«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс
Оценка 4.7

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
8 кл
04.04.2017
«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс
Цель исследовательской работы: Засорение языка и факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Задачи: 1) Подобрать и изучить имеющую литературу по теме; 2) Провести социологический опрос среди учащихся 9, 11х классов; 3) Проанализировать данные анкетирования; 4) Обобщить полученные результаты в виде исследовательской работы. Гипотеза: Если исследую данную проблему и проанализирую, то попытаюсь найти пути выхода из сложившейся ситуации.исследовательская работа
Экологическая ситуация.docx
МКУ Управление образования Администрации Первомайского района                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                              Комсомольская средняя общеобразовательная школа Направление и номинация: литературоведение УЧЕБНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА по теме  «Экологическая ситуация в современном русском языке»                                                    Рамхиной  Екатерины Евгеньевны, обучающейся 8  класса  МБОУ Комсомольской  СОШ  Руководитель: Войнич Татьяна Альбертовна – учитель русского языка и литературы с. Комсомольск. 1 2017 год Оглавление 1. Введение………………………………………………………………… 2. Основная часть …………………………2 2.1. Экология современного русского языка……………………………………3 2.2. Болезни языка……………………………………………………………………… …….4 2.3. Русский язык превращается  в язык без русских слов?_______5 2.3. О скверном и святом…………………………………………………………………6-7 2.4 Проблемно-ориентированный анализ………………………………………8 3. Заключение……………………………………………………………… ……………………….9 4. Библиографический список……………………………………………………………..10 5. Приложения Приложения 1……………………………………………………………………………… ……11 2 Введение По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности. Паустовский К.Г.          Русский язык ­ национальный язык русского народа. На нём говорят свыше 250 млн. человек, в том числе в России­ 143,7 млн. С русским языком происходит  что­то   неладное. Русская   речь   с  её   традиционной  властью, целомудренностью, тягой к музыкальной гармонии почти напрочь сметена агрессивным и мусорным потоком.  Язык как живая, динамично развивающаяся система, мгновенно реагирует на появление новых идей и событий в реальной жизни. Время от времени язык переживает периоды «бури и натиска». Так происходит и в наши дни. Бытовая   речь   без   какого­либо   «напряжения»   с   нашей   стороны,   не   без влияния  средств массовой информации  и реальной жизни, пополняется новыми словами, в том числе и иноязычными.           Вокруг нас  мутное  половодье   иноязычных  слов  и различного  вида жаргона.   Филологи   и   лингвисты   бьют   тревогу.   В  последние   годы   наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовой деградации,   духовного   обнищания,   напрямую   связанных   с   языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены   и   жизнь,   и   смерть.   «Язык   ­   это   мостик,   по   которому   наше земное   начало   переходит   в   духовное».   Как   всякое   живое   на   Земле   не может   мириться  со  своей   смертью,  так  и  живая   нация  тоже  не  может смириться перед лицом деградации своего языка.          Выбранная тема очень актуальна в наступившее время. На улицах, в школах   можно   услышать   нецензурные   выражения.   Очень   хотелось   бы узнать,   чем   же   болен   язык,   что   является   причиной   употребления ненормативной лексики в речи и можно ли это устранить? Именно поэтому я выбрала такую тему для исследования. Цель исследовательской работы:   3 Засорение языка и факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Задачи: 1) Подобрать и изучить имеющую литературу по теме; 2) Провести социологический опрос среди учащихся 9, 11х классов; 3) Проанализировать данные анкетирования; 4) Обобщить полученные результаты в виде исследовательской работы. Гипотеза:    попытаюсь найти пути выхода из сложившейся ситуации.   Если   исследую   данную   проблему   и   проанализирую,   то                                                                                                                                                         2.1.