Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
МХК +1
10 кл—11 кл
01.02.2018
Элективный курс по истории мировой драматургии предназначен для для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для всех, кто интересуется историей театра. Курс рассчитан на 1-2 полугодие 10-го и на 1 полугодие 11 классов. Разбит на блоки, каждый из которых может изучаться самостоятельно.
Белкина Н. В. Волшебный край программа курса.doc
Специализированное структурное образовательное подразделение
Посольства России в КНДР средняя общеобразовательная школа
при Посольстве России в КНДР
Элективный курс
«Волшебный край …»
От Эсхила до Вампилова
(история мировой драматургии)
Автор:
учитель русского языка
и литературы
Белкина Надежда
Владимировна Пхеньян
2017
Пояснительная записка
Настоящий курс предназначен в качестве элективного для
учащихся старших классов гуманитарного профиля. Его можно
использовать в 1м и 2м полугодиях 10го и 1м полугодии 11го класса.
Программа состоит из трех блоков, каждый из которых может
рассматриваться как самостоятельный курс. Если же данная программа
используется комплексно, рекомендуется следующий порядок проведения
занятий:
1й блок. История зарубежной драматургии (1е полугодие 10го
класса). Количество часов – 14.
2й блок. История отечественной драматургии XVIII – XIX вв. (2е
полугодие 10го класса). Количество часов – 14.
3й блок. История отечественной драматургии XX – начала XXI вв.
(1е полугодие 11го класса). Количество часов – 13.
Цель курса:
сформировать представление об основных явлениях и
тенденциях развития мировой драматургии;
развить
навыки
самостоятельной
аналитической
и
интерпретационной работы с текстами драматургов;
научить школьника ориентироваться в мире пьес русских и
зарубежных авторов от античности до наших дней,
самостоятельно оценивать разнохарактерные явления в
искусстве и уметь обосновывать свою оценку; познакомить учащихся с историей развития театрального
искусства.
Задачи курса:
расширение и углубление знаний по истории русской и
зарубежной культуры, осмысление специфики драматургии в
контексте мировой литературы;
углубление знаний по теории литературы и театроведения,
овладение искусствоведческими категориями, в которых
осмысляется мировая драматургия;
формирование начальных навыков литературнокритической
театроведческой работы (написание отзыва о пьесе, рецензии
на просмотренный спектакль, критической статьи, эссе по
материалам диспута).
Образовательные результаты программы:
понимание специфики развития, проблематики и поэтики
мировой драматургии в контексте развития мирового
литературного процесса;
умение выбирать адекватный литературоведческий подход
и
драматургического
произведения
для
оценки
искусствоведческий – для оценки театральной постановки;
возможность самостоятельно формулировать собственное
мнение о явлениях мировой театральной культуры; приобретение навыков
критической статьи, эссе;
написания
отзыва, рецензии,
подготовка грамотного зрителя, способного сопоставить и
свести воедино задачи автора пьесы и режиссера спектакля.
Формы организации занятий и контроля.
Основные формы организации учебных занятий лекции, беседы,
семинары, конференции, практические занятия, путешествия, литературные и
и
театральные гостиные, заочные
обсуждения театральных постановок, творческие встречи, ролевая игра,
экскурсии, диспуты, просмотры
защита проектов «Волшебный край…»
Перед изучением каждой темы учащимся предлагается система
вопросов для корректировки искусствоведческой и литературоведческой
наблюдательности. Ученик приходит на занятие, предварительно прочитав
художественные тексты, которые будут обсуждаться, продумав свой
вариант ответов на предложенные вопросы.
По итогам изучения темы даются задания для самостоятельной
работы, вопросы для повторения и список дополнительной литературы.
По уровням сложности вопросы и задания дифференцированы.
Постепенно уровень сложности повышается (от вопросов репродуктивного
характера к исследовательским заданиям).
В качестве форм контроля за достижениями учащихся служат
самостоятельно подготовленные к занятиям сообщения, защита проектов и
письменные работы. Ученик выполняет в качестве обязательного одно из
заданий «творческого практикума» (отзыв, рецензия, эссе, критическая
статья) или 23 задания по желанию.
Защита проекта «Волшебный край …» обязательна для каждого
слушателя курса (возможно объединение по группам). Учащиеся защищают ту театральную эпоху, которая показалась им наиболее интересной.
Возможен также вариант защиты систем театральных деятелей (В.Э.
