Эпические образы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 7 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему Музыкальный образ- Эпические образы Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  7 класса                              По программе В. . Алеева .Т. Науменко                                          На  тему    Музыкальный образ­ Эпические образы Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут  долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в  атмосферу своеобразного эпического колорита. Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера­былина «Садко» Н. Римского­Корсакова. Именно русские былины,  ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом  писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а  также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы  целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Поэтому в  либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными  особенностями». Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного  стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового  вступления, носящего название «Окиан­море синее». Окиан­море числится в  списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных  сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной  царь – герой баллады Шуберта. Однако как по­разному показаны эти  сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида  музыкальной образности! Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает  нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная  речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения,  нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов. Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с  «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в  лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на  дно «окиан­моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также  выявляется уже в первых ее тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан­море синее», а поэтическая прелесть  этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе­фантастической.  Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода. В опере «Садко» с её образом связана большая часть сюжетных событий, и  уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими,  наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и  величавыми, в духе народных былин. Такова музыкальная интерпретация различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические,  драматические, эпические образные сферы образуют свои собственные  содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её  сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных  средств. О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы  будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в  каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый  мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение ­ иногда одной­ единственной ноты ­ может в корне менять её содержание, её воздействие на  слушателя. Вопросы и задания: Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении ­ одновременно  или многопланово и почему? Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический,  эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения? Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и  сложный образ? Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание  музыки? Объясните это на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».Почему при создании оперы «Садко» Н. Римский­Корсаков использовал  подлинные былины и песни? Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/muzykalnyy­obraz