Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур
Оценка 4.8

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
17.02.2017
Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур
Один из уроков курса ОПК проходит по теме"Храм". Я провожу данный урок в сельском храме, Тогурской Воскресенской церкви. Данная разработка помогает мне провести урок на высоком уровне, заинтересовать обучающихся историей церкви, расположенной в их родном селе. Дети испытывают чувство гордости.
Экскурсия в храм.docx
Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур Без Человека — нет Народа!                                                      Без памяти — нет истории, Без истории — нет культуры, Без культуры — нет духовности, Без духовности — нет воспитания,                                                                                Без воспитания — нет Человека. Цели:  • осмысление учащимися собственных жизненных ориентиров; • углубить знания учащихся об истории российской культуры. • воспитывать уважение к отечественной культуре, к Отечеству. • побуждать детей к расширению своего кругозора, к изучению культуры России. Задачи:формировать умение осмысливать   и  определять для себя  истинные  и мнимые жизненные ценности; развивать у детей стремление к осмыслению себя, собственной жизненной позиции. Ход экскурсии Вступительное слово. В разных местахчеловек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие?  Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони   (словно   прося   Божьей   милости).   Выходя   из   храма,   вновь   следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.      Соборы, храмы, парки, дворцы – это памятники истории и культуры. В XIX веке в нашей стране относились к этим памятникам по­варварски и многие из них разрушили. В последние годы видим, что строятся новые храмы, восстанавливаются   и   реставрируются   старые.  Это   говорит   о   том,  что   Россия возрождается, поднимается с колен, обретает утраченную историю, возвращает отвергнутые   святыни.   Вместе   со   святынями   возвращается   и   утраченное достоинство народа его национальная гордость. История. Тогурская Воскресенская церковь  В 1818 году, вместо деревянной сгоревшей церкви в Тогуре был возведён каменный  двухпрестольный  храм, освящённый во имя Воскресения Господня и во   имя   Святителя   Николая   Чудотворца.   Большую   роль   в   сборе   средств   на строительство храма сыграла  тогурская  ярмарка. Определённый процент от её доходов поступил в церковный фонд. Часть средств, очевидно, была получена из казны   Русской   Православной   Церкви.   А   третьим   источником   стали добровольные пожертвования прихожан. Найдены документы, где первая запись о пожертвованиях помечена 1814г., а последняя – 1827г. Из 36 перечисленных дарителей подавляющая часть – 29 человек, относится к основным российским сословиям – крестьянам и мещанам, 5 прихожан записаны «ясачными», то есть селькупами,   2   –   лицами   духовного   звания:   священник   Василий   Ушаков   и пономарь Яков  Кайданов. Это, очевидно, первый причт новой церкви. Однако записаны и 2 женщины – «крестьянские дочери» Авдотья Анисимова и Параскева Колесникова. За 14 лет 36 прихожан пожертвовали на возведение  и содержание церкви ассигнаций на сумму 1550 руб., то есть средний взнос составил около 43 руб. И   вот,   в   1818   году   на   18­метровую   высоту   взметнула   свои   кресты красавица   церковь,   величественно   возвысившись   над   селом.   Строили   церковь около   30   лет,   поставив   1,5   м.   толщины   кирпичные   стены   на   основе   из просмоленных лиственниц. Храм имеет форму высокого трехсветного четверика. Перекрытвосьмимолотковым  сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает гранёная аспида. С запада – прямоугольная трапезная. Двухъярусная колокольня построена   по   принципу   восьмерик   на   четверике.   Сам   храм   кирпичный безстолпный, одноглавый, со своеобразным декором фасадов. Углы всех частей церкви   оформлены   лопатками.   Интересные   водосточные   трубы   украшены кружевным рисунком из просеченного железа. По некоторым данным, за основу проекта храма был принят переработанный в стиле сибирского барокко проект Петропавловского   собора   в   Барнауле,   составленный   по   проекту   томского губернатора и епархиального архитектора К.Г. Турского. По окончании строительства зимой на санях доставили из Томска колокола и  двухпрестольная  церковь, во имя Воскресения Господня и во имя Святителя Николая   Чудотворца   была   освящена   в   присутствии   благочинного   Нарымских церквей и Архиерея из Тобольска, после чего и приняла первую паству.В1834 году  Тогурская  Воскресенская   церковь   перешла   в   разряд   приходских   и содержала две школы: Северскую школу грамотности (п.Север) и  Волковскую церковно­приходскую   (п.Волково).   Тогда  Тогур  был   центром   социально   – культурного   развития   Нарымского   края   и   имел   первое   в  Кетской  волости сельское   училище,   где   наряду   с   обязательными   дисциплинами   преподавался закон Божий.  В годы гонений 1918­1920 годы утрачено всё – иконы, колокола, утварь, библиотека, архив. Старожилы рассказывают, что всё же часть икон, буквально рискуя жизнью, спасли и спрятали переселенцы. Дольше до войны, продержалось прихрамовое  кладбище   с   захоронениями   священнослужителей   и   прихожан   – меценатов. Но и кладбище не оставили в покое, всё осквернили и разрушили: мраморные надгробия разбиты, могилы распаханы и заняты под строения. Вторая волна безбожия прокатилась над храмом в 1932 году, власти вновь закрыли   храм.   