Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»
Оценка 4.6

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
обществознание
10 кл—11 кл
10.02.2017
Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»
Данный элективный курс рассчитан для реализации на старшей ступени обучения в 10-х или 11-х классах. Особенностью данного курса является то, что для изучения включены темы, способствующие формирование экономической, правовой культуры и гражданской грамотности выпускников, выработки определённых моделей поведения в различных жизненных ситуациях, с которыми в дальнейшем они могут столкнуться. Значительное место в программе отводится игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим поисково – исследовательскую деятельность учащихся. В программе реализуются и социальные практики. Консультационную помощь учащимся будут оказывать приглашенные эксперты (действующие специалисты различных областей – налоговый инспектор, кредитный специалист, помощник прокурора, участковый уполномоченный полиции, нотариус и т.д.)Авторская программа элективного курса «Школа финансово- правовой грамотности»
Элективный курс.docx
муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Верхнедонская гимназия Рассмотрена и рекомендована            к утверждению Методическим советом МБОУ Верхнедонской гимназии Протокол от 30.08.2014  №1 УТВЕРЖДЕНА приказом муниципального  бюджетного общеобразовательного  учреждения Верхнедонского района   Верхнедонской гимназии от 30.08.2014 г. №151 Авторская программа элективного курса: «Школа финансово­ правовой грамотности» Автор: Коршунова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания Класс: 10  Учебный год: 2014­2015                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                           Заместитель директора по УВР                                                                                                                                          ___________________Т.Н. Фомичева 1 30.08.2014 Элективный курс «Школа финансово­ правовой грамотности» Авторская программа Пояснительная записка 1. Введение Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе. В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового  юридического   мышления,  общей  и  правовой  культуры,  правосознания.  Знания  о  правах   и свободах   человека являются   одной   из   составляющих   модернизации   образования.   При   изучении   теоретических   вопросов   по   различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе.Общее образование – один из важнейших социальных институтов, который должен помогать подрастающему поколению адаптироваться к современным жизненным условиям и обеспечивать выпускникам школы эффективное вхождение во взрослую жизнь. Для этого необходимо создать условия для их личностного роста и повышения уровня информированности и компетентности в различных областях жизни. 2. Актуальность 2 В соответствии с требованиями, выпускник современной школы должен усвоить не только знания, но и приобрести необходимые практические умения и навыкив изучаемой области знаний, предоставляющие ему возможность успешной социализации и саморазвития.Актуальность внедрения практико­ориентированного экономического образования в школе определяется, с одной стороны, низким уровнем потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности выпускников,   сложностью   финансовых   продуктов   и   неадекватной   оценкой   ими   финансовых   рисков,   а   с   другой   – необходимостью формирования у школьников экономических компетенций и воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной и экономической активности, развития креативности и новаторства у подрастающего поколения.   Правовое   образование   направлено   на   создание   условий   для   развития   гражданско­правовой   активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника) 3. Новизна программы Особенностью   данного   курса   является   то,   что   для   изучения   включены   темы,   способствующие   формирование экономической,   правовой   культуры   и   гражданской   грамотности   выпускников,   выработки   определённых   моделей поведения в различных жизненных ситуациях, с которыми в дальнейшем они могут столкнуться. Иновационность курса заключается   в   использовании   интерактивных   методов   обучения,   способствующих   реализации   принципов   системно­ деятельностного подхода в образовании: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Кроме социальной значимости, описанной выше, данный курс построен полностью на проблемно – деятельностной технологии и проектным   формам   работы.   