Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»
Эколого-оздоровительный проект «Школа здоровья»
(игровой, коллективный, среди детей одной группы)
Продолжительность проекта: учебный год.
3 подготовительная группа.
Автор проекта:
Козлова Альфида Мухамадиевна
2015 год
Проблема экологического образования дошкольников не надумана и её решение должно стать одной из приоритетных задач. Присущее дошкольникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают ДОУ очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Дети должны владеть элементарными экологическими знаниями, устанавливать причинно – следственные связи происходящих экологических изменений, влияющих на их здоровье. Экологические знания младших школьников должны базироваться на гуманистических позициях, направленных на развитие таких ценностных ориентаций, которые способствуют формированию позитивных установок в отношении с окружающей средой, обществом, самим собой. Таким образом, проблемой данного проекта стала несформированность у детей дошкольного возраста основ экологической культуры и стремления к здоровому образу жизни.
Актуальность: В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в замен. Как следствие такого поведения ухудшилось экологическое состояние планеты, что привело к прогрессирующему ухудшению здоровья взрослых и детей.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры детей.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к природным ресурсам. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
Экологические знания и навыки дети получают не только в процессе НОД по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним. Поэтому целесообразно содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» интегрировать с освоением образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Таким образом, задачи познавательного развития детей решаются интегрированно, в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Организационный этап.
Цель проекта:
- формирование основ экологической культуры и стремления к здоровому образу жизни;
Задачи:
- дать детям более подробные знания о человеческом организме, его росте и развитии;
- продолжать работу по обогащению и активизации словаря;
- учить детей ставить перед собой цель и планировать свою деятельность;
- воспитывать у детей ответственность за выполнение выбранной роли; договариваться друг с другом
- организовывать и проводить опытническую работу в ходе проекта: умело выполнять все действия, наблюдать и фиксировать результаты своих наблюдений;
-делать выводы и умозаключения в ходе наблюдений и опытов.
Эколого - оздоровительный проект «Школа здоровья» - это длительная сюжетно-ролевая игра, экологический практикум для детей старшего дошкольного возраста.
Этапы проекта.
1.Организационный этап
Педагог помогает детям определить наиболее актуальную и в то же время посильную задачу на продолжительный отрезок времени:
- Как научиться управлять своим здоровьем?
-Как узнать о росте своего организма?
Педагог предлагает детям организовать в группе «Школу здоровья», где они будут учиться быть здоровыми. Перед началом проекта проводится предварительная работа с целью уточнения и выяснения объёма знаний детей по данной теме для того, чтобы спланировать детскую деятельность в рамках проекта с учётом психо- физических возможностей каждого ребёнка группы, так как проект носит коллективный характер:
-беседы, рассказы на темы « Что такое здоровье?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Как узнать о росте своего организма?», «Что необходимо для роста человеческого организма?», «Мое тело», «Для чего делают прививки?» и т.д.
-наблюдения за антропометрическими обследованиями, за работой врача-педиатра, медсестры; психолога, инструктора по ФК; логопеда;
-обсуждение телепередач и реклам о здоровом образе жизни;
-рассматривание альбомов, журналов, книг, плакатов по данной теме;
-знакомство с медицинским оборудованием и кабинетами, имеющимися в ДОУ (процедурный кабинет, изолятор, кабинет логопеда)
-Разработка плана деятельности по достижению намеченной цели: К кому обратиться за помощью, советом? Какие принадлежности, предметы пригодятся при выполнении проекта? С какими предметами предстоит научиться обращаться?
Планирование деятельности.
Сентябрь. |
Создание в группе исследовательского центра «Школа Здоровья».
|
Октябрь |
Экспериментальная деятельность «Для чего нужно заниматься физкультурой и спортом?»
|
Ноябрь |
Валеологический практикум «Мое тело»
|
Декабрь |
Урок Айболита – «Музыкальный урок здоровья»
|
Январь |
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» - «Институт питания»
|
Февраль |
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
|
Март |
Урок Мойдодыра «Стоп! Грязные руки!»
|
Апрель |
Сюжет: «Стоматологическая клиника»
|
Заключительный этап
Май |
Пресс-конференция «Скоро в школу»
|
Паутинка проекта.
