Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
история +1
Взрослым
17.02.2018
Цель программы: Ознакомление детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с историей письменности.
Задачи:
а) познакомить детей с этапами возникновения письменности;
б) привить культуру ознакомления с музейными экспонатами;
в) пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира через знакомство с интересными фактами.
Краткое описание: В программе участвуют воспитанники детских объединений (от 6 до 12 лет) со своими родителями, педагоги дополнительного образования, руководители структурных подразделений Дома детского творчества «Кировский» г. Новосибирска. Общая продолжительность программы примерно 1ч. 15-20 мин.
СЦЕНАРИЙ
Блок I.
Формы и методы, виды деятельности: виртуальное путешествие в историю создания письменности и книг.
- Каждый день жизни даёт нам знания. Вот, например, как вы узнали о нашей сегодняшней встрече? (Прочитали объявление, услышали от педагога). А как мы в наше время приобретаем все наши знания? (Через книги, телевизор, компьютер, радио).
- Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное. А вот куда мы с вами отправимся, думаю, вы мне скажете сами всего лишь через пару минут….. Вот послушайте….
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И.А. Бунин
- Правильно, ребята, мы отправляемся в наше далёкое-далёкое прошлое….. Сегодня мы будем говорить о способах общения между людьми, какие существовали раньше; об алфавите, об истории письменности. (Презентация. Слайд 1, 2)
- Как раньше люди общались, когда еще не было письменности? Ваши предположения…
- Сначала был придуман язык сигналов. (Слайд № 3, 4). С давних времен для передачи сигналов на расстоянии использовали звук. В Африке новости сообщали с помощью специальных барабанов – “тамтамов”. Канадские индейцы разводили костры - сообщали новость дымом, у них было даже понятие “читать дым”. В горах Испании новости передавали с помощью свиста.
Блок II
ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО (Слайд № 5)
- Практически одновременно с сигнальным люди стали использовать предметное письмо. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.
Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы. Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел). К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.
(Слайд № 6, 7, 8. Рассматривание вампумов)
Блок III Палочка
РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО (Слайд № 9 , 10, 11, 12, 13.)
- Однако язык сигналов и предметов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.
Предвестницей письменности была пиктография - передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. К ней относятся и древние наскальные рисунки. На стенах пещер первобытные люди изображали диких животных, на которых охотились, а потом целые картины об охоте и важных событиях. Это и были первые письма. Такое письмо-рисунок называется «пиктография». Но пиктограммы используются и в повседневной жизни – например, вывески в булочной – изображение батона или калача, магазин обуви – изображение сапога, дорожные знаки, иконки в компьютерных программах.
(Слайд № 14)
- Сегодня мы попробуем сами нарисовать пиктограммы, которые видели и знаем…. Помощниками нам будут музейные предметы. Мы ведь с вами находимся в музее. А музей – это почти сказочная машина времени.
- И первый предмет, который поможет нам оказаться в прошлом – это обычная заострённая палочка. Как вы думаете, на каком материале было удобно писать таким инструментом?
-да, конечно, на чём ни будь мягком: на земле, на песке
- Давайте попробуем написать свои имена в ящике с песком! В те времена, когда чернила и бумага были редки и очень высоко ценились, школяры учились писать буквы в подобных ящиках с пеком (например в школе декабриста Якушкина в Ялуторовске) (Слайд № 15)
(Ребятам выдают заострённые с одного конца деревянные палочки.
Деревянный ящик с песком – ребята помогают его увлажнить и уплотнить и пробуют чертить пиктограммы палочкой.)
Блок IV Глина
ИЕРОГЛИФЫ (Слайд № 16, 17, 18, 19, 20, 21)
- Иероглифы изобрели древние египтяне около 5000 лет назад.
КЛИНОПИСЬ (Слайд № 22)
- Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.
(На сырых глиняных табличках дети вычерчивают буквы по образцу из слайда трехгранными в сечении палочками.)
