Мониторинг в образовании
Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе говоря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития. Основная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования.
К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации, программно-инструментальные средства обработки данных. Ведущими функциями мониторинга в образовании являются: информационная, диагностическая, сравнительная и прогностическая. Основная сфера практического применения мониторинга — информационное обеспечение управления качеством образования, осуществляемого различными методами, в том числе и прямым административным вмешательством.
Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связанных с недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в образовании, осуществляемых в государстве, регионе, районе или внутри отдельной школы. Данные мониторинга мотивируют руководство школ и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебного процесса.
Условия эффективного проведения мониторинга. Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых:
- использование системного подхода, обеспечивающего слаженную работу механизма по сбору; обработке, анализу и интерпретаций -информации;
- сочетание количественных и качественных методов измерения в мониторинге; - репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;
- корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;
- репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;
- привлечение к проведению, мониторинга квалифицированных специалистов и преподавателей школ;
- использование качественного инструментария и современного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;
- методическая и финансовая помощь со стороны органов управления образованием разного уровня.
Виды мониторинга
Классификация видов мониторинга. В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его основные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.
Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.
Информационный мониторинг. Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, структуризацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличительной чертой информационного, мониторинга является отсутствие анализа эффектов связи и взаимного влияния показателей, сопоставления результатов мониторинга на различных уровнях управления качеством образования, выявления тенденций в образовании и прогнозирования их влияния на качество образования.
Диагностический мониторинг. Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различными темами или разделами учебного плана большинство учащихся. Диагностический мониторинг может проводиться на различных уровнях. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учебного материала и осуществляют деятельность по диагностическому мониторингу на уровне класса. В районе диагностические системы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо усвоенных умений и навыков;
Сравнительный мониторинг. Сравнительный мониторинг отличается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности. Сравнения проводятся либо по вертикали (территории, регионы, образовательные учреждения), либо по горизонтали (рейтинг школьников, рейтинг территорий и т.д.) на основе анализа количественных оценок по одинаковым показателям и с учетом различных факторов, смещающих оценки. По результатам сравнительного мониторинга обычно принимаются административные решения.
Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связанных с формированием социального заказа и соответствующих потенциалу системы образования. Роль прогностического мониторинга в условиях реформирования российского образования неуклонно возрастает в силу изменений, происходящих в характере управленческих решений на разных уровнях иерархии [5]. Если раньше приоритет принадлежал оперативным управленческим решениям, направленным на текущее функционирование образовательных структур, то сейчас на первый план нередко выходят стратегические решения, нацеленные на развитие системы образования.
Этапы и уровни проведения мониторинга качества образования
Основные этапы мониторинга. При проведении мониторинга, как и при любом эмпирическом исследовании, можно выделить три основных этапа, среди которых:
- подготовка исследования;
-сбор информации-
- обработка информации, ее анализ и интерпретация.
Данные этапы носят обобщенный характер, их конкретизация зависит от целей мониторинга, его вида, выбранной модели проведения и управленческого уровня, на котором принимаются решения (школьный, районный, областной/региональный, федеральный). По мере увеличения охвата учащихся и масштабов в управлении качеством образования развернутый перечень этапов будет меняться в направлении увеличения их числа, а сама система мониторинга будет расширять свои функции и приобретать комплексный характер.
Представление данных. При использовании результатов мониторинга на каждом уровне (например, при формировании общественного мнения относительно ЕГЭ) необходимо согласовать формат и перечень предоставляемых данных с возможностями восприятия той группой пользователей, для которой эта информация предназначена. Под согласованием понимается выбор формата представления данных мониторинга, их объема, языка изложения и необходимых поясняющих материалов для интерпретации.
Информационная безопасность. Для обеспечения информационной безопасности данных мониторинга следует учитывать различные аспекты использования информации в районе или в регионе. К ним относятся:
- хранение информации в виде баз данных и на бумажных носителях;
- систематизация информация, ее структурирование;
- статистическая обработка информации;
- анализ результатов обработки;
- интерпретация данных анализа;
- принятие управленческих решений.
Показатели качества образования и эффективности образовательной деятельности школ
Выбор показателей качества образования. Для реализации выбранной модели мониторинга необходимо составить достаточно полный набор показателей, характеризующих качество образования и эффективность деятельности образовательных учреждений.