На   смену   позиции   пассивного   усвоения   знаний   приходят   диалоговые   формы   работы, технология «дебаты», круглые, дискуссионные столы с использованием различных источников информации, активного включения старшеклассников в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов. Значительное место в 3 программе   отводится   игровым   технологиям   и   формам   контроля,   стимулирующим   поисково   –   исследовательскую деятельность учащихся. В программе реализуются и социальные практики. Консультационную помощь учащимся будут оказывать приглашенные эксперты (действующие специалисты различных областей – налоговый инспектор, кредитный специалист, помощник прокурора, участковый уполномоченный полиции, нотариус и т.д.) 4. Цель элективного курса:содействовать развитию и воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации. Для реализации поставленной цели необходимо решение комплекса задач: ­ расширить и углубить область экономических и правовых знаний учащихся 10­11х классов за рамки базовой программы; ­ способствовать формированию профессиональной траектории у выпускников сельской школы; ­ формирование ключевых компетентностей учащихся (аналитико – деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная) достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности; ­   развивать   умение   находить   и   систематизировать,   критически   осмысливать   социальную   информацию   из   различных источников, анализировать и обобщать полученные данные; ­ формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений. Программа   элективного   курса   составлена   с   учётом   и   на   основе:  требований   Федерального   государственного образовательного стандарта основного общего образования;Образовательной программы образовательного учреждения. Данный элективный курс рассчитан для реализации на старшей ступени обучения в 10­х или 11­х классах. Рассчитан на один год обучения и составляет 35 часов (1 час в неделю). Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень   знаний   по   обществознанию,   программа   курса   формирует   прогностически   важные   навыки   самостоятельного 4 проектирования   моделей   действий   бытового,   потребительского,   поведенческого,   профессионального   и   научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса. Данная перспектива результатов направлена на самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост, зрелость и самоидентификацию. Познавая и осваивая деятельностный компонент материала, учащийся создает собственную точку зрения и приобретает навык ее отстаивания, что значимо социализирует личность учащегося. Данный элективный курс выстроен в логике гуманистической педагогики, реализуемый через следующие направления формирования личности:  познавать окружающий мир и себя самого;  оценивать окружающий мир, себя самого;  предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;  осознанно   действовать   в   окружающем   мире,   выстраивать   гармоничные   взаимоотношения   с   другими   людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;  выстраивать   целостную   систему   мировоззрения,   знаний,   убеждений,   ценностей,   принципов,   позволяющих   ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;  развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;  обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире. Развивая вышеназванные направления и свойства личности в рамках курса, мы не только обогащаем учащихся знаниями, умениями и навыками, но и учим работать в творческих группах, находить совместно обсужденные решения, а также повышаем интерес к предмету и системе знаний, в целом. Теоретический материал занятий предполагает логическую 5 цепочку   тем,   отражающих   углубление   материала   тем,   способствующих   формированию   экономической   и   правовой грамотности выпускников. Содержание практических работ выстраивается таким образом, что:  ­   теоретический   материал   не   только   расширяет   знания   ученика,   но   и   является   фундаментом   для   создания   новых умозаключений; ­ практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления, проявлению критичности и гибкости интеллекта, а также стимулирует актуализацию нужных знаний; ­   теоретический   материал   содержит   элементы   занимательных   знаний,   которые   не   только   способствуют   развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.   В   преподавании   данного   элективного   курса   используются   следующие   современные   образовательные   технологии: разноуровневое   обучение,   проблемная   технология,   проектная,   технология   «дебаты»,   технология   формирования критического мышления, КСО, работа в малых творческих группах, информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие.   