Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Оценка 4.7

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
история +1
Взрослым
17.02.2018
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Цель программы: Ознакомление детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с историей письменности. Задачи: а) познакомить детей с этапами возникновения письменности; б) привить культуру ознакомления с музейными экспонатами; в) пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира через знакомство с интересными фактами. Краткое описание: В программе участвуют воспитанники детских объединений (от 6 до 12 лет) со своими родителями, педагоги дополнительного образования, руководители структурных подразделений Дома детского творчества «Кировский» г. Новосибирска. Общая продолжительность программы примерно 1ч. 15-20 мин. СЦЕНАРИЙ Блок I. Формы и методы, виды деятельности: виртуальное путешествие в историю создания письменности и книг. - Каждый день жизни даёт нам знания. Вот, например, как вы узнали о нашей сегодняшней встрече? (Прочитали объявление, услышали от педагога). А как мы в наше время приобретаем все наши знания? (Через книги, телевизор, компьютер, радио). - Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное. А вот куда мы с вами отправимся, думаю, вы мне скажете сами всего лишь через пару минут….. Вот послушайте…. Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И.А. Бунин - Правильно, ребята, мы отправляемся в наше далёкое-далёкое прошлое….. Сегодня мы будем говорить о способах общения между людьми, какие существовали раньше; об алфавите, об истории письменности. (Презентация. Слайд 1, 2) - Как раньше люди общались, когда еще не было письменности? Ваши предположения… - Сначала был придуман язык сигналов. (Слайд № 3, 4). С давних времен для передачи сигналов на расстоянии использовали звук. В Африке новости сообщали с помощью специальных барабанов – “тамтамов”. Канадские индейцы разводили костры - сообщали новость дымом, у них было даже понятие “читать дым”. В горах Испании новости передавали с помощью свиста. Блок II ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО (Слайд № 5) - Практически одновременно с сигнальным люди стали использовать предметное письмо. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу. Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы. Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел). К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. (Слайд № 6, 7, 8. Рассматривание вампумов) Блок III Палочка РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО (Слайд № 9 , 10, 11, 12, 13.) - Однако язык сигналов и предметов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков. Предвестницей письменности была пиктография - передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. К ней относятся и древние наскальные рисунки. На стенах пещер первобытные люди изображали диких животных, на которых охотились, а потом целые картины об охоте и важных событиях. Это и были первые письма. Такое письмо-рисунок называется «пиктография». Но пиктограммы используются и в повседневной жизни – например, вывески в булочной – изображение батона или калача, магазин обуви – изображение сапога, дорожные знаки, иконки в компьютерных программах. (Слайд № 14) - Сегодня мы попробуем сами нарисовать пиктограммы, которые видели и знаем…. Помощниками нам будут музейные предметы. Мы ведь с вами находимся в музее. А музей – это почти сказочная машина времени. - И первый предмет, который поможет нам оказаться в прошлом – это обычная заострённая палочка. Как вы думаете, на каком материале было удобно писать таким инструментом? -да, конечно, на чём ни будь мягком: на земле, на песке - Давайте попробуем написать свои имена в ящике с песком! В те времена, когда чернила и бумага были редки и очень высоко ценились, школяры учились писать буквы в подобных ящиках с пеком (например в школе декабриста Якушкина в Ялуторовске) (Слайд № 15) (Ребятам выдают заострённые