Учащиеся коррекционной школы испытывают трудности в понимании лексического значения слов, особенно на нравственно-эстетические темы. Для более полного раскрытия значения таких слов был применён исследовательский метод. Ребята исследовали такие слова, как любовь, правда, память, прощение, милосердие, верность, свобода, эгоизм, и др. В данной работе было исследовано слово "дружба". Такая работа помогает не только раскрыть и понять значение слов, но и помогает детям становиться добрыми, честными, правдивыми, учит ребят ценить дружбу, уметь прощать, помогать слабому, помнить добро.
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающих, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школаинтернат №2»
Элементы проектной деятельности
на уроках русского языка в
коррекционной школе 8 вида
Исследование проводили:
учащиеся 8 класса,
учитель русского языка Н. Б. Солопова
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Метод работы
3. Цели и задачи
4. Задания по группам
5. Исследование слова ДРУЖБА
6. Список литературы
Пояснительная записка
Главная задача коррекционной школы это развитие устной и
письменной речи у отсталых школьников. И каждого учителя волнует
практическая сторона – как организовать работу по овладению
учащимися норм развитой речи, какие виды упражнений дают более
ощутимые результаты, какие методы и приемы работы, можно применить
в коррекционной
школе; как обеспечить индивидуальный и
дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно
отсталых учащихся.
В работе на уроках русского языка используются практически
все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение
нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнения,
практические и самостоятельные работы, и т.д.
Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной
школы считается исследовательский метод. Конечно, в практике
общеобразовательной школы возможно применение этого метода в
«чистом» виде: учитель ставит перед классом проблемную задачу, а
учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый их
шаг предполагает творческую деятельность, и к целостному решению
проблемы приходит весь класс.
В коррекционной же школе очень трудно на практике применить
исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом,
орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа
повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и
искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал,
сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы,
выбирать правильные варианты ответов, дифференцировать знания,
запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные
понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и
обобщения.
.
В коррекционной школе коллективное исследование является наиболее
эффективным, так как каждый учащийся при этом вносит свой вклад в
работу, соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат
общей работы. Это способствует снижению уровня тревожности учащихся и
повышению мотивации к учению.
Метод работы:
Чтобы понять, вначале
нужно почувствовать.
К. Станиславский
Словарная работа в коррекционной школе представляет собой
проводимых
способствующих усвоению учащимися лексических,
норм
целенаправленных
произносительных
орфографических
систематически
совокупность
упражнений,
грамматических,
литературного языка.
и
и
В зависимости от того, какие цели ставит учитель при работе над
словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:
может преследовать грамматические цели;
может проводиться с целью обучения детей правильному
произношению отдельных слов;
может быть направлена на изучение лексического значения слова
не только с позиций формальнограмматических, но в первую очередь, с
нравственноэстетических (слово – живое, очеловеченное) и тем самым
на расширение и углубление словаря учащихся.
и
чем
сложнее
хитроумнее,
Важно показать учащимся, какой своеобразной жизнью
живёт слово, что слово имеет свою «душу», и что слово
«устроено
наиболее
усовершенствованный механизм, что оно ведёт себя иной раз
причудливее и непонятнее любого живого существа…» (Л.
Ушинский).
Основополагающий вопрос:
изучение словарных слов с нравственноэстетических позиций;
Проблемный вопрос:
понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова,
понять «душу» слова;
Цели:
изучить слово в основных разделах школьного курса;
развивать способность и умение чувствовать слово;
научить детей исследовать слово;
привить интерес к русскому языку;
Задачи:
совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
разработать правила работы в группах;
формировать навыки работы в группах;
приобретать навыки работы с информационными текстами;
Этапы работы:
1. Подготовительный
Созданы 4 группы учащихся 8 класса. Определены темы.
2. Исследовательский
Каждая группа выполняет задание по данной теме.
3. Изучение литературы, поиск других источников информации.
Коллективно с помощью учителя систематизируют собранные
данные и подводят итог.
4. Подготовка презентации
5. Защита презентации перед учащимися 59 классов.
Задания:
1 группа
Проникаю в тайну слова:
1. Найти лексическое значение слова по толковому словарю С.И. Ожегова.
