Экологический урок "Родники Пензенской области"
Оценка 4.8

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
02.05.2017
Экологический урок "Родники Пензенской области"
Фото
Публикация является частью публикации:
Родники Пензенской области ГРЕЧУШКИН В.В..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 10 г. Сердобска Пензенской области Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» РОДНИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                  Гречушкин Валерий Викторович,                                                                  учитель химии МОУ СОШ №10 г. Сердобска  Сердобск 2017 Тема урока: «Родники Пензенской области»                                                                                      Всегда тенистой и сырой,                                                                                        В крутом овраге под горой     В глуши лесной, в глуши зеленой, Бьет из камней родник студеный:                                                                                                     Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами,                                                                                         И под ветвистыми дубами                                                                                                   Стеклом расплавленным бежит.                                                                                        А небеса и лес нагорный                                                                                               Глядят, задумавшись в тиши,                                                                                              Как в светлой влаге голыши                                                                                             Дрожат мозаикой узорной.                                                                                                            Иван Бунин. Цель урока: приобщить старшеклассников к формированию у жителей нашего микрорайона и всего города отношение к родникам на Лысой горе как к природным памятникам родного края, нуждающимся в постоянной заботе и охране. Задачи урока:  1) Сбор информации о родниках Пензенской области. 2) Знакомство с родной природой, явлениями, протекающими в разные времена года  (изучение местности в районе  Лысой горы и лесу до родников). 3) Знакомство с природными достопримечательностями родного края – родниками на  Лысой горе. 4) Подкормка птиц и сооружение кормушек в  лесу. 5) Охрана памятников природы родного края.  6) Очистка от бытового мусора леса по пути следования до родников. 7) Пропаганда здорового образа жизни. 8) Приобщение членов семей учащихся 8­а класса к осуществлению проекта. 9)Привлечение младшеклассников к своему делу, разъяснение необходимости беречь  родную природу в целом  и родники в частности как один из методов экологического  воспитания малышей. 10) Воспитание чувства патриотизма и гордости за родную природу, любви к малой родине. Ход урока I.Введение. 1. Проект «Живи, родник!» реализуется обучающимися 10а класса нашей школы в течение 6 лет.  Об этом знают не только учащиеся МОУ СОШ № 10 и их родители, но и жители микрорайона  «Ясенки» и всего города Сердобска. О нем постоянно рассказывают сами участники проекта, он неоднократно освещался в местных газетах – «Сердобские новости», «Альянс»,  по местному  телевизионному каналу «СН». А как считаете вы, ребята, нужен ли этот проект?  ­ Актуальность проекта ­ необходимость сохранения памятников природы родного края в условиях ухудшения экологической обстановки (Родники в районе Лысой горы, г. Сердобск, микрорайон  «Ясенки». ­Направление проекта­  экологическое просвещение и распространение природоохранных идей. 2. Какое отношение имеет данный  проект к нашему сегодняшнему уроку и почему он особенно  актуален в этом году? ­ 2017 год – год экологии в России, «Живи, родник!» ­ один из экологических проектов,  реализуемых в нашей образовательной организации, а сегодня у нас ­  экологический урок в рамках  акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» (Федеральный  партийный  проект  «Экология России».  