Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Посуда в Древней Руси»

  • docx
  • 28.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Посуда Древней Руси» в мини-музее «Русская изба».docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»

 

 

 

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Тема: «Посуда в Древней Руси»

 

Старшая группа

Разработчик:

студентка 41 ДО группы

Завялова Галина Сергеевна

Согласовано:

Воспитатель группы

Шурова Татьяна Александровна

Отметка_____________

Богданович, 2022

Тема: «Посуда в Древней Руси»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с  историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.
Задачи:

Образовательные:

1.  Приобщать детей к культуре русского народа;

2.   Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды.

Воспитательные:

1.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.   Воспитывать интерес к русским традициям; любовь к прошлому своего народа.

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные, активизировать словарь за счёт использования пословиц, новых слов; развивать познавательный интерес, узнать что-то новое.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:   крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.

Предварительная работа: цикл бесед на тему «Народные промыслы»  отгадывание загадок, дидактические игры,  рассматривание иллюстраций по  данной теме.

Подготовка воспитателя: Подбор иллюстративного материала. Знакомство с литературой по теме «Гончарное ремесло». 

Оборудование:  «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, Игрушка - домовенок Кузя, посуда: крынки, кувшин, жбан, кашник с длинной ручкой, кашник чернолощеная керамика, крупник, опарница, миска, рукомойник, горшок.

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

- Ребята, сегодня мы пришли с вами в наш мини-музей «Русская изба». Вы часто приходите сюда на экскурсии и много всего знаете о том, как жили люди в старину. Сегодня нам поможет узнать об этом наш домовенок Кузька.

- Смотрите, ребята, а вот и домовенок Кузька вышел вас встречать. Ой, а что он нам принес? Да это же волшебный сундучок с загадками. Давайте откроем его, и попробуем отгадать Кузины загадки, узнать, о чем он хочет нам сегодня рассказать.

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

Здороваются с воспитателем.

Слушают воспитателя.

Здороваются с Кузькой, смотрят, что он принес.

Вместе с воспитателем открывают сундучок.

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент домовенок Кузька.

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа;

 Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды

- Смотрите, Кузька нам принес в сундучке загадки. Давайте, попробуем их отгадать.

Загадка 1.

В земле родился,

В огне закалился,

В печке сгодился.

- Правильно, это горшок - самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить. Поэтому в загадке и говорится «В земле родился», где берут глину?

-  «В огне закалился» Что это значит?

- «В печке сгодился»

- Обратите внимание на форму горшка - она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами, и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании.

- Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например, крупу - было можно.

- Про такую посуду наша следующая загадка.

Загадка 2

Был ребенок - не знал пеленок,

Стал стар - пеленаться стал.

- Оплетенная глиняная посуда. Горшочки с ручкой назывались «кашник».  В нашем музее есть два разных кашника. Давайте мы с вами сравним: один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и другого цвета, потому, что это чернолощеная керамика. Их изготовление отличается от изготовления обычной керамической посуды. Изделия формируют, обжигают и лощат (натирают) с помощью гладкого инструмента. Потом происходит самое интересное: их помещают в печь с тлеющими головешками и, без доступа воздуха долго остужают. Изделия как бы прокаливаются и пропитываются копотью насквозь. Они хорошо держат влагу и ароматы, в них получаются вкусные блюда. (Дать детям подержать и рассмотреть горшки — кашники, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно).

 - Еще один вид горшка - это опарница. В нем готовилась опара под кислое тесто. Наливали теплую воду, клали закваску, добавляли муку и оставляли киснуть в теплом месте. (Дать детям посмотреть опарицу)

 - А сейчас мы с вами превратимся в гончаров (мастеров, которые лепят глиняную посуду).

Пальчиковая гимнастика.

 Глину мы сейчас достанем,

 

 

Разминать ее мы станем,

 

Слепим мы горшки и миски,

 

 

Обожжем мы их для близких.

