Экосистема озера

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Ознакомить учащихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме. – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. – Приводить примеры живых организмов разных «профессий». – Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование: фотографии озёр, гербарий озёрных растений, рисунки животных – обитателей озера, в баночке мотыль, коллекция «Рак», сухой корм для аквариумных рыб – дафнии или циклопы, плакат «Экосистема озера» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur13_+.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 13.  Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  Тема: Экосистема озера Цели:  – Ознакомить учащихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме.  – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.  – Приводить примеры живых организмов разных «профессий». – Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование: фотографии озёр, гербарий озёрных растений, рисунки животных – обитателей озера, в баночке мотыль,  коллекция «Рак», сухой корм для аквариумных рыб – дафнии или циклопы, плакат «Экосистема озера» из комплекта  «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса».  Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  3 3 – Ребята, отгадав загадку, вы сможете догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на  уроке.  В глубокой котловине лежит зеркало,  Стекло голубое, рама зелёная. (Мы будем говорить об озере.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  © ООО «Баласс», 2013– А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? (Надо узнать,  характерны ли озеру все части экосистемы.) – Что нам понадобится для доказательства этого предположения? Откройте  учебники на с. 46. Нам помогут вопросы. – Давайте составим план урока. Составляется план на основе вопросов, которые вы прочитали. План (примерный) 3 – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4 5 4 2 3 Работа в группах. Работа в учебнике.  – Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт  исследование предложенных вопросов. Задания для групп: 1. Ознакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки и  отметьте в них особенности обитателей: Полосатые бока и клюёт на червяка (окунь). Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива (щука). – Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, используя текст на с. 48,  узнайте, как они питаются. (Мелкие рачки, фильтруя воду, питаются мелкими  водорослями.) схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  © ООО «Баласс», 2013Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. – Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей: Рассмотрите рисунки на с. 47 и гербарий с этими же растениями. Используя – Используя текст и рисунки на с. 48, составьте цепь питания. (Водоросли –  дафнии – плотва – щука.) 2. текст на с. 47, определите, где в озере их можно встретить. Какую роль в  экосистеме они выполняют? (Рассказывают о производителях озерной  экосистемы). 3. Два рога, но не бык, шесть ног без копыт (рак). Когда я чёрен,  Я куслив и задорен, А лишь покраснею, Так и присмирею (рак). – Рассмотрите мотыля в баночке, используя текст на с. 49, узнайте, что это за  организм. (Это личинки комара.) – Как связаны организмы в экосистеме озера? Рассмотрите рисунок на с. 47 и  вопрос к нему. (Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные  стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи  питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в  минеральные.) – Что вас удивляет в этом задании? Как вы считаете, что обозначает чёрная  стрелка? (На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов,  наверно, они оседают на дне.) – Справляются ли со своей работой разрушители? Что можно сказать о  круговороте веществ в этом случае? (Разрушители не справляются со своей  работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне. Круговорот замкнут не  © ООО «Баласс», 2013полностью, часть вещества оседает на дно.) – Если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И  что произойдёт с экосистемой? (Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.) – Давайте проверим наше предположение по учебнику на с. 46, вывод. – Как мы ответим на вопрос урока? (Озеро можно считать экосистемой, так как  есть все группы организмов и круговорот веществ.) – А сейчас предоставляем слово ребятам, которые приготовили сообщения об  обитателях озера. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 2 1  1. Работа в учебнике. – Вопросы на с. 49. 2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради на выбор. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? © ООО «Баласс», 2013 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Чтение текста темы 12, выполнение одного задания в рабочей тетради на выбор,  опережающее задание – подготовить сообщения об обитателях болота. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ © ООО «Баласс», 2013© ООО «Баласс», 2013