II   . Теоретическая  часть.                                                                Родник. Что это такое? оо ио Родник (ист чник, ключ, крин ца поверхность на суше или под водой (подводный источник). Образование источников может быть обусловлено различными факторами: ) — естественный выход подземных вод на земную    пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами современного  рельефа (например, речными долинами, балками, оврагами, озёрными котловинами), геолого­структурными особенностями местности (наличием трещин, зон  тектонических нарушений, контактов изверженных и осадочных пород),  фильтрационной неоднородностью водовмещающих пород и др. Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно  действующими (сезонными) и постоянно действующими и др. По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие, кипящие. По классификации гидрогеолога А. М. Овчинникова выделяется три группы источников в  зависимости от питания водами верховодки, грунтовыми или артезианскими водами. Источники первой группы, питающиеся верховодкой, располагающиеся обычно в зоне  аэрации, имеют резкие колебания дебита (вплоть до полного иссякания), химического  состава и температуры воды. Источники, питающиеся грунтовыми водами, отличаются большим постоянством во  времени, но также подвержены сезонным колебаниям дебита, состава и температуры. Они  подразделяются на эрозионные (появляющиеся в результате углубления речной сети и  вскрытия водоносных горизонтов), контактные (приуроченные к контактам пород  различной водопроницаемости) и переливающиеся (обычно восходящие, связанные с  фациальной изменчивостью пластов или с тектоническими нарушениями). Источники артезианских вод отличаются наибольшим постоянством режима; они  приурочены к областям разгрузки артезианских бассейнов. Химический и газовый состав воды источников разнообразен; он определяется, главным  образом, составом разгружающихся подземных вод и общими гидрогеологическими  условиями района. Самые большие родники в мире: Воклюз (Франция), Красный Ключ (Башкортостан). Классификация родников    . а) По связи с безнапорными и напорными водами различают:  1) нисходящие  2) восходящие источники; б) По продолжительности действия (т.е. режим) различают: 1) постоянно действующие родники, существующие многие годы. Дебит изменчив по  сезонам года и по годам.  2) сезонно­действующие родники, возникающие только в определенное время года. К этой  группе относятся родники: пересыхающие, действующие только после весеннего  снеготаяния или выпадения обильных осадков; переливающиеся, перемежающиеся,  свойственные закарстованным породам, родники оттаивания, выводящие подмерзлотные  воды на поверхность и др.  3) ритмически­действующие родники, характеризующиеся периодичностью изменений  дебита и напора. Примером их служат гейзеры.           Особое место занимает группа родников, образование которых связано с  деятельностью человека. Это родники, выходящие в нижнем бьефе плотин, образованные в  результате фильтрации из оросительных каналов и выклинивающихся на орошаемых  массивах (возвратные воды) и др. в) По степени изменчивости дебита в зависимости от отношения минимального дебита  к максимальному.  Причины колебаний дебита родников различны. Дебит нисходящих родников связан в  основном с сезонными и годовыми изменениями осадков. Чем глубже залегает водоносный  горизонт, меньше его водопроницаемость , слабее связь его с атмосферой и чем больше  область питания, чем с большим опозданием отражается влияние выпадения осадков на  дебите родников. Оно может сказаться и через несколько дней и через много месяцев.  Дебит восходящих родников отличается большим постоянством, чем нисходящих. г) По приуроченности к отдельным типам подземных вод выделяют источники: 1. питающиеся верховодкой; 2. грунтовых поровых вод; 3.