Образовательная область |
Виды деятельности |
Социально-коммуникативное развитие |
· Познавательно-исследовательская; · Коммуникативная |
Познавательное развитие
|
· Коммуникативная; · Познавательно-исследовательская; · Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
Речевое развитие
|
· Коммуникативная; · Восприятие художественной литературы |
Художественно-эстетическое развитие |
· Изобразительная; · Конструирование; · Музыкальная. |
Физкультурно-оздоровительное развитие |
· Игровая; · Коммуникативная; · Музыкальная; · Двигательная. |
План осуществления проекта (основной этап).
Совместная работа педагога с детьми |
Совместная работа родителей с детьми |
Свободная творческая деятельность детей |
Работа педагога |
· 1.Изготовить индивидуальные календари здоровья, · 2.Экологический практикум «Что вредит нашему здоровью?!» · 3.Опыт «Шум вокруг нас». · 4.Использование аудиотеки «Лечебные звуки» во время психогимнастики и дневного сна. · 5.Беседа «Наши верные друзья» (Шорыгина «Беседы о здоровье») |
|
1. Рассматривание плакатов, журналов, иллюстраций, книг; мультфильмов по теме «Здоровье» |
1.Собрать и изготовить атрибуты, оборудование для проведения разных измерений: ростомер, весы, мерки, плакаты, пособие для проверки осанки. 2.Оформить мини-библиотеку по теме «Здоровье»: плакаты, журналы, иллюстрации, книги; мультфильмы; 3. Собрать и оформить в группе аудиотеку «Лечебные звуки» |
1.Экспериментальная деятельность «Для чего нужно заниматься физкультурой и спортом?»; «Как правильно это делать?» 2.Экскурсия в спортивный зал МАОУ СОШ № 3 3.Научить обращаться с динамометром, с секундомером; занести первичные данные в свой дневник здоровья. 4.Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» (Шорыгина «Беседы о здоровье») 5.Беседа «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» (Шорыгина «Беседы о здоровье») |
1. Придумывание и изготовление нестандартного физкультурного оборудования для спортивного уголка |
|
|
1.Валеологический практикум «Мое тело» 2.Опыт «Очищение мыслей» 3.Пресс-конференция «Что мы знаем о сердце?» 4.Изготовление модели - дергунчика «Клоун» 5.Беседа «На зарядку становись» (Шорыгина «Беседы о здоровье») |
1.Опыт «Слушаю свое сердце» с участием врача: научить пользоваться фонендоскопом 2.Акция «Правильно используем свое время - письма-рисунки, листовки с запрещающими и разрешающими знаками |
1. Рисование, аппликация «Фигура человека в движении» |
1.Изготовить модель «Мозг – нервная система – тело»
|
· 1.Урок Айболита – «Музыкальный урок здоровья» · 2.Разучивание ритмопластики «Части тела»; · 3.Советы Знайки: сколько можно кушать сладостей и почему они вредны? · 4.Беседа «Сделай компьютер своим другом» (Шорыгина «Беседы о здоровье») |
1.Акция «Внимание! Новогодние подарки!»
