Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее вре¬мя актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенси¬фикации процесса обучения и к увеличению общей нагрузки.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей - тре¬вожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность - оче¬видная реальность современной школы, фон ее учебного процесса. Современ¬ная школа с ее повышенными психоэмоциональными нагрузками зачастую ока¬зывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие. То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, форми¬рующим здоровье детей, доказывается и тем, что в специализированныхПроблема охраны психического и физического здоровья в настоящее вре¬мя актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенси¬фикации процесса обучения и к увеличению общей нагрузки.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей - тре¬вожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность - оче¬видная реальность современной школы, фон ее учебного процесса. Современ¬ная школа с ее повышенными психоэмоциональными нагрузками зачастую ока¬зывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие. То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, форми¬рующим здоровье детей, доказывается и тем, что в специализированных
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее время актуальна в связи с
преобразованиями в школе, которые привели к интенсификации процесса обучения и к увеличению
общей нагрузки.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей тревожность, агрессивность,
ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность очевидная реальность современной школы, фон ее
учебного процесса. Современная школа с ее повышенными психоэмоциональными нагрузками
зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие. То, что
именно условия школьной жизни являются основным фактором, формирующим здоровье детей,
доказывается и тем, что в специализированных школах, гимназиях с углубленным изучением ряда
предметов и, соответственно, с большей нагрузкой на организм, состояние здоровья детей, как
правило, хуже, чем в обычных школах. И не секрет, что данные проявления снижают не только
качество учебного процесса, но и крайне неблагоприятно влияют на жизнь школьников.
Иметь возможность учить и учиться с наслаждением вековечная мечта учителей и учеников.
Проблема возбуждения и подержания положительных эмоций на занятиях физкультурой по
прежнему остается одной из самых неразработанных в теории и методике физического воспитания.
В связи с этим, одной из самых важных задач нашей работы с младшими школьниками явилось
создание эмоциональноблагоприятных психологических условий для обучения каждого ребенка.
Реализации данной задачи способствовало эстетическое и материальнотехническое оснащение
рабочего места. Плавательный бассейн был оформлен в стиле «тропического острова» с его
необыкновенной, удивительной, красивой флорой и фауной. Все это побуждает у детей
положительные эмоции: чувство радости, удовольствия, наслаждения.
Для выявления эффективности реализации комплексных мероприятий по созданию
благоприятных эмоциональнопсихологических условий нами била использована методика
«Цветовой рейтинг предметов» (ее модифицированный вариант). Данная методика основана на
восьмицветовом тесте М.Лютера.
Прежде всего, в качестве стимульного материала мы
использовали 8 основных цветов выделенных Люптером, вовторых, при интерпретации цветовой
картины но каждому ребенку, опирались на характеристики цветов по Люшеру. Метод цветовых
выборов лишен транскультурных аспектов и не провоцирует реакций защитною характера.
Методика «Цветовой рейтинг предметов» выявляет не только осознанное, субъективное
отношение испытуемой) к цветовым эталонам, но также неосознанные реакции на них. что
позволяет считать метод глубинным, проективным. Цветовое видение связано с субъективным
опытом, а также с тесным переплетением психологических аспектов актуального состояния
человека с Симпатикопарасимпатическими характеристиками, связанными с функцией гипофиза.
Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую
активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей.
Методика «Цветовой рейтинг» была проведена с группой обучающихся 2 4 классов,
посещающих занятия в плавательном бассейне.
Анализ полученных результатов позволяет нам говорить о том, что уровень эмоционального
благополучия на уроках физкультуры имеет положительную динамику. Так процент выборов
красного, желтого и зеленого цветов, относящихся к группе эмоционально благополучных,
активных и работоспособных, возрастает из года в год. Выборы же черного и коричневого цветов,
обозначающие неблагополучное, нерабочее состояние на уроке, напротив, сокращаются.
Доминирующим является эмоционально благополучное, однако пассивное состояние (о наличии
данного состояния свидетельствуют выборы цветов: синего, фиолетового и серо то). Большинство
обучающихся ассоциируют занятия в бассейне с сипим цветом, что означает, с точки зрения
психологии,
эмоциональную стабильность,
умиротворенность чувств, удовлетворенность, тенденцию к эмоциональному комфорту и покою.
потребность в отдыхе,
состояние покоя,
Важным моментом является и то, что на эмоциональное состояние ребенка влияют различные
факторы: настроение с каким он пришел из дома, его взаимоотношения с одноклассниками,
успешность по данному предмету, и еще многие факторы, которые могут быть косвенными,
бессознательными. Тог да возникает вопрос: а правомерно ли изучать эмоциональное состояние
обучающихся на уроках, если учитель не в состоянии изменить многие из этих факторов? Имеяопыт работы но данной методике в течение многих лет, мы отвечаем на данный вопрос
положительно. Да, безусловно, учитель не может изменить многие УСЛОВИЯ жизнедеятельности
ребенка, но научить его переключать внимание с одного события на другое, помогать ему
справиться с одолевающими эмоциями, создать условия для «сбрасывания» этих негативных
эмоций, а иногда просто разделить с ребенком его переживания, проявить к нему эмпатию учитель
в состоянии прямо на уроке Именно такое отношение учителя к детям способствует
эмоциональному комфорту на занятиях в плавательном бассейне и помогает преодолевать
различные трудности в обучении.
Таким образом, созданные нами условия положительно влияют па психоэмоциональную сферу
обучающихся, обеспечивают преобладание положительных эмоций, способствуют повышению
работоспособности и эффективному усвоению двигательных действий.