Эссе: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей» (Антон Лигов.)
Я всегда считала, что учитель должен быть примером для своих учеников. Чтобы привить любовь к чему-то - будь то спорт, шахматы, оригами, вязание, танцы - учитель должен сам очень сильно любить дело, которым хочет увлечь детей.
Я родилась в большой семье, в селе В-Шергольджин, Красночикойского района. В восьмилетнем возрасте старшие братья и сёстры привели меня на шахматный кружок. Посещали кружок многие деревенские дети от 7 до 15 лет. Приходили играть и взрослые.
Я подолгу наблюдала за тем, как волшебные фигурки двигаются по шахматной доске, и пыталась повторять действия старших. Никто меня не воспринимал всерьёз, никто не хотел учить этой мудрой игре…
И чем больше меня игнорировали, тем сильнее росло во мне упрямое желание научиться играть. Я научилась сама! Проигрывала партию за партией и всё равно упрямо садилась за доску. Ходила с шахматами за сестрами и братьями и умоляла поиграть. Постепенно начала выигрывать у них партию за партией. Ещё тогда я поняла, что только упорство и ежедневные тренировки принесут желаемый результат, и всегда говорю об этом своим ученикам.
С тех пор прошло много лет, но я помню свой первый турнир… Это были районные соревнования и проводились они в Красном Чикое. 10 команд из разных школ района принимали участие в этих соревнованиях. Наша сборная состояла из двух девочек и восьми мальчиков. Я заняла второе место, набрав 8 очков из 9. Это был мой первый успех! Я проиграла всего одну партию. Свою первую проигранную партию я тоже запомнила на всю жизнь. Мне, деревенской девчонке, впервые выбравшейся из своего села, было 10 лет, а моей сопернице, очень красивой, эффектной поселковой девочке, - лет 14. Я наблюдала за игрой этой девочки, изучила манеру её игры, отметила для себя её «просчёты» и слабые стороны. Убедилась, что играет она намного слабее меня и была уверена в своей скорой победе. Но, как говорят, не тут-то было. После этой игры-проигрыша я сделала ещё один вывод: нельзя недооценивать противника. Никогда! Об этом всегда напоминаю своим ученикам:
- Никогда не недооценивайте противника!
Навсегда запомнила, как я была морально подавлена тем, как вела себя эта девочка. Она высокомерно оглядела меня с ног до головы, развалилась на стуле и каждый мой ход комментировала: «Ну, что ж, неплохо. А этот ход так себе!» – Зевала, усмехалась, барабанила пальцами по столу, что очень меня отвлекало, болтала с подругами. Я проиграла - слёзы душили меня не из-за проигранной партии, а из-за унижения, которое я испытала. Поэтому своим ученикам я рассказываю эту историю, чтобы они извлекли урок о недопустимости такого поведения за игрой и выработали правило поведения игрока - уважай соперника! Тогда я нашла силы не отчаяться, открылось второе дыхание и - все последующие партии мной были выиграны! Возможно, это говорит о силе характера, об упорстве в достижении цели, об умении сконцентрироваться, сжать волю в кулак. Именно шахматы воспитали во мне эти качества. Я могу уверенно сказать, что данные качества действительно приоритетны в шахматах!
В течение уже более 20 лет на ежегодных спартакиадах учителей Оловяннинского района занимаю призовые места.
Несколько лет назад Пандито Хамба Лама Дамба Аюшеев снова зажёг погасшее было пламя всеобщего восхищения шахматами на моей малой родине. Ежегодно в селе Бурсамон, Красночикойского района, проводится чтение священной книги «Ганжур». На это священнодействие съезжаются ламы из всех дацанов России. Кроме паломников на праздник съезжаются борцы, шахматисты из Бурятии, Монголии и Красночикойского района Забайкалья, чтобы померяться силой мышц, ума, интеллекта. В турнире шахматистов на равных участвуют мужчины, женщины и подростки. Мне уже пятьдесят лет и живу я в Оловяннинском районе, но каждый год стараюсь приехать на малую родину и принять участие в соревнованиях по шахматам на празднике «Ганжур». В первый год я заняла первое место, на следующий год - 2 место. Тренер Кяхтинской команды сказал мне: «Я с большим интересом несколько дней наблюдаю за вашей игрой и не могу понять, к какой шахматной школе вас отнести. У вас слабо поставлен дебют, миттельшпиль и эндшпиль вообще не поддаются никакой логике. Кажется, что партия проиграна, но вы упорно ведёте какую-то непонятную комбинацию и умудряетесь выигрывать! У вас либо огромный дар, либо стальные нервы и сильный характер!». Он не ошибается: кроме огромной, благоговейной любви к шахматам, огромного желания победить, терпения и силы духа у меня достаточных знаний комбинаций, теоретических знаний.
Я сделала ещё один вывод - только во время соревнований шахматисты учатся мастерству друг у друга. Своим ученикам я всегда говорю:
-Не расстраивайтесь, если проиграли. Знайте: проигрывая с достоинством, вы побеждаете самого себя и самое важное - приобретаете практический опыт. Играя с более сильным игроком, вы учитесь его мастерству. Каждая игра - это приобретение опыта. Отрицательный опыт - это тоже опыт! Играя со слабым игроком, вы не получите ни морального удовлетворения, ни опыта.