|
|
1.Изготовление пособий для урока: цветовая лесенка, фигурки для развития Дыхания; |
1.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» - «Институт питания» 2.Опыт «О чем говорит упаковка?» - дата выпуска, срок годности, целостность упаковки 3.Беседа «Зимние игры и забавы» (Шорыгина «Беседы о здоровье») |
1. Дополнить игру атрибутами, необходимым инструментарием: увеличительные стекла, весы. 2.Экскурсия в магазин «Магнит»
|
1.Рассматривание плакатов «К чему может привести неправильное питание?» |
|
1.Сюжетно-ролевая игра «Аптека» 2.Урок Айболита «Слава, слава витаминам - самым лучшим докторам!» 3.Экологический практикум: приготовление фруктового салата «Витаминка» 4.Беседа «Полезные и вредные привычки» (Шорыгина «Беседы о здоровье»). |
1.Экскурсия в аптеку |
1. Лепка из глины фруктов и овощей |
1.Изготовление для игры витаминного дерева, витаминной горки |
1.Урок Мойдодыра «Стоп! Грязные руки!» 2.Чтение произ-ний «Петька-микроб», «Вредные советы» 3.Опыт «Грязнули и Чистюли» - рассматривание рук в разном состоянии через увеличительную лупу 4. Мытье рук с мылом и без мыла над ёмкостью 5.Беседа «Чистота залог здоровья» (Шорыгина «Беседы о здоровье»). |
|
1.Просмотр м\ф «Мойдодыр»
|
|
1.Сюжетно-ролевая игра «Стоматологическая клиника» 2.Инсценировка проблемной ситуации «Почему у крокодила заболели зубы?» (для малышей) 3.Беседа «Пришла весна – ребятишкам не до сна» (Шорыгина «Беседы о здоровье»). |
1.Акция «Здоровые зубы» 2. Рисование рекламных роликов «Моя любимая зубная паста» |
1. Просмотр м\ф «Птичка Тари» |
|
· 1.Пресс-конференция «Скоро в школу». 2.Оформление календарей здоровья (заполнение последнего листа) 3.Спортивный праздник «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» 4.Акция «Если хочешь быть здоров, закаляйся» 5.Беседа «Лето красное – для здоровья прекрасное» (Шорыгина «Беседы о здоровье»). |
1.Рисование газеты «Вот как мы выросли!»: рисунки, фотографии, высказывания детей 2.Фестиваль достижений и успехов за прошедший год
|
|
|
Ожидаемый результат:
1.Сформировать у детей дошкольного возраста отношения к самому человеку как личности, субъекту деятельности, развитие потребности в освоении способов сохранения своего здоровья, выборе здорового образа жизни.
2.Позитивное отношение участников воспитательно-образовательного процесса ко всем элементам физкультурно-оздоровительной политики в ДОУ.
3.Повышение уровня педагогической компетентности педагогов, разработка и внедрение проекта «Школа здоровья» в деятельность ДОУ.
4.Повысиь уровень компетентности родителей в вопросах оздоровления детей, увеличить число родителей – участников мероприятий, проводимых в ДОУ, повысить удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ в физкультурно-оздоровительной работе.
Продукт проекта:
Индивидуальный календарь здоровья «Ура! Я готов пойти в школу».
Презентация проекта:
Спортивный праздник «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»,
Стенгазета «Вот как мы выросли!»
Приложения к проекту
Приложение 1.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Свою работу по развитию речевого дыхания я начинаю с игр и упражнений без участия речи, а помогают мне в этом сделанные своими руками дидактические пособия: «Утка-модница», «Веселая гусеница», «Барашек на облаке», «Осеннее дерево», «Дует ветер», «Бабочки».
Цель дыхательных упражнений:
Увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм
Выработать плавный, длительный, экономный выдох
Активизировать работу мышц губ
Во время проведения описанных игр и упражнений необходим постоянный контроль педагога за правильностью дыхания.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух) ;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Привила проведения игр:
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Во время проведения игр и упражнений необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
«Утка-модница»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: яркая бумажная фигурка утки с подвесными лапками и двухцветной сумочкой.
Ход игры: Фигурка подвешивается на нитки на уровне лица ребенка. Педагог обращает внимание ребенка на утку:
- Посмотри на Утку-модницу. Она идет по дорожке сначала медленно, а потом быстро. Педагог дует на лапки, они качаются.
- А теперь попробуй, ты. Дует ребенок.
- От быстрой ходьбы колышется её сумочка. С одной стороны она красная, а с другой золотистая. Хочешь проверить? Ребенок снова дует.
- Вот какая Утка-модница!
«Весёлая гусеница»
Цель: увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: яркая бумажная фигурка гусеницы с подвесными лапками.
