ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»
Оценка 4.7

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
администрации
Взрослым
18.02.2018
ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»
Автор эссе анализирует экономическую ситуацию в своем регионе (Ростовской области) и задается вопросами: Может ли сфера образования выступить в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения? Какие факторы могут способствовать подъему уровня инновационной активности в регионе?ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»
эссе по эк-ке.docx
Правительство Российской Федерации 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет  «Высшая школа экономики» Институт образования ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»                                                                                                                (Ф.И.О.)                                      Бешлиян А. А. Студент группы № 603­1                                                                         (профессор, к. п. н.) Преподаватель И. В. Абанкина Москва, 2014 г. 2 Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области.    «Инновационныи путь развития региона  должен включать в себя развитие сектора  услуг и малого бизнеса, модернизацию  образования и распространение нового  знания» [5,12]. В   своей   работе   мне   бы   очень   хотелось   рассмотреть   экономические перспективы развития образования в своем родном, Мясниковском, районе, однако отсутствие исследований в данном направлении и скудность данных по этому вопросу не дают возможности аргументированно провести подобный анализ. Поэтому работа будет посвящена анализу экономических перспектив развития   образования   в   Ростовской   области,   а   в   качестве   примеров, приведены данные не только по региону в целом, но и по образовательным учреждениям моего района, в частности. Согласно   Стратегии   социально­экономического   развития   Ростовской области на период до 2020 года основными стратегическими целями развития региона   являются:   «повышение   конкурентоспособности   экономики, пространственное развитие Ростовской области, повышение качества жизни населения» [4].                Наш регион обладает целым рядом конкурентных преимуществ. В частности, Ростовская область занимает выгодное географическое положение, имеет благоприятныи климат, развитую инфраструктуру, квалифицированные кадры,  предпринимательскии потенциал.                 Вместе с тем приходится констатировать, что если в начале реформ Ростовская   область   по   своему   потенциалу   и   готовности   к   рыночным преобразованиям   занимала   лидирующие   позиции   по   многим   базовым показателям не только на Юге страны, но и в России в целом, то в настоящее время из донора она превратилась в дотационныи, а по своим показателям стала среднестатистическим регионом. Так, “в реитинге регионов за 2011 год Ростовская область занимала по развитию социальнои сферы, экономики и инфраструктуры   36   место;   валовому   региональному   продукту   на   душу населения — 57; объему инвестиции в основнои капитал на душу населения – 3 44; по доходам на душу населения — 29; по обороту розничнои торговли и объему предоставленных услуг на душу населения — 25; качеству жизни — 25 место.          В то же время вопреки приведенным выше статическим данным жители Ростовскои области довольны своим благосостоянием больше, чем москвичи, санкт­петербуржцы, но меньше, например, чем наши соседи, краснодарцы. В целом по этому показателю Ростовская область стоит на 12 месте в России” [6].          В настоящее время, как считает член Общественнои палаты Ростовской области,   доктор   экономических   наук   В.В.   Высоков,   существует   разрыв   в уровне развития Ростовскои области от среднестатистических показателеи по стране   и   от   европеиских   стандартов.   «По   сравнению   с   европеискими странами, расположенными в тех же широтах, Ростовская область в расчете на душу населения производит меньше продукции в 5 раз, экспорта продукции — в 40 раз, социальных услуг — в 2 раза. Все это не только, не позволяет обеспечить европеиские стандарты, но и достоиное качество жизни населения региона” [6]. Зададимся вопросом: может ли  сфера образования выступить в качестве одной   из   основных   отраслей,   призванных   обеспечивать   высокое   качество жизни населения?         Одной из наиболее важных стратегических задач, стоящих перед Россией является задача построения в стране инновационной экономики.   «Инновационная   экономика,   с   одной   стороны,   является   отражением происходящих в стране кардинальных изменений, а с другой стороны, сама является  источником  перемен» [8].    Таким образом,  для  выполнения этой задачи требуется формирование инновационной системы образования.        Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию.   Образование   же   является   инновационным   лишь   в   том   случае, когда одной из основных компетенций, которые приобретают люди, является умение создавать новое [8].  Какие   факторы     могут   способствовать   подъему   уровня инновационной активности в регионе?                