трещинных вод; 4. карстовых вод; 5. артезианских вод; 6. подземных вод в области многолетней мерзлоты. Источники, питающиеся верховодкой, характеризуются резкими эпизодическими  колебаниями дебита, температуры и состава, зависящим в основном от изменения  метеорологических условий района распространения этих источников. Источники грунтовых поровых вод являются нисходящими; дебит, температура и  состав их подвержены сезонным и в меньшей мере эпизодическим колебаниям, которые  обусловлены также в основном изменением метеорологических условий района. Источники грунтовых и напорных трещинных вод бывают нисходящие и восходящие.  Первые связаны с трещинами зоны выветривания магматических, метаморфических и осадочных гонных пород. От источников грунтовых паровых вод они отличаются тем, что  обычно имеют более концентрированные сосредоточенные выходы. Восходящие источники приурочены к отдельным тектоническим трещинам и зонам тектонических нарушений,  пересекающих и дренирующих систему трещин зоны выветривания. Эти источники  питаются напорными трещинными водами, причем напор в них обуславливается  гидростатическим давлением, давлением газов (нарзаны) или водяных паров (гейзеры). К  этой группе относятся большинство выходов минеральных вод, а также термальные  источники. Источники грунтовых и напорных карстовых вод встречаются как нисходящие, так и  восходящие. Они отличаются большим разнообразием условий выхода на поверхность.  Питаются карстовыми водами, широко распространенными в районах развития  карбонатных (известняки, доломиты, мергели), сульфатных (гипсы, ангидриды) и  соленосных горных пород.                                                                                Из большого количества разнообразных карстовых источников можно выделить 3  подгруппы: 1. перемежающиеся; 2. постоянные; 3. субмаринные. Перемежающиеся_источники характеризуются резким непостоянством дебита во  времени; действуя по принципу сифона, они дают то большие дебиты, то очень малые,  вплоть до прекращения выхода воды. Связаны подобные источники с зоной, залегающей  выше уровня карстовых вод. Постоянные источники связаны с крупными трещинами, подземными каналами,  горизонтальными пещерами, развитыми в зоне распространения основных карстовых  водоносных горизонтов. Дебит этих источников иногда достигает несколько м3/с, причем  часто имеет резкие колебания по сезонам года. Субмаринные источники приурочены к подземным карстовым каналам, залегающим  ниже уровня моря. Характерной особенностью этих источников является периодичность  их выхода под водой в зависимости от соотношения давлений в канале и над головками  источников. Если давление в канале превышает давление столба воды над головкой  источника, то последний функционирует; при обратном соотношении давлений происходит засасывание морской воды вглубь карстующегося массива (морская мельница). Иногда при соответствующей взаимосвязи трещин и каналов в карстующемся массиве засасывание  сопровождается выходом морской воды выше уровня моря. Источники артезианских вод являются восходящими, связаны они с напорными водами артезианских бассейнов и склонов. На территории артезианских бассейнов источники  выходят в долинах рек, оврагах, озерных котловинах, складках и др. В областях вечной мерзлоты выделяются надмерзлотные ­ нисходящие,  межмерзлотные ­ восходящие и подмерзлотные ­ восходящие. К особой группе источников, встречаемых в районах молодой вулканической  деятельности, относятся гейзеры, получившие свое название от района Гейзер в Исландии,  где они впервые были исследованы. Водные ресурсы и родники Пензенской области. В границах области существует два основных речных бассейна: Волжский ­ с реками  Сурой, Мокшей и их притоками, и Донской ­ с реками Хопром, Вороной и их притоками.  Две трети всей площади области (юго­восточная, северная и северо­западная части)  относятся в Волжскому и одна треть ­ к Донскому бассейнам.  Особенностью рек является то, что почти все они берут свое начало и заканчиваются в  области. Общее количество их около 330, из которых только Сура, Мокша, Хопер, Выша,  Вад, Ворона выходят за пределы области.  Реки области являются источником водоснабжения населенных пунктов. Самые  протяженные реки ­ Сура и Хопер; общая длина р. Суры 964 км, в пределах области ­ 335  км, Хопра, соответственно ­ 1008 км и 191 км.  