Элективный курс по обществознанию
Оценка 4.9

Элективный курс по обществознанию

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
обществознание
Взрослым
24.02.2021
Элективный курс по обществознанию
Рабочая программа по элективному курсу "Использование нормативно-правовых актов при подготовке к ЕГЭ по обществознанию". Данный курс позволит более глубоко изучить вопросы текущего законодательства, знакомит обучающихся с текстами НПА.
РП _ЭК_ 11 КЛ _.docx

Пояснительная записка

 

   Данный элективный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Экономика», «Политика», «Право».

  Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

   В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится тестовая и письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания 1  и 2 части. Работа с нормативно-правовыми документами, включенных в перечень спецификатора призвана сформировать представления по уровню сложности и особенностях выполнений заданий, нацеленных на отработку умений и знаний, проверяемых в рамках ЕГЭ.
   В условиях средней школы элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Однако, независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).

   Школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях. Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков.

 

 

    Цель курса: систематизация, углубление и обобщение правовых знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ при использовании нормативно-правовых актов.

  

   Задачи курса:

·         развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;

·         воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

·         освоение знаний по отраслям права, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

·         формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

       

При изучении элективного курса используются активные методы обучения:

·         самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов

·         подготовка докладов и сообщений

·         беседы и дискуссии (круглый стол)

·         интерактивные лекции

·         тренинг (ролевая игра)

·         тестовый контроль

 

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

·         учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку.)

·         учебно-интеллектуальных (определять понятия; анализировать; классифицировать, сравнивать; обобщать; делать выводы.)

·         информационно-коммуникативных (умение работать с письменными источниками информации; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога)

 

Новизна, значимость.

Предлагаемый элективный курс обучения имеет следующую специфику

1.Изучение проходит с точки зрения нужд и интересов выпускников 11классов в качестве подготовки к ЕГЭ по блоку « Право»

2. Занятия по программе помогают развивать навыки самостоятельной работы у учащихся.

3. Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не только источником информации.

 

Данный элективный курс рассчитан для реализации в 11 классе на 34 учебных часа в год.

 

   В результате изучения курса учащиеся должны знать, понимать и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания причин и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об правовых норах и их применении, объяснения сложившихся норм социального поведения, использования правовые знания в жизни.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

элективного курса

«Использование нормативно-правовых актов при подготовке

к ЕГЭ по обществознанию»

  

 Требования к результатам обучения предполагают реализа­цию деятельностного, компетентностного и личностно ориен­тированного подходов в процессе усвоения программы. Результатами образования являются компетентности, за­ключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельно­сти, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

 

Личностными результатами изучения курса на данном этапе обучения являются:

• Воспитание российской гражданской, идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности пере Родиной, уважение к государственным символам;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

•формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

. готовность к служению Отечеству, его защите;

• сформированность мировоззрения, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,

• осмысление социально–нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

•сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной. , творческой деятельности;

• толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать; навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в видах деятельности;

•нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

•ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

•следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

 

Метапредметные результаты:

• осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

•владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем ;

•готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, уметь ориентироваться в разных источниках; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

•умение определять назначение и функции социальных институтов;

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу, составлять сложный план, обосновывать выводы;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

. выстраивать ответ в соответствии с заданиями, целью (сжато, подробно, выборочно);

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• использовать ИКТ–технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат;

 

Предметные результаты :

• сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизмах и формах ;

• владение знаниями о понятии права, источниках, нормах права, законности, правоотношениях;

• определение и использование правоведческих понятий и терминов;

• владеть знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

• сфорированность представлений о Конституции как основном законе государства, о правовом статусе личности в России;

• сформированность представлений о разных видах судопроизводства, првилах применения права, разрешение конфликтов правовым способом;

• сформированность основ правового мышления ;

• сформированность способность применять понятийный аппарат правового знания;

•сформированность знаний об основах адинистративного, гражданского, трудового, уголовного права;

• умение изучать информацию различных правоведческих источников, раскрывая их познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей;

•познание юридической деятельности;

 

Содержание элективного курса

 «Нормативно-правовые акты при подготовке к ЕГЭ по обществознанию»

 

Раздел «Экономика» 

Ценные бумаги

Общие положения. Ценные бумаги. Виды ценных бумаг.

Налоги.

Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги. Местные налоги и сборы.

Раздел «Политика»

Конституция РФ- основной закон нашей страны.

  Конституция РФ - основной закон нашей страны. Основные

вопросы, регулируемые особенности Конституции России?

Основные принципы конституционного устройства

Основные вопросы: Государственная целостность РФ. Единство системы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие субъектов РФ. Взаимоотношений государства и человека, гражданина. Политический плюрализм.

Президент РФ. Три ветви власти.

Основные вопросы: Функции Президента РФ. Основные полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ. Неприкосновенность Президента РФ. Органы при Президенте РФ. Выборы Президента РФ. Три ветви власти. Содержание и значение принципа разделения властей. Разделение властей в современном российском государстве

Права и свободы человека

( гражданские, политические , экономические). Гарантии соблюдения конституционных прав. Основные вопросы: Понятие правового статуса человека и гражданина. Принципы правового статуса человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина и их непосредственное действие. Равенство всех перед законом и судом (равноправие). Полнота прав и свобод граждан РФ. Ограничения прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовые акты о правах человека. Общая характеристика конституционных прав и свобод. Классификация конституционных прав и свобод. Гражданство РФ: понятие и принципы. Законодательство о гражданстве. Гражданские права и свободы, их правовые гарантии. Политические права и свободы, их правовые гарантии. Экономические, социальные и культурные права и свободы, их  правовые гарантии.

Конституционные обязанности граждан РФ.