Ход игры: Фигурка подвешивается на нитки на уровне лица ребенка. Педагог обращает внимание ребенка на гусеницу:
- Веселая гусеница отправилась на прогулку и начала перебирать своими лапками. Педагог дует на подвесные лапки, одновременно поворачивая голой влево - вправо, чтобы привести в движение все лапки.
- Попробуй, ты. Дует ребенок.
- У неё на пути горка, он взбирается на неё очень медленно. Ребенок дует плавно.
- Гусеница устала, пусть немного отдохнет. Ребенок тоже отдыхает.
- А теперь она побежала с горки, и быстро-быстро перебирает ножками. Ребенок дует более интенсивно.
- Гусеница устала бежать, пусть немного отдохнет. Ребенок тоже отдыхает.
«Барашек на облаке»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: яркие бумажная фигурка сидящего на облаке барашка и маленького облачка внизу.
Ход игры: Фигурка подвешивается на нитки на уровне лица ребенка. Педагог обращает внимание ребенка на барашка:
- Однажды Барашек решил прокатиться на облачке. Он подпрыгнул и сел на него верхом. Подул легкий ветерок. Педагог дует на фигурку, она медленно качается.
- А потом ветер усилился. Облако стало качаться и крутиться. Педагог дует немного интенсивнее.
- А теперь попробуй, ты. Дует ребенок.
«Бабочки»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные или тряпичные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привязывается нитка длиной 20-40 см, нитки крепятся к шнуру или деревянной реечке на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе.
Примечание: Поэтому же принципу можно сделать другие игры в зависимости от тематики и времени года, например:
«Снежинки», «Листочки», «Звезды», «Хорошее настроение».
«Дует ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Султанчики сделаны из узкой тесьмы и закреплены на цветной карандаш (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого полоски цветной тесьмы прикрепляются к цветному карандашу. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
«Осеннее дерево» 1-й вариант
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: макет осеннего дерева, сделанного из плотного цветного картона, которое крепится, но подставку виде травы. На крону дерева подвешиваются на ниточки яблочки, обклеенные цветной бумагой с двух сторон (зеленой и красной).
Ход игры: Педагог обращает внимание на осеннее дерево, напоминает о времени года – осени. Яблочки на дереве повернуты зеленой стороной.
- Наступила осень, яблочки поспели и стали румяные, наливные. Предлагает подуть на листья.
«Осеннее дерево» 2- вариант
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: макет осеннего дерева, сделанного из плотного цветного картона, которое крепится, но подставку виде травы. На крону дерева подвешиваются на ниточки кленовые листочки, обклеенные цветной бумагой разного цвета с двух сторон. Вместо листьев можно прикрепить цветы, бабочек, птиц, снежинки в зависимости от тематики. Дерево также может быть летним, зимним.
Ход игры: Педагог обращает внимание на осеннее дерево, напоминает о времени года – осени. Листья повернуты зеленой стороной.
-Все лето листья на дереве были зеленые, но пришла осень и раскрасила их в разные цвета: красной, желтый, оранжевый. Деревьев в лесу много, поэтому и работы у осени тоже много. Давай поможем осени, подуем на листья!
Можно предложить посчитать, сколько желтых, красных, оранжевых листьев? Каких больше?
Другие варианты деревьев
Приложение 2.
РИТМОПЛАСТИКА
РИТМОПЛАСТИКА
– комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения для
развития естественных психомоторных способностей учащихся с нарушениями
интеллекта.
Цель: развитие способности управлять своим телом, эмоциями; повышение
коммуникативных способностей школьников.
Задачи:
1) Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве; учит запоминать
заданные позы и образно передавать их. Добиваться создания образов животных,
передачи настроения с помощью выразительных пластических движений.
2) Развитие слуха, голоса, чувства ритма; стимулирование ассоциативного
мышления, фантазии.
3) Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
готовность включаясь одновременно или последовательно.