Мейерхольда, К.С. Станиславского, В.И. НемировичаДанченко и др.)
Итоговая оценка учитывает также активность участия школьника в
аудиторных
выступлений.
дискуссиях, глубину
и
степень
подготовленности
Содержание курса
Номер
п\п
Тема занятия
Вводное занятие. Перед поднятием занавеса. Как
появился театр? Правила игры. Классика и
современность.
1й блок
История зарубежной драматургии
Кол
во
часов
1
Виды
деятельности
Лекция с
элементами
беседы.
1
2
3
Живые голоса Эллады. Античный театр. Эсхил – отец
древнегреческой трагедии. Творчество Софокла,
Еврипида, Аристофана.
Мистериальный театр и «веселая душа». Театр
средних веков и эпохи Возрождения. Польская
мистерия XVI века. «История о славном воскресении
господнем». Итальянский театр эпохи Возрождения.
К. Гольдони. «Слуга двух господ». Спектакль,
разыгранный в воображении автора. Испанский театр
эпохи Возрождения. Комедии Лопе де Вега.
1
1
Посещение театра.
Просмотр спектакля по пьесе Гольдони «Слуга двух господ».
4
Как смотреть спектакль? Составление памятки
зрителю.
1
Путешествие
на Родину
театра.
Семинарское
занятие.
Практикум.
Устный отзыв.
Памятка. 56
«Весь мир – театр, и люди в нем – актеры».
Английский театр эпохи Возрождения. Театр
Шекспира «Глобус». Свежий
паруса
Шекспира. Комедии. «Укрощение строптивой».
Борьба миров. Трагедии «Отелло», «Король Лир»,
«Ромео и Джульетта», «Гамлет». В чем секрет
мирового господства Шекспира?
ветер
в
89
Просмотр спектакля по пьесе В. Шекспира «Король Лир».
«Отзыв это мое восприятие». Учимся писать отзыв
7
о спектакле.
«Галантный век». Театр Французского классицизма
XVII века. «И кровь, и воздух – все, чем я живу…».
Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина. Традиции и
новаторство.
Мольер!..» Мольер
«О
сатирический,
саркастический,
драматический… Пьесы «Тартюф», «ДонЖуан»,
«Мещанин во дворянстве», «Жорж Данден».
комический
великий
Мольер,
10
«Век добродетельный и строгий …»
Театр эпохи Просвещения. Народ теснит графов и
тиранов. Пьер Бомарше. «Безумный день, или
женитьба Фигаро». «Разбойники» Ф.Шиллера: от
Просвещения к предромантизму. Благороден ли
разбойник?
. Просмотр спектакля «Женитьба Фигаро» (опера Россини).
11
Особенности оперного спектакля. Музыка и театр.
Специфика отзыва об оперном спектакле.
12
13
«И всюду страсти роковые…»
Мировые театральные шедевры XIX и начала XX
веков. В. Гюго. «Мария Тюдор». Альфред де Мюссе.
«Капризы Марианны».
На сцене – Бальзак и Дюма. Спор о постановке В.
Мейерхольдом пьесы А. Дюма «Дама с камелиями».
Сильна, как смерть. Пьеса Дж. Верга «Волчица».
Человек, обреченный быть королем. Авг. Стриндберг.
«Эрик XIV».
Трагическая роль Михаила Астангова.
Герхард Гауптман. «Перед заходом Солнца». Г.Ибсен.
«Пер Гюнт», «Кукольный дом».
ХХ век – век перемен. Социальные перемены и
искусство. Театр новой формации. Пьесы Д. Рида,
Ж. Ануя, Л. Хелман, Э. Филиппо, С. Беккет, М.
Миттерлинка.
Чудо на Бродвее. В. Гибсон. «Совершившая чудо».
2
Коллоквиум.
Ролевая игра.
Практикум.
Отзыв.
Лекция
викторина.
Театральная
гостиная.
Лекция
беседа.
Диспут с
элементами
литературной
игры.
Практикум по
написанию
отзыва.
Заочная
экскурсия.
Конференция.
Сообщения
учащихся.
1
2
1
1
1
1 Б. Шоу «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца».
В центре Внимания Брехт. «Матушка Кураж и ее
дети».
Театр последних десятилетий: за и против.
Просмотр спектакля по пьесе В. Гибсона «Сотворившая чудо».
