Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»
Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Старшая группа
Разработчик:
студентка 41 ДО группы
Завялова Галина Сергеевна
Согласовано:
Воспитатель группы
Шурова Татьяна Александровна
Отметка_____________
Богданович, 2022
Тема: «Посуда в Древней Руси»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Место проведения: мини-музей
Время проведения: вторая половина дня
Цель:
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской
народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление
с историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего
использовались разные виды посуды.
Задачи:
Образовательные:
1. Приобщать детей к культуре русского народа;
2. Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды.
Воспитательные:
1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
2. Воспитывать интерес к русским традициям; любовь к прошлому своего народа.
Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные, активизировать словарь за счёт использования пословиц, новых слов; развивать познавательный интерес, узнать что-то новое.
Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Форма организации: фронтальная
Словарная работа: крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.
Предварительная работа: цикл бесед на тему «Народные промыслы» отгадывание загадок, дидактические игры, рассматривание иллюстраций по данной теме.
Подготовка воспитателя: Подбор иллюстративного материала. Знакомство с литературой по теме «Гончарное ремесло».
Оборудование: «Русская изба», оснащённая
предметами русского быта, Игрушка - домовенок Кузя, посуда: крынки,
кувшин, жбан, кашник с длинной ручкой, кашник чернолощеная керамика, крупник,
опарница, миска, рукомойник, горшок.
Ход:
Этапы |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Методы, приемы, формы |
Планируемый результат |
Организационно-мотивационный |
Создать эмоциональный настрой: включить детей в деятельность на личностно - значимом уровне. |
- Ребята, сегодня мы пришли с вами в наш мини-музей «Русская изба». Вы часто приходите сюда на экскурсии и много всего знаете о том, как жили люди в старину. Сегодня нам поможет узнать об этом наш домовенок Кузька. - Смотрите, ребята, а вот и домовенок Кузька вышел вас
встречать. Ой, а что он нам принес? Да это же волшебный сундучок с загадками.
Давайте откроем его, и попробуем отгадать Кузины загадки, узнать, о чем он
хочет нам сегодня рассказать. |
Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки. Здороваются с воспитателем. Слушают воспитателя. Здороваются с Кузькой, смотрят, что он принес. Вместе с воспитателем открывают сундучок. |
Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный. Приемы: беседа, сюрпризный момент домовенок Кузька. |
Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.
Эмоциональное включение в действие
|
Основной |
Приобщать детей к культуре русского народа; Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды |
- Смотрите, Кузька нам принес в сундучке загадки. Давайте, попробуем их отгадать. Загадка 1. В земле родился, В огне закалился, В печке сгодился. - Правильно, это горшок - самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить. Поэтому в загадке и говорится «В земле родился», где берут глину? - «В огне закалился» Что это значит? - «В печке сгодился» - Обратите внимание на форму горшка - она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами, и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании. - Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например, крупу - было можно. - Про такую посуду наша следующая загадка. Загадка 2 Был ребенок - не знал пеленок, Стал стар - пеленаться стал. - Оплетенная глиняная посуда. Горшочки с ручкой назывались «кашник». В нашем музее есть два разных кашника. Давайте мы с вами сравним: один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и другого цвета, потому, что это чернолощеная керамика. Их изготовление отличается от изготовления обычной керамической посуды. Изделия формируют, обжигают и лощат (натирают) с помощью гладкого инструмента. Потом происходит самое интересное: их помещают в печь с тлеющими головешками и, без доступа воздуха долго остужают. Изделия как бы прокаливаются и пропитываются копотью насквозь. Они хорошо держат влагу и ароматы, в них получаются вкусные блюда. (Дать детям подержать и рассмотреть горшки — кашники, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно). - Еще один вид горшка - это опарница. В нем готовилась опара под кислое тесто. Наливали теплую воду, клали закваску, добавляли муку и оставляли киснуть в теплом месте. (Дать детям посмотреть опарицу) - А сейчас мы с вами превратимся в гончаров (мастеров, которые лепят глиняную посуду). Пальчиковая гимнастика. Глину мы сейчас достанем,
Разминать ее мы станем,
Слепим мы горшки и миски,
Обожжем мы их для близких.
