"Экологические системы" урок
Оценка 4.9

"Экологические системы" урок

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
8 кл
20.12.2020
"Экологические системы" урок
Показать взаимосвязь живой и неживой природы. – Помочь обучающимся осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго. – Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.
Урок по окружающему миру.Экологические системы.docx

Тема: Экологические системы 3 класс.

Цели урока:

– Показать взаимосвязь живой и неживой природы.

– Помочь обучающимся осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго.

– Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.

Минимум: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме, почве. Понятия: экосистема, почва.

Максимум: к концу урока ученики будут иметь четкое представление о ролях живых организмов.

- У вас на столах есть бумага, карандаши.  И так – приступаем.

Этапы

Ход урока

Деятельность учащихся

Оборудование и наглядность

Деятельность учителя

1.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Учитель создает ситуацию противоречия, вызывающую удивление. Я использовала прием, когда ученикам одновременно было предъявлено  два противоречи-вых факта.

- Перед вами иллюстрации, рассмотрите их. Ваши предположения: о чем мы будем говорить на уроке?

 

- У вас на столах лежат тексты, прочитайте их, познакомьтесь с содержанием. 

 

- Мы будем говорить о растениях, животных.

 

 

 

 

 

Дети читают, знакомятся с содержанием текста.

Иллюст-рации живой и неживой природы

Тексты

 

На одном острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.

Напеча-тать 12 карточек

 

2.После осознания противоречия, детям предлагается сформулиро-вать проблему урока (тему, цель)

 

 

3.Выдвигают-ся версии

Что вас удивило в этом тексте?

 

 

– Как  и из-за кого было нарушено равновесие в природе на этом острове?

 

– Какой возникает вопрос?

 

На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

- Откуда появилось столько крыс?

-В природу вмешался человек?

 

 

 

 

- Может ли природа и человек существовать, не вредя друг другу?

-Как в природе поддержива-ется равновесие?

 

Мы сейчас оказались на месте учеников и воссоздали первый этап урока. Образец на доске, пустая таблица у каждой группы. Колонки таблицы: этап урока, деятельность учителя, деятельность учеников. Давайте вспомним,  с чего начали урок? Заполняем первую строку таблицы. Вся таблица приведена ниже.

2.Совместное открытие знаний

 

Учитель дает задания на выражение сути нового материала.

Можно предложить информацию (текст, иллюстрацию, ситуацию), в котором содержатся основания для логического вывода по проблеме, но не само решение в готовом виде.

 

 

А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам знакомы правила работы в группах? Давайте повторим.

 

Перед вами карточки с названиями животных и растений. Что объединяет их? (если дети не увидят, то спрашиваю, нет ли лишних)

 

1группа

Животные и растения тайги: лось,  соболь, бурундук, глухарь, ель, сосна, рысь, клест, морж.

2 группа

Животные и растения африканских саванн: лев, жираф, гепард, баобаб, гиена, слон, грифы, бурый медведь, африканские страусы.

3 группа

Животные и растения тундры: карликовая береза, мох ягель, северный олень, белый медведь, полярная сова, песец, полярный волк, лемминг, суслик, бегемот.

 

К каким выводам пришли, выполнив это задание.

(Почему у каждого растения и животного свое место обитания? Что случится, если поселить животное в другое место?)

 

Такое место жительства носит название экологическая система.

Что включает в себя экологическая система?

Это совокупность организмов и среды обитания. Экосистема устроена очень мудро, в ней есть все для жизни, и нет ничего лишнего.

Дети проговаривают правила работы в группах

 

 

 

Дети выдвигают свои версии, находят лишних, прикрепляют на доску при помощи магнитов, объясняют свой выбор.

 

 

Эти животные и растения живут вместе, приспособлены к определенным условиям жизни. Лишние: бурый медведь, бегемот, морж. Они имеют другое место жительства.

 

У каждого животного есть свое место жительства. ( своя среда обитания)

 

 

 

 

 

 

 

Определение экологической системы читаем в учебнике, сравниваем с тем, что сформулировали самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

Карточки для работы в группе, название места обитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки: экологическая система, животные, растения, среда обитания.

 

 

А теперь посмотрите на эти схемы, что объединяет данных животных и растения?

Трава-заяц-волк-…….

Орехи-белка-рысь-……..

Зерно-мышь-лиса-……….

Какой вывод делаем?

-Главный секрет экосистемы заключен в пищевых связях ее обитателей.

-Как вы думаете, кому отведена главная роль в экосистеме?

(если затрудняются, то возвращаю к цепям питания)

-Их называют кормильцами.

(свет, воздух, вода, минеральные вещества, растения превращают в органические вещества).

-А какую роль в экосистеме выполняют животные?

-Если в экосистеме существуют кормильцы, едоки, то куда девается прошлогодняя листва, ветки, упавшие на землю, погибшие растения и животные?

Да. Все отходы не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, бактериями, червями, мелкими животными, обитающими под опавшей листвой. Так как они перерабатывают природный мусор и превращают его в минеральные вещества нужные для растений, то мы их назовем «мусорщиками»

Разрушенные остатки растений и животных придают верхнему слою почвы темную окраску. Превращает в почву, волшебный слой, обладающий плодородием.

 

 

 

 

Эти животные питаются так….

 

-Животные питаются растениями или другими животными?