На территории области озёра имеются только в поймах рек в виде остатков стариц, также в виде петель при прорыве двух близко сходящихся вершин русла. Такие озера в большом  количестве разбросаны вдоль всего течения Суры, Мокши, Хопра и других рек, особенно в  расширенных частях.                                                                      Искусственных прудов в области имеется немало, распределены они неравномерно.  Основной объем загрязненных сточных вод в области (более 75%) образуется в Пензе,  причем подавляющая часть сточных вод сбрасывается жилищно­коммунальным хозяйством города. Главной водной артерией области является р. Сура, качество воды которой  полностью зависит от сбросов промузлов городов Пензы и Кузнецка. В Суре на всем  протяжении отмечается превышение ПДК для рыбохозяйственных водоемов азота  аммонийного и нитритного, соединений железа и марганца. Влияние города Пензы на  экологическое состояние реки можно наблюдать на створе при ее выходе из города, в воде  увеличивается содержание азота, меди, железа. Город вносит существенный вклад в  загрязнение Суры, которая входит в группу 16 самых грязных рек бассейна р. Волги. Загрязнению Суры способствуют и природные факторы. Так, например, на повышение  содержания железа в Суре (превышение ПДК в 4 и 8 раз) влияют не только предприятия  города, но и геологическое строение днища реки Суры. В днище выходит плита, сложенная  ожелезненными песчаниками верхнемелового возраста (с. Засечное). В воде происходит  растворение и окисление железа.  Воды Сурского водохранилища относятся к "умеренно загрязненным", наблюдается  тенденция к их ухудшению. Сурское водохранилище создано в 1979 г. на р. Суре в 10 км  выше г. Пензы и 212 км от ее истока. Основное назначение водохранилища ­ регулирование  стока р. Суры в целях полного и бесперебойного обеспечения водой всех промышленных и  хозяйственно­питьевых нужд городов Пензы и Заречного и орошения  сельскохозяйственных угодий. Площадь водохранилища при нормальном подпорном уровне равна 110 км2, объем воды ­  560 млн. м3. Средняя глубина водохранилища 5,1 м, максимальная ­ 15 м. Уровень воды в  течение года колеблется до 5 м: минимально ­ в марте и максимально ­ в мае. Основные  притоки, под влиянием которых формируется химический состав воды и  гидробиологический режим ­ это реки Сура, Уза, Няньга, Труев, Кадада, Юловка,  Колдаис. Подземные воды Подземные воды ­ основной источник промышленного и хозяйственно­питьевого  водоснабжения предприятий и населения области ( за исключением городов Пензы,  Заречного и Колышлея). На территории области около 2000 родников. На территории  области обнаружено три локальных очага загрязнения подземных водоносных горизонтов  ( на водозаборах городов Каменки, Пензы и Кузнецка). В Пензенской области учтено 532 родника, предположительно неучтенных источников еще  около 1,5–2 тысяч. Наибольшее количество родников наблюдается на северо­востоке области. Например, в  Лунинском районе известен 71 родник, в Кузнецком — 58, Городищенском — 49,  Никольском — 40, Лопатинском — 35, Шемышейском — 29. Часть из них является водными памятниками природы. Большинство родников постоянно  посещаются населением близлежащих сел и людьми, работающими в поле или лесу. В  родниках, как правило, очень чистая и вкусная вода.                                                                              В отдельных родниках, таких, как Молочный в Земетчинском, Салолейка в  Нижнеломовском, Семь ключей в Шемышейском районах и некоторых других, вода  оценивается как целебная. Их посещают не только жители Пензенской области, но и  приезжие из других регионов. На территории Пензенской области находится исток реки Хопер, который берет свое  начало из родников в 8 км от села Кучки. Родники, находящиеся в лесах, внесены в паспорта обходов лесной охраны, которая  осуществляет контроль их состояния и проводит необходимую работу по благоустройству. В последнее время на родники обращается особое внимание. Ежегодно проводятся  