Здоровьесберегающие   технологии   определяют   оптимальность   режимов   занятий,   смену   видов деятельности, введение пауз и секунд расслабления. Данный элективный курс будет также способствовать более качественной подготовке учащихся к ЕГЭ. 5.Методы:  Частично­поисковый  Словесно­наглядный  Проблемное изложение  Эвристический  Опытно – экспериментальный  Игровой 6 6.Формы организации занятий ­ лекция и семинары; ­ практикумы и экскурсии; ­ защита проектов; ­ выполнение исследовательской работы. Основные виды деятельности учащихся: •индивидуальная самостоятельная работа по изучению проблемного теоретического материала Интернет­ресурсов. •парная работа  •групповая работа •творческая работа (составление памяток, бюллетеней, буклетов, защита проектов.) 7.Формы контроля  В качестве промежуточных форм контроля могут быть использовано представление памятки, буклета, бюллетеня по изученным темам, подготовленное учащимися. В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.  8.Средства:  Предметные: тетрадь, медиапроектор, компьютеры с выходом в Интернет, демонстрационные таблицы.  Практические: решения задач, алгоритм действий, составление памятки, выпуск информационного бюллетеня, буклета.  Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, решение.  Эмоциональные: интерес, мотивация, успешность. 9.Темы проектных работ для учащихся 1. Права потребителя и их защита       2. Подводные камни кредитного договора 7 3. Права и обязанности налогоплательщика       4. Как открыть своё дело       5. Защита прав человека и гражданина     6. Не будь в стороне, голосуй!   Учебно– тематический план  Наименование разделов и тем Вводное   занятие   «Что   такое   экономическая   и правовая грамотность?» Раздел I. Основы экономической грамотности 1. Семейный бюджет. Обязательные и произвольные расходы 2. Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя Всего часов Семинары Практические Формы контроля и занятия обеспечения В том числе 1 14 2 3 6 1 1 8 1 2 Составление проекта  семейного бюджета в  компьютерной  программе«MoneyTracker» Защита памятки  потребителя и бюллетеня  «Как составить претензию  к производителю  8 3.  Рынок   труда   и   его   особенности.   Перспективы востребованности профессий. 4. Кредиты. Кредитные договоры. Кредитные карты. 5. Как открыть своё дело. Проект фирмы. Раздел II.Основы правовой грамотности 1. Гражданско­правовые отношения. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. 2. Наследственное право. Понятие наследования.  Наследование по завещанию. Наследование по  закону.   Семейные   правоотношения. 3. регулирование   отношений   супругов. контракт.    Правовое   Брачный 2 3 4 18 4 2 2 1 1 2 10 2 1 1 1 2 2 8 2 1 1 (продавцу)» Составление буклета  «Профессии,  востребованные на рынке  труда в ближайшее  десятилетие» Деловая игра оформляю кредит» Защита бизнес­проектов     «Я   Деловая игра «Суд идёт» Защита памятки «Как  составить исковое  заявление в суд» Консультация юриста Консультация юриста.  Встреча с зав. Отдела  ЗАГС. Составление  буклета «Брачный  контракт 9 4.   Трудовые   правоотношения.  Трудовой   договор. Порядок   заключения   и   расторжения   трудового договора. Защита трудовых прав 5.Административные   правонарушения.   Основания административной   ответственности.   Органы   и способы рассмотрения административных споров. 6. Налоговое право. Права и обязанности  налогоплательщика. 7. Я – избиратель. Избирательное право. 8. Правоохранительные органы. Судебная система Итоговое занятие  Итого: 2 1 1 1 1 3 2 2 2 1 2 35 17 1 1 1 1 2 18 Деловая игра «Приём на  работу» Составление  памятки «Защита  трудовых прав» Консультация юриста   Встреча   с   налоговым инспектором.   Заполнение налоговой   декларации. Составление буклета «Права   и   обязанности налогоплательщика» Встреча   с   председателем ТИК Встреча с участковым  инспектором, помощником прокурора района Защита   исследовательских и проектных работ   10 Вводное занятие.«Что такое экономическая и правовая грамотность?» (1 ч) Содержание программы Занятие 1. На занятии рассматриваются цели и задачи курса. Обсуждаются с учащимися вопросы, которые их больше всего интересуют в практическом содержании курса. Ключевые понятия: экономическая культура, правовая культура Раздел I. Основы экономической грамотности (14 ч.) Занятие 1. Семейный бюджет. Обязательные и произвольные расходы. (2 ч.) Семейный бюджет.Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Расходы обязательные и произвольные. Дефицит бюджета. Практическое занятие: составление проекта семейного бюджета в компьютерной программе«MoneyTracker» Ключевые понятия: семейный бюджет,дефицит бюджета Занятие 2 Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. (3 ч.) Понятие потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Рациональный потребитель. Суверенитет потребителя. Реклама. Стратегия рекламы.Основные права потребителя.Защита прав потребителя. Практическое занятие: встреча с экспертом, Авдеевой Н.М., руководителем Комиссиипо защите прав потребителей при Администрации района. Составлениеи защита памятки потребителя и бюллетеня «Как составить письменную претензию» 11 Ключевые понятия:Рациональный потребитель. Суверенитет потребителя. Реклама. Права потребителя. Занятие 3.Рынок труда и его особенности. Перспективы востребованности профессий. ( 2ч.) Понятия труда, рынок труда и его характерные особенности. Факторы, влияющие на спрос и на предложение на рынке труда.   Особенности   спроса   и   предложения   на   рынке   труда   современной   России.Перспективы   востребованности профессий на ближайшее десятилетие. Практическое   занятие:  встреча   сэкспертом,   ведущим   специалистомГКУ   РО   «Центр   занятости   населения Верхнедонского   района»   Кирсановой   Н.К.Составление   буклета   «Профессии,   востребованные   на   рынке   труда   в ближайшее десятилетие» Ключевые понятия: рынок труда, спрос на труд, предложение на труд, вакансия, резюме Занятие 4.Кредиты. Кредитные договоры. Кредитные карты. ( 3 ч.) Кредиты   и   их   виды.   Кредитные   договоры.Виды   условий  кредитныхдоговоров.Банковский   процент,   банковская комиссия.Что такое кредитная карта и как ей пользоваться?Договор по кредитной карте Сбербанка. Практическое занятие:встреча с экспертом,кредитным специалистом Доп. Офиса Сбербанка России.Деловая игра «Я оформляю кредит» Ключевые понятия: кредит, кредитный договор, кредитная карта,кредитный лимит, банковский процент, банковская комиссия. Занятие 5.Как открыть своё дело. Проект фирмы. (4 ч.) Выбор   идеи   для   будущего   проекта.   Анализ   рынка   и   выбор   ниш.   Бизнес­план.   Подготовка   предложения   и   запуск рекламной кампании. Получение первых заказов и работа с клиентами. Выполнение обязательств и получение прибыли.  12 Практическое занятие:  встреча с предпринимателями (сферы торговли и оказания услуг), создание изащита бизнес­ проектов. Ключевые понятия: бизнес­план, себестоимость, выручка, прибыль, издержки производства, средний чек Раздел II. Основы правовой грамотности (18 ч.) Занятие 1. Гражданско­правовые отношения. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. (4 ч.) Общие положения гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданского права. Юридические лица. Гражданско­правовые   отношения.   Возникновение   и   прекращение   гражданско­правовых   отношений.   Объекты гражданского   права.   Имущественные   и   неимущественные   права   и   способы   их   защиты.   Гражданско­правовая ответственность.   Сделки.   Понятие   и   виды   сделок.   Форма   сделок.   Действительность   и   недействительность   сделки. Гражданско­правовой договор: общие положения. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды   гражданско­правовых   договоров   (купля­продажа,   аренда,   подряд,   оказание   услуг).   Гражданско­правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав. Практическое занятие:встреча с юристом, деловая игра «Суд идёт», создание и защита памятки «Как составить исковое заявление в суд» Ключевые понятия: гражданское право, субъекты гражданского права, юридические лица, правоспособность, дееспособность, договор, сделка Занятие 2.Наследственное право. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону. ( 2 ч.) Наследственное   право.   Понятие   и   виды   наследования.Наследодатели   и   наследники.  Принятие   наследства   и   его последствия. Завещание. Недействительность завещания. Практическое занятие:встреча с юристом. 13 Ключевые понятия: наследственное право,наследодатели, наследники, завещание Занятие 3.Семейные правоотношения. Правовое регулирование отношения супругов. Брачный контракт. ( 2 ч.) Что   такое   семейное   право   Источники   семейного   права.   Виды   брака.   Семья.     Субъекты   семейных   правоотношений. Объекты   семейных   правоотношений.     Регистрация   брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Расторжение брака.  Основания для прекращения брака. Порядок расторжения брака. Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права.  Брачный договор.  Права и обязанности родителей (родительские права). Материнство и отцовство.  Права и обязанности родителей.Права и обязанности детей. Лишение родительских прав.  Формы семейного воспитания.   Вступление   в   брак.   