Экосистема луга

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Ознакомить учащихся с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме. – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. – Приводить примеры организмов разных профессий. – Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование: фотографии лугов, гербарии с растениями луга, ёмкость с песком, в котором пророщена пшеница, стакан с водой, рисунки животных, плакат «Экосистема луга» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur15_+.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 15.  Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  Тема: Экосистема луга Цели:  – Ознакомить учащихся с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме.  – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.  – Приводить примеры организмов разных профессий.   – Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование:  фотографии лугов, гербарии с растениями луга, ёмкость с песком, в котором пророщена пшеница, стакан с водой, рисунки животных,  плакат «Экосистема луга» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной   3 3  –  Давайте вспомним, а что такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы,   в   котором   живые   организмы   совместно   поддерживают   круговорот веществ.)   –  Почему   экосистема   может   существовать   сколь   угодно   долго   без   чьей­то помощи? (Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни, поэтому Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. © ООО «Баласс», 20132. Представлять  информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. проблемы. экосистема может существовать без посторонней помощи как угодно долго.) – Обратите внимание на схему на доске. Составьте по ней связный рассказ. экосистема производители   → потребители ↑                               ↓      разрушители    ←  мёртвые                                        организмы                                                                                                              ↓ –  Где встречались с этой схемой? (Эта схема подходит к экосистеме «озеро», «болото».) – Что интересного узнали об экосистеме «озеро», «болото»? Делятся своими мнениями. – Как бы вы связали карточки с названиями экосистема «озеро», «болото»?  (Экосистема «озеро» со временем превращается в экосистему «болото». Значит,  эти карточки можно связать стрелкой.) –    На этом заканчивается цепочка превращений? Что происходит с экосистемой «болото»? (Нет. Болото зарастает травянистыми растениями и превращается в луг.) – Какая сегодня тема урока? (Экосистема луга.) –  На какие вопросы хотите получить ответ в течение урока?  © ООО «Баласс», 2013. Совместное  ΙΙ открытие знаний.  – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. План (примерный) 3 – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? – Рассмотрите гербарий на доске. Как вы назовете эти растения? (Злаки.) – Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с. 54. –  О   чём   рассуждают   герои?   На   что   они   обратили   внимание?   Какой   у   вас возникает вопрос? (Что такое злаки?) – Мы сегодня попытаемся выяснить тайну злаков. 4 5 4 2 3 Работа в группах. Работа в учебнике. –  Прочитайте текст на с. 54–55, выпишите  на листочки с заголовком  «Тайны злаков»   всё,   что   найдёте   интересного,   необычного.   (Ключевые   слова   при обсуждении вынести на доску.) Запись на доске Травы,   стебель­соломина,   дернина,   мелкие   невзрачные   цветы,   особый   рост листа. –  Давайте посмотрим, чем такой способ роста (дернина) поможет злакам. Для этого проведём опыт: у меня здесь выращена пшеница на песке. Как вы знаете, песок очень сыпучий материал. Давайте подсчитаем, сколько потребуется волн, чтобы размыть горку песка, на котором растёт пшеница? Какой вывод можно сделать? ( Дернина помогает скреплению почвы.) –  Используя рисунки с. 55, составьте цепи питания. (Злаки – мышь – ласка; травы Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты © ООО «Баласс», 2013– гусеница – жужелица.) –  Что происходит со старыми, мёртвыми остатками растений? Много ли работы у разрушителей? Все ли справляются? (Благодаря разрушителям поддерживается высокое плодородие почв. На лугу растений много и отмерших частей растений много, значит, и работы у разрушителей много. Они не справляются.) –  Посмотрите на схему, которой мы пользовались в начале урока. Что можете сказать применительно к нашей теме урока? (Эта схема подходит и к экосистеме луга.) – Что можно сказать о нашей цепочке превращений? (Надо поставить стрелку от болота к лугу.) –   Можем ли мы сказать, что луг – это экосистема? Мы открыли тайну злаков? Назовите ключевые слова урока. Называют ключевые слова. – Чем превращение экосистем заканчивается? –  Почему это произойдёт? Почему это неизбежно? –  Поставить стрелку от экосистемы луга дальше. А вот что произойдёт, мы и узнаем на следующем уроке. –  Я представляю слово ребятам, которые приготовили сообщения об обитателях луга. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. ΙΙΙ .  Самостоятельное  2 1  1. Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради. – Давайте попробуем ответить на вопросы на с. 57.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  © ООО «Баласс», 2013предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ применение  знаний. 2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради на выбор. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  3. Проверочная работа. Чтение текста темы 14, по желанию можно предложить подобрать загадки об обитателях луга. – Какие знания этой темы человек использует в своём хозяйстве?  – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2013– Какую бы отметку вы себе поставили? Возможные ответы на задания проверочной работы № 6 Вариант 1. 1)  Необходимый уровень.   Рак – разрушитель (можно признать верным отнесение его к потребителям). Карась – потребитель. Микробы – разрушители. Сфагнум – производитель. Злак – производитель.  Повышенный уровень. Рак – озеро. Карась – озеро. Микробы – луг (а также болото и озеро). Сфагнум – болото. Злак – луг.  Максимальный уровень. Останки отмерших организмов превращаются в торф. Густые кочки из сплетённых корней образуют дернину. Болотные   растения,   впитывающие   воду,   называются   сфагнумом.   Организмы,   плавающие   в   толще   воды,   называются планктоном. 1) Необходимый уровень.  Луг  – экосистема, в которой главными производителями являются злаки. Болото – экосистема, в которой накапливается торф. Повышенный уровень. Незамкнутый круговорот                     смена условий. Максимальный уровень. Неверный ответ Саши: все обитатели экосистемы погибнут. Вариант   2. 1)  Необходимый   уровень.    Элодея   –  производитель.  Карась   –  потребитель.  Микробы  –  разрушители. Клюква – производитель. Лягушка – потребитель. Трясогузка – потребитель.  Повышенный уровень. Элодея – озеро. Карась – озеро. Микробы – луг (а также болото и озеро). Клюква – болото. Лягушка – болото или озеро. Трясогузка – луг. Максимальный   уровень.   Лишнюю   воду   в   болоте   впитывает   мох­сфагнум.   Луговые   производители   –   злаки.   Озёрный разрушитель – речной рак. На болоте растёт ягода клюква. 2) Необходимый уровень. Если круговорот веществ замкнут не полностью, то условия в экосистеме постепенно изменяются. Повышенный уровень. Озеро  болото луг. Максимальный уровень. Неверный ответ Гали: все обитатели экосистемы погибнут. © ООО «Баласс», 2013