Пояснительная записка (особенности данной дисциплины, вводная характеристика
предмета): Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего
тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Ожидаемые результаты и способы проверки
В результате прохождения программы ребенок будет знать:
- основные (базовые) движения развивающих направления пластики;
- основные позиции рук и ног в хореографии;
- элементарные прыжки;
- исполнять простейший ритмический рисунок;
РИТМИЧЕСКАЯ
ГИМНАСТИКА
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики,
главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять
здоровье ребенка, поддерживать на высоком уровне его физическую и
умственную работоспособность. Упражнения ритмической гимнастики можно с
успехом использовать в различных формах организации физической культуры в
качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в
учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех
формах организации
физической культуры в школе. Ритмическая гимнастика-это общедоступный,
высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений
гимнастики. доступность ритмической гимнастики в том, что ее
содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для
занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность
ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на
опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную
системы
организма ребенка. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным
сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической
гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают
возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, а также
стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью
демонстрировать хорошо отработанные упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя (для развития силы и подвижности
в суставах)
2. ОРУ в положении стоя и лежа
3. Упражнения на растягивание в различных исходных положениях (стоя, сидя,
лежа)
4. Упражнения в расслаблении и на восстановление дыхания
5. Упражнения в ходьбе на месте и в движении
6. Бег, прыжки (общеразвивающего и танцевального характера
7. Упражнения на гимнастических снарядах (скамейка, стенка)
ЖЕСТЫ
ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к
себе».
УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть
рукой «от себя».
СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).
НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).
ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела
переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута
«от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи,
плечи вздрагивают.
ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.
КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в
сторону посылаемого «звука».
ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в
сторону.
ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные
маховые движения кистью поднятой правой руки.
ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова
поворачивается за рукой.
БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в
стороны, голова наклонена вперед.
НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».
НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
Жестом можно также передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим
и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет
по размеру и форме.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ
МУРАВЬИ
Цель.
Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не
сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка
внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не
сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное
пространство.
КАКТУС И ИВА
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением,
ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно
по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться
по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети
останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка
согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к
другу, пальцы растопырены, как ко-лючки, все мышцы напряжены. По хлопку
педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива».
Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки
расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи
расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и
плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться
за рукой, посмотреть на руку.
«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся
пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса;
двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом,
как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в
комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают
«капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и
«хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
ШТАНГА
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и
рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде
«самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и
корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками
плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет
красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты. Упражнение можно
делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по
музыкальному воспитанию.
БУРАТИНО
И ПЬЕРО
Цель.
Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино»
останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в
сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по
залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного
Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно
предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и
расслабленного, мягкого Пьеро.
СНЕГОВИК
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в
локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все
мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними
лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы:
опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на
корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
БАБА-ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя
движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала!
(Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети
останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила
самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая
сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела,
координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную
королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом
определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога,
корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную
скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются
шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью
расслабляются и ложатся на пол.
ИГРА ЛЕНТЯЕВ
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры.
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук — лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер л стараются как можно
больше расслабиться.
ГИПНОТИЗЕР
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»;
делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите...
Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью
расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на
ковер, ложатся и полностью рас-слабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
НЕ ОШИБИСЬ
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши,
притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно
ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с
партнерами.
Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков
на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и
начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой,
отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и
т.д.
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы
среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним.
Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.
ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети — в Змея-Горыныча.
Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах
на уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро
наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети
подпрыгивают).
СЧИТАЛОЧКА
Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма,
умение пользоваться жестами.
Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два — острова Два хлопка, полукруг одной рукой,
затем другой в сторону, как бы изображая два острова.
Три, четыре — Два хлопка, обеими руками
мы приплыли изобразить волнообразные движения
в направлении от себя.
Пять, шесть — Два хлопка, поочередное движение
сходим здесь правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч),
левой — ладошкой вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь — Два хлопка, правая рука вытягивается вверх,
сколько сосен! затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука
Девять, десять — Два хлопка, средним и указательным
мы в пути пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая
«шаги».