Экология современного русского языка Слово экология произошла от греческого слова " oikos " (ойкос), что означает слово «дом» и logos(наука о доме). Забота о «доме» в данном случае включает всю нашу планету, всех живущих на планете существ, а, также, атмосферу нашей планеты. .   А   что   такое   «экология   языка»?   Экология   языка   ­   это   такое   направление лингвистической   теории   и   практики,   которое,   с   одной   стороны,   связано   с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с   другой   стороны,   с   изысканием   путей   и   способов   обогащения   языка   и совершенствования практики речевого общения. Экология языка должна лежать в основе языковой политики государства, прежде всего в сферах образования, юриспруденции,   переговорных   процессов,   делопроизводства   и,   конечно,   в деятельности  средств  массовой  коммуникации.  Экология   языка­   это   владение нормами устного и письменного литературного языка:  Правила произношения ,ударения, словоупотребления, грамматики и  стилистики;  Умение выразить мысли точно, логично, понятно и лаконично;  Умение использовать выразительные средства языка в различных  условиях общения в соответствии с целями;  Соблюдение правил этикета.       Тогда   возникают   вопросы:   «Почему   в   современном   обществе   существует проблема   экологии   языка?», «Что может  нарушить  экологию  языка?».  Ответ такой: несоблюдение языковых норм, употребление слова в несвойственном ему значении,   тавтология,   нарушение   лексической   сочетаемости,   искажение фразеологизмов, грамматические нормы, смешение стилей.                                 Отчего   язык   надо   защищать?   –   ОТ   сквернословия,   прежде   всего.   От бездумного   использования   иностранных   слов.   От   элементарного   незнания 4 родного языка. К сожалению, современные информационные технологии, «язык» компьютеров сотовых телефонов не способствуют повышению речевой культуры. Молодёжь,   в   основном,   общается   посредством  SMS­   писем,   которые   в   целях экономии места на дисплее и денег на счету­ без заглавных букв, переносов и знаков   препинания.   Пару   лет   школьник   или   студент   пощёлкает   кнопками «мобильника» и окончательно забудет о правилах русского языка.       Но ведь остаётся ещё устная речь. Мы обречены на общение друг с другом, потому   что   живём  не   на   необитаемом   острове,  в  обществе.   А   значит,  просто обязаны знать язык, повышать культуру речи, обогащать свой словарный запас новыми словами и образными выражениями. Если, конечно, не хотим, чтобы нас обвинили бескультурье. Ведь всегда приятно слушать людей, которые могут не только красиво и интересно говорить, но и правильно. В наше время таких людей становится всё меньше.                            2.2.Болезни языка         Канцеляриты­   слова   официально­делового   стиля,   используемые   в            Давайте узнаем, а чем же болен язык? Болезни языка: канцеляриты, «ненормативная   лексика»   (сквернословие,   ругательство),   жаргон,   речевая вульгарность, заимствования, употребление иностранных слов.   повседневной речи: Автомобиль обладает выраженной склонностью   к заносу.   А   можно   просто сказать ­ Машину легко заносит. уровня Мне комфорта,   и   это   было   одним из движущих   факторов   для   смены автомобиля.     Думаю,   что   правильнее   и лучше   было   бы   так   ­     Мне   захотелось большего комфорта, и это было одной из причин сменить автомобиль.     захотелось большего   Одним   словом,   из   языковых   средств   выбираются   не   лучшие,   а   худшие. Богатство   языка   заменяется   ограниченным   количеством   готовых   штампов. Вместо   того   чтобы   отражать   жизнь   во   всем   ее   многообразии,   такой   язык омертвляет все, чего он касается. Более подробно о канцелярите можно прочитать в книгах Корнея Чуковского «Живой   как   жизнь»   (глава   «Канцелярит»)   и   Норы   Галь   «Слово   живое   и мертвое» (глава «Берегись канцелярита»).           Замена русских слов иноязычными не всегда целесообразна: электорат (избиратели),   модератор   (ведущий),   джус   (сок)   –   «Какой   джус   ты 5 предпочитаешь на завтрак?». А жаргонизация речи нарушает стилистическую норму: срубить бабок, давай филки, газетный отморозок, оторвись по полной, тебя просто разводят.  «Несомненно,   жаргонная   лексика   и   фразеология   огрубляет   речь.   