с одного конца деревянные палочки. Деревянный ящик с песком – ребята помогают его увлажнить и уплотнить и пробуют чертить пиктограммы палочкой.) Блок IV Глина ИЕРОГЛИФЫ (Слайд № 16, 17, 18, 19, 20, 21) - Иероглифы изобрели древние египтяне около 5000 лет назад. КЛИНОПИСЬ (Слайд № 22) -  Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность. (На сырых глиняных табличках дети вычерчивают буквы по образцу из слайда трехгранными в сечении палочками.) Блок V Восковые дощечки (Слайд 23, 24, 25) - Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но необходимо было придумать, что-то общее, что было понятно для всех. И тогда древние люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков. ИЗОБРЕТЕНИЕ АЛФАВИТА. ( Слайд № 26,27) - Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели много всяких изменений. Первый алфавит создали гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покорившие его. Для обозначения буквы “А” они рисовали голову быка, которые на их языке назывался алеф. Бык - это символ богатства и благополучия. Это животное особо почиталось. Древние египтяне даже строили им храмы - “анисы”. Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова алеф – а и т.д. Написание первой буквы греческого алфавита тоже было похоже на голову быка, только перевернутую. И стала называться эта буква “альф” - то есть начало. С этой буквы начинаются почти все алфавиты мира. “Альф” - начало, “вита” - жизнь. Вдумайтесь в значение слова “алфавит” - это начало новой духовной жизни. Название дано на основе слияния двух первых букв. О букве А мы говорили очень много, а Б осталась в тени своей соседки. Проявим к ней уважение. Задание: запишите 3 любых слова на букву “Б”. Назовите слова. Будьте внимательны, старайтесь не повторяться. - А на чём бы нам написать эти слова? А вот на таких восковых дощечках! (Сдайд №28, 29) - Древние римляне выстругивали серединку в деревянных дощечках, заполняли их воском и скрепляли между собой шнурками. Вы знаете, что такое воск, из чего его получали? (Ответы…) Такие книги появились у многих народов, в том числе и на Руси, где восковые таблички называли буквицами. Древние римские восковые книги называются кодексами, а палочка для письма на восковых табличках называется стилем, она закруглена с обратного конца, чтобы запись можно было стереть и написать заново. (Дети по очереди пробуют писать стилем на восковых табличках – буквицах, пишут слова на букву Б, стирают и снова пишут.) Блок VI Береста, спица - Но воск легко стирался и плавился, восковые таблички походили для обучения грамоте, но не для издания книг. - Кроме того, такие восковые и глиняные таблички было очень тяжело носить с собой, передавать другим людям, поэтому наши предки нашли другой материал, очень лёгкий, его можно свернуть в маленькие свитки. (Слайд № 30, 31.) Вы догадались, что это за материал? Ну, конечно же, береста – кора берёзы, специально обработанная и подготовленная для письма. Во время археологических раскопок в Новгороде было найдено несколько сотен берестяных грамот, написанных нашими предками – восточными славянами. На мягкой податливой бересте буквы и рисунки нужно было процарапывать более твёрдым стержнем – костяным или металлическим писалом. (Ребята рассматривают факсимильное издание новгородской берестяной грамоты, разбирают текст. Детям раздают фрагменты бересты и металлические спицы, которыми все пробуют копировать буквы с древней берестяной грамоты.) (Слайд № 32, 33, 34, 35, 36.) - В других странах писали на других растительных материалах: в Индии - на пальмовых листьях, в Китае – на бамбуковых пластинках и шёлке, в Египте на папирусе, изготовленном из стеблей тростника. Очень редким и дорогим в производстве материалом был пергамент (из специально обработанной телячьей или овечьей кожи) в станах Ближнего Востока. Блок VII Перья, чернила - Теперь вы знаете, что материал для письма был разный, но во всех странах был один инструмент для письма - кто догадался, что это за инструмент? – Ну конечно, это птичье перо. Писать птичьими перьями люди начали примерно в 600 годы нашего века, в Испании. Чаще всего использовали гусиные перья, но встречались и перья воронов, павлинов, а в особо торжественных случаях брали лебединые перья. Перо нужно брать из левого крыла птицы. Его нужно было очистить в раскалённом песке и очинить: отрезать кончик под определённым углом, чуть расщепить и заострить. (Слайд № 37, 38.) Причем от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Многие писатели и поэты не доверяли никому этого "важного" дела. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гете, присланное им в подарок великому русскому поэту. При письме перо со временем приходило в негодность, его нужно было ещё срезать и заострить. Это делали специальным ножичком, который так и назывался - перочинным. Конечно, гусиные перья имели недостатки: во-первых, они ужасно скрипели, а во-вторых, из гусиного крыла для письма годится только 2-3 пера. Но тем не менее они просуществовали рекордный срок -12 столетий! По особому рецепту приготавливали чернила: из сажи, ржавчины, чернильных орешков (галлов – наростов на коре дуба). (Обмакивая птичьи перья в чернильницу, дети пробуют писать буквы на бумаге.) - Чуть позже появились металлические перья для письма. Их можно было использовать гораздо дольше, и не нужно было затачивать. (Детям раздаются перьевые ручки и предлагается написать своё имя) - Мы проследили за развитием алфавита. Буквы придумали для того, чтобы составлять из них слова и делать записи. Древняя мудрость гласит - “То, что ты знаешь, принадлежит тебе одному, а то, что ты говоришь - многим”. Изобретение письменности дало людям возможность “законсервировать” свои знания. А как это сделать лучше всего? (Слайды № 39.) Конечно, с помощью книг. А книга всегда выглядела так как сейчас? Какие материалы для письма использовали раньше? Сначала человек писал на том, что находилось под руками: на камнях, листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение. Древние шумеры делали записи на сырой глиняной дощечке с помощью острой палочки. Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа. Древние славяне писали на бересте - коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой - писалом. Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды. - Ну что ж, уважаемые посетители, наша экскурсия подходит к концу. Какие впечатления она оставила у вас? Что нового и интересного узнали? Игровой приём - карточки «Подбери пару». (Наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки – кипу, узелковое письмо, бумага – современные средства изображения: фломастеры, карандаши, ручки) Работа с родителями. Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем». Дети вместе с родителями во время прогулки по своему району фотографируют, или зарисовывают встречающиеся пиктограммы. Помимо вовлечения родителей в образовательный процесс, это позволит на имеющемся фотоматериале лучше узнать особенности своего района. Изготовление азбуки. (Совместная работа воспитателей, родителей, детей.)Итогом работы по ознакомлению с историей возникновения письменности является изготовление азбуки. Родители вместе с детьми подбирают на каждую букву алфавита стихотворения, сказки, загадки, картинки. Весь материал предоставляется в электронном виде и обрабатывается педагогом. Данная азбука будет использоваться в дальнейшей работе с детьми на занятиях. Задание «Придумай свою азбуку» Когда- то во время войны люди придумывали шифры – азбуки, которые могли прочитать только свои. С помощью шифра передавалась секретная информация, которую не должны были узнать враги. Каждый возьмёт себе букву русского алфавита и «зашифрует» её. (Листочек бумаги: на одной стороне написана буква, на другой стороне дети пишут свой шифр. ) Затем все буквы педагог выписывает на один лист вместе с расшифровкой. После этого детям предлагается написать на «новом» алфавите своё имя. Когда дети заканчивают работу, все записи вывешиваются на доске.
