Экспертная работа
Особенности включения родителей в образовательный процесс начальной школы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………… 7
1.1. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе……………………………………..……………………...……………7
1.2. Роль родителей в организации образовательного процесса………………………………….………...……………………….10
1.3. Научно-практические подходы к включению родителей в образовательный процесс в начальной школе……………………………………………………...............................16
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.......................................................................................19
2.1. Диагностика уровня включения родителей в образовательный процесс начальной школы..................................................................................................19
2.2. Описание педагогической работы по включению родителей в образовательный процесс начальной школы............................................................................................................
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………………………………………………..…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….........................................................................................
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….....
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................…………………..
ВВЕДЕНИЕ
В наше время изменения происходят во всем - в социальной, экономической, политической, духовной сферах. Развивающееся общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Родители учеников начальной школы находятся в ситуации: какую школу предпочесть, куда отправить ребенка, чтобы он приобрел на начальном этапе своего обучения такие знания, которые позволили бы ему учиться и осваивать программу не только в начальной школе, но и на среднем и старшем этапах обучения успешно, комфортно и с удовольствием.
Основными институтами воспитания младшего школьника являются семья и школа. Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В. А. Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако ни семья, ни школа в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон, которое возможно только при организации взаимодействия семья и школы в воспитании детей. При этом взаимодействие семьи и школы понимается как целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания.
Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Поэтому важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы, а также в трудах известных педагогов.
В условиях модернизации современной начальной школы можно констатировать наличие проблемы организации взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания. Как отмечает в исследованиях М.Н. Недвецкая, в современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося. Следовательно, необходим поиск новых форм организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Построение современных моделей эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопления научно-исследовательских данных и их анализа.
Вопросы воспитания учащихся начальных классов в школе рассмотрены в работах Е. В. Брянцевой, Е. Н. Степанова, Л. М. Лузиной, А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова и другие. Проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и педагогов М.И. Буянова, Ю.П.Азарова, Т.А.Куликовой и др.
Между тем, в настоящее время, в теории и практике российского образования возникает объективная необходимость в преодолении противоречий между имеющимся опытом взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования, часто характеризующимся отчуждением родителей от школы, и необходимым, заданным потребностью общества в построении эффективной модели взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Каковы особенности включения родителей в образовательный процесс начально школы? Ответ на этот вопрос и составляет проблему нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности включения родителей в образовательный процесс начальной школы.
Объект исследования: взаимоотношения между двумя субъектами образовательного процесса - семьей и школой.
Предмет исследования: особенности взаимодействия образовательной организации и родителей младших школьников.
Гипотеза данной работы: включение родителей в образовательный процесс начальной школы будет успешным, если цели и требования родителей и школы будут согласованными, формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия; личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей); организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей), налаживание информационной связи между школой и семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организации включения родителей в образовательный процесс начальной школы;
2. Подобрать и апробировать диагностики по включению в образовательный процесс начальной школы;
3. Проанализировать результаты педагогической деятельности по включению родителей в образовательный процесс начальной школы.
Теоретическая база исследования: проблеме взаимодействия семьи и школы посвящены труды педагогов Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, И. С. Кон, А. И. Леонтьева, А. В. Мудрик, Д. Б. Эльконина, Н. К. Крупской, а также ученые-психологи А. А. Бодалёв, М. О. Ермихина, В. И. Гарбузов, А. В. Петровский, Т. А. Маркова, Г. Г. Филиппова, Р. В. Овчарова и учеными-педагогами В. М. Минияровым, Н. Е. Щурковой, А. Г. Харчевым, О. А. Щекиной и др.
Методы исследования: теоретические (анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата); эмпирические (наблюдение, тестирование).
Практическая значимость исследования заключается в разработке серий сценариев родительских собраний по включению родителей в образовательный процесс начальной школы, что может быть использовано в практической деятельности учителей начальных классов образовательных организаций, студентов педагогических институтов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СШ №3, Нижегородская область, г. Выкса.
Структура работы: курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе
Современное образование в нашей стране находится в процессе качественных изменений, обусловленных потребностями общества и государства. В связи с этим определяются педагогические условия как совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогических процессов и явлений.