Но   надо сказать, что жаргонизация речи вполне в духе одной из тенденций, которые присущи современному речевому общению, ­ тенденции к огрубению речи. Эта тенденция проявляется в значительном увеличении употребительности на страницах   газет,   художественной   литературы,   в   публичных   выступлениях политиков грубопросторечных слов типа сволочь, подонок, гад и подобные. Социальные   причины   подобного   огрубения   речи   очевидны:   какова   жизнь, таков и язык этой жизни».           Наконец, просто обычная безграмотность. Причём это не только ошибки в   написании   или   произношения   слов   (средства,   звОнит,   тортЫ,   мОрковь, осУждён,   квАртал,   катАлог,   красивЕе   и   мн.   др.),   но   и   ошибки грамматические, лексические, стилистические.  2.3 Русский язык превращается  в язык без русских слов?        Сокровища родного слова,­        Заметят важные умы,­        Для лепетания чужого        Пренебрегли безумно мы.        Мы любим Муз чужих игрушки,         Чужих наречий погремушки,        А не читаем книг своих…        (А.С. Пушкин ) Эти размышления  А.С. Пушкина о родном языке звучат сегодня как нельзя более злободневно и ставят перед нами очень важные и насущные вопросы относительно будущего нашего языка, Становится всё более очевидным, что чем глубже проникает в нашу речь это «чужое», тем дальше мы уходим от «сокровищ родного слова.  Если язык отрывается от своих корней, то можно ли говорить о каком­то его развитии?   Мне хотелось бы привлечь внимание к данному вопросу всех, кто не безразличен к судьбе русского языка. Ведь то, что мы сегодня слышим, не поддаётся никакому здравому смыслу и похоже на какую­то игру «А ну­ка удиви».   Просмотр   новостей   вызывает   недоумение.   Подчас   сложно   понять язык наших министров, журналистов, телеведущих, учёных. Хочется спросить их: «Вы для кого это всё говорите, на каком языке?». Если для понимания этого языка требуются словари иностранных слов, то можно ли такой язык назвать русским и как понимать этот язык обычным людям? Мы включаем телевизор,   и   в   течение   24   часов   в   сутки   нам   сообщают:   «Экономику   мы диверсифицируем, проводим   реструктуризацию, ведём мониторинг, создаём венчурный фонд и т.д.» Радиовещание ничем не лучше. Выходим из дома на 6 улицу, и здесь ничего не меняется: со всех сторон к нам обращены названия и вывески не на русском языке, особенно в городе. Иногда думаешь: «Как же такие названия могли прийти в голову владельцам этих заведений? Они что, инопланетяне?».  Тут у любого человека может возникнуть вопрос: в какой же стране  он живет, если о значении услышанных и увиденных слов он вынужден только догадываться?            Но не только чиновники способны удивлять нас иноязычными новинками,   люди искусства тоже не отстают. Они пополняют нашу речь различными «инсталляциями» и «кастингами». Слово «творчество» у   людей   «творческих»   превратилось   в   «креатив»   (англ.   Creative)   и, соответственно,  слово  «творческий» ­  в «креативный». великий  и  могучий русский язык очень богат, гибок, разнообразен и красив? Неужели ошибались великие   русские   писатели,   когда   воспевали   русский   язык?   Если   язык   не может произвести из себя ничего нового, а вынужден прибегать к иноземной помощи, то в чём его величие? Или русский язык ослаб, что стал похож на больного человека или калеку, которому нужны поддержки и костыли в виде иностранных   слов?   Но   ведь,   опираясь   на   костыли,   ловкости   и   силы   не приобретёшь.   Подумайте,   люди,   над   этим!   Давайте   менять   вместе   с   вами отношение к русскому языку.          2.4.О скверном и святом.  Подлинный бич нашего общества ­ сквернословие. Подобную речь мы часто  слышим из уст героев телесериалов, исполнителей популярной музыки.     Я боюсь, что для некоторых родной язык уже превратился в сплав жаргонов и мата. А кто, собственно, ругается? Лучше спросить, кто не ругается. Идут по   улице   подростки.   Громкие   голоса.   Сначала   слышна   брань.   Подходят ближе. Теперь можно разобрать и «просто нормальные», цензурные слова и обороты. Но   последних  всё­таки  меньше… а  вот  взрослые   мужчины  идут. Тихо о чём­то говорят. И как­то естественно у них получается, что каждое пятое слово оказывается цензурным… Выходит, ругаются все. Когда? Всегда. От чего? От всего. А от тогда разве плохо, если все и всегда? Но тогда почему эти словечки не печатают?      