ПРОЕКТ История письменности.docx
Экскурсионно­игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ» Цель   программы:  Ознакомление   детей   старшего   дошкольного   и младшего школьного  возраста с историей письменности. Задачи:  а) познакомить детей с этапами возникновения письменности;  б) привить культуру ознакомления с музейными экспонатами;  в) пробудить интерес к познанию культуры своего народа,  культуры других народов мира через знакомство с интересными фактами.  Краткое   описание:   В   программе   участвуют   воспитанники   детских объединений   (от   6   до   12   лет)   со   своими   родителями,   педагоги дополнительного   образования,   руководители   структурных   подразделений Дома   детского   творчества   «Кировский»   г.   Новосибирска.   Общая продолжительность программы примерно 1ч. 15­20 мин.  СЦЕНАРИЙ Блок I. Формы и методы, виды деятельности:  виртуальное путешествие в историю создания письменности и книг. ­  Каждый день жизни даёт нам знания. Вот, например, как вы узнали о нашей  сегодняшней встрече? (Прочитали объявление, услышали от педагога).  А  как мы в наше время  приобретаем все наши знания? (Через книги, телевизор, компьютер, радио).  ­ Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия.  Я приглашаю вас совершить необычное путешествие ­ виртуальное. А вот  куда мы с вами отправимся, думаю, вы мне скажете сами всего лишь через  пару минут….. Вот послушайте…. Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: 1 Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.                                        И.А. Бунин ­ Правильно, ребята, мы отправляемся в наше далёкое­далёкое прошлое…..  Сегодня мы  будем говорить о способах общения между людьми, какие  существовали раньше;  об алфавите, об истории письменности.  (Презентация. Слайд 1, 2) ­ Как раньше люди общались, когда еще не было письменности? Ваши  предположения… - Сначала был придуман язык сигналов. (Слайд № 3, 4).  С давних времен для передачи   сигналов   на   расстоянии   использовали   звук.   В   Африке   новости сообщали   с   помощью   специальных   барабанов   –   “тамтамов”.   Канадские индейцы   разводили   костры   ­   сообщали   новость   дымом,   у   них   было   даже понятие   “читать   дым”.   В   горах   Испании   новости   передавали   с   помощью свиста. Блок II ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО (Слайд № 5) - Практически одновременно с сигнальным люди стали использовать  предметное письмо. Если племя хотело объявить другому войну, оно  посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и  трубку в придачу или зеленую ветку. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу. Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или  пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы  использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и  взаиморасположение раковин были значимы. Самый популярный вид  предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые  назывались – кипу (узел). К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой  цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров,  число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а  цвет шнура обозначал тот или иной предмет. 2 (Слайд № 6, 7, 8.   Рассматривание вампумов) Блок III   Палочка РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО  (Слайд №  9 , 10, 11, 12, 13.) ­   Однако   язык   сигналов   и   предметов   не   может   выразить   всю   возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков. Предвестницей   письменности   была пиктография   ­ передача   образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. К ней относятся и древние наскальные рисунки. На стенах пещер первобытные люди изображали диких животных, на которых охотились, а потом целые картины об охоте и важных событиях.   Это   и   были   первые   письма.   Такое   письмо­рисунок   называется «пиктография».  Но   пиктограммы   используются   и   в   повседневной   жизни   – например,   вывески   в   булочной   –   изображение   батона   или   калача,   магазин обуви   –   изображение   сапога,   дорожные   знаки,   иконки   в   компьютерных программах. (Слайд № 14) ­ Сегодня мы   попробуем сами нарисовать пиктограммы, которые видели и знаем….   Помощниками   нам   будут   музейные   предметы.   Мы   ведь   с   вами находимся в музее. А музей – это почти сказочная машина времени.  ­   И   первый   предмет,   который   поможет   нам   оказаться   в   прошлом   –   это обычная  заострённая палочка. Как вы думаете, на каком материале было удобно писать таким инструментом? ­да, конечно, на чём ни будь мягком: на земле, на песке ­ Давайте попробуем написать свои имена в ящике с песком! В те времена, когда   чернила   и   бумага   были   редки   и   очень   высоко   ценились,   школяры учились   писать   буквы   в   подобных   ящиках   с   пеком   (например   в   школе декабриста Якушкина в Ялуторовске) (Слайд № 15) (Ребятам выдают заострённые с одного конца деревянные палочки. Деревянный ящик с песком – ребята помогают его увлажнить и уплотнить и пробуют чертить пиктограммы палочкой.) 3 Блок IV   Глина ИЕРОГЛИФЫ (Слайд № 16, 17, 18, 19, 20, 21) ­ Иероглифы изобрели древние египтяне около 5000 лет назад. КЛИНОПИСЬ  (Слайд № 22)  ­  Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо  называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для  выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они  пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они  этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину  когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность. (На сырых глиняных табличках дети вычерчивают буквы по образцу из слайда  трехгранными в сечении палочками.) Блок V   Восковые дощечки (Слайд 23, 24, 25) ­  Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но необходимо было придумать, что­то общее, что было понятно для всех. И тогда древние люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков. ИЗОБРЕТЕНИЕ АЛФАВИТА.  ( Слайд № 26,27) ­ Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели много всяких изменений. Первый алфавит создали  гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покорившие его. Для  обозначения буквы “А” они рисовали голову быка, которые на их языке  назывался алеф. Бык ­ это символ богатства и благополучия. Это животное  особо почиталось. Древние египтяне даже строили им храмы ­ “анисы”.  Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова алеф – а и  т.д. Написание первой буквы греческого алфавита тоже было похоже на  голову быка, только перевернутую. И стала называться эта буква “альф” ­ то  есть начало. С этой буквы начинаются почти все алфавиты мира. “Альф” ­  начало, “вита” ­ жизнь. Вдумайтесь в значение слова “алфавит” ­ это начало  новой духовной жизни. Название дано на основе слияния двух первых букв. О  букве А мы говорили очень много, а Б осталась в тени своей соседки.  Проявим к ней уважение. 4 Задание: запишите 3 любых слова на букву “Б”. Назовите слова. Будьте  внимательны, старайтесь не повторяться. ­ А на чём бы нам написать эти слова? А вот на таких восковых дощечках! (Сдайд №28, 29)  ­ Древние римляне выстругивали серединку в деревянных дощечках,  заполняли их воском и скрепляли между собой шнурками.  Вы знаете, что  такое воск, из чего его получали? (Ответы…) Такие книги появились у  многих народов, в том числе и на Руси, где восковые таблички называли  буквицами. Древние римские восковые книги называются кодексами, а  палочка для письма на восковых табличках называется стилем, она  закруглена с обратного конца, чтобы запись можно было стереть и написать  заново. (Дети по очереди пробуют писать стилем на восковых табличках – буквицах, пишут слова на букву Б, стирают и снова пишут.) Блок VI Береста, спица ­ Но воск легко стирался и плавился, восковые таблички походили для обучения грамоте, но не для издания книг. ­ Кроме того, такие восковые   и глиняные таблички было очень тяжело носить   с   собой,   передавать   другим   людям,   поэтому   наши   предки   нашли другой материал, очень лёгкий, его можно свернуть в маленькие свитки. (Слайд № 30, 31.)  Вы   догадались,   что   это   за   материал?   Ну,   конечно   же,   береста   –   кора берёзы,   специально   обработанная   и   подготовленная   для   письма.   Во   время археологических   раскопок   в   Новгороде   было   найдено   несколько   сотен берестяных грамот, написанных нашими предками – восточными славянами. На   мягкой   податливой   бересте   буквы   и   рисунки   нужно   было процарапывать   более   твёрдым   стержнем   –   костяным   или   металлическим писалом. (Ребята рассматривают факсимильное издание новгородской берестяной грамоты, разбирают текст. 5 Детям раздают фрагменты бересты и металлические спицы, которыми все пробуют копировать буквы с древней берестяной грамоты.) (Слайд № 32, 33, 34, 35, 36.) ­ В других странах писали на других растительных материалах: в Индии ­ на пальмовых листьях, в Китае – на бамбуковых пластинках и шёлке, в Египте на папирусе, изготовленном из стеблей тростника. Очень редким и дорогим в производстве   материалом   был  пергамент  (из   специально   обработанной телячьей или овечьей кожи) в станах Ближнего Востока.  