«Экология глазами математики» - интегрированный урок экология + математика, 7 класс
Для проведения урока класс, 15 человек, разбит на три группы (по 5 человек).
1. Оргмомент.
Добрый день ребята мы сегодня с вами на необычном уроке экологии, обществознания и математики!
Проводится «Тренинг с салфетками».
Каждый день, не задумываясь о ресурсах, усилиях и энергии, потраченных на производство даже самого маленького листа бумаги, мы бездумно мнём и выбрасываем ненужные нам «бумажки».
2. Постановка темы, цели и задачи урока.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?? (Ответы учащихся)
По итогам 2021 года в России было выпущено 9,5 млн тонн бумаги и картона.
Потребление бумаги в России и других странах мира различно. Решите примеры и узнаете где самое большое потребление бумаги на человека, а где маленькое. (1 человек от группы у доски, остальные в тетрадях):
7*2 + 1; 798,9 : 3; 56,15 * 4.
Потребление бумаги в России приближается к 50 кг на человека в год. Это
существенно меньше, чем у лидеров - Финляндии и США 266,3 и 224,6
кг соответственно, однако больше, чем в Индии, где людям хватает всего полтора килограмма в год на душу населения.
Ребята, знаниями какой науки нам пришлось сейчас воспользоваться??? (Ответ детей)
Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (Ответы детей)
ТЕМА: «Экология глазами математики».
Ребята, скажите, а что является основой изготовления бумаги (салфеток)?? (Ответы)
А ведь дерево, давшее начало простому листу бумаги, могло принести
огромную пользу для всей природы и человека в частности. Деревья, как и
все зеленые растения, поглощают пыль из воздуха, обеззараживают его и
насыщают кислородом. Недаром леса зовут «лёгкими» планеты. Простая
прогулка в лесу (неважно, сосновом, еловом или берёзовом) заряжает
бодростью, энергией, очищает лёгкие, голову. Мы сегодня собрались для
того, чтобы расширить круг своих знаний, пообщаться друг с другом и
взглянуть на учебные предметы с другой точки зрения.
3. Обобщение и систематизация знаний.
Мы с вами живём в Чувашской республике, где одним из главных богатств и
природных ресурсов являются леса. Общая площадь лесов в Чувашской
Республике составляет 32% территории, в отдельных районах
республики леса занимают более 60% территории.
Скажу по секрету, что во времена правления первого императора Порецкий лес
сплавляли по Суре в Санкт Петербург, и строили из него корабли, Порецкий
край славился хорошим корабельным лесом. Может, вы знаете, ребята, о ком
шла речь???
Показать фото. Узнали??? Правильно!
Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким — последний царь всея Руси (с 1682
года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других
документов, связанных с охраной природы, в первую очередь -
рациональным использованием, охраной и воспроизводством лесов, его
переработкой, подготовкой специальных кадров и т.д., причем половина из
них относится к корабельным лесам. Забота о будущих потребностях
российского флота в древесине делала лесные указы Петра Великого по
сути природоохранными.
Выясним, какие деревья идут на производство бумаги?
Решите уравнения, ответы соотнесите с буквами и составьте названия деревьев
(каждый ученик группы решает одно уравнения, нужно из букв составить
название дерева):
1группа: 7 – 2х = 9 – 3х; 11х = 6 + 5(2х – 1); 7х + 10 = 5х + 2;
4(3х – 2) + 5 = 9; 5 – 6х = –10х – 3;
2 группа: 6(2х + 5) – 8х = 2; –5х – 9 = –6х – 10; 4х = 7 + 3(4х + 3);
12х – 5 = 7х + 10; 4(3х + 5) – 6х = 2;
3 группа: 6(х – 3) = 12; 14 = 7(х + 2); 12х + 4 = 3(4х – 2)
3х + (2х – 1) = 10; 7х = 5 + 2(6х – 5).
Для изготовления бумаги используют древесину, а точнее, произведённую из
неё древесную целлюлозу. Для получения данного сырья подходят все виды
деревьев как мягких, так и твёрдых пород. Упаковочная бумага обладает не
только определённой прочностью, но и является грубой. Её производят из
пород мягкого дерева – хвойные деревья (сосна, кедр, ель, пихта).
