Филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аркинская средняя общеобразовательная школа в с. Лубошево
Юный эколог
Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей
Руководитель учитель биологии и химии Смирнова Лариса Анатольевна
Село Лубошево Комаричского района Брянской области
Содержание
1.Введение стр. 2- 4
2. Методика проведения работы стр. 4 -5
3. Реализация проекта стр. 5 - 8
-экологическое путешествие «Человек и окружающая среда» стр. 5 - 7
- мероприятие для учащихся 6-7 классов стр. 7
- конкурс рисунков растений и животных, занесенных в Красную книгу стр. 8
- исследовательская работа «Лекарственные растения села Лубошево в народной медицине»
4. Список литературы стр. 8
Введение
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. Природа - это чудо. Человек - её частица. Человек, общество, природа- это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. В отличие от стихийных природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим, независимым от человека и общества законам. Человек, общество тесно связаны с природой. Человек не является властелином природы. Бездумно-варварское отношение человека к природе вызвало тяжёлый экономический кризис. По этой причине человек, общество столкнулись сегодня с проблемой выживания самого человека. Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар…Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца…Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-30% территории. Концентрация токсичных веществ, поступающих в естественные водоёмы, превышает предельно допустимые нормы в 50-150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы уже к 2100году. Из-за неразумного хищнического отношения разумного человека к природе человечество не понимает, что разрушает свой Дом- планету Земля.«Мы- хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М.М. Пришвину. Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб. Это налагает особую ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение природы, а, следовательно, и жизни на Земле. Своим небезучастным, бережным отношением к нашему зелёному другу - лесам каждый из нас, даже сохранив один зелёный кустик, деревце, цветок, внесёте свой вклад, маленький, но столь важный и нужный, в сохранение природы.
Экологическое просвещение в нашей школе осуществляется в рамках программы «Живи, Земля, живи!» Традиционными стали районные экологические конкурсы, выставки рисунков, выпуски листовок и плакатов, акции, экскурсии, субботники. Ведь отношение человека к природе давно стало вопросом нравственности. Каждый из нас несёт ответственность за её сохранение перед потомками. Человек, общество, природа- это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. А бездумно варварское отношение человека к природе вызвало тяжёлый экологический кризис. Экологическая ситуация, сложившаяся в нашем районе, заставляет задуматься и вызывает необходимость проводить и пропагандировать природоохранную работу, среди населения.
В связи с данной проблемой нами поставлены цели:
1.Прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать закономерности происходящие в ней.
2.Понять, как влияет наша цивилизация на окружающую нас природу.
3.Изучить основные экологические проблемы села Лубошево.
4.Определиться, как каждый из нас сможет внести достаточный вклад в дело защиты и охраны окружающей природной среды.
5.Воспитать активных защитников природной среды.
Задачи:
1.Расширение знаний школьников о природе; воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому; умения оказывать помощь природе.
2.Помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.
3.Организовать работу по изучению экологической ситуации села Лубошево.
4.Вести разъяснительную работу среди населения по природоохранной деятельности.
В настоящее время вопросы охраны окружающей среды приобрели особое значение. Актуальной стала задача развития экологического мышления, начиная со школьной скамьи. Воспитание экологического сознания - непростая задача. Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов Лубошевской школы. Она включает материал по экологической оценке состояния окружающей среды. Предлагаемый проект позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экологии своего края, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Воспитание экологической культуры школьников на основе формирования системы экологических знаний, экологических умений по ведению наблюдений, оценке экологической ситуации своей местности, соблюдению правил поведения в природе, организации и проведения экологических мероприятий по охране природы, развитие экологического мышления учащихся - главная задача проекта.
В нашей школе работа по экологическому просвещению и распространению природоохранных идей ведется по нескольким направлениям, для каждого направления экологического образования формулируется определенная цель и разрабатываются мероприятия для ее достижения. В них определено несколько направлений работы, позволяющих повысить у школьников уровень экологической грамотности и привить навыки работы с приборами, литературой, анализировать наблюдаемые процессы и явления, участвовать в публичных выступлениях.
Методика проведения работы
Подготовительный этап проектной работы.
1.Организация школьников
Обсуждается тема проекта. Участники встречи приходят к выводу, что данный проект поможет решить ряд проблем улучшить экологическую ситуацию родного села.
2.Распределение участников по подгруппам и подготовка заданий для них.
Формы экологического просвещения.
- ознакомительные - исследовательские - творческие - агитационно-информационные
1. Ознакомительные формы.
Данную группу составляют учащиеся 6-7 классов. В ходе работы ученики получают основную информацию и приобретают навыки работы с дополнительной литературой, необходимые для последующей деятельности, обогащают свои знания об экологической обстановке своего района.
Наиболее интересная форма работы для ребят - экскурсии. Экскурсии не только вызывают живой интерес у ребят, но и очень полезная форма работы в плане наглядности и познавательности.
2.Исследовательская форма работы.
Данную группу составляют учащиеся 8-9 классов. В исследовательских и творческих формах работы основная роль отводится самим учащимся, преподаватель контролирует, направляет и помогает.
Исследовательские формы можно разделить на две группы: на полевые и аналитические. Центральное место отводится полевым исследованиям. Основной целью работы является получение самостоятельных навыков исследования экологических проблем своего места проживания, более внимательное изучение природных компонентов, и изменений показателей состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.
Большое внимание на данном этапе следует уделять вопросам техники безопасности: правилам поведения в лесу, у водоема, на объектах, а также о правилах пользования лабораторным оборудованием при отборе и анализе проб.
