“Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

  • docx
  • 28.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Электроскоп.docx

Тема урока: “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.

Проводники – тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.

Непроводники - тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.

Показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.

План урока:

1.      Организационный момент(1 мин.).

2.      Актуализация знаний(7мин.).

3.      Передача учащимся новых знаний(20мин.).

4.      Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию (10 мин.).

5.      Контроль (2 мин.).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Запишем тему сегодняшнего урока: “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”.

Также запишите домашнее задание: §27.

2. Актуализация знаний.

Для актуализации знаний используется видеофрагмент “ Заряжение султанчиков из бумаги”.

Фронтальный опрос.

1.      Каким способом можно получить наэлектризованное тело?

Ответ: Наэлектризованное тело можно получить трением или передачей заряда с одного наэлектризованного тела другому.

2.      Как взаимодействуют друг с другом две эбонитовые палочки, наэлектризованные трением о мех?

Ответ: эбонитовые палочки отталкиваются.

3.      Как показать, что стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шелк, имеет заряд другого рода, чем заряд эбонитовой палочки, наэлектризованной рением о шерсть?

Ответ: Привести палочки во взаимодействие, палочки оттолкнутся. Сделать соответствующий вывод.

4.      Какое физическое явление представлено в данном видеофрагменте?

Ответ: Явление электризации тел при трении.

5.      Почему в данном фрагменте при заряжении султанчика, его лепестки отталкиваются друг от друга.

Ответ: Лепестки Султанчика отталкиваются друг от друга, т.к. имеют электрические заряды одинакового знака.

6.      Как объяснить притяжение двух султанчиков в данном видеофрагменте?

Ответ: Султанчики притягиваются, т.к. один из них имеет положительный электрический заряд, а другой – отрицательный электрический заряд.

7.      Почему в данном видеофрагменте султанчики отталкиваются друг от друга?

Ответ: Султанчики отталкиваются, т.к. имеют электрический заряд одинакового знака.

3. Передача учащимся новых знаний.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо отвечаете.

Теперь подумайте, как при помощи листочков бумаги обнаружить, заряжено ли тело?

Ученики: Нужно поднести бумагу к предмету и посмотреть притягивается или отталкиваются тела.

Учитель: Давайте проделаем следующий опыт. Посмотрите на установку, состоящую из штатива и гильзы, изготовленной из металлической фольги.

Поднесем наэлектризованную эбонитовую палочку к гильзе. Объясните, почему гильза сначала притянулась к палочке, а затем оттолкнулась от нее?

Ученики: Гильза, коснулась палочки, получила от нее отрицательный заряд, поэтому и оттолкнулась.

Учитель: Как можно проверить ваше предположение?

Ученики: Это предположение можно проверить, если к уже заряженной гильзе поднести наэлектризованную стеклянную палочку. Гильза, которая только что оттолкнулась от эбонитовой палочки, притягивается к стеклянной.

Учитель: Верно. Как вы думаете, притягивание и отталкивание может служить индикатором измерения величины заряда?

Ученики: Может.

Учитель: Попробуйте предложить свой способ измерения электрического заряда. Может, существует прибор, который может определить наэлектризовано тело или нет? Вы можете выйти к доске и зарисовать свою схему.

Ваши предложения по своей сути отвечают принципу действия прибора, который называется электроскоп.

Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины. Электроскоп состоит из металлического стержня с листочками, пропущенного через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон закрыт стеклами. Как вы думаете, заряженный электроскоп позволяет обнаружить, каким зарядом наэлектризовано тело?

Ученики: Можно.

Учитель: Давайте попробуем это сделать. Поднесем к незаряженному электроскопу заряженную эбонитовую палочку. Мы видим, что его лепестки разошлись. Если снова поднести заряженную эбонитовую палочку, то его лепестки разошлись еще сильнее. Приближая к электроскопу тело, заряженное противоположным по знаку зарядом, видим, что угол между листочками электроскопа уменьшится.

Как по отклонению лепестков электроскопа определить увеличился или уменьшился его заряд?

Ученики: Чем больше угол, на который разойдутся лепестки электроскопа при его электризации, тем сильнее он наэлектризован. Значит, тем больший электрический заряд на нем находится.

Учитель: Давайте возьмем еще один электроскоп. С помощью чего можно передать заряд с одного электроскопа на другой?

Ученики: Нужно взять металлическую палочку и соединить ей два электроскопа. Заряд перейдет с одного электроскопа на другой.

Учитель: Верно. А если взять пластмассовую палочку, сможем ли мы передать заряд с одного электроскопа на другой?

Ученики: Нет.

Учитель: Верно. Давайте это проверим. Какой можно сделать вывод из проведенного опыта?

Ученики: Есть тела, которые передают заряды с одного тела другому, и тела, которые не передают заряды с одного тела другому.

Учитель: Верно. Такие тела называют проводниками. Давайте запишем.

Проводники – тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.

Непроводники - тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.

Хорошие проводники электричества – это металлы, почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами, щелочами. Непроводниками электричества являются эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмасса, шелк, масла.

4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию.

Учитель: Давайте возьмем электрометр и убедимся, что это тоже прибор, который позволяет обнаружить электрические заряды и приблизительно определить их величины. Чтобы это сделать, вы должны найти сходства и различия в строении и действии электрометра и электроскопа. Затем, сделать соответствующий вывод.

К доске вызывается ученик, который выполняет задание.

Учитель: Покажите, что тело имеет электрический заряд, и приблизительно определите их величины при помощи электроскопа и электрометра.

Используются тела: эбонитовая палочка, стеклянная палочка, органическое стекло.

Учитель: Проверьте, что алюминиевая, медная и свинцовая палочки являются проводниками. Докажите, что эбонит, и резина не проводят электричество. Можно использовать электрометр и электроскоп.

К доске вызываются ученики, которые по очереди выполняют задания.

5. Контроль.

•        Продолжите фразу: Простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины называется ………….

•        Продолжите фразу: Проводники – это ………………

•        Продолжите фразу: Непроводники –это ……………..

Учитель: Спасибо за урок. До свидания!