Эссе по целям, задачам, принципам организации и результатам одного из отечественных мониторингов качества образования.

  • Лекции
  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 28.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эссе по целям, задачам, принципам организации и результатам одного из отечественных мониторингов качества образования.
Иконка файла материала реферат.docx

Мониторинг в образовании

 

Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует по­нимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образо­вания достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процес­сов и результатов образования нормативным требованиям, про­исходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе гово­ря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за обра­зовательным процессом и его результатами, позволяющее созда­вать историю состояния объекта во времени, количественно оце­нивать изменение субъектов обучения и образовательной систе­мы, определять и прогнозировать направления их развития. Ос­новная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования.

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей ка­чества образования, инструментарий, базы данных для накопле­ния информации, методики анализа, переработки и интерпрета­ции информации, программно-инструментальные средства обра­ботки данных. Ведущими функциями мониторинга в об­разовании являются: информационная, диагностическая, сравни­тельная и прогностическая. Основная сфера практическо­го применения мониторинга — информационное обес­печение управления качеством образования, осуществляемого раз­личными методами, в том числе и прямым административным вмешательством.

Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связан­ных с недостатками в методах преподавания, искажениями в про­порциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебни­ков и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в обра­зовании, осуществляемых в государстве, регионе, районе или внут­ри отдельной школы. Данные мониторинга мотивируют руководство школ и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебно­го процесса.

Условия эффективного проведения мониторинга. Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых:

- использование системного подхода, обеспечивающего слажен­ную работу механизма по сбору; обработке, анализу и интерпре­таций -информации;

- сочетание количественных и качественных методов измере­ния в мониторинге;                       - репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;

- корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;

-  репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;

- привлечение к проведению, мониторинга квалифицирован­ных специалистов и преподавателей школ;

-  использование качественного инструментария и современ­ного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;    

- методическая и финансовая помощь со стороны органов уп­равления образованием разного уровня. 

 

Виды мониторинга

 

Классификация видов мониторинга. В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его ос­новные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.

Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.

Информационный мониторинг. Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, структури­зацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличитель­ной чертой информационного, мониторинга является отсутствие анализа эффектов связи и взаимного влияния показателей, сопо­ставления результатов мониторинга на различных уровнях управ­ления качеством образования, выявления тенденций в образова­нии и прогнозирования их влияния на качество образования.

Диагностический мониторинг. Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различ­ными темами или разделами учебного плана большинство уча­щихся. Диагностический мониторинг может проводиться на раз­личных уровнях. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учеб­ного материала и осуществляют деятельность по диагностическо­му мониторингу на уровне класса. В районе диагностические сис­темы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо ус­военных умений и навыков;

Сравнительный мониторинг. Сравнительный мониторинг отли­чается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности. Сравнения проводятся либо по вер­тикали (территории, регионы, образовательные учреждения), либо по горизонтали (рейтинг школьников, рейтинг территорий и т.д.) на основе анализа количественных оценок по одинаковым пока­зателям и с учетом различных факторов, смещающих оценки. По результатам сравнительного мониторинга обычно принимаются административные решения.

Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и нега­тивных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связан­ных с формированием социального заказа и соответствующих по­тенциалу системы образования. Роль прогностического монито­ринга в условиях реформирования российского образования не­уклонно возрастает в силу изменений, происходящих в характере управленческих решений на разных уровнях иерархии [5]. Если раньше приоритет принадлежал оперативным управленческим ре­шениям, направленным на текущее функционирование образо­вательных структур, то сейчас на первый план нередко выходят стратегические решения, нацеленные на развитие системы обра­зования.

 

Этапы и уровни проведения мониторинга качества образования

Основные этапы мониторинга. При проведении мониторинга, как и при любом эмпирическом исследовании, можно выделить три основных этапа, среди которых:

- подготовка исследования;

 -сбор информации-

- обработка информации, ее анализ и интерпретация.

 Данные этапы носят обобщенный характер, их конкретизация зависит от целей мониторинга, его вида, выбранной модели про­ведения и управленческого уровня, на котором принимаются решения (школьный, районный, областной/региональный, феде­ральный). По мере увеличения охвата учащихся и масштабов в управлении качеством образования развернутый перечень этапов будет меняться в направлении увеличения их числа, а сама систе­ма мониторинга будет расширять свои функции и приобретать комплексный характер.

Представление данных. При использовании результатов мони­торинга на каждом уровне (например, при формировании обще­ственного мнения относительно ЕГЭ) необходимо согласовать формат и перечень предоставляемых данных с возможностями восприятия той группой пользователей, для которой эта инфор­мация предназначена. Под согласованием понимается выбор фор­мата представления данных мониторинга, их объема, языка изло­жения и необходимых поясняющих материалов для интерпрета­ции.

Информационная безопасность. Для обеспечения информаци­онной безопасности данных мониторинга следует учитывать раз­личные аспекты использования информации в районе или в регионе. К ним относятся:

- хранение информации в виде баз данных и на бумажных но­сителях;

- систематизация информация, ее структурирование;   

- статистическая обработка информации; 

- анализ результатов обработки;

- интерпретация данных анализа;

- принятие управленческих решений.

