"Экология глазами математики"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок математика + экология для 7 класса. Повторение тем " Степень и ее свойства", "Решение уравнений", " Петр 1", некоторые статистические данные по Чувашиии.
Иконка файла материала ЭКОЛОГИЯ ГЛАЗАМИ МАТЕМАТИКИ.docx

«Экология глазами математики» - интегрированный урок экология + математика, 7 класс

Для проведения урока класс, 15 человек, разбит на три группы (по 5 человек).

 

1.     Оргмомент.

Добрый день ребята мы сегодня с вами на необычном уроке экологии, обществознания и математики!

Проводится «Тренинг  с салфетками».

Каждый день, не задумываясь о ресурсах, усилиях и энергии, потраченных на производство даже самого маленького листа бумаги, мы бездумно мнём и выбрасываем ненужные нам «бумажки».

2.     Постановка темы, цели и задачи урока.

      О чем мы сегодня будем говорить на уроке?? (Ответы учащихся)

      По итогам 2021 года в России было выпущено  9,5 млн тонн бумаги и картона.

     Потребление бумаги  в России и других странах мира различно.  Решите примеры и узнаете где самое большое потребление бумаги на человека, а где маленькое. (1 человек от группы у доски, остальные в тетрадях): 

       7*2 + 1;    798,9 : 3;    56,15 * 4.

      Потребление бумаги  в России приближается к 50 кг на человека в год. Это

      существенно меньше, чем у лидеров - Финляндии и США 266,3  и 224,6

      кг соответственно, однако больше, чем в Индии, где людям хватает всего полтора килограмма в год на душу населения.

      Ребята, знаниями какой науки нам пришлось сейчас воспользоваться??? (Ответ детей)

      Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (Ответы детей)

      ТЕМА: «Экология глазами математики».

      Ребята, скажите, а что является основой изготовления бумаги (салфеток)?? (Ответы)

      А ведь дерево, давшее начало простому листу бумаги, могло принести         

      огромную    пользу для всей природы и человека в частности. Деревья, как и  

      все  зеленые растения,  поглощают пыль из воздуха, обеззараживают его и   

      насыщают кислородом. Недаром леса зовут «лёгкими» планеты. Простая  

      прогулка в лесу (неважно, сосновом, еловом      или берёзовом) заряжает

      бодростью, энергией, очищает лёгкие, голову. Мы сегодня  собрались для

      того, чтобы расширить круг своих знаний, пообщаться друг с другом и      

      взглянуть на учебные предметы с другой точки зрения.

3.     Обобщение и систематизация знаний.

    Мы с вами живём в Чувашской республике, где одним из главных богатств и   

    природных ресурсов являются леса. Общая площадь лесов в  Чувашской      

     Республике составляет  32% территории, в отдельных районах      

     республики   леса занимают более 60% территории.

     Скажу по секрету, что во времена правления первого императора Порецкий лес

     сплавляли по Суре в Санкт Петербург, и строили из него корабли, Порецкий

     край    славился хорошим корабельным лесом. Может, вы знаете, ребята, о ком

     шла речь???

     Показать фото. Узнали??? Правильно!

     Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким  — последний царь всея Руси (с 1682

      года) и    первый Император Всероссийский (с 1721 года).

     В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других

     документов,     связанных с охраной природы, в первую очередь -                                        

     рациональным использованием,      охраной и воспроизводством лесов, его  

     переработкой, подготовкой специальных кадров     и т.д., причем половина из  

     них относится к корабельным лесам. Забота о будущих     потребностях  

     российского флота в древесине делала лесные указы Петра Великого по

     сути природоохранными.

     Выясним, какие деревья идут на производство бумаги?

     Решите уравнения, ответы соотнесите с буквами и составьте названия деревьев   

     (каждый    ученик группы решает одно уравнения, нужно из букв составить   

      название дерева):

   1группа: 7 – 2х = 9 – 3х;   11х = 6 + 5(2х – 1);   7х + 10 = 5х + 2; 

                     4(3х – 2) + 5 = 9;         5 – 6х = –10х – 3;

   2 группа:   6(2х + 5) – 8х = 2;   –5х – 9 = –6х – 10;    4х = 7 + 3(4х + 3);

                      12х – 5 = 7х + 10;   4(3х + 5) – 6х = 2;

   3 группа:  6(х – 3) = 12;   14 = 7(х + 2);    12х + 4 = 3(4х – 2)

                      3х + (2х – 1) = 10;   7х = 5 + 2(6х – 5).

    Для изготовления бумаги используют древесину, а точнее, произведённую из  

    неё      древесную целлюлозу. Для получения данного сырья подходят все виды  

    деревьев как мягких, так и твёрдых пород. Упаковочная бумага обладает не

    только определённой прочностью, но и является грубой. Её производят из

    пород мягкого дерева –   хвойные деревья (сосна, кедр, ель, пихта).