До-счи-тал Выполнить 4 движения, по одному на
до де-ся-ти! каждый слог:
1) ладонь правой руки на голову;
2) тыльная сторона левой руки под подбородок;
3) ладонь правой руки касается правой щеки;
4) ладонь левой руки касается левой щеки.
Выполнить 3 движения:
1) правая рука вытягивается вперед;
2) левая рука вытягивается вперед;
3) звонкий хлопок в ладоши.
КАК ЖИВЕШЬ?
Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть
жестами.
Ход игры.
Педагог Дети
— Как живешь? — Вот так! С настроением показать
большой палец.
— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притоп-
нуть поочередно ногами.
— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «бинок-
лем» к глазам.
— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку
рукой.
— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть
по ним кулачками.
(По Н.Пикулевой)
БАБУШКА
МАЛАНЬЯ
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с
помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий;
дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов
изображают то, о чем говорится в тексте.)
С такими глазами,
С такими ушами,
С
такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели, (Присаживаются на корточки и одной рукой
подпирают подбородок.)
Целый день сидели.
На него (нее) глядели,
Делали вот так... (Повторяют за ведущим любой жест.)
ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ
Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.
Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога
выполняют движения.
Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею.
Шеи нет — поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько
раз.
ЗАКРЫТЬ
КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ
Цель.
Та же.
Ход игры. Закрыть книжку — плечи вперед. Раскрыть книжку — плечи отвести назад.
Повторить несколько раз.
ЗАВОДНАЯ
КУКЛА
Цель.
Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.
Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти
напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить
под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.
Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, назад — на вторую
четверть.
Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую
длительность).
Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.
Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.
Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.
Такт 6. Вправо, влево, прямо.
Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.
Такт 8. Влево, вправо, прямо.
Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.
Такт 10. К правому, к левому, прямо.
Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.
Такт 12. К левому, к правому, прямо.
Такт 13. Движение как в 1-м такте.
Такт 14. Движение как во 2-м такте.
Такт 15. Движение как в 3-м такте.
Такт 16. Голову прямо на 1 -ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить
голову и руки — завод кончился.
ТЮЛЬПАН
Цель. Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз,
средние пальцы соединены.
1. Утром тюльпан Соединяя ладони, поднять руки раскрывается к подбородку,
раскрыть ладони, локти соединить.
2. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки вниз.
3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки
над головой.
4. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.
5. И осенью листики опадают Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз,
чуть перебирая пальцами.
ОСЬМИНОГ
Цель.
Развивать пластику рук, координацию движений.
Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки
в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза,
сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь
обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза,
чередуя положение рук.
ЗМЕИ
Цель. Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина
прямая. Все вместе произносят текст:
На охоту собираясь, На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны
ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча. Ползут змеи,
извиваясь. На каждый слог то же движение, но поднимая руки вверх и опуская
вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».
ЕЖИК
Цель.
Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног
вытянуты.
1. Ежик съежился, Согнуть ноги в коленях, прижать свернулся, к животу,
обхватить их руками, нос в колени.
2. Развернулся... Вернуться в исх. п.
3. Потянулся. Поворот на живот через правое плечо.
4. Раз, два, три, четыре, Поднять прямые руки и ноги пять... вверх, потянуться
за руками.
5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками
ноги, согнутые в коленях, нос в колени.
ПОЛЗУЩИЕ
ЗМЕИ
Цель.
Развивать гибкость, пластическую выразительность.
Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки
вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова
продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут
изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки
«с-с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид
выдыхания).
ПАНТЕРЫ
Цель. Та же.
Ход игры. Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими
лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности
корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут
пластически и с помощью звуков общаться между собой. (См. раздел «Культура и
техника речи», упражнение «Зевающая пантера».)
МАРИОНЕТКИ
Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они
должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку —
быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части
тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).
СКУЛЬПТОР
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические
возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль
скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается
слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать,
где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно
предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
В «ДЕТСКОМ МИРЕ»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью
выразительных движений.
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на
роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную
игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а
покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются
ролями.
