ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее вре¬мя актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенси¬фикации процесса обучения и к увеличению общей нагрузки. Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей - тре¬вожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность - оче¬видная реальность современной школы, фон ее учебного процесса. Современ¬ная школа с ее повышенными психоэмоциональными нагрузками зачастую ока¬зывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие. То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, форми¬рующим здоровье детей, доказывается и тем, что в специализированныхПроблема охраны психического и физического здоровья в настоящее вре¬мя актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенси¬фикации процесса обучения и к увеличению общей нагрузки. Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей - тре¬вожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность - оче¬видная реальность современной школы, фон ее учебного процесса. Современ¬ная школа с ее повышенными психоэмоциональными нагрузками зачастую ока¬зывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие. То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, форми¬рующим здоровье детей, доказывается и тем, что в специализированных
Иконка файла материала statya_7.docx
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее время актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенсификации процесса обучения и к увеличению общей нагрузки. Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей ­ тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность ­ очевидная реальность современной школы, фон ее учебного   процесса.   Современная  школа  с   ее   повышенными  психоэмоциональными  нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие. То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, формирующим здоровье детей, доказывается и тем, что в специализированных школах, гимназиях с углубленным изучением ряда предметов и, соответственно, с большей нагрузкой на организм, состояние здоровья детей, как правило, хуже, чем в обычных школах. И не секрет, что данные проявления  снижают  не  только качество учебного процесса, но и крайне неблагоприятно влияют на жизнь школьников. Иметь возможность учить и учиться с наслаждением ­ вековечная мечта учителей и учеников. Проблема   возбуждения   и   подержания   положительных   эмоций   на   занятиях   физкультурой   по­ прежнему остается одной из самых неразработанных в теории и методике физического воспитания. В связи с этим, одной из самых важных задач нашей работы с младшими школьниками явилось создание эмоционально­благоприятных психологических условий для обучения каждого ребенка. Реализации   данной   задачи   способствовало   эстетическое   и   материально­техническое   оснащение рабочего   места.   Плавательный   бассейн   был   оформлен   в   стиле   «тропического   острова»   с   его необыкновенной,   удивительной,   красивой   флорой   и  фауной.  Все  это  побуждает   у   детей положительные эмоции: чувство радости, удовольствия, наслаждения. Для  выявления   эффективности   реализации  комплексных   мероприятий   по  созданию благоприятных  эмоционально­психологических   условий   нами   била   использована   методика «Цветовой рейтинг предметов» (ее модифицированный  вариант).  Данная методика основана на восьмицветовом  тесте   М.Лютера.  Прежде   всего,   в   качестве   стимульного   материала   мы использовали 8 основных цветов выделенных Люптером, во­вторых, при интерпретации цветовой картины но каждому ребенку, опирались на характеристики цветов по Люшеру. Метод цветовых выборов   лишен   транскультурных   аспектов   и   не   провоцирует   реакций   защитною   характера. Методика   «Цветовой   рейтинг   предметов»  выявляет  не   только   осознанное,   субъективное отношение   испытуемой)   к   цветовым   эталонам,   но   также   неосознанные   реакции   на   них.   что позволяет   считать   метод  глубинным,   проективным.   Цветовое   видение   связано   с   субъективным опытом,   а   также   с   тесным   переплетением   психологических   аспектов   актуального  состояния человека с Симпатико­парасимпатическими характеристиками, связанными с функцией гипофиза. Они,   как   известно,   в   значительной   степени   влияют   на   фон   настроения,  общую   психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика  «Цветовой  рейтинг»   была   проведена   с  группой  обучающихся   2­   4   классов, посещающих занятия в плавательном бассейне. Анализ полученных  результатов  позволяет нам говорить о том, что  уровень эмоционального благополучия   на   уроках  физкультуры  имеет   положительную  динамику.  Так   процент   выборов красного,   желтого   и   зеленого   цветов,   относящихся   к  группе  эмоционально   благополучных, активных и работоспособных, возрастает из года в год. Выборы же черного и коричневого цветов, обозначающие   неблагополучное,   нерабочее   состояние   на   уроке,   напротив,   сокращаются. Доминирующим  является  эмоционально  благополучное, однако пассивное состояние (о  наличии данного состояния свидетельствуют выборы цветов: синего, фиолетового и серо­ то). Большинство обучающихся   ассоциируют   занятия   в   бассейне   с   сипим   цветом,   что   означает,   с   точки   зрения психологии,   эмоциональную   стабильность, умиротворенность чувств, удовлетворенность, тенденцию к эмоциональному комфорту и покою.   потребность   в   отдыхе,   состояние   покоя, Важным моментом является и то, что на эмоциональное состояние ребенка влияют различные факторы:   настроение   с   каким   он   пришел   из   дома,   его   взаимоотношения   с  одноклассниками, успешность   по   данному   предмету,   и   еще   многие   факторы,   которые   могут   быть   косвенными, бессознательными. Тог да возникает­ вопрос: а правомерно ли изучать  эмоциональное  состояние обучающихся на уроках, если учитель не в состоянии изменить многие из этих факторов? Имеяопыт   работы   но   данной   методике   в   течение  многих  лет,   мы   отвечаем  на   данный  вопрос положительно. Да, безусловно, учитель не может изменить многие  УСЛОВИЯ  жизнедеятельности ребенка,   но   научить   его   переключать   внимание   с   одного  события  на  другое,   помогать  ему справиться   с   одолевающими   эмоциями,   создать   условия   для   «сбрасывания»   этих   негативных эмоций, а иногда просто разделить с ребенком его переживания, проявить к нему эмпатию учитель в   состоянии   прямо   на   уроке   Именно   такое   отношение  учителя  к   детям   способствует эмоциональному   комфорту   на   занятиях   в  плавательном  бассейне   и   помогает  преодолевать различные трудности в обучении. Таким образом, созданные нами условия положительно влияют па психоэмоциональную сферу обучающихся,   обеспечивают   преобладание  положительных  эмоций,   способствуют   повышению работоспособности и эффективному усвоению двигательных действий.