Но   разрушить   его   рука,   видимо,   не   поднялась.   Хотя   и   были безуспешные попытки снять с куполов кресты. Сам Господь Своим Промыслом не попустил самочинения, святыня выстояла. Возрождение   духовной   жизни  тогурчан  и   храма   было   тяжёлым   и медленным. В 1946 году, после правительственного указа Воскресенская церковь стала   возрождаться.   Основой   иконостаса   послужили   старинные   иконы, спасённые прихожанами в 1920 году, некоторые из них  зарегестрированы, как всероссийское   достояние.   Тяжким   был   и   остаётся   этот   процесс.   Подорвана экономическая   основа   существования   храма.   Почти   необратимые   изменения произошли   в   сознании   и   духовном   развитии   бывшей   паствы,   долгие   годы подверженной односторонней пропаганде атеизма. Надругательству подвергался не только храм, но и жилища священников. Унижали и всячески оскорбляли и самих помазанников Божьих. Некоторые из них даже были вынуждены покинуть Тогур. Сжигались   иконы,   архивы   ...   Но   всё   же   история   сохранила   нам   имена некоторых священнослужителей: Ушаков Василий, Большанин Ефим Борисович, Ушаков Поликарп Васильевич, Ушаков Пётр Поликарпович, Большанин Фёдор Ефимович, Баранов Иоанн, Зайков Пётр Александрович, Авдаков Дмитрий Николаевич, Крапивин Алексей Николаевич, Зяблицкий Архип Долматович, Кочёнгик Пётр Долматович, Двинянинов Григорий Петрович, Двинянинов Павел Григорьевич, Чистосердов Александр Александрович, Данилов Николай Васильевич Касприк Орест Антонович КириллУмрилов. 23   марта   2014   года   епископ Колпашевский   и   СтрежевскойСилуан совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова с. Тогур.  На малом входе протоиерей Орест Касприк, долгие годы исполнявший послушание настоятеля храма, был удостоен Патриаршей  награды — права ношения палицы.  За   богослужением   Владыка   также   объявил   прихожанам   о   новом   статусе тогурского храма: Воскресенская церковь становится архиерейским подворьем. Строение храма        Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.             Но   далеко   не   всегда   православный   храм   имеет   лишь   один   купол.   Их количество может быть различным, и каждое число символично.  Обратим   внимание   на   такую   важную   и   неотъемлемую   часть   храма,   как колокольня.   Происхождение   слова   «колокол»   иногда   связывают   с   обычаем ударять   кол   о   кол,   создавая   звук­сигнал.   Внешняя   форма   колокола   в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Войдем в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма?        Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери –  Царские врата.  Через них выносят Евангелие – благую   весть   о   Христе­Царе.   Справа   от   Царских   врат   всегда   икона   Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.              За   иконостасом   находится  алтарь  –   важнейшая   часть   храма.   Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре   обычно   молятся   священнослужители,   и   без  благословения  никто   не имеет права туда входить.            Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол –  престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому   к   нему   никто   и   никогда   не   имеет   права   прикасаться,   кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.     Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.        За упокой душ умерших свечи в храме ставят на  панихидный столик  или канун,который всегда находится возле распятия.  В   центре   храма   стоит  аналой–   вытянутый   вверх   четырехгранный   столик (подставка)   с   пологой   доской   для   удобства   чтения   возложенных   на   аналой Евангелия, Апостола – с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день.Аналой   используется   и   при   таинстве   Исповеди.   В   этом   случае   на   него кладутся   Евангелие   и   крест.   При   совершении   таинства   Венчания   молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя. Обязательным   предметом,   находящимся   в   средней   части   храма,   является Голгофа– большой деревянный (иногда мраморный) крест с образом распятого Иисуса   Христа, часто   сделанный   в натуральную  величину –  в рост  человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IHЦI»   (Иисус   Назорей   Царь   Иудейский).   Нижний   конец   креста   укреплен   в подставке,   имеющей   вид   каменной   горки.   В   лицевой   стороне   подставки изображается череп и кости – останки Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Голгофа в Великий пост выдвигается на середину храма лицом к входу для напоминания людям о крестных страданиях Христа ради спасения людей.  Подведение итогов. Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом.         Поставить  свечу  и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.           Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх,   а   значит   и   человеческая   молитва   возносится   в   небеса,   в   область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.         Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть   всё   в   строгом   порядке.   Отсюда   среди   православных   христиан   бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур

Экскурсия в Воскресенскую церковь с .Тогур
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017