Большое значение в наращивании конкурентоспособных преимуществ нашего   региона,   как   считают   некоторые   авторы   сборника   “Реализация глобальных   конкурентных   преимуществ   Ростовской   области”,   имеют: опережающии   рост   инвестиции,   преодоление   негативных   последствии 4 деиндустриалиции   России.   Так,   В.В.   Высоков   предполагает,   что   даже   для сохранения   нынешнего   статуса   Ростовскои   области   необходимо   добиться опережающего   роста   инвестиции   по   сравнению   со   среднестатистическими показателями по России на 1­2 %, а для достижения европеиских стандартов уровня   жизни   и   производительности   труда   ­   на   10   %   в   год.   При   этом актуальнои остается задача правильно распорядиться притоком инвестиции, использовать современные технологии финансового  инжиниринга.  Левченко   Г.   И.,   делает   ставку   на   развитие   промышленности,   энерго­ машиностроения, теплоэнергетики и угольнои отрасли [7, 67]. Действительно,   машиностроение   –   системообразующая   отрасль промышленности   Ростовской   области   и   включает   в   себя   такие   виды деятельности   как   производство   транспортных   средств   и   оборудования; производство   машин   и   оборудования,   а   также   производство электрооборудования,   электронного   и   оптического   оборудования. Машиностроение и пищевая промышленность  вместе с сектором сельского хозяйства   обеспечивают   агропромышленную   специализацию   региона   в экономике России. А.Н. Иванов, С.Н. Тамбовцев и Р.В. Шеховцов связывают перспективы   рынка развития   региона   с   перспективами   развития   потребительского   Ростовской области [9].         Однако всеми исследователями обращается  внимание на необходимость опережающего   роста   инвестиции   не   только   в   экономику,   но   и непосредственно   в   человека.   В   частности,   И.И.   Баскакова   полагает,   что развитие человеческого капитала является ключевым приоритетом стратегии развития региона, и поэтому считает необходимои разработку и реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие такого рода капитала.             Ю. Г. Волков обращает внимание на необходимость развития в регионе института дополнительного образования как важного фактора формирования креативного класса, способного к инновационнои  деятельности в условиях постиндустриального прорыва России [7, 13]. “Как   показал   опыт   последних   десятилетий   экономический   рост, конкурентоспособность нации определяется уровнем образования и развития науки.  Поэтому  система   образования   должна   изменяться   в  соответствии   с требованиями   экономики   и   общества.   Реформы   образования   происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в обществе 21 века определяющим в конкуренции государств будет уровень образования нации,   способность   максимально   использовать   ее   интеллектуальный 5 потенциал,   развивать   прогрессивные   технологии”­   считает   кандидат экономических наук И.В. Кузнецова [10].            Доступность и качество образования, я уверена, являются ключевыми факторами,   качество человеческого   капитала,   социальную   и   трудовую   мобильность   населения, привлекательность территории при выборе места проживания.     определяющими   уровень   жизни   населения, Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской   Федерации.   Он   включает   в   себя   около   трех   тысяч образовательных   организаций   практически   всех   организационно­правовых форм и типов. В целом в сфере образования Ростовской области занято около 120   тысяч   работников,  всеми   формами   обучения   и   воспитания   охвачено порядка   1   млн.   человек.   Удельная   численность   студентов   в   Ростовской областит в 1,4 раза выше, чем в европеиских странах. «В   настоящее   время   в   Ростовской   области   обеспечено   стабильное функционирование   системы   образования   и   созданы   предпосылки   для   ее дальнейшего   развития»,   говорится   в   Концепции   развития   системы образования Ростовской области на период до 2020 года [1]. Каковы   внешние   и   внутренние   факторы,   обеспечивающие     стабильное функционирование системы образования Ростовской области? Ростовская   область   находится   в   южной   части   Восточно­Европейской равнины   и   частично   в   Северо­Кавказском   регионе,   занимая   обширную территорию в речном бассейне Нижнего Дона.         Расстояние от Москвы до Ростова­на­Дону ­ 1226 км. Область занимает площадь 100,8 тыс. кв. км, что составляет 0,6% территории России, имеет протяжённость 470 км с севера на юг, 455 км с запада на восток. Занимаемая территория равна по площади Дании, Бельгии и Нидерландам вместе взятым.        Ростовская область имеет сухопутные и водные границы со следующими регионами: на западе и северо­западе – с Донецкой и Луганской областями Украины (что  до недавних событий считалось преимуществом, а сегодня мы должны отнести к “рискам”), на севере и северо­востоке – с Воронежской и Волгоградской   областями,   на   Востоке   –   с   Калмыкией,   на   юге   –   со Ставропольским   и   Краснодарским   краями,   на   юго­западе   омывается Азовским морем, имея морскую границу с Украиной.              