Условия   заключения   брака.   Практическое   занятие:  консультация   юриста.   Встреча   с   руководителем   Отдела   ЗАГС,   ЛысенкоН.Н.   Составление буклета «Брачный контракт  Ключевые понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор Занятие   4.   Трудовые   правоотношения.   Трудовой   договор.   Порядок   заключения   и   расторжения   трудового   договора. Защита трудовых прав( 3 ч.) Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.     Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.   Дисциплина труда. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность работника, сторон трудового договора. Материальная ответственность.     Защита трудовых прав. Охрана труда. Профессиональные союзы. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.  Практическое занятие: деловая игра «Приём на работу», составление памятки «Защита трудовых прав» 14 Ключевые понятия: трудовые правоотношения, трудовой договор, работник, работодатель, заработная плата    Занятие   5.Административные   правонарушения.   Основания   административной   ответственности.   Органы   и   способы рассмотрения административных споров. ( 2 ч.) Административные правоотношения. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.    Административные   правонарушения.   Основания   административной   ответственности.   Производство   по   делам   об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров. Практическое занятие:консультация юриста Ключевые понятия:административное право,административные правонарушения,административная ответственность  Занятие 6. Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. (2 ч.) Общие положения налогового права России.Понятие и классификация субъектов налогового права.Сущность налоговой обязанности.Права   налогоплательщиков   и   плательщиков   сборов.   Налоговая   ответственность.   Защита   прав налогоплательщиков. Практическое   занятие:встреча   с   налоговым   инспектором,   заполнение   налоговой   декларации.   Составление   буклета «Права и обязанности налогоплательщика» Ключевые понятия:налоговое право, налоги Занятие 7. Я – избиратель. Избирательное право. (2 ч.) Понятие  избирательного  права.  Основные  принципы   избирательного  права.  Процедура  проведения  выборов,  порядок проведения избирательной кампании, выдвижение кандидатов, голосование. 15 Практическая   работа:   встреча   с   председателем   ТИК   Верхнедонского   района   Карташовой   А.И.,   деловая   игра «Выборы». Ключевые понятия: избирательный бюллетень, порядок голосования.  Правоохранительные органы. Судебная система (1 ч.) Занятие 8.    Классификация   правоохранительных   органов   РФ.Виды   правоохранительной   деятельности.   Основные   функции правоохранительных органов. Система судебной защиты прав человека. Судебная власть в Российской Федерации. «Круглый стол» с участковым инспектором, помощником прокурора района. Ключевые понятия:правоохранительные органы, судебная система, судебная власть  Итоговое занятие: Защита исследовательских и проектных работ(1ч) Данное занятие посвящено защите исследовательских и проектных работ, подготовленных учащимися в ходе изучения программы. Представление проектов, результатов исследований и мультимедийных презентаций.       Основные требования к уровню подготовки учащихся: В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать/понимать: ­ основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; ­ Конституция РФ –основной закон страны; ­ основные положения разделов курса – «Экономика», «Право»; ­ разъяснять смысл высказываний по основным разделам. 16 уметь: ­ описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;  ­ сравнивать социальные объекты, выделять их общие черты и различия; ­   решать   в   рамках   изученного   материала   познавательные   и   практические   задачи,  отражающие   типичные   ситуации   в различных сферах деятельности человека; ­ осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);  ­различать в социальной информации факты и мнения; ­ характеризовать смысл основных понятий по курсу; ­ анализировать текст Конституции и других нормативных актов. ­ давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.  Владеть   компетенциями: • • • • • Информационно­ поисковой; Учебно­познавательной; Коммуникативной; Рефлексивной; Смыслопоисковой. Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для: ­ полноценного выполнения типичных социальных ролей; ­ общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; 17 ­ нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; ­ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; ­ первичного анализа и использования социальной информации; ­ сознательного неприятия антиобщественного поведения.   