Блок VII  Перья, чернила ­   Теперь   вы   знаете,   что   материал   для   письма   был   разный,   но   во   всех странах   был   один   инструмент   для   письма     ­   кто   догадался,   что   это   за инструмент? – Ну конечно, это птичье перо. Писать птичьими перьями люди начали примерно в 600 годы нашего века, в Испании. Чаще всего использовали гусиные   перья,  но   встречались   и   перья   воронов,   павлинов,  а   в   особо торжественных случаях  брали лебединые перья. Перо нужно брать из левого крыла   птицы.   Его   нужно   было   очистить   в   раскалённом   песке   и   очинить: отрезать кончик под определённым углом, чуть расщепить и заострить.  (Слайд № 37, 38.)   Причем   от   того,   как   обрезано   и   заточено   перо,   во   многом   зависело качество написанного. Многие писатели и поэты не доверяли никому этого "важного" дела. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гете, присланное им в подарок великому русскому поэту.  При письме перо со временем приходило в негодность, его нужно было ещё срезать   и   заострить.   Это   делали   специальным   ножичком,   который   так   и назывался   ­  перочинным.  Конечно,   гусиные   перья   имели   недостатки:   во­ первых, они ужасно скрипели, а во­вторых, из гусиного крыла для письма годится только 2­3 пера. Но тем не менее они просуществовали рекордный 6 срок ­12 столетий! По особому рецепту приготавливали  чернила: из сажи, ржавчины, чернильных орешков (галлов – наростов на коре дуба). (Обмакивая птичьи перья в чернильницу,  дети пробуют писать буквы на бумаге.) ­  Чуть позже появились металлические перья для письма.  Их можно было  использовать гораздо дольше,  и не нужно было затачивать. (Детям раздаются перьевые ручки и предлагается написать своё имя) ­ Мы проследили за развитием алфавита. Буквы придумали для того, чтобы составлять из них слова и делать записи. Древняя мудрость гласит ­ “То, что ты   знаешь,   принадлежит   тебе   одному,   а   то,   что   ты   говоришь   ­   многим”. Изобретение письменности дало людям возможность “законсервировать” свои знания. А как это сделать лучше всего? (Слайды №  39.) Конечно, с помощью книг. А книга всегда выглядела так как сейчас? Какие материалы для письма использовали раньше? Сначала   человек   писал   на   том,   что   находилось   под   руками:   на   камнях, листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение. Древние   шумеры   делали   записи   на   сырой   глиняной   дощечке   с   помощью острой палочки. Египтяне   писали   на   папирусе,   изготовленном   из   листьев   этого   водного растения. Папирус скручивали в свитки. В   древности   для   письма   использовали   пергамент.   Это   особо   выделанная телячья кожа. Древние славяне писали на бересте ­ коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой ­ писалом. Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды. 7 ­ Ну что ж, уважаемые посетители, наша экскурсия подходит  к концу. Какие впечатления она оставила у вас? Что нового и интересного узнали?  Игровой приём ­ карточки «Подбери пару».  (Наскальные изображения ­ уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки – кипу, узелковое письмо, бумага – современные средства изображения: фломастеры, карандаши, ручки) Работа с родителями. Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем». Дети вместе с родителями во время   прогулки   по   своему   району   фотографируют,   или   зарисовывают встречающиеся   пиктограммы.   Помимо   вовлечения   родителей   в образовательный процесс, это позволит на имеющемся фотоматериале лучше узнать особенности своего района. Изготовление   азбуки.  (Совместная   работа   воспитателей,   родителей, детей.)Итогом   работы   по   ознакомлению   с   историей   возникновения письменности   является   изготовление   азбуки.   Родители   вместе   с   детьми подбирают   на   каждую   букву   алфавита   стихотворения,   сказки,   загадки, картинки.   Весь   материал   предоставляется   в   электронном   виде   и обрабатывается педагогом. Данная азбука будет использоваться в дальнейшей работе с детьми на занятиях. Задание «Придумай свою азбуку» Когда­ то во время войны люди придумывали шифры – азбуки, которые могли прочитать   только   свои.   С   помощью   шифра   передавалась   секретная информация, которую не должны были узнать враги. Каждый возьмёт себе букву русского алфавита и «зашифрует» её. (Листочек бумаги: на одной стороне написана буква, на другой стороне дети пишут свой шифр.   )   Затем   все   буквы   педагог   выписывает   на   один   лист   вместе   с расшифровкой.   После   этого   детям   предлагается   написать   на   «новом» алфавите своё имя. 8 Когда дети заканчивают работу, все записи вывешиваются на доске. 9

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»

Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018