россию в Маньчжурию (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие).

2) Аренда Порт-Артура (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие).

3) Поражение России в русско-японской войне (это причина) и потеря Россией Южной части Сахалина (это следствие).

«В 1904-1905 гг. была русско-японская война. Причинами этой войны послужило то, что железная дорога России шла через Китай, и то, что наша страна арендовала Порт-Артур для создания там флота. Японии это всё не понравилось. Мы проиграли эту войну. Началось строительство железной дороги на нашей территории, мы потеряли южную часть Сахалина»

 

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:

1)      Косыгинская реформа (это причина.) и увеличение материальной заинтересованности работников  и др. (это следствие).

2)      2) Внешняя политика, проводимая А.А. Громыко (это причина) и начало курса на мирное сосуществование (это следствие).

3)      «Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено

А. Косыгину. Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута.

Что касается внешней политики, то данный период характеризуется так называемой «разрядкой» в международных отношениях. Важнейшей фигурой в проведении внешней политики СССР был министр иностранных дел Громыко Последствием его внешней политики можно назвать начало курса на мирное сосуществование с капиталистическими странами».

 

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:

1) Ввод советский войск в Афганистан (это причина) и бойкот Олимпийских игр 1980 г. западными странами (это следствие)

«В 1980 г. в СССР проводились Летние Олимпийские игры. Многие западные страны на Игры не приехали. Они забойкотировали их из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.»

Важно: Причинно-следственные связи, прописанные в роли личности, здесь уже не считаются. Однако кроме самих причин учитываются предпосылки событий, выходящие за границы периода, и поводы (если обозначено, что это повод).

Пример: «Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание указа Петра I о престолонаследии».

Общий вывод

Чтобы получить два балла по К3, необходимо как минимум два раза указать в тексте, что «определенное событие (явление, процесс) данного периода произошло, потому что  ».

При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д.

У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении:

Ø  «Событие №1 + личность + конкретные действия»  - для К-1 и К-2

Ø  «Событие №2 + личность + конкретные действия»  - для К-1 и К-2

Ø  «Событие №3 + его причины/предпосылки» - для К-3

Ø  «Событие №4 + его причины/предпосылки» - для К-3


 

Обратите внимание, что можно писать не только о событиях, но и об исторических явлениях и процессах.


Событие - это некий контрольный факт, который происходит в определенное время, в определенном месте.

(Назначение на должность, упразднение коллегий, подписание указа и т.п.)

Процесс – это множество фактов,происходивших в определенное временных рамках, имевших некие общие предпосылки, причины и последствия

(Образование единого русского государства, «перестройка», крещение Руси ит.п.)


Явление – те или иные факты и события, характерные для определенного периода

(Смягчение нравов восточных славян в результате христианизации, распространение светского характера в культуре XVIII века в результате петровских преобразований)

 

Например, в примерах выше говорится о таком процессе как «укрепление связей между Русью и Византией» и о таком явлении как «высокая смертность рабочих при строительстве Санкт-Петербурга»

 

К 4 - оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. (есть оценка, своя (с аргументацией) или историка - 1 балл)

За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, эксперт начисляет 1 балл. Здесь ученик обязательно должен выйти за верхнюю границу указанного промежутка времени. Это один из самых сложных критериев.

Если выпускник не упоминает конкретного историка, а пишет, например, «по мнению ряда историков...», то ответ также засчитывается в качестве правильного (конечно, когда точка зрения действительно присутствует в историографии). В любом случае, опираться лучше на исторические факты, а мнение историков приводить дополнительно.

Пример на базе фактов: «1565–1572 гг.: Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привел страну к Смуте»

 

Пример на базе мнения историков: «1237–1242 гг.: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве».

 

Пример на базе мнения историков: «1237–1242гг.: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве»

Пример:

«В результате монгольского нашествия русские земли попали политическую и экономическую  зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве»

 

К 5 - использование исторической терминологии.(термины использованы корректно - 1 балл)

Чтобы получить еще 1 балл выпускнику достаточно корректно использовать хотя бы один исторический термин. Это, по статистике, удается подавляющему большинству.

Под историческим термином подразумевается слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи), или исторического процесса в целом

 

Могут использоваться такие слова как: полюдье, вече, десятина, Смута, местничество, мануфактура, парсуна, гвардия, продразверстка, индустриализация, коллективизация, реабилитация, приватизация и другие.

 Раскрывать в скобках значение термина не обязательно, но желательно.

Пример: «Княгиня Ольга провела налоговую реформу, установила уроки и погосты»

 

Пример: Иван IV учредил опричное войско для борьбы с крамолой.

 

К 6 – наличие фактических ошибок (по критериям К1 – К5 фактические ошибки не учитываются, эксперт засчитывает только правильные элементы) –. если их нет - 1 балл

Если в сочинении нет фактических ошибок, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка — 1балл. Важно учесть, что эксперт рассматривает этот критерий, когда за первые четыре выпускник набрал минимум 4 балла. К сожалению, ошибки встречаются даже в очень «сильных» сочинениях.

Ребятам лучше действовать по принципу: «не уверен — не пишу».