 

Показатели качества образования и эффективности образовательной деятельности школ 

 

Выбор показателей качества образования. Для реализации вы­бранной модели мониторинга необходимо составить достаточно полный набор показателей, характеризующих качество образова­ния и эффективность деятельности образовательных учреждений.

Основания по выбору и структурированию совокупности показа­телей могут быть самыми разными, но в целом совокупность по­казателей должна:  

- обладать достаточной полнотой;

- быть  в основной своей части операционализируемой;

- быть признанной и полезной на различных уровнях управле­ния;

 - обеспечивать сбор и сообщение информации относительно образовательной деятельности в соответствии с задачами, решае­мыми в управлении качеством образования;

- быть нацеленной на ту информацию, которая обладает про­гностическими возможностями и является значимой на протяже­нии нескольких лет;

- обеспечивать надежность, простоту, экономическую целесо­образность сбора информации.

В мониторинге качества образования общую совокупность по­казателей можно разделить на следующие подгруппы:

- показатели качества функционирования образовательных си-.стем;

- показатели качества учебного процесса;

- показатели качества результатов обучения;

- показатели качества инновационной деятельности (исполь­зование информационных технологий, передового опыта педаго­гической науки и практики) при обучении;

-  показатели качества, характеризующие материальные вло­жения в образование;

- показатели качества управления образовательными учрежде­ниями.

Первая группа показателей. Показатели первой группы харак­теризуют: качество содержания образования, структуры, образо­вательных программ и форм организации учебного процесса; эф­фективность реализации целей обучения и воспитания; наличие развитых педагогических технологий, качество работы системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и др.

Необходимо также принимать во внимание группу обобщен­ных показателей качества образовательных систем, к которым можно отнести характеристики оперативности принятия управ­ленческих решений, наличие информационных возможностей, эф­фективность прямой и обратной связи в системах, прогнозируемость тенденций развития образовательной системы и т.д.

Вторая группа показателей. Показатели второй группы характе­ризуют уровень доступности и индивидуализации обучения; каче­ство организации образовательного процесса, условия и атмо­сферу преподавания; вариативность учебных программ; соотно­шение традиционных и инновационных технологий обучения и контроля; соответствие структуры и содержания обучения актуальным тенденциям теории и практики образования; степень вне­дрения компьютерных методов в обучение, характеристики дея­тельности образовательного учреждения в основное '(урочное) и не основное (внеурочное) время и т.д.                         

Третья группа показателей. Третью группу составляют показате­ли, характеризующие результаты контроля и оценки учебных дос­тижений учащихся (внутренние и внешние, полученные в процес­се аттестации); качество учебных достижений обучаемых; уровень развития общеучебных и коммуникативных умений; подготовку выпускника школы к жизни в современном обществе высоких тех­нологий; наличие сформированной базы для продолжения образо­вания, умения решать проблемы жизненного характера и т.д.

К остальным группам показателей качества образования отно­сятся характеристики использования передового опыта педагоги­ческой науки и практики при обучении, размеры финансирова­ния образования, кадровое, информационное, материально-тех­ническое и методическое обеспечение.

Дополнительные показатели. При оценке качества образования для принятия управленческих решений необходимо уделять вни­мание дополнительным показателям, характеризующим социаль­но-экономическое развитие страны, региона, области, района, являющимся следствием национальных процессов и связанным с качеством образования.

К ним можно отнести: индекс развития человеческого потен­циала (процент грамотного взрослого населения, количество обя­зательных лет обучения в школе основной доли взрослого населе­ния, количество людей с высшим образованием на 1000 человек); обобщенную характеристику экономической динамики в регио­не; характеристику криминогенной обстановки в районе и мно­гие другие.

Структурирование показателей, влияющих на качество образо­вания. Все показатели, влияющие на качество образования, по разным основаниям можно разделить на группы. В частности вы­деляются не изменяющиеся или слабо изменяющиеся со време­нем факторы (географическое положение школы, ее расположе­ние в городе или в селе, определенном районе города, социаль­но-экономическое окружение образовательного учреждения или социально-экономические характеристики региона и др.) и фак­торы, подверженные динамичным изменениям (педагогический состав, формы и методы дополнительного образования, уровень обеспеченности родителей учащихся, их социальный статус, миг­рационные процессы среди населения России и др.).

Показатели подразделяются на поддающиеся влиянию со сто­роны органов управления образованием, изменение которых можно вести целенаправленно для повышения качества образования, и инвариантные, не зависящие от управленческих воздействий. В первую группу, например, входят: использование передо­вого опыта педагогической науки и практики, размеры финанси­рования образования, кадровое, информационное, материально-техническое обеспечение. Ко второй группе можно отнести: уровень обеспеченности родителей учащихся, их социальный ста­тус, миграционные процессы среди населения России.