14
актерами. Обсуждение
Творческая
спектакля. Проба пера. Жанр эссе.
Подведение итогов 1го блока курса. Выбор тем
для работы над проектами «Волшебный край…»
встреча
с
1
Диспут.
Написание
эссе.
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Г.Н.
эпохи
театр
Вечно
прекрасный
Аникст, А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. –
М., 1967.
Бахтин, М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса. – М., 1965
Белинский, В.Г. О драме и театре: В 2 Т. М, 1983.
Бордонов, Ж. Мольер. – М., 1983.
Бояджиев,
Возрождения. Италия. Испания. Англия. – Л, 1973.
Бояджиев, Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок
театральных вечеров. – М., Просвещение, 1988.
Брук, П. Пустое пространство. – М., 1976
Зингерман, Б.И. Перед заходом солнца: очерки по истории
драмы ХХ века. – М., 1979.
История зарубежного театра / под ред. Г.Н. Бояджиева, А.Г.
Образцовой и др. – М., 1981 – 1987. – Т. 14.
Козинцев, Г. Наш современник – Вильям Шекспир. – Л.; М.,
1966.
Лозинская, Л.Я. Фридрих Шиллер. – М., 1960.
Марков, П.А. В театрах разных стран. – М., 1967.
Мокульский, С.С. История западноевропейского театра. –
М.; Л., 1939. – Т. 12. 14.
15.
16.
17.
18.
19.
С.С.
Мокульский,
Французская драматургия эпохи
Просвещения // Французский театр эпохи Просвещения. –
М., 1957. – Т.1.
Морозов, М.М. Театр Шекспира. – М., 1984.
Обломиевский, Д. Французский классицизм. – М., 1968.
Образцова, А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная
культура на рубеже ХIХ – ХХ веков. – М., 1974.
Театральная энциклопедия: В 5 Т. – М., 1961 1967.
Федоров, Н.А. Греческая трагедия. М., 1962. История отечественной драматургии XVIII – XIX вв.
2й блок
Номер
п\п
Тема занятия
1
2
3
4
5
«Повелели мы нынче учредить …» Начало русского
театра. От язычества до времен Елизаветы. Театр
Петровской
В.К. Тредиаковский, А.П.
Сумароков, М.М. Херасков.
Эпохи.
Театр русского классицизма. Д.И. Фонвизин (пьесы
«Бригадир», «Корион», «Недоросль»). Новаторство
драматурга.
«Российского театра первые актеры…»
Сообщения и рефераты учащихся о великих
русских
Ф. Волкове, А. Яковлеве, И.
Дмитревском, Е. Семеновой.
актерах
столицы.
Театр пушкинской поры. Театральный Петербург и
театры
А.Грибоедов.
Бессмертна ли для сцены грибоедовская комедия?
(современное прочтение комедии А. Грибоедова
«Горе от ума»).
А.Пушкин
и
«Гений и злодейство…» А. Пушкин драматург.
Этапы пушкинской драматургии. «Борис Годунов»,
«Маленькие трагедии». Традиции и новаторство.
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
Просмотр оперы Даргомыжского «Русалка» (по пьесе А. Пушкина).
6
Экскурсия за кулисы театра. Как создается
спектакль? Театральные профессии.
1
7
для
В чем феномен Н. Гоголя? Гоголь и театр.
«Замечания
актеров…» История
постановки «Ревизора» при жизни Гоголя и в театре
В.С. Мейерхольда.
«Театральный
разъезд». Комедия «Женитьба».
господ
1
Виды
деятельности
Путешествие в
Петровскую
эпоху.
Практическое
занятие с
элементами
постановки.
Семинарское
занятие по
книге К.
Куликовой.
Лекция с
элементами
диспута.
Семинарское
занятие.
Экскурсия.
Беседа
практикум.
Заочная
экскурсия в
театр и дом
музей
В.Мейер Особенности композиции. Верность смеху. Смех
сквозь слезы.
хольда в
Пензе.
Просмотр спектакля по пьесе Н. Гоголя «Ревизор».
8
Роль театрального режиссера. Проблема авторской
интерпретации: за и против.
афиш.
Особенности критической статьи.
Конкурс
910
Народная
люди – сочтемся!»
«Колумб Замоскворечья». А.Н. Островский. Театр
Островского как модель национального театра.
«Свои
комедия
«Бедность не порок».
Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике.
Пореформенная
Комедия
«Лес».
Жанр психологической драмы у Островского.
«Бесприданница», «Таланты
поклонники».
Завершение создания национального театра.
Островского.
Россия
и
Просмотр спектакля «Волки и овцы» по пьесе Островского.
Островский
11
театров.
Практическое занятие по составлению эссе «Мой
Островский».
саратовских
сцене
на
с
театр.
Встреча
1213 Театр Чехова. Драмы и комедии жизни. Чехов и
К.С.
и В.И. НемировичемДанченко.
Художественный
Станиславским
Создание художественной системы.
сестры».
Пьесы «Чайка», «Дядя
Ваня»,
Драматическое состояние пьес. «Подводное течение»
жизни.
«Вишневый сад» А.П. Чехова и мировой театр.
Подготовка к просмотру одной из пьес на сцене
театра драмы.
«Три
1
2
1
2
Диспут.
Написание
критической
статьи.
Семинарское
занятие.
Работа в
группах по
интересам.
Беседа
викторина.
Написание
эссе.
Конференция.
Самостоя
тельные
выступления
учащихся.
Составление
вопросника.
Просмотр спектакля по пьесе А.Чехова «Дядя Ваня».
14
Совершенствуем написание рецензии на спектакль.
Устный отзыв о рецензии других учащихся.
Подведение итогов 2го блока курса. Выбор тем для
работы над проектами «Волшебный край…»
1
Практическое
занятие. 3й блок
История отечественной драматургии XX – начала XXI
вв.
Номе
р п\п
1
Тема занятия
Театр новой формации. Проблематика и поэтика
драматургии М. Горького. Чеховские традиции:
изображение жизни в её повседневном течении.
История создания и сценическая судьба пьес М.
Горького («Враги», «Мещане», «Дачники», «Васса
Железнова»).
Кол-
во
часо
в
1
Виды
деятельнос
ти
Лекция с
элементами
беседы.
Просмотр одной из пьес М.Горького.
2
3
Совершенствуем написание критической статьи о
спектакле. Устный отзыв о статьях других учащихся.
Русский театр 1 половины ХХ века. Театр М.И.
Цветаевой. Цветаева и
театра. Трагедия
«Федра». Своеобразие цветаевского слова в пьесах.
Театральная лирика и «лирическая театральность».
люди
1
1
Практическое
занятие.
Лирическая
гостиная. 4
5
67
Своеобразие пьес Л. Андреева «Жизнь человека», В.
Маяковского «Баня», «Клоп».
Драматургия М. Булгакова. Булгаков и МХАТ. Пьесы
«Дни Турбиных», «Зойкина квартира». Трагическая
судьба
постановок. Возрастающий
интерес к пьесам в современном театре. Пьесы
Булгакова на саратовской сцене.
сценических
Драма на новом рубеже. Конфликты и герои,
проблемы поэтики. Маршруты политического театра.
М. Шатров.
Предшественники А.Вампилова (А.Арбузов, В. Розов,
А. Володин).
1
1
2
Лингвисти
ческий анализ
текста.
Эвристичес
кая беседа.
Лекция.
Диспут.
Речевая
характери
стика
любимого
персонажа.
Практикум. 8
9
Вампилов и после Вампилова. «Плохой хороший
человек», или размышления о проблемах характера в
современной социальнопсихологической драме.
Неповторимость лиц в «групповом портрете». Пьесы А.
Вампилова «Утиная охота», «Прошлым летом в
Чулимске», «Старший сын». Утяжеление смысловой
нагрузки отдельного человеческого поступка.
Творческий портрет драматурга. В. Розов. Пьесы
«Кабанчик», «Гнездо глухаря», «Традиционный сбор».
Гражданская позиция драматурга. Драматический
конфликт. Верность правде
к
творчеству Ф.М. Достоевского.
жизни. Интерес
Просмотр спектакля по пьесе В. Розова «Вечно живые».
Творческая встреча с актерами. Пьесы В. Розова на
10
сцене саратовского ТЮЗа.
11
1213
и
постперестроечный
«Новой
и
ХХ в.) Тематические
Русская драма на современном этапе (80е – 90е
годы
жанрово
художественные направления. Эстетические искания.
Процессы, происходящие в театре и драматургии в
перестроечный
периоды.
Драматурги
Гр. Горин, Э.