Начальное общее образование является первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Особо важную роль в современном учебном процессе в начальной школе играют межпредметные связи, которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в современном учебном процессе особое место занимает деятельностное, практическое содержание образования, конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Образовательный процесс – целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство ценностей, целей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др. Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Внешние условия функционирования учебно-воспитательного процесса: природно-географические, общественные, производственные, культурные, среда микрорайона школы. Внутренние условия функционирования учебно- воспитательного процесса: учебно-материальные, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические.
Движущие силы образовательного процесса – наличие и разрешение противоречий между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно- воспитательного процесса и прочее; между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово- репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и другое.
Субъекты учебно-воспитательного процесса: руководство образовательного учреждения, педагоги и воспитатели, родители, шефская общественность. Объекты учебно-воспитательного процесса: ученический коллектив, группа учащихся, отдельный ребенок. Педагогический учебно-воспитательный процесс в школе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс в начальной школе:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Конституция РФ - Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ от года;
- Типовое Положение об общеобразовательном учреждении;
- Областной базисный учебный план;
- Методические письма;
- Устав общеобразовательного учреждения;
- Школьный учебный план.
1.2. Роль родителей в организации образовательного процесса
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. В. А. Сухомлинский говорил: «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны».
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.
Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В. А. Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной.
Амбициозные родители — не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.
У родительской амбициозности есть несколько причин. Первая причина – стремление к статусу. Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок — это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.
Вторая причина – нереализованные мечты. Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем — в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.
Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться. Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.
Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.
Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.
Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».
Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!
Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:
- обращение к чувству родительской любви;
- умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
- уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.
Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:
- психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй: родительские лектории, конференции, индивидуальные или тематические консультации, родительские собрания.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей класса в работе Совета школы, управляющего совета;
- участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.
Таким образом, роль родителей в организации образовательного процесса очень велика. Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них
1.3. Научно-практические подходы к включению родителей в образовательный процесс в начальной школе
Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П. П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. Получается, что классный руководитель находится к родителям всех ближе. Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:
- советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;
- консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;
- защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления А.П. Ситник выделяет следующие:
1) однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;
2) жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
3) основательно утрачены традиции народной педагогики;
4) если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;
5) возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.
Всё это говорит о том, что у родителей не достаточный уровень педагогических, психологических, физиологических знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий.
Л. Н. Толстой отмечал, что «воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспитания детей, говорит писатель, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей».
А. С. Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью. Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью. Нужно детей в школе так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».
В. А. Караковский говорил о циклической структуре воспитательных мероприятий, замкнутой в пространстве учебного года. Основной такой структурой является годовой цикл из нескольких тематических периодов.
Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объёму мероприятия: соревнования, игры, конкурсы, фестивали и т.п., объединённые общей тематикой и заканчивающиеся общешкольным, коллективным, творческим «делом» - КТД. Через КТД осуществляется целостное, комплексное воздействие на детский коллектив и личность младшего школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу. В этих комплексных делах участвуют все ученики начальной школы, все учителя, классные руководители, родители. Рамки общешкольного комплексного воспитательного дела достаточно свободны, они не только позволяют проявлять, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариативность самовыражения класса и отдельного ученика.
Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.
Именно от того, как строит работу образовательная организация, зависит способность родителей «включаться» в образовательный процесс начальной школы.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Диагностика уровня включения родителей в образовательный процесс начальной школы
Цель данного этапа работы – выявить уровень включения родителей в образовательный процесс начальной школы.
Базой исследования стала МБОУ СШ №3 г. Выкса. В выборку испытуемых вошли родители учащиеся 2 класса, количество испытуемых – 25 человек.
На основе анализа психолого- педагогической литературы целью нашего исследования стало исследование уровня включения родителей в образовательный процесс начальной школы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
1. Констатирующий этап – диагностика уровня включенности родителей в образовательный процесс начальной школы посредством выбранных методик.
2. Формирующий этап – организация и проведение работы с родителями, направленной на информированность родителей, сотрудничество со школой.
