Эссе Воспитатель будущего
Оценка 4.6

Эссе Воспитатель будущего

Оценка 4.6
docx
31.12.2024
Эссе Воспитатель будущего
Эссе Воспитатель будущего Саклакова Лола Камалхановна.docx

Окружной конкурс эссе «Моя формула успеха»

Номинация «Воспитатель – профессия будущего!»

 

 

Автор Саклакова Лола Камалхановна

 

ГБДОУ НАО "Центр развития ребенка - Детский сад п. Искателей"

Адрес организации:

166700, НАО, Заполярный район, п. Искателей, ул. Северная д. 3 А

e-mail: mcrr2@yandex.ru

тел/факс: (81853)4-78-56

 

Контактные данные автора:

Домашний адрес: п.Искателей, ул.Озёрная дом 5 кв 10

Адрес эл.почты: saklakova73lola@yandex.ru

Мобильный телефон 89115566698

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поразительный простор для мысли открывает это короткое  высказывание. «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшней малыш».  (Сухомлинский В.А.).

Не могу не согласиться с мнением, что в условиях стремительного научно-технического прогресса современные профессии подвергаются постоянной трансформации. Вопрос о том, существует ли будущее у профессии воспитателя, становится всё более актуальным. Технологии, автоматизация и искусственный интеллект постепенно проникают в различные сферы. Одним из ключевых аргументов в пользу будущего профессии воспитателя является тот факт, что образование и воспитание детей требуют не только знаний, но и человеческого участия, эмпатии, эмоционального интеллекта, которые на данный момент недоступны машинам. Современные технологии могут предложить много информации и учебных пособий, однако они не способны заменить личное внимание и поддержку, которую может оказать воспитатель. Поэтому  роль воспитателя, несомненно, остается значимой и в современном мире.

Пытаясь размышлять на тему будущего, невозможно не заглянуть в прошлое, ведь история, как известно, повторяется. Проиллюстрируем это положение на следующих примерах. Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции, но не получила распространения, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе, профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя. В Древнем Риме богатые люди выбирали самых умных и образованных ученых-философов для воспитания и обучения своих детей. Практически все философы основной задачей воспитания предлагали развитие в личности добрых черт характера, законопослушания уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней. В Киевской Руси цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей и осуществлялось преимущественно в семье. Несколько веков назад, работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. А основной задачей детских садов был присмотр за детьми, чтобы дать возможность женщинам трудиться на производстве. Разумеется, воспитатели тогда не обладали никакими специальными знаниями. Достаточно было быть доброй, внимательной женщиной, любящей детей и умеющей с ними обращаться.

Но жизнь не стоит на месте. С развитием общества и техническим прогрессом требования к воспитателям кардинально изменились. Безусловно, это и наличие базового педагогического образования, и постоянное повышение своей квалификации.

Воспитатель будущего…. В этих словах скрывается, какая-то тайна. Какой он, воспитатель будущего? Какими качествами и навыками должен обладать для достижения идеальных успехов в своем труде?

В педагогической литературе последних лет под воспитателем понимается «человек, осуществляющий педагогическое взаимодействие и несущий ответственность за условия жизни и развитие личности ребенка. В зависимости от обстоятельств воспитатель выступает в разных ипостасях: и учителя, который все знает и всему научит, и товарища по игре, и близкого человека, который все поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель – это великий психолог. Он помогает ребенку наладить контакт с окружающим миром, учит общаться со сверстниками, не обижать слабых.

С одной стороны, воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, что бы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества.

С другой, воспитатель – это актер, музыкант, певец, потому, что все дети любят слушать сказки, смотреть спектакли и участвовать в них. Воспитатель – исследователь, энциклопедист, потому, что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, исследуют, думают и любят задавать много вопросов. Воспитатель – архитектор, конструктор, художник и скульптор… Конечно, воспитатель должен применять современные педагогические технологии.

Ну, а труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое –высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной,  глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».