экологические экспедиции по обнаружению новых, а также расчистке и обустройству уже  известных родников. Самые популярные родники, ключи, святые источники Пензенской области Название Описание Как добраться Салолейка,  Нижнеломовский  район  На этом месте находился  монастырь, который был  разграблен разбойниками. Сорок  монахов убили, а на месте их  смерти из земли забили сорок  источников. Сейчас осталось  Автобус «Пенза­ Наровчат» до  Салолейки только 17 родников  Соловцовка,  Пензенский район  Здесь в церкви Сергея  Радонежского покоятся  чудотворные мощи старца­иерея  Иоанна Оленевского  Автобус «Пенза­ст. Каменка» до села  Соловцовка  Семиключье,  Шемышейский район  Это место у верующих считается  святым. Над ручьем, в который  сливаются все семь ключей,  поставлена просторная купальня  Автобус «Пенза­ Шемышейка»  Источник «Святая  вода», поселок Спасск Расположен на правой стороне  речки Коки справа от въезда в  город. Источник хорошо  обустроен, есть купальня,  водовместилище  Автобус «Пенза­ Спасск»  Вадинский святой  источник, Вадинский район  Находится на территории  Керенского мужского монастыря.  По ряду свидетельств обладает  целебными свойствами  Рейсовый автобус  «Пенза­Вадинск»  Живоносный  источник, село  Большая Валяевка  Пензенский район  По легенде возле этого источника  одного монаху явилась сама  Богородица. На месте чуда была  построена церковь, где хранилася  чудодейственная икона Божией  Матери Живоносного источника. В  советские времена икона была  потеряна, но вода в источнике по­ прежнему сохраняет целебные  свойства  Монастырский  родник, Молебный ключ, между Большим и Лесным Вьясами,  Лунинский район  По преданию, двое старцев  установили здесь над ключом  Владимирскую икону Божьей  Матери. По указу Петра I здесь был построен храм Живоносного  источника. Сейчас во въясе  ежегодно на Владимирскую бывают кресные ходы и водосвятные  Ходит «Газель» от  привокзальной  площади станции  Пенза­I  Автобус «Пенза­ Большой Вьяс» молебны.  Наровчатский Троице­ Сканов монастырь,  Наровчатский район  Женский монастырь с уникальным  пещерным комплексом неподалеку. Протяженность Скановых пещер  превосходит подземные  сооружения Киево­Печерской  лавры. У подножия горы находится целебный источник в честь святых  преподобных Антония и Феодосия.  Рейсовый автобус  до райцентра  Наровчат  Явленный источник,  село Пяша, Бековский район  По легенде, этот источник в овраге  открылся пастуху. Сейчас на этом  месте бьет три ключа с разной по  степени жесткости водой.  Источник святого Иоанна Оленевского  Село Оленевка Пензенского района Автобус «Пенза ­  ст.Каменка» до  села Оленевка  Казанская Алексеево­ Сергиева пустынь, поселок Сазанье, Сердобский  район  Сейчас там восстанавливается  уникальный монастырский  пещерный комплекс, постороенный  подобно Наровчатским пещерам.  Неподалеку от монастыря  находится целебный источник.  Электричкой или  автобусом до  Сердобска, потом  автобусом  «Сердобск­ Сазанье»  Гремячка,  Малосердобинский  район  Предание гласит, что источник  открылся крестьянину, который  молился в лесу о благополучном  возвращении домой своих сыновей  с русско­турецкой войны. Сейчас  родник стал богомольным, хотя  возле него и нет часовни, а просто  стоит деревянный крест.  Рейсовый автобус  «Пенза ­  М.Сердоба»,  источник  расположен в 4 км  от поселка  Монастырский  источник,  Нижнеломовский  район  Монастырь был поставлен на месте  обретения Казанской иконы  Богородицы. Икона считалась  одной из самых чтимых, называлась чудотворной и целебной  Автобус «Пенза ­  Н.Ломов», или по  дороге на Пачелму, огибая Ломов с  запада III.    