КТО НА КАРТИНКЕ?
Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических
выразительных движений.
Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и
т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают.
На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность
сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.
ЗЕРНЫШКО
Цель. Тренировать веру, фантазию и Пластическую выразительность.
Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок
представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на
корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме
из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает
листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого
зернышка.
ЦЫПЛЯТА
Цель. Та же.
Ход игры. Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и
обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята
клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки,
начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать
зернышки...
ЧУДО-ЮДО из ЯЙЦА
Цель. Та же.
Ход игры. Игра похожа на предыдущую, но из яйца должны вылупиться
фантастические обитатели других планет: они могут скакать или ползать, ходить
на четвереньках или перекатываться. Они изучают все, что им попадается на их
пути, ищут себе пищу, общаются между собой миролюбиво или враждебно. Усталые,
ищут подходящее место для отдыха и укладываются спать.
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение
музыкальных произведений.
ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на
вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов,
пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.
Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для
юношества).
ПОДАРОК
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с
полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого
(мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.
Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом)
или «Вальс-шутка», муз. Д Шостаковича.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно
опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний
сон», муз А. Джойса.
УТРО
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу,
медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв
его, любуются ранним утром...
Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз.
М.Мусоргского.
БАБОЧКИ
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие
любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся
в своем радостном танце.
Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз .Д Жабалевского; «Вальс» из балета
«Коппелия», муз. Л Делиба.
В
СТРАНЕ ЦВЕТОВ
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения,
выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из
балета «Щелкунчик»; муз. П.Чайковского.
СНЕЖИНКИ
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в
своем волшебном танце.
Музыкальное сопровождение: «Вальс» из оперы «Елка», муз. В. Ребикова; «Вальс
снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно
извиваясь, заманивают путников в самую чащу...
Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусоргского («Картинки с
выставки»).
ПЕТЯ
И ВОЛК
Храбро
и весело шагает мальчик Петя, смешно переваливаясь, ковыляет утка; мягко ступая
лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; тяжело, опираясь на
палку, ходит дедушка, сердито идет волк...
Дети делятся на несколько групп и внутри каждой распределяют роли.
Музыкальное сопровождение: отрывки из симф. сказки «Петя и волк», муз. С
Прокофьева.
В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими
делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается
раковина, быстро перемещается по дну краб...
Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных» ), муз. К.Сен-Санса.
В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ
В подводном дворце морского царя Русалочка танцует в окружении рыб и медуз,
крабов и морских звезд, раковин и кораллов...
Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г.Холъста.
У ВОЛШЕБНИЦЫ АНИТРЫ
В далекой и таинственной стране, где властвует прекрасная Анитра, она и ее
подданные завлекают и заколдовывают путников, случайно попавших в эту
страну...
Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт», муз.
Э.Грига.
В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого,
превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается
до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка,
просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись от сна,
начинают двигаться и танцевать.
Музыкальное сопровождение: «Романс», муз. Д.Шостаковича.
СНЕГУРОЧКА
Наступила
весна. Все оживает и расцветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные
теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно
тает...
Музыкальное сопровождение: «Романс» Г.Свиридова (из музыки к к/ф «Метель»
).
В СТРАНЕ ГНОМОВ
Гномы отправляются проверить, все ли их клады на месте, не появился ли
кто-нибудь чужой в их землях. Они приходят к лесному озеру, отдыхают на мягкой
траве и вновь, полные сил, отправляются дальше...
Музыкальное сопровождение: «Шествие гномов», муз. Э.Грига.
ГОРОД РОБОТОВ
Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их
движения резкие и упругие...
Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и
Джульетта», муз. С.Прокофьева).
ФАКИР
И ЗМЕИ
Факир играет на дудочке, и спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец,
плавно покачиваясь и извиваясь.
Музыкальное сопровождение: «Арабский танец» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского.
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ
Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет
крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся
все слабее, он бессильно опускается на землю.
Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь» («Карнавал животных», муз.
К.Сен-Санса).
Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.