Я могу с уверенностью сказать, что можно научиться правильно вести занятие, изучить возрастные особенности детей, знать требования к развивающей предметно-пространственной среде, освоить инновационные методы обучения и развития, свободно ориентироваться в технологиях, иметь первую категорию и т.д., и т.п. Но, к сожалению, нельзя научиться понимать и безусловно принимать ребенка; умению учиться у него; умению быть артистом - мобильным и находчивым, чтобы детям с ним было весело и комфортно. Как важно дать детям возможность высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, и так, чтобы они не боялись дать «неправильный" ответ, а взрослым  - удивляться глубине и рассудительности детских мыслей, услышать их умение вести диалог.

А можно ли заменить общение роботами, даже самыми, самыми? Представим, приводите вы ребёнка в детский сад, а там… робот-воспитатель с милой улыбкой, приятным голосом, безупречно одетый. Он знает всё, всё, всё, может объяснить, как устроен человек внутри, провести экскурсию в любую точку планеты, показать любую галактику, в его арсенале множество сказок, рассказов, стихов. Робот может работать без выходных, без отпуска, не устаёт. Но… он не может испытывать любовь к детям, не знает боли, не умеет шутить, не сможет пожалеть и приласкать, не обрадуется первому снегу или первому цветку. Он Робот! Дети тонко чувствуют интонации, их невозможно обмануть, в общении с малышами нужны эмоции! Детям необходимо обоюдное понимание, сотрудничество, доброта, любовь. Если решать задачу информационную, то да, можно заменить воспитателя роботами. Если нам нужны творческие, креативные, размышляющие люди, то детям нужен именно воспитатель. Я знаю точно, в идеальном сознании образ воспитателя в будущем – это образ универсального человека. Это точно не машина, не биоробот или еще что-нибудь. Воспитатель будущего - это человек.

Современный мир требует вовлеченности, увлечённости и живости. И уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей педагогов становится развивать такие качества как коммуникабельность, креативность и критическое мышление. Развитое мышление поможет, как минимум адаптироваться к окружающим условиям, креативность уверенно позволит создать мир самому, коммуникабельность позволит договориться, аргументированно отстоять свою точку зрения, установить контакт для дружбы или сотрудничества. Я считаю, что профессия воспитатель, одна из тех профессий, по отношению к которой можно строить прогнозы. Ведь многие характеристики профессий, перечисленные в «Атласе новых профессий», частично характерны для воспитателя настоящего времени, например: Модератор. Специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности. Воспитатель, организовывая деятельность детей в группе, кружке или клубном часе, способствует получению новых практических навыков и трудовых приемов, где дети сами обсуждают ошибки и коллективно ищут пути преодоления.

Экопроповедник. Специалист, который разрабатывает и проводит образовательные и просветительские программы для детей и взрослых по образу жизни, связанному со снижением нагрузки на окружающую среду (экологически осознанный образ жизни и др.). Воспитатели ДОУ разрабатывают и применяют программы, формирующие начало экологической культуры, становление у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии.

Поэтому, я не согласна с тем, что профессии «воспитатель» в будущем не будет. Хочется еще раз подчеркнуть, что воспитатель нынешнего времени обладает характеристиками, профессиональными навыками и умениями, представленными в «Атласе новых профессий». Следовательно, чтобы иметь возможность оставаться высококлассным специалистом в своей профессии, не зависимо от того как она будет называться, необходимо постоянно идти в ногу со временем, повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием. Но в первую очередь воспитатель, как и во все времена должен быть образцом духовности, воспитанности, добрым и справедливым человеком. Эти главные качества воспитателя были и остаются самыми важными, ведь он из маленького, еще не смышлёного малыша постепенно создает образ интеллектуального, развитого физически и морально, успешного и позитивного человека.

Свое эссе, я хочу закончить следующим высказываем: Настоящий современный педагог – это не тот, кто подталкивает своих воспитанников к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот, кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего.


 

Скачано с www.znanio.ru

Окружной конкурс эссе «Моя формула успеха»

Окружной конкурс эссе «Моя формула успеха»

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание

Воспитатель будущего…. В этих словах скрывается, какая-то тайна

Воспитатель будущего…. В этих словах скрывается, какая-то тайна

Детям необходимо обоюдное понимание, сотрудничество, доброта, любовь

Детям необходимо обоюдное понимание, сотрудничество, доброта, любовь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2024