 

 

Кушать из посуды станем,

Мы трудиться не устанем!

- Ребята, а в Кузином сундучке есть еще загадки.

Загадка 3

Там хранится молоко

И не киснет там оно.

- Правильно, это крынка. Главное назначение крынки состояло в хранении молока: парного и холодного. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части. (Дать детям подержать крынки, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно)

- Открываем сундучок, а там новая загадка.

Загадка 4

Воду, квас или кисель,

И для взрослых, для детей,

Налить хозяин поспешил,

В пузатый глиняный…

- Правильно, кувшин, который есть у всех нас дома. А знаете ли вы, что у кувшина есть «брат» называют его жбан, он похож на кувшин, но отличается по форме, в нем в старину носили людям, работающим в поле воду или квас. (Дать детям посмотреть кувшин и жбан)

 -В нашем мини — музее есть еще «родственник» кувшина его называют крупник. Как вы думаете, почему его так называют? Воспитатель: Правильно, в таком глиняном крупнике очень хорошо хранилась любая крупа.

- Снова открываем сундучок и достаем новую загадку.

Загадка 5

Мастера ее слепли,

В жаркой печке закалили,

Наливают в нее суп,

Кто узнает?

Как зовут? (миска)

- Нет, тарелок в старину не было, а были миски, или как их еще называли — мисы.

Загадка 6

- Есть последняя загадка,

Удивит ее отгадка.

С двумя носиками чайник,

На веревочке качальник.

В него воду наливают,

Всем умыться обещают. (Рукомойник)

- Правильно, ребята - это умывальник или, как его еще называли - рукомойник или рукомой. Его тоже чаще всего делали из глины. В него наливали воду, которую приносили из колодца. Под ним ставили деревянную лохань, куда сливалась вода. Считают, что два носика нужны, чтобы быстро помыть руки ребятишкам, которых в семьях было много. (Дать детям рассмотреть рукомойник)

Слушают воспитателя.

- Давайте, попробуем.

Слушают загадку, отгадывают:

- Горшок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В земле

- Значит, его обожгли в печи

- Значит, в нем можно готовить

 

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети не могут ответить на загадку

Слушают рассказ воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети держат и рассматривают горшки-кашники

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают опарицу.

 

 

 

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Хватательными движениями «достают» глину.

Сжимают и разжимают кулачки

«Лепят» складывают вместе согнутые ладошки.

Сжимают и разжимают ладошки от себя

«Кушают»

Грозят пальчиком

 

 

 

 

-Крынка

 

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают, держат крынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кувшин

 

Слушают воспитателя, рассматривают жбан

 

 

 

 

 

 

- Потому, что в нем хранили крупу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Тарелка.

Дети рассматривают миску

 

 

 

 

 

 

 

- Умывальник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают рукомойник

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, загадки о посуде, используемой в быту древней Руси, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы: глиняная посуда

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети приобщились к культуре русского народа. Умеют различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту древней Руси. Знают назначение разных видов глиняной посуды.

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

- Благодаря Кузькиным загадкам мы с вами узнали много нового о керамической посуде, которую использовали люди в деревнях. Давайте попрощаемся с домовенком. Следующий раз он приготовит для вас новые загадки.

- Ребята, наша экскурсия в мини-музей «Русская изба» подошла к концу. О чем, мы с вами говорили сегодня на экскурсии, с чем познакомились?

 

 -Какие новые слова мы сегодня узнали?

 

 

 

 

- Вам понравилась экскурсия? Захотите ли вы снова прийти в музей «Русская изба»? Почему?

 

 

 

- Молодцы, предлагаю вернуться в группу.

Слушают воспитателя.

 

Прощаются с домовенком Кузькой.

 

 

- Мы познакомились с  историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.

- Мы узнали такие слова крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.

- Да, понравилась. Мы снова хотим прийти в музей, чтобы узнать много нового о быте русского народа.

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.