Не могу назвать своё увлечение шахматами хобби или фанатизмом. Это что-то большее для меня. Что-то трепетное, сильное, высокое!
Итак, по собственному опыту я могу сказать, что шахматы воспитывают такие качества личности, как трудолюбие, ответственность, силу воли, благородство, твёрдость духа и стойкость характера.
Это моё мнение. Но, может быть, я ошибаюсь? Что же думают об этом знаменитые люди?
«Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд.» В.В.Путин.
«Церковь не против шахмат, поскольку в отличие от азартных игр, духовно разрушающих человека, шахматы привносят в нашу жизнь только доброе и хорошее, а значит, укрепляют нас также и с нравственной стороны...»Митрополит Алексий (Поликарпов)
Опытный шахматный педагог и методист, замечательных учебных книг по которым я обучаю своих детей, И. Г. Сухин отмечает: «Шахматы стимулируют самостоятельность мышления, награждая поиски нетривиальных решений эстетическим чувством прекрасного. Шахматы учат творчеству».
Анатолий Алипов сказал: «В первую очередь шахматы развивают мышление, логику. Постоянный анализ позиций способствует формированию аналитического склада ума. Также они учат трудолюбию, выдержке. Ребенок начинает понимать, что без труда успеха не добиться. Помогают шахматы стать более внимательным. Также очень важно, что они уводят детей с улиц. В этом проявляется их воспитательный потенциал. Шахматист должен иметь бойцовский характер, волю, трудолюбие, соблюдать режим. Часто у ребенка есть задатки, но нет трудолюбия. Или наоборот. Ребенок может не знать и десятой части того, что знает другой в его возрасте, но за счет постоянной, упорной работы со временем окажется намного сильнее».
Я не нашла ни одной статьи, ни одной фразы, в которой бы говорилось о шахматах отрицательно. Церковь, правительство, великие гроссмейстеры, педагоги, тренеры, простые обыватели - восхищаются этой удивительной игрой. Все понимают великую силу воспитания детей шахматами.
Я вижу свою заслугу в том, что мне удалось воспитать в детях любовь к шахматам, воспитать качества, которыми должен обладать шахматист. Наблюдая за своими воспитанниками, могу сказать, что в каждом из них появилась усидчивость и терпение - этого требуют длительные, порой многочасовые партии. Они умеют проигрывать с достоинством и не ищут для игры слабых игроков. Они умеют сопереживать за свою команду во время соревнований, умеют анализировать сыгранные партии, делать выводы. Могу с уверенностью сказать, что у всех них развито чувство собственного достоинства, воля, сильный характер. Помню мальчика-новичка, который во время соревнований, проиграв все партии подряд, заявил детям:
- Я не проиграл, я победил!
Все дети заулыбались:
-Как это ты выиграл?
- Но ведь Мария Балдыновна всегда говорит, что каждый проигрыш - это всё равно выигрыш, что каждая игра с сильными игроками - это приобретение опыта. Я же не заплакал, не убежал, а сыграл все партии до конца. Значит, я победил себя. Правильно, Мария Балдыновна?
На что я ответила:
-Ты большой молодец, что сыграл все партии. Это говорит, что ты, несмотря на неудачи и проигрыши, смог из минусов сделать плюс - победить себя и набраться опыта у более сильных игроков. Ты - действительно победитель! Я горжусь тобой».
Никто больше не смеялся над ним, все старались во время тренировок давать ему практические советы и научить тому, что умеют сами.
Несколько лет назад во время тренировки, играя со своими учениками одновременно на нескольких досках, я проиграла девятилетнему ученику. Все дети были просто ошарашены и начали оправдывать мою оплошность: «Мария Балдыновна играла одновременно с 15 игроками, она устала. Ты выиграл случайно!».
Меня, как будто вылили ушат холодной воды. Моё самолюбие было задето. Как так вышло? Я забыла собственное правило: «Нельзя недооценивать противника!». Но я нашла в себе силы признать поражение и сказать: «Я горжусь тобой! Ты честно выиграл эту партию! Но ты должен постоянно тренироваться и доказывать, что твоя победа не случайность». На следующий день вся школа знала о моём поражении. Все спрашивали меня: «Неужели это правда, что вас выиграл ваш ученик? Признайтесь, что вы поддались».
Так хотелось сказать: «Да, это случайность!», но я всем отвечала: «Это правда! Арсений - молодец! Он честно выиграл».
Арсений в школе стал героем!
В этом году этот мальчик занял третье место на шахматном турнире в посёлке Ясная. Он никогда не пропускает кружок по шахматам, который я веду. Моя ошибка, которая привела к победе ученика, запомнилась не только ему, но и всем моим подопечным. Все они мечтают выиграть своего тренера! Это подстёгивает их к совершенствованию техники в шахматах. Мой единственный проигрыш собственному ученику послужило мощной мотивацией для остальных.
Так что фраза: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей» в моём случае, имеет большое значение в жизни всех детей, которых я тренирую.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.