3. Контрольный этап – проведение повторной диагностики и сравнительного анализа результатов диагностики уровня включенности родителей в образовательный процесс начальной школы на констатирующем и контрольном этапах.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики:
1. Методика Е. Н. Степановой «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения». (Приложение 1).
2. Методика «Сотрудничество семьи и школы». (Приложение 2).
Результаты исследования подверглись качественному анализу и математико-статистической обработке.
Эмпирическая база исследования.
На первом этапе проводился тест по методике Е. Н. Степановой «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения». В начале учебного года на родительском собрании родителям предлагалось внимательно прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Хочется заметить, что родители были анонимными участником тестирования.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Обработка результатов всего теста предполагает оценку трех уровней:
- Высокий уровень удовлетворенности - коэффициент удовлетворенности равен 3 или больше этого числа;
- Средний уровень удовлетворенности - равен или больше 2, но не меньше 3;
- Низкий уровень удовлетворенности - коэффициент удовлетворенности меньше 2.
Таблица 1.
«Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения». Методика Е. Н. Степановой
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Средний балл |
1 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2,6 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2,1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1,9 |
4 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2,2 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
6 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2,2 |
7 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1,5 |
8 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,7 |
9 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2,3 |
10 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2,7 |
11 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
12 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,9 |
13 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2,2 |
14 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,9 |
15 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
16 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,7 |
17 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2,1 |
18 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,1 |
19 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
20 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2,1 |
21 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,1 |
22 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3,0 |
23 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,6 |
24 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2,1 |
25 |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1,5 |
Средний уровень по классу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,4 |
Таблица 2
Количество родителей, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворённости работой школы.
Уровень удовлетворённости родителей работой школы. |
Количество родителей |
Высокий уровень |
2 |
Средний уровень |
20 |
Низкий уровень |
3 |
Рис. 1 Удовлетворенность родителей работой образовательной организацией
Анкетирование родителей показало, что коэффициент удовлетворенности равен больше 2 – это свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой образовательного учреждения.
Далее проводилась методика проводилась методика «Сотрудничество семьи и школы». Она проводилась в начале учебного года с родителями 2 класса на первых собраниях с целью выявления положительных ожиданий родителей от сотрудничества со школой. Ежегодно родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пунктов анкеты.
Обработка результатов: при подсчете учитывается только количество положительных ответов.
Положительные ответы позволяют оценить, насколько удовлетворены родители взаимодействием со школой по вопросам воспитания детей.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 9 баллов.
Средний уровень – 6-8 баллов.
Низкий уровень – 5 и менее баллов.
Таблица 3.
Методика «Сотрудничество семьи и школы»
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Итого баллов |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5,0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
4,0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
4,0 |
4 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6,0 |
5 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3,0 |
6 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7,0 |
7 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
5,0 |
8 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7,0 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8,0 |
10 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
5,0 |
11 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
6,0 |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
7,0 |
13 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
6,0 |
14 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
6,0 |
15 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
6,0 |
16 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
6,0 |
17 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
7,0 |
18 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
5,0 |
19 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5,0 |
20 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7,0 |
21 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
22 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
23 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8,0 |
24 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7,0 |
25 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7,0 |
Уровень по классу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6,2 |
Уровень сотрудничества семьи и школы по классу – средний.
Рис. 2 «Уровень сотрудничества семьи и школы»
В таблице 2 представлены результаты по методике «Сотрудничество семьи и школы». Уровень по классу – средний (6,2). Если рассматривать уровень по каждому родителю, то будут следующие результаты: высокий уровень – 2 человека (8%), средний уровень – 15 человек (81%), низкий – 8 человек (11). Полученные данные говорят о том, что родители, в основном, доверяют педагогу, могут обратиться по проблеме в воспитании детей. Есть родители, которые полностью доверяют учителю (все ответы положительные) – 2 человека. Однако есть родители, которые набрали низкий уровень, их 8 человек. Они мало доверяют учителю и считают, что посещать родительские собрания нет никакого смысла.
2.2. Описание педагогической работы по включению родителей в образовательный процесс начальной школы
Изучение мнений родителей о школе, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в обучении и воспитании детей.
