Тема урока: “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”
Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
Проводники – тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.
Непроводники - тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.
Показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
План урока:
1. Организационный момент(1 мин.).
2. Актуализация знаний(7мин.).
3. Передача учащимся новых знаний(20мин.).
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию (10 мин.).
5. Контроль (2 мин.).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Запишем тему сегодняшнего урока: “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”.
Также запишите домашнее задание: §27.
2. Актуализация знаний.
Для актуализации знаний используется видеофрагмент “ Заряжение султанчиков из бумаги”.
Фронтальный опрос.
1. Каким способом можно получить наэлектризованное тело?
Ответ: Наэлектризованное тело можно получить трением или передачей заряда с одного наэлектризованного тела другому.
2. Как взаимодействуют друг с другом две эбонитовые палочки, наэлектризованные трением о мех?
Ответ: эбонитовые палочки отталкиваются.
3. Как показать, что стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шелк, имеет заряд другого рода, чем заряд эбонитовой палочки, наэлектризованной рением о шерсть?
Ответ: Привести палочки во взаимодействие, палочки оттолкнутся. Сделать соответствующий вывод.
4. Какое физическое явление представлено в данном видеофрагменте?
Ответ: Явление электризации тел при трении.
5. Почему в данном фрагменте при заряжении султанчика, его лепестки отталкиваются друг от друга.
Ответ: Лепестки Султанчика отталкиваются друг от друга, т.к. имеют электрические заряды одинакового знака.
6. Как объяснить притяжение двух султанчиков в данном видеофрагменте?
Ответ: Султанчики притягиваются, т.к. один из них имеет положительный электрический заряд, а другой – отрицательный электрический заряд.
7. Почему в данном видеофрагменте султанчики отталкиваются друг от друга?
Ответ: Султанчики отталкиваются, т.к. имеют электрический заряд одинакового знака.
3. Передача учащимся новых знаний.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо отвечаете.
Теперь подумайте, как при помощи листочков бумаги обнаружить, заряжено ли тело?
Ученики: Нужно поднести бумагу к предмету и посмотреть притягивается или отталкиваются тела.
Учитель: Давайте проделаем следующий опыт. Посмотрите на установку, состоящую из штатива и гильзы, изготовленной из металлической фольги.
Поднесем наэлектризованную эбонитовую палочку к гильзе. Объясните, почему гильза сначала притянулась к палочке, а затем оттолкнулась от нее?
Ученики: Гильза, коснулась палочки, получила от нее отрицательный заряд, поэтому и оттолкнулась.
Учитель: Как можно проверить ваше предположение?
Ученики: Это предположение можно проверить, если к уже заряженной гильзе поднести наэлектризованную стеклянную палочку. Гильза, которая только что оттолкнулась от эбонитовой палочки, притягивается к стеклянной.
Учитель: Верно. Как вы думаете, притягивание и отталкивание может служить индикатором измерения величины заряда?
Ученики: Может.
Учитель: Попробуйте предложить свой способ измерения электрического заряда. Может, существует прибор, который может определить наэлектризовано тело или нет? Вы можете выйти к доске и зарисовать свою схему.
Ваши предложения по своей сути отвечают принципу действия прибора, который называется электроскоп.
Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины. Электроскоп состоит из металлического стержня с листочками, пропущенного через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон закрыт стеклами. Как вы думаете, заряженный электроскоп позволяет обнаружить, каким зарядом наэлектризовано тело?
Ученики: Можно.
Учитель: Давайте попробуем это сделать. Поднесем к незаряженному электроскопу заряженную эбонитовую палочку. Мы видим, что его лепестки разошлись. Если снова поднести заряженную эбонитовую палочку, то его лепестки разошлись еще сильнее. Приближая к электроскопу тело, заряженное противоположным по знаку зарядом, видим, что угол между листочками электроскопа уменьшится.
Как по отклонению лепестков электроскопа определить увеличился или уменьшился его заряд?
Ученики: Чем больше угол, на который разойдутся лепестки электроскопа при его электризации, тем сильнее он наэлектризован. Значит, тем больший электрический заряд на нем находится.
Учитель: Давайте возьмем еще один электроскоп. С помощью чего можно передать заряд с одного электроскопа на другой?
Ученики: Нужно взять металлическую палочку и соединить ей два электроскопа. Заряд перейдет с одного электроскопа на другой.
Учитель: Верно. А если взять пластмассовую палочку, сможем ли мы передать заряд с одного электроскопа на другой?
Ученики: Нет.
Учитель: Верно. Давайте это проверим. Какой можно сделать вывод из проведенного опыта?
Ученики: Есть тела, которые передают заряды с одного тела другому, и тела, которые не передают заряды с одного тела другому.
Учитель: Верно. Такие тела называют проводниками. Давайте запишем.
Проводники – тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.
Непроводники - тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.
Хорошие проводники электричества – это металлы, почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами, щелочами. Непроводниками электричества являются эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмасса, шелк, масла.
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию.
Учитель: Давайте возьмем электрометр и убедимся, что это тоже прибор, который позволяет обнаружить электрические заряды и приблизительно определить их величины. Чтобы это сделать, вы должны найти сходства и различия в строении и действии электрометра и электроскопа. Затем, сделать соответствующий вывод.
К доске вызывается ученик, который выполняет задание.
Учитель: Покажите, что тело имеет электрический заряд, и приблизительно определите их величины при помощи электроскопа и электрометра.
Используются тела: эбонитовая палочка, стеклянная палочка, органическое стекло.
Учитель: Проверьте, что алюминиевая, медная и свинцовая палочки являются проводниками. Докажите, что эбонит, и резина не проводят электричество. Можно использовать электрометр и электроскоп.
К доске вызываются ученики, которые по очереди выполняют задания.
5. Контроль.
• Продолжите фразу: Простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины называется ………….
• Продолжите фразу: Проводники – это ………………
• Продолжите фразу: Непроводники –это ……………..
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.