Такое положение области дает широкие возможности для успешной внешнеэкономической   деятельности,   что   подтверждается   ростом экономических   показателей   экспорта   и   импорта   (ежегодный   прирост примерно   27%),  как   следствие   –   развития   основных   видов   экономической 6 деятельности, а также обеспечивает регион дешевой рабочей силой за счет притока эмигрантов из стран ближнего зарубежья.          С другой стороны, одним из главных геополитических рисков является существенная внешняя угроза безопасности региону в связи с близостью зон потенциальных конфликтов в Кавказком макрорегионе и особо в Украине, с которой граничит Ростовская область.        Область является частью Южного федерального округа (ЮФО), а город Ростов­на­Дону является столицей округа; расположена в пределах Северо­ кавказского экономического района Российской Федерации. В состав области входят 55 основных административно­территориальных образований: 12 городов (Ростов­на­Дону, Азов, Батайск, Волгодонск, Гуково, Донецк,   Зверево,   Каменск­Шахтинский,   Новочеркасск,   Новошахтинск, Таганрог, Шахты) и 43 сельских района. Основными   видами   экономической   деятельности   Ростовской   области являются   обрабатывающие   производства,   оптовая   и   розничная   торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь.  Важнейшими отраслями специализации, определяющими место области в экономике России, выступают отрасли агропромышленного комплекса, черная металлургия, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность, торговля. Конкурентными   преимуществами   Ростовской   области   являются: географическое   и   геополитическое   положение,   развитая   транспортная инфраструктура,   земельные,   водные   и   природно­климатические   ресурсы,   значительные   площади наличие   крупной   городской   агломерации, плодородных     высокий   уровень демографического потенциала территории, потребительского рынка, развития финансовой   и   страховой   инфраструктуры,   благоприятный   инвестиционный климат и налоговый режим. сельскохозяйственных   угодий, Активно продолжающаяся урбанизация способствует обеспечению прав граждан   на   получение   доступного   и   качественного   бесплатного   общего образования.   Проводящаяся   реструктуризация   сети   общеобразовательных учреждений,   а   также   сети   организаций   начального   и   среднего профессионального образования, путем укрупнения как по горизонтали, так и по   вертикали   позволяет   повышать   эффективность   использования материально­технических, финансовых, кадровых ресурсов.                  “Одним  из  эффективных  путей   создания  условий  для  получения качественного   образования   для   детей   независимо   от   места   проживания является   организация   образовательного   процесса   на   базе   опорных   школ. 7 Таких   опорных   школ   в   Ростовской   области     ­   543.   Эти   учреждения   в первоочередном порядке оснащаются современным учебным, компьютерным, учебно­лабораторным   оборудованием   и   инвентарем,   оборудованием   для школьных столовых”[5].            Являясь экспертом по аккредитации общеобразовательных учреждений мне пришлось побывать во многих школах области, но ни разу не удалось ознакомиться с реальным опытом работы ощеобразовательных учреждений, которые   широко   использовали   бы   возможности   опорной   школы,   путем   ли организации подвоза обучающихся на практические или лабораторные занятия на   договорной   основе,   либо   путем   выделения   одного   дня   в   неделю   для проведения занятий со школьниками соседних ОУ по заявленному опорной школой профилю (если ОУ имеет достаточное количество параллелей для организации профильной подготовки, что в сельской местности встречается крайне редко). Даже при попытке организовать образовательный процесс на базе опорной школы сразу встают труднорешаемые вопросы: недостаточность площадей опорного ОУ для организации обучения ребят из соседних школ, нехватка   средств   для   оплаты   подвоза   обучающихся   к   опорной   школе, нехватка квалифицированных преподавательских кадров и др.          В регионе продолжают функционировать 344 малокомплектные школы, что   составляет   46,4   процента   от   общего   числа   сельских   школ,   в   которых обучается 19 процентов сельских школьников.           Конечно, учитывая серьезное обновление материально­технической базы общеобразовательных   организаций,   программ   и   методов   работы   школы, переподготовку   педагогических   кадров,   можно   ожидать   устранения искусственной дифференциации школ по качеству образования.   И все же, вызывает   некоторое   недоверие   сам   факт   качественной   подготовки специалистов   с   педагогическим   образованием,   одновременно   владеющими знаниями   по   нескольким   предметным   областям   для   работы   в малокомплектных школах.                    Родители,   понимающие     необходимость   качественного   общего   и дополнительного образования для своих детей, согласны, в случае отсутствия школьного автобуса, ежедневно самостоятельно подвозить детей в соседние ОУ для учебы. В школе, в которой я являюсь директором, 15% обучающихся – дети из 4­х близлежащих сел, несмотря на то, что в одном из них имеется малокомплектная   основная   школа.   