Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Посуда в Древней Руси»
Оценка 4.8

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Посуда в Древней Руси»

Оценка 4.8
docx
28.05.2022
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Посуда в Древней Руси»
«Посуда Древней Руси» в мини-музее «Русская изба».docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»

 

 

 

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Тема: «Посуда в Древней Руси»

 

Старшая группа

Разработчик:

студентка 41 ДО группы

Завялова Галина Сергеевна

Согласовано:

Воспитатель группы

Шурова Татьяна Александровна

Отметка_____________

Богданович, 2022

Тема: «Посуда в Древней Руси»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с  историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.
Задачи:

Образовательные:

1.  Приобщать детей к культуре русского народа;

2.   Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды.

Воспитательные:

1.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.   Воспитывать интерес к русским традициям; любовь к прошлому своего народа.

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные, активизировать словарь за счёт использования пословиц, новых слов; развивать познавательный интерес, узнать что-то новое.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:   крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.

Предварительная работа: цикл бесед на тему «Народные промыслы»  отгадывание загадок, дидактические игры,  рассматривание иллюстраций по  данной теме.

Подготовка воспитателя: Подбор иллюстративного материала. Знакомство с литературой по теме «Гончарное ремесло». 

Оборудование:  «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, Игрушка - домовенок Кузя, посуда: крынки, кувшин, жбан, кашник с длинной ручкой, кашник чернолощеная керамика, крупник, опарница, миска, рукомойник, горшок.

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

- Ребята, сегодня мы пришли с вами в наш мини-музей «Русская изба». Вы часто приходите сюда на экскурсии и много всего знаете о том, как жили люди в старину. Сегодня нам поможет узнать об этом наш домовенок Кузька.

- Смотрите, ребята, а вот и домовенок Кузька вышел вас встречать. Ой, а что он нам принес? Да это же волшебный сундучок с загадками. Давайте откроем его, и попробуем отгадать Кузины загадки, узнать, о чем он хочет нам сегодня рассказать.

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

Здороваются с воспитателем.

Слушают воспитателя.

Здороваются с Кузькой, смотрят, что он принес.

Вместе с воспитателем открывают сундучок.

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент домовенок Кузька.

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа;

 Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды

- Смотрите, Кузька нам принес в сундучке загадки. Давайте, попробуем их отгадать.

Загадка 1.

В земле родился,

В огне закалился,

В печке сгодился.

- Правильно, это горшок - самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить. Поэтому в загадке и говорится «В земле родился», где берут глину?

-  «В огне закалился» Что это значит?

- «В печке сгодился»

- Обратите внимание на форму горшка - она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами, и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании.

- Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например, крупу - было можно.

- Про такую посуду наша следующая загадка.

Загадка 2

Был ребенок - не знал пеленок,

Стал стар - пеленаться стал.

- Оплетенная глиняная посуда. Горшочки с ручкой назывались «кашник».  В нашем музее есть два разных кашника. Давайте мы с вами сравним: один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и другого цвета, потому, что это чернолощеная керамика. Их изготовление отличается от изготовления обычной керамической посуды. Изделия формируют, обжигают и лощат (натирают) с помощью гладкого инструмента. Потом происходит самое интересное: их помещают в печь с тлеющими головешками и, без доступа воздуха долго остужают. Изделия как бы прокаливаются и пропитываются копотью насквозь. Они хорошо держат влагу и ароматы, в них получаются вкусные блюда. (Дать детям подержать и рассмотреть горшки — кашники, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно).

 - Еще один вид горшка - это опарница. В нем готовилась опара под кислое тесто. Наливали теплую воду, клали закваску, добавляли муку и оставляли киснуть в теплом месте. (Дать детям посмотреть опарицу)

 - А сейчас мы с вами превратимся в гончаров (мастеров, которые лепят глиняную посуду).

Пальчиковая гимнастика.

 Глину мы сейчас достанем,

 

 

Разминать ее мы станем,

 

Слепим мы горшки и миски,

 

 

Обожжем мы их для близких.

 

 

Кушать из посуды станем,

Мы трудиться не устанем!

- Ребята, а в Кузином сундучке есть еще загадки.

Загадка 3

Там хранится молоко

И не киснет там оно.