Блок V Восковые дощечки (Слайд 23, 24, 25)
- Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но необходимо было придумать, что-то общее, что было понятно для всех.
И тогда древние люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.
ИЗОБРЕТЕНИЕ АЛФАВИТА. ( Слайд № 26,27)
- Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели много всяких изменений. Первый алфавит создали гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покорившие его. Для обозначения буквы “А” они рисовали голову быка, которые на их языке назывался алеф. Бык - это символ богатства и благополучия. Это животное особо почиталось. Древние египтяне даже строили им храмы - “анисы”. Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова алеф – а и т.д. Написание первой буквы греческого алфавита тоже было похоже на голову быка, только перевернутую. И стала называться эта буква “альф” - то есть начало. С этой буквы начинаются почти все алфавиты мира. “Альф” - начало, “вита” - жизнь. Вдумайтесь в значение слова “алфавит” - это начало новой духовной жизни. Название дано на основе слияния двух первых букв. О букве А мы говорили очень много, а Б осталась в тени своей соседки. Проявим к ней уважение.
Задание: запишите 3 любых слова на букву “Б”. Назовите слова. Будьте внимательны, старайтесь не повторяться.
- А на чём бы нам написать эти слова? А вот на таких восковых дощечках!
(Сдайд №28, 29)
- Древние римляне выстругивали серединку в деревянных дощечках, заполняли их воском и скрепляли между собой шнурками. Вы знаете, что такое воск, из чего его получали? (Ответы…) Такие книги появились у многих народов, в том числе и на Руси, где восковые таблички называли буквицами. Древние римские восковые книги называются кодексами, а палочка для письма на восковых табличках называется стилем, она закруглена с обратного конца, чтобы запись можно было стереть и написать заново.
(Дети по очереди пробуют писать стилем на восковых табличках – буквицах, пишут слова на букву Б, стирают и снова пишут.)
Блок VI Береста, спица
- Но воск легко стирался и плавился, восковые таблички походили для обучения грамоте, но не для издания книг.
- Кроме того, такие восковые и глиняные таблички было очень тяжело носить с собой, передавать другим людям, поэтому наши предки нашли другой материал, очень лёгкий, его можно свернуть в маленькие свитки.
(Слайд № 30, 31.)
Вы догадались, что это за материал? Ну, конечно же, береста – кора берёзы, специально обработанная и подготовленная для письма. Во время археологических раскопок в Новгороде было найдено несколько сотен берестяных грамот, написанных нашими предками – восточными славянами.
На мягкой податливой бересте буквы и рисунки нужно было процарапывать более твёрдым стержнем – костяным или металлическим писалом.
(Ребята рассматривают факсимильное издание новгородской берестяной грамоты, разбирают текст.
Детям раздают фрагменты бересты и металлические спицы, которыми все пробуют копировать буквы с древней берестяной грамоты.)
(Слайд № 32, 33, 34, 35, 36.)
- В других странах писали на других растительных материалах: в Индии - на пальмовых листьях, в Китае – на бамбуковых пластинках и шёлке, в Египте на папирусе, изготовленном из стеблей тростника. Очень редким и дорогим в производстве материалом был пергамент (из специально обработанной телячьей или овечьей кожи) в станах Ближнего Востока.
Блок VII Перья, чернила
- Теперь вы знаете, что материал для письма был разный, но во всех странах был один инструмент для письма - кто догадался, что это за инструмент? – Ну конечно, это птичье перо. Писать птичьими перьями люди начали примерно в 600 годы нашего века, в Испании. Чаще всего использовали гусиные перья, но встречались и перья воронов, павлинов, а в особо торжественных случаях брали лебединые перья. Перо нужно брать из левого крыла птицы. Его нужно было очистить в раскалённом песке и очинить: отрезать кончик под определённым углом, чуть расщепить и заострить.
(Слайд № 37, 38.)