С целью повышения удовлетворенности родителей работой образовательной организации нами была разработана система мероприятий, которые способствуют установлению партнерских взаимоотношений с семьями младших школьников. Это создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов.
В работе использовались основные принципы деятельности по взаимодействию с родителями:
1. Принцип единства целей образовательного процесса;
2. Принцип систематичности;
3. Принцип плановости;
4. Принцип индивидуальности;
5. Принцип своевременности.
После обработки полученных результатов были проведены родительские собрания: «Семья и школа: грани сотрудничества», «Роль семьи и школы в создании психологически комфортной среды».
«Семья и школа: грани сотрудничества»
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Задачи: изучение особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями, школой; формирование у родителей интерес к совместной работе со школой по различным направлениям; формирование позитивного опыта семейных отношений, внимания и любви к своим детям.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение родителей в различные виды деятельности школы;
- установление заинтересованного диалога и сотрудничества с родителями, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение воспитания личности и развития ребёнка;
- общая заинтересованность педагога и родителей в организации педагогической среды вокруг каждого ребёнка;
- повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя.
Ход собрания:
На доске запись: «Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
(Л. Кассиль)
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания - «Семья и школа: грани сотрудничества». Данная тема выбрана не случайно, так как необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Сегодня мы с вами и поговорим об этих «гранях сотрудничества».
На первом родительском собрании вам была предложена анкета с высказываниями, где вы правдиво определяли степень отношения к образовательной организации, где учится ваш ребенок.
Ваши ответы я проанализировала и хочу поделиться результатами:
Средний уровень по классу – 2, 7 баллов, то есть средний уровень удовлетворенности (равен или больше 2, но не меньше 3). Это говорит о том, что в целом, все хорошо. Однако я обратила внимания на вопросы, где были отрицательные ответы – «совсем не согласен», «согласен» и «затрудняюсь ответить». Такие ответы чаще всего встречались в вопросах: «Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями», «В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку». Хочется обратить внимание на решение подобных проблем в нашем классе: Наши дети - второклассники. Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Хочу поделиться с вами небольшими памятками, которые помогут в выполнению домашних заданий (выдает памятки) (Приложение 3)
Что касается мероприятий, проводимых в школе. В настоящее время в школе проходят конкурсы по разным направленностям. Общешкольные мероприятия проводятся в режиме онлайн в связи с непростой эпидемиологической ситуацией в стране.
Мне бы хотелось, чтобы после нашей совместной работы на собрании ваше отношение к школе изменилось.
3. Игра «На тропе сотрудничества»
Ход игры:
В игре участвуют родители. Предварительно учитель делит их на 2 группы при помощи цветных квадратов (синий, красный). Таким образом образовались команды: синий- родители, красный – учителя.
Учитель рассказывает сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были самые обычные люди. И ходили они частенько друг к другу в гости. Те люди, которые носили синюю одежду назывались Родителями, а другие люди в красных одеждах назывались Учителями. Всем жилось весело, были они очень дружны.
Поездки в гости иногда бывали интересными, удачными, иногда не очень приятными. Одно дело, когда находишься дома, на родной территории, а другое – когда приезжаешь в чужой дом со своими взглядами, правилами, законами, менталитетом жителей…»
Учитель: В разных ситуациях мы испытываем разные чувства.
Упражнение «Наши чувства»
Каждая группа игроков делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают (в виде образов, предметов, используя определенные цвета) чувства, которые они испытывают, находясь на своей территории, на другой половине – чувства, испытываемые при посещении чужого дома.
Обсуждение. Акцентировать внимание участников на том, что чувства во многом похожи. На родной стороне: безопасность, спокойствие; на чужой – тревогу, страх быть непонятым и др.
Упражнение «Ожидания»
Учитель: Родители каждый день отправляют своих детей в гости к Учителям. Жители постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания маленьких жителей. Жители каждого Царства-государства имеют свои ожидания. Чего же ожидают Родители от Педагогов? (Игроки каждой группы записывают свои ожидания).