- Правильно, это крынка. Главное назначение крынки состояло в хранении молока: парного и холодного. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части. (Дать детям подержать крынки, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно)

- Открываем сундучок, а там новая загадка.

Загадка 4

Воду, квас или кисель,

И для взрослых, для детей,

Налить хозяин поспешил,

В пузатый глиняный…

- Правильно, кувшин, который есть у всех нас дома. А знаете ли вы, что у кувшина есть «брат» называют его жбан, он похож на кувшин, но отличается по форме, в нем в старину носили людям, работающим в поле воду или квас. (Дать детям посмотреть кувшин и жбан)

 -В нашем мини — музее есть еще «родственник» кувшина его называют крупник. Как вы думаете, почему его так называют? Воспитатель: Правильно, в таком глиняном крупнике очень хорошо хранилась любая крупа.

- Снова открываем сундучок и достаем новую загадку.

Загадка 5

Мастера ее слепли,

В жаркой печке закалили,

Наливают в нее суп,

Кто узнает?

Как зовут? (миска)

- Нет, тарелок в старину не было, а были миски, или как их еще называли — мисы.

Загадка 6

- Есть последняя загадка,

Удивит ее отгадка.

С двумя носиками чайник,

На веревочке качальник.

В него воду наливают,

Всем умыться обещают. (Рукомойник)

- Правильно, ребята - это умывальник или, как его еще называли - рукомойник или рукомой. Его тоже чаще всего делали из глины. В него наливали воду, которую приносили из колодца. Под ним ставили деревянную лохань, куда сливалась вода. Считают, что два носика нужны, чтобы быстро помыть руки ребятишкам, которых в семьях было много. (Дать детям рассмотреть рукомойник)

Слушают воспитателя.

- Давайте, попробуем.

Слушают загадку, отгадывают:

- Горшок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В земле

- Значит, его обожгли в печи

- Значит, в нем можно готовить

 

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети не могут ответить на загадку

Слушают рассказ воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети держат и рассматривают горшки-кашники

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают опарицу.

 

 

 

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Хватательными движениями «достают» глину.

Сжимают и разжимают кулачки

«Лепят» складывают вместе согнутые ладошки.

Сжимают и разжимают ладошки от себя

«Кушают»

Грозят пальчиком

 

 

 

 

-Крынка

 

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают, держат крынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кувшин

 

Слушают воспитателя, рассматривают жбан

 

 

 

 

 

 

- Потому, что в нем хранили крупу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Тарелка.

Дети рассматривают миску

 

 

 

 

 

 

 

- Умывальник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают рукомойник

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, загадки о посуде, используемой в быту древней Руси, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы: глиняная посуда

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети приобщились к культуре русского народа. Умеют различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту древней Руси. Знают назначение разных видов глиняной посуды.

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

- Благодаря Кузькиным загадкам мы с вами узнали много нового о керамической посуде, которую использовали люди в деревнях. Давайте попрощаемся с домовенком. Следующий раз он приготовит для вас новые загадки.

- Ребята, наша экскурсия в мини-музей «Русская изба» подошла к концу. О чем, мы с вами говорили сегодня на экскурсии, с чем познакомились?

 

 -Какие новые слова мы сегодня узнали?

 

 

 

 

- Вам понравилась экскурсия? Захотите ли вы снова прийти в музей «Русская изба»? Почему?

 

 

 

- Молодцы, предлагаю вернуться в группу.

Слушают воспитателя.

 

Прощаются с домовенком Кузькой.

 

 

- Мы познакомились с  историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.

- Мы узнали такие слова крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.

- Да, понравилась. Мы снова хотим прийти в музей, чтобы узнать много нового о быте русского народа.

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад

Тема: « Посуда в Древней Руси »

Тема: « Посуда в Древней Руси »

Ход : Этапы

Ход : Этапы

Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды -

Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды -

Давайте мы с вами сравним: один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и…

Давайте мы с вами сравним: один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и…

Пальчиковая гимнастика. Глину мы сейчас достанем,

Пальчиковая гимнастика. Глину мы сейчас достанем,

Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью

Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью

Снова открываем сундучок и достаем новую загадку

Снова открываем сундучок и достаем новую загадку

Заключительный Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания -

Заключительный Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022