Основные вопросы: Система конституционных обязанностей. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Защита Отечества. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.

 

Раздел «Право»

Гражданское право.

      Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Виды и формы сделок. Обязательственное  право. Понятие договора и его примерное содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договора. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право.  Защита прав собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско- правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности.  Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель) . Унитарное предприятие. Права потребителя.  Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Права наследования на основе завещания. Формы завещаний.  Наследование по закону.

Семейное право.

     Семейное право. Источники семейного  права. Порядок заключения права. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Законный режим имущества супругов.  Договорный режим имущества супругов.  Родители и дети: правовые основы взаиоотношений. Алиментные обязательства.

    Понятия. Семья. Брачный договор.

Трудовое право.

    Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии прав приёма на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Рабочее время и время отдыха.  Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии, компенсации, предусмотренные трудовым  законодательством.  Охрана труда.

        Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения.  Работник. Работодатель .Безработный. Трудовой договор. Правила внутреннего трудового  распорядка.

Административное право и административный процесс.

        Административное право. Источники административного права. Понятие административного правоотношение. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

   Понятия.  Административное  правонарушение. Административная ответственность. Административное задержание. Доставление. Ходатайство.  Отвод.

Уголовное право и уголовный  процесс.

    Понятие    уголовного  права. Принципы   уголовного  права. Действие уголовного закона. Понятие преступления.  Основные виды преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Принципы уголовной ответственности.  Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный  процесс. Особенности уголовного  процесса по делам несовершеннолетних.  Защита от преступлений. Права обвиняемых, потерпевших, свидетелей.  Уголовное судопроизводство.

Понятия.  Уголовное право. Преступление. Деяние. Состав преступления. Объект, субъект  преступления. Объективная, субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления.  Уголовная ответственность и наказание. Процессуальные нормы.  Уголовный  процесс. Явка с повинной.  Привод.

Правовое регулирование в различных сферах  общественной жизни.

Налоговое право. Виды налогов. Права и обязанности налогоплательщиков. Виды налоговых преступлений.

  Понятия.   Налог.  Налоговое право. Недоимка. Пеня.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по элективному курсу

«Нормативно-правовые акты при подготовке к ЕГЭ по обществознанию»

 

 

 

Тема

Кол-во часов

 

Тип занятия

Дата проведения

Раздел «Экономика» 

 

2

 

 

1.       

Ценные бумаги

1

Практикум

 

2.       

Налоги

1

Практикум

 

Раздел «Политика»

 

4

 

 

3.       

Президент РФ

1

Практикум

 

4.       

Федеральное собрание РФ.

Правительство РФ

1

Практикум

 

5.       

6.       

 

Федеративное устройство

2

Практикум

 

Раздел «Право»

 

28

 

 

7.       

Понятие, виды  и цели наказания.

1

Практикум

 

8.       

Основы Конституционного строя РФ

1

Практикум

 

9.       

Права и свободы человека и гражданина

1

Практикум

 

10.   

Субъекты гражданского права. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав

1

Практикум

 

11.   

Правоспособность и дееспособность гражданина РФ

1

Практикум

 

12.   

Имущественные неимущественные права.

 

1

Круглый стол

 

13.   

Объекты гражданских прав

1

Практикум

 

 

14.   

15.   

Организационно-правовые формы и правовой режим пред- принимательской деятельности

2

Круглый стол

Практикум

 

16.   

 

Порядок приема на работу.  Отпуска.

 

1

Практикум

 

 

17.   

Порядок заключения и расторжения трудового договора.

 

1

Треннинг

 

18.   

 

 

Правовое регулирование отношений супругов.

 

1

Практикум

 

 

19.   

Порядок и условия заключения и расторжения брака.

 

1

Треннинг

 

20.   

21.   

Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов.

1

Треннинг

 

22.   

Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.

1

Лекция

 

 

23.   

24.   

 

Особенности административной юрисдикции.

2

Лекция

Практикум

 

25.   

26.   

27.   

Основные правила и принципы гражданского процесса

3

Лекция

Практикум

Треннинг

 

28.   

29.   

30.   

 

 

Особенности уголовного процесса

3

Лекция

Практикум

Треннинг

 

31.   

32.    

 

Гражданство РФ

2

Круглый стол

Тренниг

 

33.   

Воинская обязанность, альтернативная

гражданская служба

1

Практикум

 

34.   

Права и обязанности налогоплательщика

1

Практикум

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение:

 

Приложение 1. Краткий перечень нормативных правовых актов

Приложение 2. Нормативно – правовые акты согласно кодификатору ЕГЭ по обществознанию 2019

 

Конституция РФ 1993 http://konstitucija.ru/1993/1/

Гражданский кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

Кодекс РФ об административных правонарушениях http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

Семейный кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

Трудовой кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

Налоговый кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

 

Литература:

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2018.

Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник

школьника. - М., 1998

Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2019.

ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2015

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2018: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2018. (Федеральный институт педагогических измерений)


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: · учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе;…

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: · учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе;…

России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа; •сформированность основ саморазвития и самовоспитания в…

России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа; •сформированность основ саморазвития и самовоспитания в…

Предметные результаты : • сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизмах и формах ; • владение знаниями о понятии права, источниках, нормах права, законности,…

Предметные результаты : • сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизмах и формах ; • владение знаниями о понятии права, источниках, нормах права, законности,…

Гарантии соблюдения конституционных прав

Гарантии соблюдения конституционных прав

Законный режим имущества супругов

Законный режим имущества супругов

Процессуальные нормы. Уголовный процесс

Процессуальные нормы. Уголовный процесс

Объекты гражданских прав 1

Объекты гражданских прав 1

Приложение 1. Краткий перечень нормативных правовых актов

Приложение 1. Краткий перечень нормативных правовых актов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021