Лиственные деревья (клён с дубом) относятся к твёрдым породам
дерева, а вот бумага из них менее прочная. Но, ввиду того, что она имеет
гладкую поверхность, её используют для типографской печати. Но если
смешать производные сосны и дуба, провести ряд химических превращений, то
можно получить качественный, прочный и эластичный лист, из которого
делается книга.
Вычислим сколько нужно древесины для того, чтобы издать один учебник.
Из 1кг древесины можно получить 240-370 грамм бумаги.
Выясним, сколько в среднем получается бумаги из одного кг древесины:
(240 + 370) : 2 = 305 г
Масса одного учебника «Алгебра 7 класс» равна 400г.
Вычислим сколько кг древесины нужно для изготовления одного учебника,
составив пропорцию: 1 кг древесины – 305 г бумаги
Х кг – 400г
Х = 400 * 1 / 305 = 1, 311… ≈ 1,3 кг
И так, на один учебник нужно 1,3 кг древесины.
Если учебник больше, то и затраты больше (1,5 кг).
Сколько учебников у каждого из вас? 10
Масса всех учебников 1 ученика?? 15 кг
Тогда масса всех учебников учеников одного класса, если в кл – 10 человек –
150 кг, а если в классе 20 учеников, то 300 кг древесины.
Из одного дерева в нашей стране изготавливают 12 кг бумаги, значит для
изготовления учебников на класс нужно 300 : 12 = 25 дер. А на всех
учеников школы????
Прежде чем портить учебник, подумайте, сколько нужно вырубить
деревьев, для издательства нового!
Использование макулатуры существенно экономит древесину ( 100 кг
макулатуры спасают 1 дерево) и позволяет уменьшить вырубку лесов.
Важным направлением в сфере бережного отношения к лесам является
переработка древесных отходов и макулатуры. Ребята, а кто знает, есть в
Чувашии производство по переработке макулатуры?? И где? (Ответы детей)
Давайте узнаем, где находятся эти предприятия. Решите примеры (решаем
устно, затем узнаем название населенных пунктов):
1) 24 ; 2) (-5)3; 3) 110; 4) ()2 ; 5) (-1)4 ; 6) 5∙(-3)2 ;
7) ∙92 ; 8) (1 )2 ; 9) 23∙5 – 9
1) 26; 2) (1/2)3; 3) (–7)2; 4) (0,6)2; 5) – 3 25; 6) ; 7) ;
В Чувашии есть Чебоксарский Бумажный завод и Алатырская Бумажная
фабрика.
Используя материал из конвертиков (лежащих у вас на партах), выберите то, что
касается данных завода и фабрики. (Работа детей)
Во многих странах мира приняты законы об охране природы, в том числе и
растений; создаются охраняемые природные территории (заповедники,
заказники и национальные парки), составляются списки охраняемых видов
животных и растений – всем известная вам Красная книга. У нас в Чувашии
тоже есть Красная книга Чувашии. Сберечь и сохранить растительный мир
Земли – непростая и важнейшая задача всего человечества.
На территории нашей республики расположены государственный заповедник,
национальный и природный парки, природные заказники и памятники
природы.
Каждая группа, используя интернет, найдет материал о некоторых заповедных
местах республики: где расположено, площадь и некоторые виды растений:
· Государственный природный заказник «Поменский»;
· Государственный природный заповедник «Присурский»;
· Природный парк «Заволжье» Чувашской Республики.
В заповедниках работает много различных людей, в первую очередь,
там работают егери-охотоведы, которые следят за животными, за теми кто
разжигает костры, вырубает деревья, вылавливают браконьеров и
нарушителей.
Как вы думаете, что используют егери для поиска нарушителей?
Разгадайте ребус.
Они используют для поиска нарушителей управляемые беспилотные
летательные аппараты (квадрокоптеры). Эти дроны, оборудованные
видеокамерами, изображение с которых передается на монитор. Если заметят
браконьеров (нарушителей), охранники выезжают на место. Технические
характеристики дронов позволяют рассмотреть, что происходит в
труднодоступных уголках угодий с высоты и большого
расстояния.
4. Рефлексия.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Если ты сожмешь пальцы, она погибнет,
если раскроешь ладони, она улетит…
Порой в жизни нам кажется, что
окружающие нас люди, происходящие
события и прочее — все это либо черное, либо белое. Но реальный мир
разноцветен.
Учитесь видеть в людях и своей жизни
нюансы, которые с такой легкостью
могут все изменить для вас.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.