Кушать из посуды станем, Мы трудиться не устанем! - Ребята, а в Кузином сундучке есть еще загадки. Загадка 3 Там хранится молоко И не киснет там оно. - Правильно, это крынка. Главное назначение крынки состояло в хранении молока: парного и холодного. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части. (Дать детям подержать крынки, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно) - Открываем сундучок, а там новая загадка. Загадка 4 Воду, квас или кисель, И для взрослых, для детей, Налить хозяин поспешил, В пузатый глиняный… - Правильно, кувшин, который есть у всех нас дома. А знаете ли вы, что у кувшина есть «брат» называют его жбан, он похож на кувшин, но отличается по форме, в нем в старину носили людям, работающим в поле воду или квас. (Дать детям посмотреть кувшин и жбан) -В нашем мини — музее есть еще «родственник» кувшина его называют крупник. Как вы думаете, почему его так называют? Воспитатель: Правильно, в таком глиняном крупнике очень хорошо хранилась любая крупа. - Снова открываем сундучок и достаем новую загадку. Загадка 5 Мастера ее слепли, В жаркой печке закалили, Наливают в нее суп, Кто узнает? Как зовут? (миска) - Нет, тарелок в старину не было, а были миски, или как их еще называли — мисы. Загадка 6 - Есть последняя загадка, Удивит ее отгадка. С двумя носиками чайник, На веревочке качальник. В него воду наливают, Всем умыться обещают. (Рукомойник) - Правильно, ребята - это умывальник или, как его еще называли - рукомойник или рукомой. Его тоже чаще всего делали из глины. В него наливали воду, которую приносили из колодца. Под ним ставили деревянную лохань, куда сливалась вода. Считают, что два носика нужны, чтобы быстро помыть руки ребятишкам, которых в семьях было много. (Дать детям рассмотреть рукомойник) |
Слушают воспитателя. - Давайте, попробуем. Слушают загадку, отгадывают: - Горшок
- В земле - Значит, его обожгли в печи - Значит, в нем можно готовить
Слушают воспитателя
Дети не могут ответить на загадку Слушают рассказ воспитателя.
Дети держат и рассматривают горшки-кашники
Рассматривают опарицу.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Хватательными движениями «достают» глину. Сжимают и разжимают кулачки «Лепят» складывают вместе согнутые ладошки. Сжимают и разжимают ладошки от себя «Кушают» Грозят пальчиком
-Крынка
Слушают воспитателя
Дети рассматривают, держат крынку.
- Кувшин
Слушают воспитателя, рассматривают жбан
- Потому, что в нем хранили крупу.
- Тарелка. Дети рассматривают миску
- Умывальник.
Дети рассматривают рукомойник |
Форма: фронтальная Словесный: беседа, загадки о посуде, используемой в быту древней Руси, похвала. Наглядный: предметы обихода русской избы: глиняная посуда Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.
|
Дети приобщились к культуре русского народа. Умеют различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту древней Руси. Знают назначение разных видов глиняной посуды. |
Заключительный |
Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания |
- Благодаря Кузькиным загадкам мы с вами узнали много нового о
керамической посуде, которую использовали люди в деревнях. Давайте
попрощаемся с домовенком. Следующий раз он приготовит для вас новые загадки.
-Какие новые слова мы сегодня узнали?
- Вам понравилась экскурсия? Захотите ли вы снова прийти в музей «Русская изба»? Почему?
- Молодцы, предлагаю вернуться в группу. |
Слушают воспитателя.
Прощаются с домовенком Кузькой.
-
Мы познакомились с
историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего
использовались разные виды посуды. - Мы узнали такие слова крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник. - Да, понравилась. Мы снова хотим прийти в музей, чтобы узнать много нового о быте русского народа. |
Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала |
Формирование элементарных навыков самооценки.
Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.