Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 7 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему Музыкальный образ-
Эпические образы
Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 7 класса
По программе В. . Алеева .Т. Науменко
На тему Музыкальный образ Эпические образы
Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут
долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в
атмосферу своеобразного эпического колорита.
Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является
операбылина «Садко» Н. РимскогоКорсакова. Именно русские былины,
ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают
ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом
писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а
также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы
целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Поэтому в
либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными
особенностями».
Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного
стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового
вступления, носящего название «Окианморе синее». Окианморе числится в
списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя
и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных
сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной
царь – герой баллады Шуберта. Однако как поразному показаны эти
сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида
музыкальной образности!
Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает
нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная
речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения,
нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.
Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с
«Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в
лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на
дно «окианморя»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также
выявляется уже в первых ее тактах. Не протяжённость сюжета представлена в
музыкальном образе вступления «Окианморе синее», а поэтическая прелесть
этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке
вступления: не грозной, не могучей, а чарующефантастической.
Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская
вода.
В опере «Садко» с её образом связана большая часть сюжетных событий, и
уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими,
наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и
величавыми, в духе народных былин.
Такова музыкальная интерпретация различных типов образности, характерной
не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические,
драматические, эпические образные сферы образуют свои собственные
содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её
сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных
средств.
О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы
будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в
каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый
мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение иногда одной
единственной ноты может в корне менять её содержание, её воздействие на
слушателя.
Вопросы и задания:
Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении одновременно
или многопланово и почему?
Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический,
эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?
Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и
сложный образ?
Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание
музыки? Объясните это на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».Почему при создании оперы «Садко» Н. РимскийКорсаков использовал
подлинные былины и песни?
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/muzykalnyyobraz