План урока
Учитель: Гайсина Райса Ирбайхановна
1.Класс : 8
2.Тип урока: урок освоения новых знаний
3.Тема: Электризация тел. Два рода электрических зарядов. (№29)
4.Планируемые результаты:
Личностные:способствование формированию научного мировоззрения;пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Предметные:изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах; усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
Метапредметные:способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;способствование развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Ключевы еслова: электрический заряд
Краткое описание: урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО по физике, федеральной программой по физике для 8 класса. Согласно этим требованиям выбраны следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый. На уроке предусмотрено использование следующих типов образовательных материалов: «Самостоятельная работа», «Устная работа», выполнение заданий из ОГЭ
Блочно-модульное описание урока
БЛОК1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
1.Мотивирование на учебную деятельность
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.
Вывод: «янтарь» по-гречески «электрон», он обладает электрическими явлениями, если его потереть о шерсть.
- А есть ли другие тела, обладающие этим свойством, как янтарь?
2. Актуализация опорных знаний
(формы организации учебной деятельности: индивидуальный, групповой, работа в паре).
Задание№1……..
3. Целеполагание
изучить и объяснить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах
БЛОК 2. Освоение нового материала
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
В повседневной жизни человек наблюдает огромное количество явлений и, возможно, гораздо большее количество явлений остаются незамеченными. Существование этих явлений “толкает” человека на их поиски, открытия и объяснения этих явлений. Есть еще и такие явления, известные еще древним грекам, которые каждый раз вызывают интерес у детей и взрослых. Это электрические явления.
В пятом веке до н.э. к греческому ученому Фалесу обратился один человек с просьбой объяснить необычное явление, которое наблюдала его дочь во время прядения пряжи веретеном, сделанным из янтаря. Девочка заметила, что янтарное веретено после соприкосновения с шерстью начинало притягивать к себе пушинки, соломинки, нитки и другие мелкие частички. Фалес пришел к выводу, что янтарь, потертый о шерсть, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество».
Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным, а заряд образующийся на эбонитовой палочке, потертой о мех - отрицательным. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”.
Класс разбивается на группы. Каждая группа получит свое задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты. Внимательно прочитайте свои задания, постарайтесь не отвлекаться, все результаты записывайте в тетрадь. На выполнение опытов отводится 5-7 минут. Задание №1. Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из эбонита и сухой мех. Что вы наблюдаете? Потрите палочку о мех и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с эбонитовой палочкой и с мехом? Сделайте вывод об электризации меха и эбонита. Каким способом можно наэлектризовать мех и эбонитовую палочку.
Оборудование: гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити на штативе, эбонитовая палочка, кусочек меха
Задание №2. Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из стекла и кусочек шёлка. Что вы наблюдаете? Потрите стеклянную палочку о шёлк и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с шёлком и стеклянной палочкой? Сделайте вывод об электризации шёлка и стеклянной палочкой. Каким способом можно их наэлектризовать?
Оборудование: гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити на штативе, палочка из стекла и кусочек шёлк
Задание №3. Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из пенопласта и кусочек полиэтилена. Что вы наблюдаете?
Потрите палочку из пенопласта о полиэтилен и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с полиэтиленом и пенопластом? Сделайте вывод об электризации пенопласта и полиэтилена . Каким способом можно их наэлектризовать?
Задание №4. Поднесите наэлектризованную о шёлк стеклянную палочку к струйке воды, вытекающей из водопровода. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод об электризации воды.
Учитель. Фалес считал, что электризоваться может только янтарь. А что наблюдали ребята, выполнявшие 1-ое задание. Ответы учеников. Мы поочерёдно поднесли к гильзе из фольги кусок меха и эбонитовую палочку. Никакого взаимодействия не наблюдалось. Затем потёрли палочку о мех и снова поднесли их к гильзе. Мы заметили, что гильза притягивается как к эбонитовой палочке, так и к меху.
Учитель: Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки, потёртой о мех, назвали отрицательным. Можно ли наэлектризовать другие тела трением?
Ответы учеников: Да, можно. Например, после натирания о шёлк стеклянной палочки и палочка и шёлк притягивают лёгкую гильзу из фольги.
Учитель: Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки, потёртой о шёлк, назвали положительным.
Ответы учеников: А мы к гильзе поднесли пенопласт, потёртый о полиэтилен. Гильза притянулась и к пенопласту и к полиэтилену.
Учитель: В рассмотренных опытах мы наблюдали действие электрических сил на мелкие тела. Посмотрим, действуют ли электрические силы на более тяжелые тела.
Ответы учеников: В нашем опыте к тяжёлой водопроводной трубе, укреплённой на острие, мы поднесли наэлектризованную палочку. Мы увидели, что труба медленно поворачивается к палочке.
Учитель: Во всех рассмотренных случаях наэлектризованная палочка притягивала твёрдые тела. Могут ли электризоваться жидкости и газы?