2. Образовать группы слов:
Словадрузья
Словавраги
Словародственники
Размышляю о «душе» слова:
1. Дать описание слова с нравственноэстетической, человеческой точки
2 группа
зрения.
2. Найти стихи об этом слове.
3 группа
Народная мудрость:
1. Найти пословицы и поговорки об этом слове.
4 группа
Умные мысли:
3. Найти высказывания известных поэтов, писателей, философов об этом
слове.
Включаю слово в текст:
4. Составить рассказ или найти произведение, в котором слово «живёт»,
раскрывает своё значение в полном объёме.
5. Сделать вывод.
Результаты исследования:
Защита презентации перед учащимися 59 классов
СЛОВО ДРУЖБА
1. Проникаю в тайну слова:
Дружба (общеславянское слово)
Словарь Ожегова С. И.
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.
Слова – друзья (синонимы) слова – враги (антонимы)
дружество, дружелюбие, лад, мир, вражда
согласие, любовь, единение, общение
Слова – родственники
друг
дружный
дружелюбный
дружеский
дружище
дружественный
2. Размышляю о «душе» слова:
•
(приятное, радостное, надёжное, светлое, человечное)
Монолог о дружбе.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Если друг твой чтото, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.
Л. Измайлова
3. Народная мудрость:
Дружба великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
Дружба любит дело.
Скатерть со стола — и дружба сплыла.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
За дружбу дружбой платят.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Друга на деньги не купишь.
Друг твоё зеркало.
Не в службу, а в дружбу.
Для дорогого друга ворота настежь.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Единственный способ иметь друга это быть другом.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
Не бросай друга в несчастье.
Не годы сближают людей, а минуты.
Не поспоришь не подружишь.
Нет друга ищи, нашёл береги.
Одёжа хороша новая, а друг старый.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
4. Умные мысли:
Бог дарует нам родственников; друзей, слава богу, мы выбираем сами.
Э. Мамфорд
Ложные друзья, подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим на солнце, и тотчас
покидают нас, как только мы вступаем в тень.
КаролинаАнна Бови
Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали для самих себя!
М.Т. Цицерон
Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.
И.В. Гете
Самое трудное в дружбе быть вровень с тем, кто ниже тебя. Если ты в силах оказать
другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.
М.Т. Цицерон
Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы
высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность.
М.Т. Цицерон
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет
назвать, сколько он имеет друзей, настолько они не в цене.
Сократ
Человек, живущий одиноко, существует только наполовину.
П. Буас
Глаза дружбы редко ошибаются.
Вольтер
Кто себе друзей не ищет, самому себе тот враг.
Ш. Руставели
Слово в тексте:
В. Осеева
До первого дождя
Рассказ о дружбе
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То
Маша заходила за Таней, то Таня за Машей.
Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша
была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
Сними свой плащ, мы накроемся вместе! крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну! нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как
же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, сказала Таня.
Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув
на Машу, покачала головой. Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
Подводим итог:
Существуют ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:
1. Один за всех, и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя чтото очень хорошо получилось.
Не сердись и не падай духом, если у тебя что – то не получилось.
6. Помоги друзьям в беде.
7. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Если соблюдать эти правила, радоваться успехам других людей, не стесняться
признавать свои ошибки, то можно найти себе настоящего друга и дружбу с
ним сохранить не только в школе, но и на всю жизнь.
Список литературы:
М.:
как
исследователь. М.,
для
Загвязинский
учителя.
В.И. Учитель
1.Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы//
Начальная школа, 2011, № 6. С. 15.
2. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского
языка// Русский язык, 2007, №14. С. 3536.
3. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения:
Просвещение1990.
Книга
4.
1980
5. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под. ред.
Дульнева Г.М. – М., Педагогика, 1971.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. (Текст): учеб. Пособие. – М.: Издательский центр
«Академия», 1999.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:
пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М.: АРКТИ, 2003 г.
8. Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе
воспитания учащихся вспомогательной школыинтерната. / Дефектология. –
1995г. – № 2. – с.2226.
9. Щербакова С.Л. и др. Организация проектной деятельности в школе: :
Учитель, 2009 г.
Интернет ресурсы:
1. festival.1september.ru
2. www. mepobr.ru
3. www . zavuch.info