Есть легенда о философе Ксанафе и его рабе ­ баснописце Эзопе. Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык”­ явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.           В   стихотворении   Э.Асадова   «О   скверном   и   святом»   лежит   такой художественный приём, как оксюморон ­ сочетание лексически несочетаемых слов. О скверном и святом     Что в сердце нашем самое святое?     Навряд ли надо думать и гадать. 7 Есть в мире слово самое простое     И самое возвышенное­ Мать!     Так почему ж  большое слово это,     Пусть не сегодня, а давным­давно,     Но в первый раз ведь было кем­то, где­то     В кощунственную брань обращено?          Тот пращур был и темный, и дурной     И вряд ли даже ведал, что творил,     Когда однажды взял и пригвоздил     Родное слово к брани площадной.     И ведь пошло же, не осело пылью,     А поднялась, как тёмная река.     Нашлись другие. Взяли, подхватили     И понесли сквозь годы и века…     Пусть иногда кому­то очень хочется     Хлестнуть врага словами, как бичом     И резкость на язык не только просится,     А в гневе и частенько произносится,      Но только мать тут всё­таки при чём?     Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.      И всё же трудно попросту понять,      Что слово “мат ” идёт от слова “мать”,      Сквернейшее  ­ от самого святого!      Неужто вправду за свою любовь,      За то, что родила нас и растила,      Мать лучшего уже не заслужила,      Чем этот шлейф из непристойных слов?!             Ну как позволить, чтоб год за годом      Так оскорблялось пламя их сердец?!      И сквернословам всяческого рода      Пора сказать сурово наконец:        Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,      Но не теряйте звания людей:      Не трогайте, не смейте, не грязните      Ни имени, ни чести матерей! 8 С точки зрения автора к понятиям «самое святое» относится слово «мать», а «сквернейшее»­ «мат». Э.Асадов подбирает такие слова и словосочетания: «кощунственная   брань»,   «площадная   брань»,   «сквернейшее   слово», «непристойные   слова»,   чтобы   выразить   своё   отношение   к   русскому   мату. Особый гнев поэта вызывает оскорбление имен и чести матерей.         В   результате   нашей   исследовательской   работы   мы   установили,   что изучением   происхождения,   распространения   нецензурных   слов   занимались многие учёные­лингвисты, писатели, журналисты. Имеется довольно большое количество   специальных   словарей,   научно­популярных   очерков,   отдельных статей,   посвящённых   этой   теме.   Так,   в   журнале   «Всё   для   женщин» поднимается проблема употребления нецензурных слов маленькими детьми. Здесь приводится несколько советов, как на это явление должны реагировать родители:   «Лучше   не   падать   в   обморок   и   не   подавать   виду,   что   вы шокированы. Это произведёт слишком сильное впечатление на застенчивого ребёнка, он расстроится и станет избегать общества детей, от которых он слышал неприличные слова. Но, с другой стороны, вы не должны сидеть и молча слушать, как ваш ребёнок ругается. Вы можете строго сказать ему, что большинству людей, и вам в том числе, не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял». 2.5.Проблемно­ориентированный анализ.     Почему же люди так уверены, что без мата невозможно общаться? Почему они часто просто не обращают внимания на то. Как совсем юные парни и девушки, а иногда даже дети «украшают» свою речь нецензурными словами. Если не начать бороться с употреблениями мата, то скоро это сделать будет невозможно. Нынешняя молодёжь может настолько привыкнуть к тому, что мат­   явление   повсеместное   и   встречающееся   везде,   что   он   станет   нормой жизни.   Но   всё   ещё   можно   изменить   сейчас!   Нужно   выяснить   причину употребления мата и возможные способы предотвращения этого безобразия. Я решила изучить, откуда распространяется ненормативная лексика в среде сельских подростков и как они к этому относятся.    Первый   вопрос   звучал   так:     «Можно   ли   обойтись   без   иностранных языков»?» Из 30 опрошенных ответили на данный вопрос так: да ­ 15 человек, иногда можно использовать ­ 5 чел, нет­ 10 чел. Это значит, что обучающиеся нашей школы не очень часто, но используют иностранные слова в своей речи. Первый вопрос анкеты, предложенной учащимся 8 ­ 11 классов нашей школы доказал актуальность поднятой проблемы. Результаты опроса в диаграммах. (Приложение 1)   9 Второй   вопрос,   который   я   задала,   звучал   так:   «Как   вы   относитесь   к сквернословию?»  