Не учитываются стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам (мЕтрополия — мИтрополия).

Типичные фактические ошибки

Излишние обобщения («Битва на Калке должна восприниматься как поражение всех русских княжеств»).

Спорные суждения («Указ о престолонаследии Павла I не позволял женщинам занять престол»).

Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («ордынская оккупация»).


 

Содержательные ошибки. Связаны с соотношением личности и события («Петр I вел Семилетнюю войну»), датировкой («Павел I издал указ о престолонаследии в1799г.»), наименованием должностей («Н.С. Хрущев был Генеральным секретарем ЦК КПСС»), инициалами (В.И. Сталин, С.С. Карамзин) и др

К 7   форма изложения (если материал изложен связно в форме именно сочинения - 1 балл)

Если ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл.

Но тоже только при условии, что за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов. С формой стравляется чуть больше половины выпускников.

Важно:

Ø  Не путайте историческое сочинение с эссе (в нем нет проблематики, но есть факты, которые обязательно нужно указать).

Ø  Не забывайте о логических связках и абзацном членении текста.

Ø  Не пренебрегайте правилами русского языка.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его. Период истории России: 1019 - 1054 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика периода». Выполняем:

Период правления Ярослава Мудрого (1019 - 1054) оставил яркий след в истории Руси. Как и всякий сильный и талантливый правитель, Ярослав Мудрый провел множество преобразований, коснувшихся большинства сторон жизни государства: экономики, культуры, укрепления международных позиций Руси и пр. Он правил долго и многое успел осуществить.

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события с указание исторической личности, участвовавшей в нем»

Ярослав Мудрый занял киевский престол в результате войны со своим братом Святополком Окаянным. Святополк печально знаменит тем, что ради власти убил своих братьев Бориса и Глеба (ныне причислены к лику святых), чем начал междоусобную войну. Последним сражением этой войны стала битва на реке Альте (1019 г.), во время которой войска Ярослава окончательно разгромили рать Святополка. Ярослав стал киевским князем и приступил к восстановлению единства Руси, потерянного в междоусобной борьбе с братом. Получилось у него это не сразу, потому что другому брату, Мстиславу Тмутараканскому удалось отвоевать себе право на половину Руси. Однако в 1036 г., после смерти Мстислава, Русь снова обрела цельность.

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого событиями с указанием исторической личности, участвовавшей в нем»

В годы своего правления Ярослав принял первый письменный свод законов на Руси  «Русскую Правду», окончательно разгромил печенегов, начал развивать образование. При Ярославе как никогда возросла мощь Киева, соперничавшего с Константинополем. В городе был отстроен Софийский Собор и Золотые ворота. Русь получила широкое международное признание. Все это, возросший авторитет государства, позволили Ярославу впервые на Руси назначить митрополитом русского по происхождению человека - Иллариона. Илларион помимо того, что был митрополитом, прославился также как религиозный мыслитель и деятель русской духовной культуры. Он написал знаменитое «Слово о законе и благодати». В этом произведении Илларион объяснял, чем Новый Завет важнее Ветхого, проводил мысль об истинности христианской веры. Следствием утверждения Иллариона митрополитом стало увеличение независимости русской церкви от византийской, что фактически означало признание того факта, что Русь выходит из-под влияния иного государства и заявляет о своем равенстве с Византией, а следовательно и со всеми остальными сильнейшими государствами Европы того времени.

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».

Итоги правления Ярослава Мудрого неоднозначны. С одной стороны, Русь достигла своего наивысшего могущества, стала богаче, культурно развитее. С другой - косвенным последствием правления Ярослава стала начавшаяся после его смерти междоусобная война. Историки называют одной из ее причин закон о престолонаследии, принятый Ярославом Мудрым. Согласно новому правилу, теперь престол передавался не от отца к сыну, а к старшему в роду (очередный порядок престолонаследия), что породило огромное количество споров и претензий.

Алгоритм написания эссе по истории

Последовательность работы над эссе по истории, которая поможет оформить качественное эссе, не упустив, при этом, важные моменты.

Шаг 1. Выбираем период.

Шаг 2. Подтверждаем правильность выбора.

Шаг 3. Выбираем название периоду, отражающее его специфику.

Шаг 4. Определяем события, относящиеся к этому периоду; выявляем наиболее важные и второстепенные.

Шаг 5. Вспоминаем исторических личностей, деятельность которых относится к этому периоду, их роль и влияние на исторический ход событий.

Шаг 6. Выявляем причины происходящих в этом периоде событий.

Шаг 7. Подбираем соответствующие исторические понятий и термины.

Шаг 8. Определяем исторические факты, раскрывающие значение периода, используем, при этом, мнения ученых.

Шаг 9. Упорядочиваем и систематизируем информацию.

Шаг 10. Составляем план и пишем эссе в соответствии с ним:

 

 


 

Алгоритм написания + рекомендации экспертов

АЛГОРИТМ

Последовательность действий

• ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.

• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

• С одной стороны, ___.

• Но, с другой стороны, ___.

• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

 

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.

ЕГЭ по истории. Задание 25. Рекомендации экспертов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2020