Упражнение «Объединение государств»
Ведущий: Много лет люди в синих и красных одеяниях живут бок о бок, иногда конфликтуют, иногда мирятся, то оправдывают ожидания друг друга, то предъявляют претензии. Время течёт, всё меняется в мире, всё развивается, всё совершенствуется. Выживать поодиночке становится всё труднее и труднее. Некоторые жители предложили создать союз независимых царств- государств, чтобы совместно решать общие вопросы, проблемы. Однако некоторые граждане были категорически против такого союза. Для решения вопроса создания союзничества государства проведён референдум для этих жителей.
Каждому жителю предоставлялось право высказаться «за» или «против» объединения. Каждый игрок получает лист бумаги («бюллетень»), на котором необходимо написать «за» или «против». «Бюллетени» бросают в ящик для голосования. После того, как все ученики высказали своё мнение с помощью голосования, проводят социологический опрос. (Подведение итогов референдума).
Ведущий: Большинство жителей высказались за создание союза. Каждая группа жителей именует свои структуры управления. Теперь нам предстоит выбрать главу и его помощников. Главам вместе с помощниками необходимо разрабатывать положение о деятельности своей группы жителей (в документе открыть цели и задачи, правила, требования, т.д.). Положение может быть оформлено в виде схемы, рисунка, оно может быть в стихотворной форме (20 минут). Результаты оглашаются, заполняется протокол собрания.
Цель данной игры: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.
Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.
Категория участников: родители. Время проведения – 1 час
В результате работы над созданием методического материала с целью включения родителей в образовательный процесс начальной школы: изучение особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями, школой; формирование у родителей интерес к совместной работе со школой по различным направлениям; формирование позитивного опыта семейных отношений, внимания и любви к своим детям.
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
С целью формирования выборки испытуемых в зависимости от уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения в начале 1-й четверти нами были проведены методики и тестирования.
В конце второй четверти мы провели повторную диагностику, результаты которой представлены в таблицах № 4, № 5, рисунках № 3, № 4. Особое внимание уделялось группам родителей с низким уровнем сотрудничества со школой.
Таблица 4
«Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения». Методика Е. Н. Степановой (повторная диагностика)
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Средний балл |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3,2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,9 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3,1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3,3 |
6 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3,2 |
7 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2,7 |
8 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,3 |
9 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,3 |
11 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,3 |
12 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,4 |
13 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,1 |
14 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,0 |
15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,1 |
16 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
17 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,8 |
18 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2,8 |
19 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2,9 |
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
22 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
23 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,2 |
24 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3,1 |
25 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2,9 |
Средний уровень по классу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,1 |
Таблица 5.
Количество родителей, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворённости работой школы (повторная диагностика)
Уровень удовлетворённости родителей работой школы. |
Количество родителей |
Высокий уровень |
19 |
Средний уровень |
6 |
Низкий уровень |
0 |
Рис. 3 Сравнительный анализ удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
При сопоставлении данных двух методик мы выделили ряд закономерностей:
1) Совпадение процентного соотношения числа родителей младших школьников с высоким уровнем удовлетворенности работой образовательного учреждения (2 человека);
2) Средний уровень удовлетворенности работой образовательного учреждения (норма) - 15 родителей.
По вторичной диагностике заметно, что низкий уровень сменился на более высокий. Результаты показали, что у 3 родителей уровень перешел с низкого на уровень удовлетворенности выше, т.е. на средний. На диаграмме видно, что процент нормального уровня удовлетворенности родителей работой школы вырос в два раза за счет уменьшения низкого.
В результате проведения повторной диагностики с помощью тестирования «Сотрудничество семьи и школы» были получены следующие данные (Табл. 4).
Таблица 4.
Методика «Сотрудничество семьи и школы»
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Итого баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
7,0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3,0 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
6,0 |
4 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8,0 |
5 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6,0 |
6 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8,0 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7,0 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
11 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
8,0 |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
13 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8,0 |
14 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8,0 |
15 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8,0 |
16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
17 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
7,0 |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
7,0 |
19 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
7,0 |
20 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7,0 |
21 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
22 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
23 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
24 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
25 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,0 |
Уровень по классу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7,8 |
Рис. 4 Сравнительный анализ «Уровень сотрудничества семьи и школы»
В результате повторной диагностики по методике «Сотрудничество семьи и школы» были получены следующие результаты: у 8 человек уровень сотрудничества со школой увеличился с низкого на средний. В свою очередь, у 15 родителей процент среднего уровня уменьшился за счет увеличения количества человек на высокий уровень сотрудничества семьи и школы.