Причем от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Многие писатели и поэты не доверяли никому этого "важного" дела. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гете, присланное им в подарок великому русскому поэту.
При письме перо со временем приходило в негодность, его нужно было ещё срезать и заострить. Это делали специальным ножичком, который так и назывался - перочинным. Конечно, гусиные перья имели недостатки: во-первых, они ужасно скрипели, а во-вторых, из гусиного крыла для письма годится только 2-3 пера. Но тем не менее они просуществовали рекордный срок -12 столетий! По особому рецепту приготавливали чернила: из сажи, ржавчины, чернильных орешков (галлов – наростов на коре дуба).
(Обмакивая птичьи перья в чернильницу,
дети пробуют писать буквы на бумаге.)
- Чуть позже появились металлические перья для письма. Их можно было использовать гораздо дольше, и не нужно было затачивать.
(Детям раздаются перьевые ручки и предлагается написать своё имя)
- Мы проследили за развитием алфавита. Буквы придумали для того, чтобы составлять из них слова и делать записи. Древняя мудрость гласит - “То, что ты знаешь, принадлежит тебе одному, а то, что ты говоришь - многим”. Изобретение письменности дало людям возможность “законсервировать” свои знания. А как это сделать лучше всего?
(Слайды № 39.)
Конечно, с помощью книг. А книга всегда выглядела так как сейчас? Какие материалы для письма использовали раньше?
Сначала человек писал на том, что находилось под руками: на камнях, листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.
Древние шумеры делали записи на сырой глиняной дощечке с помощью острой палочки.
Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки.
В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа.
Древние славяне писали на бересте - коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой - писалом.
Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды.
- Ну что ж, уважаемые посетители, наша экскурсия подходит к концу. Какие впечатления она оставила у вас? Что нового и интересного узнали?
Игровой приём - карточки «Подбери пару».
(Наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки – кипу, узелковое письмо, бумага – современные средства изображения: фломастеры, карандаши, ручки)
Работа с родителями.
Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем». Дети вместе с родителями во время прогулки по своему району фотографируют, или зарисовывают встречающиеся пиктограммы. Помимо вовлечения родителей в образовательный процесс, это позволит на имеющемся фотоматериале лучше узнать особенности своего района.
Изготовление азбуки. (Совместная работа воспитателей, родителей, детей.)Итогом работы по ознакомлению с историей возникновения письменности является изготовление азбуки. Родители вместе с детьми подбирают на каждую букву алфавита стихотворения, сказки, загадки, картинки. Весь материал предоставляется в электронном виде и обрабатывается педагогом. Данная азбука будет использоваться в дальнейшей работе с детьми на занятиях.
Задание «Придумай свою азбуку»
Когда- то во время войны люди придумывали шифры – азбуки, которые могли прочитать только свои. С помощью шифра передавалась секретная информация, которую не должны были узнать враги.
Каждый возьмёт себе букву русского алфавита и «зашифрует» её. (Листочек бумаги: на одной стороне написана буква, на другой стороне дети пишут свой шифр. ) Затем все буквы педагог выписывает на один лист вместе с расшифровкой. После этого детям предлагается написать на «новом» алфавите своё имя.
Когда дети заканчивают работу, все записи вывешиваются на доске.
ПРОЕКТ История письменности.docx
Экскурсионноигровая программа
«УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Цель программы:
Ознакомление детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста с историей письменности.
Задачи:
а) познакомить детей с этапами возникновения письменности;
б) привить культуру ознакомления с музейными экспонатами;
в) пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других
народов мира через знакомство с интересными фактами.
Краткое описание: В программе участвуют воспитанники детских
объединений (от 6 до 12 лет) со своими родителями, педагоги
дополнительного образования, руководители структурных подразделений
Дома детского творчества «Кировский» г. Новосибирска. Общая
продолжительность программы примерно 1ч. 1520 мин.