Перечень учебно – методического обеспечения: Литература для учащихся:      1.  Конституция Российской Федерации 2. Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М., «Вита пресс»,2011. 3.  Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф.    Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с. 4. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2011. – 456 с. 5. Головань, С.И. Бизнес­планирование / С.И. Головань – М.: Феникс, 2009. – 320 с. 6. Липсиц, И.А. Бизнес­план – основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2012. – 112 с. 7. Орлова, Е.Р. Бизнес­план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. – 2­е изд., испр. и доп. – Омега­Л, 2012. – 152 с. 8. Лосев, В. Как составить бизнес­план. Как составить бизнес­план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес­планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. ­ М.: Вильямс, 2013. ­ 208 c.      9. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. ­ Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 18 10. Право 10­11 класс: А.Ф. Никитин – М., «Просвещение», 2010 11. Зенин И.А. Гражданское право. – М.: Юрайт, 2010. – 616 с. 12. Агапов А.П. Административное право. – М.: Юрайт, 2012. – 874 с. 13. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право. – М.: Проспект, 2009. – 496 с. 14. Пресняков М. Содержание трудового договора // Трудовое право. – 2011. ­ № 9. – С. 31 – 69. 15.Степанов А. Г. Семейное право. В вопросах и ответах. – М.: Экзамен, 2009.   Литература для учителя: 1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. ­ М.: Дрофа, 2008.  Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2011. – 456 с. 2. 3. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с 4. Морошкин, В. А.    Бизнес­планирование:     учебное      пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. – М.:      ФОРУМ: ИНФРА­М, 2009. – 256 с. – (Профессиональное образование) 5. Горбунов, В.Л. Бизнес­планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно­практическое пособие / 6. В.Л. Горбунов. ­ М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА­М, 2013. ­ 248 c.  Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. ­ М.: Школа­Пресс, 2000. 19 7. Обществознание.  Право.  Экономика:  сб.  материалов   по   реализации   федерального   компонента   государственного стандарта   общего   образования   в   общеобразовательных   учреждениях   Волгоградской   области   /   авт.­сост.   Е.   И. Колусева, Т. А. Корнева. ­ Волгоград : Учитель, 2006. ­ 123 с. 8. Рыженков А.Я. Гражданское право. – М.: Юрайт, 2012. – 704 с. 9. Агапов А.П. Административное право. – М.: Юрайт, 2012. – 874 с. 10.Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право. – М.: Юрайт, 2011. – 544 с. 11.Тимошенко И. В., Ходеев Ф. П. Брачно­семейные отношения и споры. – М.: МарТ, 2007. 12.Кружалова Л.В., Морозова И.Г. Справочник юриста по семейному праву. ­ СПб., 2007. Материально­техническое обеспечение Печатные пособия 1.Энциклопедия для детей «Общество, экономика и политика», Москва, 2001г 2.Словарь­справочник по обществознанию Демонстрационные таблицы:  1) Избирательное право 2) Источники избирательного права 3) Выборы в Российской Федерации 4) Избирательные системы 5) Активное и пассивное избирательное право 6) Принципы избирательного права 7) Избирательные органы 20 8) Избирательный процесс 9) Референдум 10) Порядок проведения референдума 11) Права избирателя Таблицы демонстрационные «Экономика 10­11 класс»      1. Интерактивная доска 2. Проектор  3. Компьютер учителя 4. Компьютер ученика (3) Технические средства обучения: Электронные ресурсы: http://school­collection.edu.ru/ ­ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.edu.ru/ ­ каталог образовательных Интернет­ресурсов http://www.humanities.edu.ru ­ портал социально ­ гуманитарное образование http://lib.thewalls.ru/ ­ электронная библиотека политической литературы http://www.vmoisto.narod.ru/index.htm­ Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных 1. 2. 3. 4. 5. дисциплин 6. обществознания на сайте «Сеть творческих учителей» 7. http://library.hse.ru/e­resources/e­resources.htm ­ Электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ 8. http  9. http  http://it­n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com  ­Интернет­сообщество   учителей   истории   и  .  ruСудебная защита прав человека и гражданина    ://   romir  ://   www   .  ruКаталог Право России  .  strategy    ­  spb  21 22

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»

Элективный курс «Школа финансово- правовой грамотности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017