Практическая часть. Несмотря на то, что родники в районе Лысой горы не имеют такой популярности, как те, о  которых говорилось в теоретической части нашего проекта, не являются знаменитыми и  очень большими, мы их любим не меньше и решили изучать их и заботиться о них, а так же  приобщать к своему делу как можно больше людей. Эта территория важна для горожан не  только как живописное место отдыха, где они могут прогуляться пешком, на велосипеде,  на лыжах в зимнее время, но и источник чистой, вкусной и полезной (по данным санитарно  – эпидемической службы) воды. Составление плана работы Мероприятие  № п/п 1 Очистка тропинок от бытового мусора  2 Очистка тропинок от сухих веток 3 Поддержание в чистоте территории родников 4 Сооружение и развешивание кормушек для птиц 5 Наполнение кормушек птичьим кормом 6 Изучение сезонных изменений, происходящими с растениями и  животными в районе родников Сроки выполнения еженедельно еженедельно еженедельно по мере поломки старых регулярно регулярно Осуществление проекта вполне реально даже для пятиклассников, необходимо только  иметь мешки для мусора, перчатки,  материал для изготовления кормушек и скворечников, корм для птиц, массовость и сопровождение взрослого (учитель химии МОУСОШ № 10 г.  Сердобска­  Гречушкин Валерий Викторович  и члены  семей обучающихся.). Наш проект  предусматривает большое число участников, поэтому принимают участие все  учащихся  10а класса, которые разбиты на 6 групп. Изучение общественного мнения Изучили социальную ситуацию в местном сообществе – были опрошены учащиеся МОУ  СОШ №10 разных возрастных категорий, учителя, жители микрорайона «Ясенки», им были заданы следующие вопросы: 1. Знаете ли Вы, что в районе Лысой горы есть родник? 2. Как часто вы ходите на родник? 3. Пользуетесь ли вы родниковой водой? 4. Считаете ли Вы нужным поддерживать чистоту у родников и по пути следования к  нему? 5. А Вы внесли свой вклад в благоустройство родников и рядом расположенных  территорий? Отчёт о проведённом исследовании  Знаете ли Вы, что в районе Лысой горы есть родник? Отве т Да Нет Всего 1­4  класс 45 5 50 5­9  класс 35 3 38 10­11  класс 18 0 18 Учител я 12 0 12 Как часто вы ходите на родник? Ответ Никогда  не был  Иногда Часто Каждый  день практически Всего 1­4  класс 8 5­9  класс 1 10­11  класс 0 Учител я 0 Жители  микрорайона 0 40 2 0 50 35 2 0 38 18 0 0 18 12 0 0 12 7 25 5 37 Жители микрорайона Всего 37 0 37 147 8 155 Всего 9 112 29 5 155             Пользуетесь ли вы родниковой водой? Отве т Да Нет Всего 1­4  класс 26 24 50 5­9  класс 36 2 38 10­11  класс 18 0 18 Учител я 11 1 12 Жители микрорайона Всего 37 0 37 128 27 155 Считаете ли Вы нужным поддерживать чистоту у родников и по пути следования к  нему? Отве т Да Нет Всего 1­4  класс 48 2 50 5­9  класс 38 0 38 10­11  класс 18 0 18 Учител я 12 0 12 Жители микрорайона Всего 37 0 37 153 2 155 А Вы внесли свой вклад в благоустройство родников и рядом расположенных территорий? Отве т Да Нет Всего 1­4  класс 26 24 50 5­9  класс 35 3 38 10­11  класс 17 1 18 Учител я 12 0 12 Жители микрорайона Всего 37 0 37 127 28 155 Подведение итогов. Выводы. Необходимо изучать родную природу, беречь её. В том числе родники на Лысой горе,  так как они дороги людям всех возрастных групп, к ним ходят многие жители и гости  нашего микрорайона, совершают прогулки на свежем воздухе, запасаются полезной  родниковой водой, отдыхают на природе. Из числа опрошенных 95% знают о существовании родника, посещают его 94%, 83%  пользуются родниковой водой,99% считают нужным поддерживать чистоту у родников, 82% уже успели внести свой вклад в благоустройство родников и прилежащих  территорий. Таким образом, считаем наш проект актуальным, мы начали его  практическую реализацию ещё в 2011г., будучи ещё пятиклассниками, панируем  продолжать и в дальнейшем, так как считаем, что тем самым мы вносим свой посильный вклад в сохранение природных памятников родного края.  Источники 1. http://svyato.info/penzenskaja­oblast/5760­vodnye­resursy­penzenskojj­oblasti.html 2. https://ru.wikipedia.org/ 3. Киссин И.Г. Вода под землёй. ­ М.: журнал Наука, 1986. 4. Шевченко Л.В., Коржев С.В. Методы изучения родников. Материалы по дополнительному  экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I. / Под ред. В.В. Королева и Э.А.  Поляковой. – Калуга: Изд­во КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2004. С. 163­175.

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"

Экологический урок "Родники Пензенской области"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.