СЦЕНАРИЙ
Блок I.
Формы и методы, виды деятельности: виртуальное путешествие в историю
создания письменности и книг.
Каждый день жизни даёт нам знания. Вот, например, как вы узнали о нашей
сегодняшней встрече? (Прочитали объявление, услышали от педагога). А
как мы в наше время приобретаем все наши знания? (Через книги, телевизор,
компьютер, радио).
Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия.
Я приглашаю вас совершить необычное путешествие виртуальное. А вот
куда мы с вами отправимся, думаю, вы мне скажете сами всего лишь через
пару минут….. Вот послушайте….
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
1 Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И.А. Бунин
Правильно, ребята, мы отправляемся в наше далёкоедалёкое прошлое…..
Сегодня мы будем говорить о способах общения между людьми, какие
существовали раньше; об алфавите, об истории письменности.
(Презентация. Слайд 1, 2)
Как раньше люди общались, когда еще не было письменности? Ваши
предположения…
- Сначала был придуман язык сигналов. (Слайд № 3, 4). С давних времен для
передачи сигналов на расстоянии использовали звук. В Африке новости
сообщали с помощью специальных барабанов – “тамтамов”. Канадские
индейцы разводили костры сообщали новость дымом, у них было даже
понятие “читать дым”. В горах Испании новости передавали с помощью
свиста.
Блок II
ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО (Слайд № 5)
- Практически одновременно с сигнальным люди стали использовать
предметное письмо. Если племя хотело объявить другому войну, оно
посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и
трубку в придачу или зеленую ветку. Предметным письмом считаются и такие
древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.
Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или
пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы
использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и
взаиморасположение раковин были значимы. Самый популярный вид
предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые
назывались – кипу (узел). К основной, толстой веревке в строго определенном
порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой
цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров,
число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а
цвет шнура обозначал тот или иной предмет.
2 (Слайд № 6, 7, 8. Рассматривание вампумов)
Блок III Палочка
РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО (Слайд № 9 , 10, 11, 12, 13.)
Однако язык сигналов и предметов не может выразить всю возможную
информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.
Предвестницей письменности была пиктография передача образов,
впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. К ней относятся и древние
наскальные рисунки. На стенах пещер первобытные люди изображали диких
животных, на которых охотились, а потом целые картины об охоте и важных
событиях. Это и были первые письма. Такое письморисунок называется
«пиктография». Но пиктограммы используются и в повседневной жизни –
например, вывески в булочной – изображение батона или калача, магазин
обуви – изображение сапога, дорожные знаки, иконки в компьютерных
программах.
(Слайд № 14)
Сегодня мы попробуем сами нарисовать пиктограммы, которые видели и
знаем…. Помощниками нам будут музейные предметы. Мы ведь с вами
находимся в музее. А музей – это почти сказочная машина времени.
И первый предмет, который поможет нам оказаться в прошлом – это
обычная заострённая палочка. Как вы думаете, на каком материале было
удобно писать таким инструментом?
да, конечно, на чём ни будь мягком: на земле, на песке
Давайте попробуем написать свои имена в ящике с песком! В те времена,
когда чернила и бумага были редки и очень высоко ценились, школяры
учились писать буквы в подобных ящиках с пеком (например в школе
декабриста Якушкина в Ялуторовске) (Слайд № 15)
(Ребятам выдают заострённые с одного конца деревянные палочки.
Деревянный ящик с песком – ребята помогают его увлажнить и
уплотнить и пробуют чертить пиктограммы палочкой.)
3 Блок IV Глина
ИЕРОГЛИФЫ (Слайд № 16, 17, 18, 19, 20, 21)
Иероглифы изобрели древние египтяне около 5000 лет назад.
КЛИНОПИСЬ (Слайд № 22)
Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо
называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для
выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они
пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они
этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину
когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.