Радзинский, Л. Петрушевская, А. Слаповский, Н.
Коляда, М. Арбатова, Е. Гремина и др.
Поэтика современной драматургии.
волны».
Заключительное занятие. Защита проектов «Волшебный
край…» Подведение итогов.
1
1
1
1
2
Деловая
игра
«Составлени
е
группового
портрета».
Письменный
отчет.
Театральная
гостиная.
Интервью.
Сообщения
учащихся с
последующей
само и
взаимо
рецензией.
Защита
проектов.
Обсуждение
. Список литературы
1. Бабичев, Ю.Ю. Драматургия Л. Андреева эпохи первой русской
революции. Вологда, 1971.
2. Боборыкин, В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.
3. Бугров, В.С. Проблемы развития русской советской драматургии
на современном этапе. – М., 1989.
4. Бялик, Б.А. Горькийдраматург. М., 1962.
5.
Эстетические
Громова,
М.И.
искания в
советской
многонациональной драматургии 7080х годов. – М., 1987.
6. Громова, М.И. Русская драма на современном этапе (8090е
годы). – М., 1994.
7. Драма, А.Н. Островского «Гроза» в русской критике. –Л., 1990.
8. Журавлева, А.М., Макеев М.С.
9. Классика, и современность. МГУ, 1991.
10. Козлова, С.М. Парадокс драмы – драма парадоксов: Поэтика
жанров драмы 19501970х годов. – Новосибирск, 1993.
11. Куликова, К. Российского театра первые актеры. М., 1991.
12. Михайлов, А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. М.,
1990.
1986.
1994.
13. Саакянц, А.А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1997.
14. Ревякин, А.И. О драматургии А.П. Чехова. – М., знания, 1960.
15. Орлов, О.В., Федоров В.И. Русская литература 18 в., М., 1973.
16. Семанова, М.Л. Чехов – художник. М., 1976.
17. Смелянский, А. Михаил Булгаков в художественном театре. М.,
18. Станиславский, К.С. Собр. соч. : В 8 т. – М., 1954, 1961. – т. 18.
19. Стричек, А. Денис Фонвизин. Россия эпохи Просвещения. – М.,
20. Явчуновский, Я.И. Драма на новом рубеже: Драматургия 70х
80х годов: конфликт и герои, проблемы поэтики. – Саратов, 1989. Примечание
Программа
элективного
курса
предусматривает
активное
взаимодействие с театрами, просмотр и обсуждение спектаклей, творческие
встречи с театральными деятелями. Этот вид деятельности указан в
программе после изучения творчества определенных авторов, чьи пьесы в
настоящее время имеются в репертуаре театров.
Однако спектакли могут быть просмотрены раньше изучаемой темы
или через более длительное время после её изучения в зависимости от
того, когда данная пьеса включена в репертуар. В связи с тем, что в нем
могут появляться новые пьесы, интересующие слушателей курса, а
другие, наоборот, могут быть сняты с показа, программа посещения
спектаклей может меняться. Поэтому часы, отведенные на обсуждение
спектаклей, творческие встречи и написание творческих работ, указаны
отдельно.
Своеобразным итогом курса является защита учащимся проекта
«Волшебный край», которая готовится на протяжении полугодия или по
окончании слушания конкретного блока или всего курса. Возможна работа
групп по интересам. Выполнение письменных работ желательно для
отработки навыков написания сочинений разных жанров (отзыв, рецензия,
эссе, критическая статья). План занятий
1ый час
Вводное занятие (лекция с элементами беседы)
1. Цели и задачи курса. Нужно ли воспитывать грамотного театрального
зрителя?
2. Перед поднятием занавеса. Как появился театр? Правила игры.
3. Эстетическая функция театра в единстве с этической функцией
сценического искусства. Глубина понимания природы театрального
искусства.
4. Классика и современность: сценическое взаимодействие.
1й блок
История зарубежной драматургии
2ой час
Античный театр (заочное путешествие в Древнюю Грецию) 1. Живые голоса Эллады.
2. Эсхил – отец древнегреческой трагедии. «Прометей прикованный»
– «вечный образ» мировой драматургии.
3. Творчество Софокла, Еврипида. Новый подход к сценическому
воплощению.
4. Комедии Аристофана. Их значение в развитии комического.
Театр средних веков и эпохи Возрождения (семинарское занятие)
3ий час
1. Мистериальный театр и «веселая душа».