3. Творческая форма работы.
Школьники участвуют в конкурсах рисунков, посвященных экологическим проблемам, пишут стихи и сказки о природе, Красной книге, прошлом и будущем нашей планеты.
4. Агитационно – информационная форма работы.
Дети выпускают агитационные плакаты, сотрудничают с районной газетой «Верный путь».
Реализация проекта
Подготовительный этап проектной работы.
1. Организация школьников. Обсуждается тема проекта. Участники встречи приходят к выводу, что данный проект поможет решить ряд проблем улучшить экологическую ситуацию родного села. 2. Распределение участников по подгруппам и подготовка заданий для них.
1. Человек и окружающая среда. Экологическое путешествие
Игра включает подготовительный этап, который занимает 5-7 дней. На данном этапе формируются отряды путешественников, подготавливается конкурс «Домашнее задание». Вывешивают приглашение на игру всех желающих. Ответственные за оформление зала вместе с учителем собирают материал, разрабатывают эскизы. В игре принимают участие две команды - «пассажиры» вагонов; двое ведущих-«проводников», зрители-«провожающие»; жюри. Путешествие открывают ведущие (на сцене находится плакат «Вокзал»).
Ведущий 1: Стали люди сильными, как Боги,
И судьба земли у них в руках!
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Ведущий 2: Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век,
На земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?
Ведущий 1: Сегодня мы с вами совершаем экологическое путешествие.
Ведущий 2: Участников команд- пассажиров - просим занять места в вагонах, согласно купленным билетам.
Ведущий 1: В нашем экологическом поезде всего два вагона, первая команда занимает места в вагоне «Река», а вторая - «Родник».
Ведущий 2: Первое место займут пассажиры, которые, проехав все станции, наберут больше очков.
Ведущий 1: Теперь позвольте представить вам жюри.
Ведущий 2: Задания оцениваются в зависимости от станции прибытия. Сегодня наш поезд проезжает следующие станции: Разминочная, Пантомима, Игровая.
Ведущий 1: Внимание! «Провожающие могут пожелать своим командам счастливого пути. Наш экологический поезд отправляется. Следующая станция «Разминочная» (Ставит плакат «Разминочная».) Ведущий 2: Мы рады вас приветствовать на первой станции. Чтобы поезд мог двигаться дальше, пассажирам необходимо ответить на вопросы. Каждый вагон получает по 3 вопроса, которые вы выбираете с помощью «Ромашки».
Вопросы:
Ведущий 1: На обдумывание ответа – одна минута. Максимальный балл-5. Оценка жюри. Ведущий 2: Наш поезд продолжает свой путь, и впереди нас ожидает станция «Пантомима». От каждого вагона необходимо выделить по два самых артистичных участника. Им предстоит изобразить: 1- Растение, которое «переудобрили» минеральными удобрениями; 2-Животное, которое живет в лесу рядом с полем, и попавшим под распыление химических веществ для уничтожения на поле вредных насекомых.
Ведущий 1: Подводим итоги конкурса. Ведущий 2: Впереди нас ждет последняя станция «Игровая». (Ставит плакат «Игровая».) На этой станции пассажиры должны показать домашнее задание на тему: «Без чистой воды ни туды и ни сюды».
Ведущий 1: Слово вагону «Река», а затем – «Родник».
Ведущий 2: Оценка жюри. (Ставит плакат «Вокзал»).
2.Мероприятие для учащихся 6-7 классов
Наша проектная группа решила представить информацию для учеников 6-7 классов в целях экологического просвещения молодого поколения и формирования у детей экологического сознания об окружающей среде, направленных на улучшение природы.
Дорогие ребята! Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. Это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и леса, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные, всюду кучи мусора…то это пагубно влияет на экологию. И, может быть, вы подумали: «И что с того?» Но на самом деле это относится к каждому человеку на Земле и к вам в том числе, так как навредив окружающей среде, мы приносим вред своему же здоровью, поэтому нужно задумываться о последствиях. Это относится и к нашему поселку. Природа нашего села Лубошева очень красива. С этим может согласиться каждый, но не каждый задумывается над тем, что его экология находится под угрозой. Надеемся, что вы не будите в будущем неблагосклонно относиться к нашему замечательному селу и ко всей природе в целом.
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?
Что будет, если в нём крыша под огнем,
Что будет, если в нем сломаем стены?
Природа – это дом, в котором день за днём
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете
Учащиеся 8-9 классов рассказали младшим школьникам о Красной книге, о редких и исчезающих видах растений и животных.
3. Конкурс рисунков растений и животных, занесенных в Красную книгу
В этом конкурсе приняли участие школьники 6-9 классов. 3атем организовали выставку рисунков.
4. Исследовательская работа «Лекарственные растения села Лубошево в народной медицине» Эта работа прилагается отдельно.
Список литературы:
1.Научно-популярный журнал «Здоровье и экология», №6,2008,№4,2008.
2.Энциклопедия «Я познаю мир», издательство АСТ «Астрель», 2001.
3.Энциклопедия для детей, Т.2., Биология, глав.ред. М.Д.Аксёнова-М: «Аванта+»,2001.
4.Энциклопедия «Планета Земля»,М., «Росмэн»,2000.
5.Большая книга для любознательных, М.,ООО «Росмэн-Издат»,2001.
6.Учебное пособие «География Волгоградской области», В.А. Брылев, Нижне-Волжское книжное издательство,1989.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.