(На сырых глиняных табличках дети вычерчивают буквы по образцу из
слайда трехгранными в сечении палочками.)
Блок V Восковые дощечки (Слайд 23, 24, 25)
Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но
необходимо было придумать, чтото общее, что было понятно для всех.
И тогда древние люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.
ИЗОБРЕТЕНИЕ АЛФАВИТА. ( Слайд № 26,27)
Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны
в страну и претерпели много всяких изменений. Первый алфавит создали
гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покорившие его. Для
обозначения буквы “А” они рисовали голову быка, которые на их языке
назывался алеф. Бык это символ богатства и благополучия. Это животное
особо почиталось. Древние египтяне даже строили им храмы “анисы”.
Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова алеф – а и
т.д. Написание первой буквы греческого алфавита тоже было похоже на
голову быка, только перевернутую. И стала называться эта буква “альф” то
есть начало. С этой буквы начинаются почти все алфавиты мира. “Альф”
начало, “вита” жизнь. Вдумайтесь в значение слова “алфавит” это начало
новой духовной жизни. Название дано на основе слияния двух первых букв. О
букве А мы говорили очень много, а Б осталась в тени своей соседки.
Проявим к ней уважение.
4 Задание: запишите 3 любых слова на букву “Б”. Назовите слова. Будьте
внимательны, старайтесь не повторяться.
А на чём бы нам написать эти слова? А вот на таких восковых дощечках!
(Сдайд №28, 29)
Древние римляне выстругивали серединку в деревянных дощечках,
заполняли их воском и скрепляли между собой шнурками. Вы знаете, что
такое воск, из чего его получали? (Ответы…) Такие книги появились у
многих народов, в том числе и на Руси, где восковые таблички называли
буквицами. Древние римские восковые книги называются кодексами, а
палочка для письма на восковых табличках называется стилем, она
закруглена с обратного конца, чтобы запись можно было стереть и написать
заново.
(Дети по очереди пробуют писать стилем на восковых
табличках – буквицах, пишут слова на букву Б, стирают и
снова пишут.)
Блок VI Береста, спица
Но воск легко стирался и плавился, восковые таблички походили для
обучения грамоте, но не для издания книг.
Кроме того, такие восковые и глиняные таблички было очень тяжело
носить с собой, передавать другим людям, поэтому наши предки нашли
другой материал, очень лёгкий, его можно свернуть в маленькие свитки.
(Слайд № 30, 31.)
Вы догадались, что это за материал? Ну, конечно же, береста – кора
берёзы, специально обработанная и подготовленная для письма. Во время
археологических раскопок в Новгороде было найдено несколько сотен
берестяных грамот, написанных нашими предками – восточными славянами.
На мягкой податливой бересте буквы и рисунки нужно было
процарапывать более твёрдым стержнем – костяным или металлическим
писалом.
(Ребята рассматривают факсимильное издание новгородской
берестяной грамоты, разбирают текст.
5 Детям раздают фрагменты бересты и металлические спицы,
которыми все пробуют копировать буквы с древней берестяной
грамоты.)
(Слайд № 32, 33, 34, 35, 36.)
В других странах писали на других растительных материалах: в Индии
на пальмовых листьях, в Китае – на бамбуковых пластинках и шёлке, в Египте
на папирусе, изготовленном из стеблей тростника. Очень редким и дорогим в
производстве материалом был пергамент (из специально обработанной
телячьей или овечьей кожи) в станах Ближнего Востока.
Блок VII Перья, чернила
Теперь вы знаете, что материал для письма был разный, но во всех
странах был один инструмент для письма кто догадался, что это за
инструмент? – Ну конечно, это птичье перо. Писать птичьими перьями люди
начали примерно в 600 годы нашего века, в Испании. Чаще всего использовали
гусиные перья, но встречались и перья воронов, павлинов, а в особо
торжественных случаях брали лебединые перья. Перо нужно брать из левого
крыла птицы. Его нужно было очистить в раскалённом песке и очинить:
отрезать кончик под определённым углом, чуть расщепить и заострить.