2. Польская мистерия XVI века. «История о славном воскресении
господнем».
3. Итальянский театр эпохи Возрождения. К. Гольдони. «Слуга двух
господ». Вольтер о Гольдони.
4. Испанский театр эпохи Возрождения. Комедии Лопе де Вега
(«Овечий источник», «Собака на сене»).
4ый час
Как смотреть спектакль (практикум)
1. Работа по составлению памятки зрителю.
2. Что такое отзыв?
3. Отработка составления устного отзыва о спектакле.
56ой час
Английский театр эпохи Возрождения (коллоквиум, ролевая игра) 1. Театр Шекспира «Глобус».
2. Комедии Шекспира. «Укрощение строптивой».
3. Трагедии Шекспира (Отелло», «Король Лир», «Ромео и
Джульетта»).
4. Ролевая игра «В чем секрет мирового господства Шекспира?»
5. Разберемся в прочитанном. Трагедия «Гамлет».
7ой час
Учимся писать отзыв о спектакле (практикум)
1. «Отзыв – это мое восприятие».
2. План написания отзыва.
3. Пишем отзыв вместе!
89ый час
«Галантный век» (лекциявикторина, театральная гостиная)
1. Театр французского классицизма XVII века.
2. Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина. Психологический уклон.
Композиционная простота. Традиции и новаторство.
3. Ответы на вопросы викторины, составленные учащимися к разделу
«Галантный век».
4. Театральная гостиная «О Мольер, великий Мольер!...»
5. Пьесы Ж.Б. Мольера «Тартюф», «Дон Жуан», «Жорж Дантен».
Инсценировка фрагментов по выбору учащихся.
6. Комедия «Мещанин во дворянстве» – вершина творчества Мольера. 10ый час
«Век добродетельный и строгий…» (лекциябеседа, диспут с элементами
литературной игры)
1. Театр эпохи Просвещения. Народ теснит графов и тиранов.
2. Комедии Пьера Бомарше. «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
3. От эпохи Просвещения к предромантизму. Драма Фридриха
Шиллера «Разбойники».
4. Диспут с элементами литературной игры «Благороден ли Карл
Моор?»
11ый час
Особенности оперного спектакля (практикум).
1. Музыка и театр.
2. Специфика отзыва об оперном спектакле.
3. Практическая работа по написанию отзыва.
12ый час
Зарубежные театральные шедевры XIX и начала XX веков (заочная
экскурсия в лучшие театры мира)
1. Драматургия В. Гюго («Мария Тюдор») и А. Мюссе («Капризы
Марианны»).
2. На сцене – Бальзак и Дюма. Спор о постановке В. Мейерхольдом
пьесы А. Дюма «Дама с камелиями».
3. Пьесы Дж. Верга «Волчица» и Августа Стриндберга «Эрик IV». 4. Герхард Гауптман. «Перед заходом солнца». Трагическая роль
Михаила Астангова.
5. Творчество Генриха Ибсена. «Пер Гюнт», «Кукольный дом».
XX
век – век перемен (конференция, сообщения учащихся, работа в
13ый час
группах).
1. Социальные перемены и искусство. Театр новой формации.
2. Пьесы Д. Рида, Ж. Ануя, Л. Хелман, Э. Филиппо, С. Беккет, М.
Миттерлинка.
3. «Чудо на Бродвее». Пьеса В. Гибсона «Сотворившая чудо».
4. Новаторство драматургии Бернарда Шоу. «Пигмалион», «Дом, где
разбиваются сердца».
5. В центре внимания – Б. Брехт. «Матушка Кураж и ее дети».
6. Театр последних десятилетий: за и против.
14ый час
Творческая встреча с актерами. Написание эссе (диспут,
практикум)
1. Что такое диспут? Обучение навыкам ведения диспута.
2. Проба пера. Жанр эссе.
3. Написание эссе «Образ, который я не забуду…»
4. Подведение итогов 1го блока курса. Выбор тем для работы над
проектами «Волшебный край…»
2й блок
История отечественной драматургии XVIII – XIX веков 1ый час
Начало русского театра (путешествие в Петровскую эпоху)
1. «Повелели мы нынче учредить…» От язычества до времен
Елизаветы.
2. Театр Петровской эпохи.
3. Театральное творчество В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова,
М.М. Хераскова.