 

 

 

 

 

 

-Растениям

 

 

Составляем схему

 

 

 

 

 

 

-Животные поедают - их называют едоками.

 

 

 

-Предположения детей – гниют, кто-то их съедает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовить макет схемы

 

 

 

Подведем итог. Самостоятельная работа, ответьте на вопросы.

1.Как называется совокупность растений, животных и среды обитания?

2.Роль растений, животных?

3.Куда девается прошлогодняя листва, ветки, упавшие на землю, погибшие растения и животные?

4.Как долго может существовать экосистема?

 

 

 

 

 

-экосистема

 

 

 

 

 

-в ней есть кормильцы, едоки

-их уничтожают мусорщики,

может существовать бесконечно долго.

 

 

I.      3.Применение нового знания.

Выражение решения.

Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали

Сформулировать устно или изобразить материал в виде схемы, афоризма и т.д.

С чего мы начинали урок?

 

 

 

 

 

 

Интересно узнать, как люди справились с крысами?

-Читали текст, как на острове расплодились крысы, и люди не могли понять, из-за чего это  произошло.

-Да.

 

Продолжение рассказа читаю сама.

Оказалось. Что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы, которых было очень много на острове, и жили они не в домах, а в природе. Тараканы не погибали от яда. Но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей для кошек. А вот для кошек, поедавших ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре на острове не осталось кошек. Ну и раздолье наступило для крыс! Вскоре пришлось специально на самолетах завозить кошек на этот остров. Этого бы не случилось, если бы жители посоветовались с учеными – экологами.

Напеча-тать один экземпляр для группы.

Выражение решения.

Давайте воссоздадим цепь питания, помним. (Что начинаем с растений.)

Проверьте себя с образцом. У вас так получилось? Разбираем ошибки, если они есть.

Растения-тараканы-ящерицы-кошки

 

 

4.Итог урока

 

Вывод.

Так как мы ответим на вопросы, которые у нас были сформулированы в начале урока?

 Может ли природа и человек существовать, не вредя друг другу?

-Как в природе поддерживается равновесие?

- Красива наша природа. Берегите её! Каждый день мы видим,  как освещает нашу землю солнце. И я желаю вам дорогие мои друзья, смело входите в этот непростой мир. Любите его. И он отплатит вам тем же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнения детей.

 

5.Рефлексия

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание

Оцените свою работу на уроке

-Я благодарю вас за эмоции. За ответы, которые вы дарили. Спасибо вам большое!

Урок окончен!

 

 

 

Таблица, которая заполняется по ходу занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

1.     Создание проблемной ситуации.

1.Учитель создает ситуацию противоречия, вызывающую удивление. Я использовала прием, когда ученикам одновременно было предъявлено  два противоречивых факта.

2.После осознания противоречия, детям предлагается сформулировать проблему урока (тему, цель)

3.Выдвигаются версии

2.     Промежуточные этапы урока

(их наличие - на выбор учителя)

Актуализация знаний. Используются подводящий (цепочка вопросов, правильный ответ уже запрограммирован) или побуждающий (вопросы, на которые возможны разные правильные ответы) диалоги

3.     Поиск решения (открытие нового знания)

4.Дает задания на выражение сути нового материала

Можно предложить информацию (текст, иллюстрацию, ситуацию), в котором содержатся основания для логического вывода по проблеме, но не само решение в готовом виде.

4.     Выражение решения. Применение нового знания.

5.Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали

Сформулируйте устно или изображение материала в виде схемы, афоризма и т.д.

Какой вопрос стоял перед нами? Какой ответ можем дать на него?

Задание на продуктивное применение

 

5.     Домашнее задание

Предлагается задание творческого характера

 


 

Тема: Экологические системы 3 класс

Тема: Экологические системы 3 класс

Люди не могли понять, почему появилась эта напасть

Люди не могли понять, почему появилась эта напасть

Учитель дает задания на выражение сути нового материала

Учитель дает задания на выражение сути нового материала

Животные и растения тундры: карликовая береза, мох ягель, северный олень, белый медведь, полярная сова, песец, полярный волк, лемминг, суслик, бегемот

Животные и растения тундры: карликовая береза, мох ягель, северный олень, белый медведь, полярная сова, песец, полярный волк, лемминг, суслик, бегемот

Что включает в себя экологическая система?

Что включает в себя экологическая система?

Как вы думаете, кому отведена главная роль в экосистеме? (если затрудняются, то возвращаю к цепям питания) -Их называют кормильцами

Как вы думаете, кому отведена главная роль в экосистеме? (если затрудняются, то возвращаю к цепям питания) -Их называют кормильцами

Да. Все отходы не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, бактериями, червями, мелкими животными, обитающими под опавшей листвой

Да. Все отходы не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, бактериями, червями, мелкими животными, обитающими под опавшей листвой

Эти животные питаются так…. -Животные питаются растениями или другими животными? -Растениям

Эти животные питаются так…. -Животные питаются растениями или другими животными? -Растениям

Эти животные питаются так…. -Животные питаются растениями или другими животными? -Растениям

Эти животные питаются так…. -Животные питаются растениями или другими животными? -Растениям

Может ли природа и человек существовать, не вредя друг другу? -Как в природе поддерживается равновесие? -

Может ли природа и человек существовать, не вредя друг другу? -Как в природе поддерживается равновесие? -

Таблица, которая заполняется по ходу занятия

Таблица, которая заполняется по ходу занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020