    Лиственные деревья  (клён с дубом) относятся к твёрдым породам  

    дерева, а вот бумага из них менее прочная. Но, ввиду того, что она имеет

    гладкую поверхность, её используют для типографской печати. Но если

    смешать производные сосны и дуба, провести ряд химических превращений, то

    можно получить качественный, прочный и эластичный лист, из которого

    делается книга.

    Вычислим сколько нужно древесины для того, чтобы издать один учебник.

     Из 1кг древесины можно  получить 240-370 грамм бумаги.

     Выясним, сколько в среднем получается бумаги из одного кг древесины:

      (240 + 370) : 2 = 305 г

     Масса одного учебника  «Алгебра 7 класс» равна 400г.

     Вычислим сколько кг древесины нужно для изготовления  одного учебника,   

     составив пропорцию:       1 кг древесины – 305 г бумаги

                                                                 Х кг – 400г

                                                    Х = 400 * 1 / 305 = 1, 311… ≈ 1,3 кг

      И так, на один учебник нужно 1,3 кг древесины.

      Если учебник больше, то и затраты больше (1,5 кг).

      Сколько учебников у каждого из вас? 10

      Масса всех учебников 1 ученика??   15  кг

      Тогда масса всех учебников учеников одного класса, если в кл – 10 человек –    

      150 кг, а если в классе 20 учеников, то 300 кг древесины.

      Из одного дерева в нашей стране изготавливают 12 кг бумаги, значит для

      изготовления учебников на класс    нужно  300  : 12 = 25 дер.  А на всех  

      учеников школы????                                                                     

    Прежде чем портить учебник, подумайте, сколько нужно вырубить    

    деревьев, для издательства нового!

    Использование макулатуры существенно экономит древесину ( 100 кг  

    макулатуры спасают 1 дерево) и позволяет уменьшить вырубку лесов.

    Важным направлением в сфере бережного отношения к лесам является  

    переработка древесных отходов и макулатуры. Ребята, а кто знает, есть в  

    Чувашии производство по переработке макулатуры?? И где? (Ответы детей)

    Давайте узнаем, где находятся эти предприятия. Решите примеры (решаем

    устно, затем узнаем название населенных пунктов):

    1) 24 ;      2) (-5)3;      3) 110;        4) (https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B1%7D%7B3%7D)2 ;      5) (-1)4 ;    6) 5∙(-3)2 ;  

    7) https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B1%7D%7B3%7D∙92 ;          8) (1 https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B1%7D%7B3%7D)2 ;      9) 23∙5 – 9   

    1) 26;          2) (1/2)3;      3) (–7)2;     4) (0,6)2;    5) – 3  25;     6) ;  7)

    В Чувашии  есть Чебоксарский Бумажный завод и Алатырская Бумажная  

    фабрика.

    Используя материал из конвертиков (лежащих у вас на партах), выберите то, что  

    касается данных завода и фабрики. (Работа детей)

    Во многих странах мира приняты законы об охране природы, в том числе и

    растений; создаются охраняемые природные территории (заповедники,

    заказники и национальные парки), составляются списки охраняемых видов

    животных и растений – всем известная вам Красная книга. У нас в Чувашии

    тоже есть Красная книга Чувашии. Сберечь и сохранить растительный мир  

    Земли – непростая и важнейшая задача всего человечества.

    На территории  нашей республики расположены государственный заповедник,

    национальный и природный парки, природные заказники и памятники  

    природы.

    Каждая группа, используя интернет, найдет материал о некоторых заповедных  

    местах республики: где расположено, площадь и некоторые виды растений:

·        Государственный природный заказник «Поменский»;

·        Государственный природный заповедник «Присурский»;

·        Природный парк «Заволжье» Чувашской Республики.

     В заповедниках работает много различных людей, в первую очередь,  

     там работают егери-охотоведы, которые следят за животными, за теми кто

     разжигает костры, вырубает деревья, вылавливают браконьеров и

     нарушителей.

     Как вы думаете, что используют егери для поиска нарушителей?

     Разгадайте ребус.

                        

 

     Они  используют для поиска нарушителей управляемые беспилотные  

     летательные аппараты (квадрокоптеры). Эти дроны, оборудованные    

     видеокамерами,  изображение с которых передается на монитор.  Если заметят

     браконьеров (нарушителей), охранники выезжают на место. Технические

     характеристики дронов позволяют рассмотреть, что происходит в

     труднодоступных уголках угодий с высоты и большого расстояния.

4. Рефлексия.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый   способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

          — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

         Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое      

         мгновение сжать их ради своей истины.

         Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

        — Всё в твоих руках.

         Если ты сожмешь пальцы, она погибнет, если раскроешь ладони, она улетит…
         Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие     

         события и прочее — все это либо черное, либо белое. Но реальный мир      

        разноцветен.
        Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью     

        могут все изменить для вас.

притча о бабочке: все в твоих руках


 

Скачано с www.znanio.ru