2ой час
Театр русского классицизма (практическое занятие с элементами
постановки)
1. Национальные особенности классицизма в России.
2. «Сатиры смелый властелин…» Д.И. Фонвизин. Новаторство
драматурга. Комедии «Бригадир», «Корион».
3. Сатирическое обличение действительности в комедии Фонвизина
«Недоросль». Основной драматургический конфликт и этапы его развития.
4. Речевые характеристики героев.
Художественные средства,
используемые для достижения комических эффектов.
5. Инсценировка любимых эпизодов комедии, обсуждение.
3ий час
«Российского театра первые актеры…» (семинарское занятие по книге К.
Куликовой).
1. Устный отзыв о прочитанной книге. 2. Обучение реферированию.
3. Выбор учащимися глав книги для реферирования и последующего
сообщения с обоснованием собственного выбора.
4. Защита рефератов о великих русских актерах Ф. Волкове, А.
Яковлеве, И. Дмитревском, Е. Семеновой и др.
4ый час
Театр пушкинской поры (лекция с элементами диспута)
1. Театральный Петербург и театры столицы.
2. А.С. Пушкин и А.С. Грибоедов.
3. Диспут «Бессмертна ли для современной сцены комедия А.С.
Грибоедова «Горе от ума»? (современное прочтение).
5ый час
А.С. Пушкиндраматург (семинарское занятие)
1. Основные этапы пушкинской драматургии.
2. Трагедия «Борис
Годунов».
Новаторство.
Проблемы
взаимоотношения народа и власти.
3. «Гений и злодейство…» «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.
Традиции и новаторство. Черты реализма.
6ой час
Как создается спектакль? (экскурсия, беседапрактикум)
1. Экскурсия за кулисы театра.
2. Театральные профессии. 7ой час
Н.В. Гоголь и театр (заочная экскурсия в театр и доммузей В.Э.
Мейерхольда в Пензе)
1. В чем феномен Н. Гоголя?
«Театральный разъезд».
2.
3. «Замечания для господ актеров…» История постановки комедии
«Ревизор» при жизни Гоголя и в театре В.Э. Мейерхольда.
4. Особенности композиции и проблематики комедии Н. Гоголя
«Женитьба». Смех сквозь слезы.
8ой час
Особенности критической статьи (практикум)
1. Конкурс театральных афиш.
2. Роль режиссера в театре.
3. Диспут «Проблема авторской интерпретации: за и против».
4. Как написать критическую статью о режиссуре (составление плана).
5. Пишем критическую статью.
910ый час
А.Н. Островский – «Колумб Замоскворечья» (семинарское занятие,
работа в группах по интересам)
1. Театр Островского как модель национального театра.
2. Начало творческой деятельности («Свои люди – сочтемся!»;
«Бедность не порок»). 3. Драма Островского «Гроза» в русской критике.
4. Необычная интерпретация комедии А. Островского «Лес».
Проблема жанра.
5. Жанр психологической драмы (работа в группах по интересам с
пьесами «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др.)
6. Завершение создания национального театра (семинарское занятие).
11ый час
А.Н. Островский на сцене саратовских театров (практикум)
1. Беседавикторина «Что я знаю о постановках пьес А. Островского в
театрах Саратова?»
2. Особенности жанра эссе.
3. Практикум по написанию эссе «Мой Островский».
1213ый час
Театр А.П. Чехова (конференция)
1. Драмы и комедии жизни.
2. Чехов и МХАТ. Встреча с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем
Данченко. Создание художественной системы.
3. Драматическое состояние жизни и «подводное течение» пьес А.П.
Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».
4. Конференция «Вишневый сад» Чехова и мировой театр».
5. Составление вопросника к просмотру спектакля по пьесе Чехова
«Дядя Ваня».
14ый час Совершенствуем написание рецензии на спектакль (практикум)
1. Работа с вопросником.
2. Написание рецензии на просмотренный спектакль по пьесе Чехова.
3. Устный отзыв на написанные рецензии учащихся.
4. Подведение итогов 2го блока курса. Выбор тем для работы над
проектами «Волшебный край…» или отчет о работе над ранее определенными
темами.
История отечественной драматургии XX – начала XXI веков
3й блок
Проблематика и поэтика драматургии М. Горького (лекция с элементами
1ый час
беседы)
1. Театр новой формации. Особенности драматургии Горького.