Основания по выбору и структурированию совокупности показателей могут быть самыми разными, но в целом совокупность показателей должна:
- обладать достаточной полнотой;
- быть в основной своей части операционализируемой;
- быть признанной и полезной на различных уровнях управления;
- обеспечивать сбор и сообщение информации относительно образовательной деятельности в соответствии с задачами, решаемыми в управлении качеством образования;
- быть нацеленной на ту информацию, которая обладает прогностическими возможностями и является значимой на протяжении нескольких лет;
- обеспечивать надежность, простоту, экономическую целесообразность сбора информации.
В мониторинге качества образования общую совокупность показателей можно разделить на следующие подгруппы:
- показатели качества функционирования образовательных си-.стем;
- показатели качества учебного процесса;
- показатели качества результатов обучения;
- показатели качества инновационной деятельности (использование информационных технологий, передового опыта педагогической науки и практики) при обучении;
- показатели качества, характеризующие материальные вложения в образование;
- показатели качества управления образовательными учреждениями.
Первая группа показателей. Показатели первой группы характеризуют: качество содержания образования, структуры, образовательных программ и форм организации учебного процесса; эффективность реализации целей обучения и воспитания; наличие развитых педагогических технологий, качество работы системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и др.
Необходимо также принимать во внимание группу обобщенных показателей качества образовательных систем, к которым можно отнести характеристики оперативности принятия управленческих решений, наличие информационных возможностей, эффективность прямой и обратной связи в системах, прогнозируемость тенденций развития образовательной системы и т.д.
Вторая группа показателей. Показатели второй группы характеризуют уровень доступности и индивидуализации обучения; качество организации образовательного процесса, условия и атмосферу преподавания; вариативность учебных программ; соотношение традиционных и инновационных технологий обучения и контроля; соответствие структуры и содержания обучения актуальным тенденциям теории и практики образования; степень внедрения компьютерных методов в обучение, характеристики деятельности образовательного учреждения в основное '(урочное) и не основное (внеурочное) время и т.д.
Третья группа показателей. Третью группу составляют показатели, характеризующие результаты контроля и оценки учебных достижений учащихся (внутренние и внешние, полученные в процессе аттестации); качество учебных достижений обучаемых; уровень развития общеучебных и коммуникативных умений; подготовку выпускника школы к жизни в современном обществе высоких технологий; наличие сформированной базы для продолжения образования, умения решать проблемы жизненного характера и т.д.
К остальным группам показателей качества образования относятся характеристики использования передового опыта педагогической науки и практики при обучении, размеры финансирования образования, кадровое, информационное, материально-техническое и методическое обеспечение.
Дополнительные показатели. При оценке качества образования для принятия управленческих решений необходимо уделять внимание дополнительным показателям, характеризующим социально-экономическое развитие страны, региона, области, района, являющимся следствием национальных процессов и связанным с качеством образования.
К ним можно отнести: индекс развития человеческого потенциала (процент грамотного взрослого населения, количество обязательных лет обучения в школе основной доли взрослого населения, количество людей с высшим образованием на 1000 человек); обобщенную характеристику экономической динамики в регионе; характеристику криминогенной обстановки в районе и многие другие.
Структурирование показателей, влияющих на качество образования. Все показатели, влияющие на качество образования, по разным основаниям можно разделить на группы. В частности выделяются не изменяющиеся или слабо изменяющиеся со временем факторы (географическое положение школы, ее расположение в городе или в селе, определенном районе города, социально-экономическое окружение образовательного учреждения или социально-экономические характеристики региона и др.) и факторы, подверженные динамичным изменениям (педагогический состав, формы и методы дополнительного образования, уровень обеспеченности родителей учащихся, их социальный статус, миграционные процессы среди населения России и др.).
Показатели подразделяются на поддающиеся влиянию со стороны органов управления образованием, изменение которых можно вести целенаправленно для повышения качества образования, и инвариантные, не зависящие от управленческих воздействий. В первую группу, например, входят: использование передового опыта педагогической науки и практики, размеры финансирования образования, кадровое, информационное, материально-техническое обеспечение. Ко второй группе можно отнести: уровень обеспеченности родителей учащихся, их социальный статус, миграционные процессы среди населения России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.