Ответы учеников: Если к струйке воды поднести наэлектризованную палочку, то она искривиться., т.к начнёт притягиваться к палочке.
Ответы учеников: Наэлектризованная палочка притягивает и пламя свечи. Пламя отклоняется при приближении заряженной палочки.
Учитель: На самом деле, электризуются все тела.
Учитель: Возникает вопрос, одинаков ли вид заряда, приобретаемый линейкой и кусочком фланели путём трения? Послушаем ответы ребят
Ответы учеников: Мы приблизили кусочек фланели к наэлектризованной им линейке. Мы увидели, что линейка притягивается к фланели. Значит заряды на линейке и кусочке фланели разных видов. Тела, имеющие заряды разного вида, притягиваются друг к другу.
Учитель: Заряды одного знака (оба положительные или оба отрицательные) называют одноимёнными, а заряды разных знаков - разноимёнными. Таким образом, одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные -притягиваются.
В жизни мы часто встречаемся с явлением электризации тел и не задумываемся об этом. Так обстоит дело с электрическим котом. Да-да, вы не ошиблись – электрическим котом.
Вы наверное слышали, что существует на свете электрический угорь и электрический скат. Охотясь, они поражают свои жертвы электрическим разрядом. Ну, а электрический кот? Где водится это загадочное животное? Оказывается, "электротехнические способности" есть у каждого самого обычного кота. Но не каждый кот годится для опытов. Кот нужен смирный, добродушный и чистый. Кот - неряха не подойдет: его шерсть плохо электризуется.
Почему притягиваются мелкие бумажки, мелкие кусочки фольги к наэлектризованной палочке?
Под действием поля палочки часть свободных электронов смещается в нижнюю часть – в часть В. Часть А заряжается положительно, часть В – отрицательно. К палочке ближе часть А, поэтому силы притяжения преобладают над силами отталкивания. В результате чего бумажка притягивается к палочке.
2.Проверка первичного закрепления
Задание №1
Вопрос: Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, применяющихся в текстильной промышленности, и при этом часто путаются и рвутся? Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную влажность воздуха. Зачем это делают?
(нити на гребнях чесальных машин электризуются и прилипают к гребням. Повышенная же влажность препятствует их электризации).
БЛОК 3. Применение изученного материала
1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Задание №2
Вопрос: Если ножовкой распиливать лист какого-нибудь полимера, то опилки прилипают к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатываемая деталь, и другим предметам. Чем это объясняется?
(электризацией полимера при механической обработке).
1. 2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.
Задание№3
В заливе Аляска лежит большой лесистый и гористый остров Кадьяк, отделённый от одноимённого полуострова широким проливом Шелихова. 6 июня 1912 года, когда рыбаки и зверобои, как обычно в это время года, поглядывали на море, ожидая первого в сезоне судна, они неожиданно заметили на северо-западе огромную чёрную тучу и услышали необычайно громкие раскаты грома. Вскоре туча закрыла небо над островом, засверкали молнии, но вместо дождя … посыпался пепел! Пепельный дождь шёл над островом 25 часов подряд. Тьма окутала Кадьяк, и целых трое суток здесь было темно, как ночью. Молния угодила в антенну радиостанции, и островной посёлок лишился связи с материком. Никто не понимал, что происходит.
Вопрос: Объясните образование молний в этом случае. Чем отличается обычная молния от выше описанной молнии?
3.Задание ЕГЭ и ОГЭ
Задание №4
Утром жаркого дня ветер дует с суши на море. Это объясняется тем, что
1)удельная теплоемкость воды больше, чем удельная теплоемкость суши
2)удельная теплоемкость воды меньше, чем удельная теплоемкость суши
3)теплопроводность воды больше, чем теплопроводность суши
4)теплопроводность воды меньше, чем теплопроводность суши
4.Развитие ФГ
Задание №5
3л воды, взятой при температуре 20°C, смешали с водой при температуре 100°C. Температура смеси оказалась равной 40°C. Чему равна масса горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.
5.Систематизация знаний и умений
Задание №6
Почему во время сильной метели в воздухе можно видеть искры?
(Во время сильной метели огромные массы снега стремительно несутся по воздуху. При этом происходит электризация снежинок за счет трения о поверхность земли, о воздух, а также за счет столкновения частиц друг с другом. В воздухе можно видеть искры.)
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.
1.Диагностика или самодиагностика.
Явление электризации лежит в основе одного из методов получения дактилоскопических отпечатков. Объясните этот метод.
(При соприкосновении пальцев с купюрой на ней остаются положительно заряженные частицы золотой пыли, наносимой на купюру, создавая видимые отпечатки.)
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Рефлексия (достигнуто или не достигнуто по образовательным результатам)
Обсуждаем итоги урока, выставляем оценки в журнал.
1.Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?
2.Что было трудным?
3.Что так и осталось непонятным?
2. Домашнее задание.
Рекомендации по ДЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.