2. Чеховские традиции в пьесах М. Горького: изображение жизни в ее
повседневном течении.
3. История создания и сценическая судьба пьес М. Горького («Враги»,
«Мещане», «Дачники», «Васса Железнова»). Подготовка к восприятию
спектакля.
Совершенствуем написание критической статьи о спектакле (практикум)
2ой час 1. И снова – критическая статья… Анализ ошибок и недочетов в
предыдущих работах учащихся. Общие рекомендации по совершенствованию
мастерства.
2. Создание критической статьи (индивидуально или в соавторстве) об
особенностях современного звучания пьес Горького.
3. Устная рецензия на статьи учащихся. Обсуждения.
3ий час
Театр М.И. Цветаевой (лирическая гостиная)
1. М.И. Цветаева и люди театра.
2. Драма Цветаевой «Федра». Своеобразие цветаевского слова в пьесах.
3. Театральная лирика и «лирическая театральность».
4ый час
Своеобразие пьес Л. Андреева и В. Маяковского (лингвистический
анализ текста)
1. Русский театр первой половины XX века.
2. Пьеса Л. Андреева «Жизнь человека». Особенности языка.
3. Новаторство пьес Маяковского «Баня», «Клоп». Выбор эпизодов для
лингвистического анализа.
4. Обсуждение плана лингвистического анализа текста.
5. Коллективный и индивидуальный анализ (в зависимости от желания
учащихся).
5ый час Драматургия М. Булгакова (эвристическая беседа)
1. М. Булгаков и МХАТ.
2. Пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и другие
(по выбору учащихся).
3. Трагическая судьба сценических постановок. Возрастающий интерес
к пьесам Булгакова в современном театре.
4. М. Булгаков и саратовская сцена.
67ой час
Драма на новом рубеже (лекция, диспут, речевая характеристика
любимого персонажа, практикум)
1. Конфликты и герои, проблемы поэтики драмы на новом рубеже
(лекция).
2. Маршруты политического театра. Творчество М. Шатрова (диспут).
3. Предшественники Вампилова (А. Арбузов, В. Розов, А. Володин).
4. Практикум по составлению и написанию речевой характеристики
любимого персонажа пьесы одного из названных драматургов.
5. Взаимопроверка речевых характеристик, обсуждение.
8ой час
А. Вампилов и после Вампилова (деловая игра «Составление группового
портрета»)
1. Размышления о проблемах характера в современной социально
психологической драме.
2. Неповторимость лиц в «групповом портрете». 3. Утяжеление смысловой нагрузки отдельного человеческого поступка
в пьесах А. Вампилова «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».
4. Деловая игра «Составление группового портрета».
5. Стечение обстоятельств в пьесе Вампилова «Старший сын».
Художественные особенности и идейное своеобразие.
6. Отличительные черты жанра трагикомедии. Особенность системы
характеров.
7. Смысл превращения Бусыгина из сынасамозванца в родного для
семьи Сарафановых человека. Парадоксальность пьесы.
9ый час
Творческий портрет драматурга (письменный отчет)
1. Виктор Розов. Гражданская позиция драматурга в пьесах
«Кабанчик», «Гнездо глухаря», «Традиционный сбор» и др.
2. Драматический конфликт пьес. Верность правде жизни. Интерес к
творчеству Ф.М. Достоевского.
3. Письменный отчет о поисковой работе.
10ый час
Пьесы Виктора Розова на сцене саратовского ТЮЗа (театральная
гостиная, интервью)
1. Творческая встреча с актерами, участниками спектакля по пьесе
Розова «Вечно живые».
2. Особенности жанра интервью.
3. Составление интервью. Редактирование. Обсуждение.
11ый час Русская драма на современном этапе (сообщения учащихся с
последующей само и взаиморецензией)
1. Тематические и жанровохудожественные направления русской
драмы в 80 – 90е годы XX века.
2. Эстетические искания драматургов.
3. Процессы, происходящие в театре и драматургии в перестроечный и
постперестроечный периоды.
4. Драматурги «Новой волны». Гр. Горин, Э. Радзинский, Л.
Петрушевская, Ал. Слаповский, Н. Коляда, М. Арбатова, Е. Гремина и др.
5. Поэтика драматургии начала XXI века.
1213ый час
Заключительное занятие. Защита проектов «Волшебный край…»
Подведение итогов курса.
.
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Элективный курс по литературе "История мировой драматургии" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.