Отрицательно ­ 18  чел.,  нормально ­  6  чел.,  не  обращаю внимания ­ 6 чел; т.е. многие подростки понимают проблему, создавшуюся в обществе.  Третий  вопрос был такой: «Сквернословят ли  в вашей семье?»  5   учеников   ответили   «всегда»,   18   учеников   ответили   отрицательно,   7 учеников ответили «иногда». На наш взгляд, употребление мата в речи ­ это проблема молодежи, так как мы видим, что в большинстве случаев родители стараются не «выражаться» в присутствии своих детей. «Подросток быстро усваивает:   если   мат   ­   запретная   лексика   для   ребёнка,   то   приобщиться   к вожделенному миру можно, нарушив табу».      Четвёртый вопрос звучал так: «Что надо делать, чтобы русский язык не засорялся ненужной лексикой?»  25   чел.,   ответили,   что   надо   стараться   самим   говорить   правильно,     5   чел. ответили, что не задумывались над этим. Заключение:       Проведя   исследование,   я   пришла   к   выводу,   что   за   последние   годы наблюдается   существенное   изменение   речи   в   худшую   сторону.   Речь   ­   это зеркало,   отражающее   уровень   внутренней   культуры   человека.   Человек   с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом   для   подражания.   Окружающие   его   люди   не   позволяют   себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.      Я уверена, что возможность коррекции распространения ненормативной лексики   в   середе   сельских   подростков   есть.   Но   если   нравоучения   не помогают,   то   следует   прибегнуть   к   помощи   культурного   общения   с интересными   людьми,   чтения   книг   и   посещению   музеев   и   выставок.   Я полностью поддерживаю тех, кто сам, своими силами, может справится с этой «болезнью», а так же тех, кто прибегает к помощи культурного общения. Если же ученик стремится к своей цели, то с помощью учителя и родителей, он 10 справится с поставленной задачей. Ведь нерешаемых проблем не бывает, как не бывает безвыходных ситуаций, поэтому необходимо идти   к достижению целей, не уклоняться от общественных работ и читать книги.   В   современной   России   языковая   политика   только   зарождается.   Признаками   такого   зарождения   являются,   по   крайней   мере,   четыре факта:    1)   наличие   Федеральной   целевой   программы   «Русский   язык»; 2)   принятие   Парламентом   и   утверждение   Президентом   в   июне   2005   года «Федерального закона  о государственном языке Российской Федерации»  3) Указ Президента РФ «О проведении Года русского языка» (в 2007году) 4) 21 февраля – день родного языка Хочется напомнить, что при чутком, бережном обращении друг с другом мы будем   здоровее,   умнее,   красивее,   эмоционально   богаче;   что   слово   имеет материальную силу, несёт в себе положительную и отрицательную энергию. А доброе слово, как известно, и  кошке приятно; что мы все в одной связке, что как доброе, так и дурное слово идёт по кругу.  Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Давайте же дарить друг другу  букеты только из мудрых, добрых слов! Нужно упорядочить нормы русского языка, издавать стилистические словари,  новые толково­энциклопедические, годные для всеобщего употребления, в  которые должны войти термины общеобразовательные и новейшая  общенаучная и общетехническая лексика. Библиографический список 1. Андронова Е.В. Экология природы­ экология языка­ экология души        //http://festival. L September.ru 2. Асадов Э.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2003.­ С.624 3. Сергеев Ю. От бранного слова­ к коррозии духа. 4. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение,  1995.­ С.175 5. В. Тартынских «Занимательная филология» 2009 год 11 ПРИЛОЖЕНИЕ: «Можно ли обойтись без иностранных языков»?» 12 «Как вы относитесь к сквернословию?» да иногда нет отрицательно нормально не обращаю «Сквернословят ли  в вашей семье?» 13 всегда нет иногда   «Что   надо   делать,   чтобы   русский   язык   не   засорялся   ненужной лексикой?»  говорить правильно не задумывались 14

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс

«Экологическая ситуация в современном русском языке - 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017