Все эти данные позволяют сделать вывод, что
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Иные нормативные документы
1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Р. Ф.- М.: Просвещение, 2010.
Учебная литература
3. Барышников Е. Н. Качество воспитательного процесса в образовательном учреждении \ учебно-методическое пособие; под ред. И.Е. Кузьминой — СПб.: СПб АППО, 2011.
4. Барышников Е. Н. Становление воспитательной системы обра-зовательного учреждения: учеб.-метод. пособие // Петербургский опыт общего развития - СПб.: СПб АППО, 2005.
5. Даукша Л. М. Чекель Л. В. Педагогическая психология. учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студ./Л. М. Даукша, Л. В. Чекель; Учреждение образования / Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы- Гродно : ГрГУ, 2008.
6. Захарченко М. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: учебно-методическое пособие - СПб.: СПб АППО, 2011.
7. Калинина Н. В., Лукьянова Л. А. Учебная деятельность школьников / сущность и возможности формирования / Методические рекомендации для учителей и школьных психологов – Ульяновск, 2008. – 64 с.
8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. зав. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
9. Недвецкая М. Н. Классному руководителю об организации взаимодействия семьи и школы: методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2009.
10. Недвецкая М. Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи: Методическое пособие [Текст] / Недвецкая М. Н. – М.: Издательство ООО «Франтера», 2007.
11. Сластенина В. А. Методика воспитательной работы / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. и др.: – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
Научная литература
12. Акутина С. П., Акутина А. Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы по воспитанию детей в современной России // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 января 2013 года. – Прага, 2013.
13. Ахметова М. Н. Школьная педагогика //Международный научно-методический журнал. – Казань: Молодой ученый, 2016. №1.1 (135.1) – с. 8 – 10.
14. Бикметов Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. - 2007. - 86 с.
15. Брянцева Е. В. Актуальные проблемы воспитания в российской школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - с. 67-69.
16. Вихрова Н. М. Роль родителей в образовательном процессе / 2016 г. [Электронный ресурс] - (https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/06/08/rol-roditeley-v-obrazovatelnom-protsesse)
17. Директору школы о сотрудничестве с родителями/ Под ред. А. С. Роботовой, И. А. Хоменко, И. Г. Шапошниковой. - М., 2011.
18. Дубинин С. Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка // Среднее профессиональное образование. - 2009, № 5. - с. 29-32.
19. Зиятова М. З. Диагностика взаимодействия семьи и школы / [Электронный ресурс] – (https://gigabaza.ru/doc/23610.html)
20. Морозова В. Ю. Организация системы информирования родителей как инновация в школьном управлении. // Интернет-журнал Эйдос - 2007 // [Электронный ресурс] – (http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-3.htm)
21. Пидкасистый П. И. Педагогика / М-во высшего и среднего специального образования - М., 2006 – 332 с.
22. Продиблох Н. Е. Взаимодействие семьи и школы: теоретические и методологические проблемы // Вестник Майкопского государственного технологического университет. – 2009, № 1. – с. 126-132.
23. Социализация ребёнка. Взаимодействие школы и семьи /авт.-сост.: В.Е. Шиковец, Е.Н. Пархоць, В.И. Давыдова. Минск: Красико-Принт, 2012.
24. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1997.
25. Ткачева, М.С. Педагогическая психология: конспект лекций. / М.С. Ткачева, - Москва: Высшее образование, 2010. – 191 с.
26. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства // Классный руководитель. – 2012. № 5. – с. 19-26.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения
(методика Е. Н. Степанова)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход тестирования
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
9.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
– 4 – 3 – 2 – 1 – 0
10.В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
12.В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
– 4 – 3 – 2 – 1 – 0
13.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
– 4 – 3 – 2 – 1 – 0
14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
15.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
– 4 – 3 – 2 – 1 – 0
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Результаты анкетирования
Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой образовательного учреждения.