(Слайд № 37, 38.)
Причем от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело
качество написанного. Многие писатели и поэты не доверяли никому этого
"важного" дела. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете
Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гете, присланное
им в подарок великому русскому поэту.
При письме перо со временем приходило в негодность, его нужно было ещё
срезать и заострить. Это делали специальным ножичком, который так и
назывался перочинным. Конечно, гусиные перья имели недостатки: во
первых, они ужасно скрипели, а вовторых, из гусиного крыла для письма
годится только 23 пера. Но тем не менее они просуществовали рекордный
6 срок 12 столетий! По особому рецепту приготавливали чернила: из сажи,
ржавчины, чернильных орешков (галлов – наростов на коре дуба).
(Обмакивая птичьи перья в чернильницу,
дети пробуют писать буквы на бумаге.)
Чуть позже появились металлические перья для письма. Их можно было
использовать гораздо дольше, и не нужно было затачивать.
(Детям раздаются перьевые ручки и предлагается написать своё имя)
Мы проследили за развитием алфавита. Буквы придумали для того, чтобы
составлять из них слова и делать записи. Древняя мудрость гласит “То, что
ты знаешь, принадлежит тебе одному, а то, что ты говоришь многим”.
Изобретение письменности дало людям возможность “законсервировать” свои
знания. А как это сделать лучше всего?
(Слайды № 39.)
Конечно, с помощью книг. А книга всегда выглядела так как сейчас? Какие
материалы для письма использовали раньше?
Сначала человек писал на том, что находилось под руками: на камнях,
листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня
на них процарапывалось нужное изображение.
Древние шумеры делали записи на сырой глиняной дощечке с помощью
острой палочки.
Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного
растения. Папирус скручивали в свитки.
В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная
телячья кожа.
Древние славяне писали на бересте коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а
затем процарапывали буквы острой палочкой писалом.
Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из
клейкой массы, состоящей из бамбука и воды.
7 Ну что ж, уважаемые посетители, наша экскурсия подходит к концу. Какие
впечатления она оставила у вас? Что нового и интересного узнали?
Игровой приём карточки «Подбери пару».
(Наскальные изображения уголь, мел, глиняные таблички – стило,
папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки – кипу,
узелковое письмо, бумага – современные средства изображения:
фломастеры, карандаши, ручки)
Работа с родителями.
Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем». Дети вместе с родителями во
время прогулки по своему району фотографируют, или зарисовывают
встречающиеся пиктограммы.
Помимо вовлечения родителей в
образовательный процесс, это позволит на имеющемся фотоматериале лучше
узнать особенности своего района.
Изготовление азбуки.
(Совместная работа воспитателей, родителей,
детей.)Итогом работы по ознакомлению с историей возникновения
письменности является изготовление азбуки. Родители вместе с детьми
подбирают на каждую букву алфавита стихотворения, сказки, загадки,
картинки. Весь материал предоставляется в электронном виде и
обрабатывается педагогом. Данная азбука будет использоваться в дальнейшей
работе с детьми на занятиях.
Задание «Придумай свою азбуку»
Когда то во время войны люди придумывали шифры – азбуки, которые могли
прочитать только свои. С помощью шифра передавалась секретная
информация, которую не должны были узнать враги.
Каждый возьмёт себе букву русского алфавита и «зашифрует» её. (Листочек
бумаги: на одной стороне написана буква, на другой стороне дети пишут свой
шифр. ) Затем все буквы педагог выписывает на один лист вместе с
расшифровкой. После этого детям предлагается написать на «новом»
алфавите своё имя.
8 Когда дети заканчивают работу, все записи вывешиваются на доске.
9
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Экскурсионно-игровая программа «УРОК ДРЕВНЕГО ПИСЬМА В МУЗЕЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.