Приложение 2
1. Методика «Сотрудничество семьи и школы» выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой. Ежегодно родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пунктов анкеты:
1.Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.
2 Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.
3.Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.
4 Я всегда могу без приглашения обратиться к учителю.
5 Я регулярно посещаю родительские собрания.
6.Родительские собрания — это вынужденная необходимость.
7.Родительские собрания — это встреча единомышленников.
8.Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.
9. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне
нужна.
10.На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.
11. Готов материально помочь классу в разумных пределах.
12. Ремонт класса — это дело школы.
13. В ремонте готов помочь только материально.
При подсчете учитывается только количество положительных ответов. Положительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя. О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии со школой свидетельствуютположительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут бытьпоказателем активности родителей. Как сигнал тревоги можно рассматриватьположительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означают, что с даннымиродителями классный руководитель вел недостаточную психо- логопедагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместнуюдеятельность.
Методика «Культура взаимодействия школы и родителей» выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни истепень удовлетворенности взаимодействием со школой. За основу взята работа Калининой Н. В., Лукьяновой Л.А. «Удовлетворенность организацией образовательного процесса».Родителям вручается вот такой анкетный листок:
Уважаемые родители!Просим поделиться вашим мнением об организации образовательного процесса вшколе. Пожалуйста, прочитайте внимательно утверждения. Если вы с нимисогласны — ставьте «+», если не согласны — ставьте «-». Просим вас бытьоткровенными.
•Я согласен с содержанием воспитания в школе.
•Считаю, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.
•В школе проходит много интересных мероприятий.
•В школе уютно, красиво, чисто.
•У детей в школе есть возможность интересно проводить свое свободное
время.
•Учителя относятся к моему ребенку адекватно.
•Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.
•При решении школьных и классных вопросов есть возможность
взаимодействовать с другими родителями.
•У моего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.
•У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками.
•Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.
•В школе добрая психологическая атмосфера.
•Мой ребенок доволен обучением в школе.
•Принимая управленческие решения, администрация считается с мнением
детей и родителей.
•У администрации школы я всегда могу получить ответы на вопросы, касающиеся
учебы и личности моего ребенка.
•Нас, родителей, достаточно хорошо информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.
•Для решения задач обучения, воспитания школа удачно сотрудничает с другими школами, организациями, детскими центрами.
•В нашей школе ведется удачная работа с родителями.
•Я доволен условиями труда, созданными для детей в нашей школе.
•Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.
•Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированнымсоветом и консультацией.
•В обучении и воспитании учителя учитывают индивидуальные особенности моегоребенка.
• Я доволен тем, что мой ребенок учится в этой школе.
Подсчитываем количество положительных и отрицательных ответов по каждомупункту, и выстраивается достаточно четкая картина положительных иотрицательных ожиданий родителей по отношению к школе. Особое вниманиеобращаем на утверждения, выявляющие: представления родителей о школьнойжизни;удовлетворенностьродителейположениемих ребенка школе;удовлетворенность родителей их взаимодействием со школой.
Приложение 3
Общие рекомендации к самоподготовке:
• выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
• прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
• приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
• старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
• о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
• забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учеб нику;
• начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания:
• внимательно прочитай задание;
• повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
• после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
• ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендаци ями учителя.
Устные задания:
• посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять за дание;
• прочитай задание по учебнику;
• выдели основные части, главные мысли текста;
• прочитай задание вторично;
• составь план прочитанного;
• расскажи по плану;
• повтори рассказ;
• следи за интонацией, темпом речи;
• не спеши, говори ясно, четко.
К решению задач:
• прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;
• повтори условия задачи и ее вопросы;
• подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
• подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
• подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
• проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
внимательно прочитай задание;
• подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
• если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учеб нике и еще раз повтори;
• выполняя задание, сверяйся с правилами;
• проверь работу;
• если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению:
• прочитай текст;
• если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, 'в словаре);
• если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
• прочитай весь текст, подумай над его содержанием, переска жи его.
Правила списывания:
• прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, ! как оно пишется;
• списывай, диктуя себе по слогам;
• проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.