Количество   желающих   получать образование   с   1­го   по   11­й   класс   в   одной   школе,   минуя   раздельное прохождение учебы по ступеням, сначала в начальной, потом в основной, а следом   совершенно   в   другой   средней   школе,   ежегодно   растет.   Главным 8 аргументом   родителей,   приводящих   своих   детей   в   первый   класс   средней школы   соседнего   села,   становится   желание   обеспечить   своему   ребенку непрерывность среднего образования.             Густозаселенность   области   и   имеющиеся   транспортные   магистрали позволяют организовать подвоз обучающихся в ОУ и дошкольные учреждения соседних   сел.  С   целью   обеспечения   безопасного   подвоза   детей   к   школе минобразованием   области   за   счет   средств   областного   и   федерального бюджета   за   период   с   2010   по   2013   год   было   приобретено   667   школьных автобусов   и   привести   автопарк   Ростовской   области   в   соответствие   с государственными стандартами.        На территории нашего района подвоз детей осуществляется 9 школьными автобусами   к   8   общеобразовательным   учреждениям   (из   12   имеющихся   в районе школ), в том числе 2 автобуса принадлежат нашей школе. Школьные автобусы переданы в безвозмездное пользование в ОАО “Крымское АТП” на основании   трехстороннего   договора.   АТП   обеспечивает   транспорт водителями,   обслуживающим   персоналом   и   ремонтными   работами,   что облегчает работу школьной администрации в этом направлении и позволяет не включать в штатное расписание специалистов по обслуживанию школьного автобуса. В свою очередь, автотранспортное предприятие получает доход от эксплуатации нашего транспорта. Однако, выход из создавшегося положения, видится все же в обеспечении равного доступа к качественному общему образованию для всех граждан 7­18 лет с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. Государственная     программа   Ростовской   области   “Развитие   образования” предполагает достичь данного показателя к 2020 году. Эффективность   непрерывного   образования   зависит   от   целостности выстраиваемой   цепочки:   дошкольное   учреждение   –   школа   –   учреждение профессионального   образования.   При   довольно   развитой   системе   общего образования   в   области   не   хватает   мест   в   дошкольных   образовательных организациях.     На   сегодняшний   день   функционируют   около   1400 образовательных   организаций,   реализующих   программы   дошкольного образования, которые посещают более 145 тысяч детей, что составляет 80% от   количества   заявленных   в   очереди.   Подпрограмма   “Развития   общего   и дополнительного   образования”   устанавливает   меры,   направленные   на снижение роста очередности в ДОО и ликвидации проблемы в 2015 году [5].    Однако, приток беженцев из Украины (более 40 тысяч) потребует, по­ моему, пересмотра заявленых нормативов в сторону увеличения. Путем строительства, капитального ремонта, возврата в муниципальную 9 сеть   ранее   перепрофилированных   детских   садов,   передачи   ведомственных детских   садов   в   ведение   муниципалитета,   а   также   широкого   применения вариативных   форм   дошкольного   образования   (внедрение   групп кратковременного   пребывания,   создание   семейных   дошкольных   групп, использование   свободных   площадей   школ,   организаций   дополнительного образования),   развития   негосударственного   сектора   в   сфере   дошкольного образования идет процесс увеличения числа мест в ДОО.  Расширяется деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере дошкольного   образования,   заключено   соглашение   между   Правительством Ростовской области и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив» о сотрудничестве, в том числе в области развития индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования [5]. В Мясниковском районе 32 ДОО, 6 групп кратковременного пребывания в   школах,   где   численность   обучающихся   меньше   лицензионной   квоты   и   4 семейные   дошкольные   группы.   Потребность   в   местах   в   дошкольных образовательных учреждениях реализована на 85%.   К сожалению в районе не отмечено инициатив по созданию частных ДОО. Не нашла я сведений о наличии частных общеобразовательных школ в и в регионе. Поэтому важным считаю создание условий для привлечения частных организаций   в   сферу   образования   и   финансового   обеспечения   получения образования в данных образовательных организациях путем предоставления субсидий на возмещение затрат. Для нашего района подобные меры могли бы решить   не   только   проблему   недостаточности   мест   в  ДОО,  но   и   проблему двухсменного обучения в двух центральных школах.  Отсутствие   системы   наблюдается   и   в   определении   правового   статуса образовательных   учреждений,   реализации   права   на   самостоятельное распоряжение   доходами   от   деятельности,  приносящей   доход.  В   городских школах уже сложился положительный опыт работы отдельных ОУ в статусе автономных.  В муниципальных образованиях – нет. Так  все школы соседнего с   нами   Неклиновского   района   переведены   в   статус   автономных,   однако самостоятельности   у   них   не   прибавилось.   В   Родионово­Несветаевском районе, наоборот, все школы стали казенными, в нашем районе – бюджетными. При   этом,   все   ДОО   и   школы   Мясниковского   района   находятся   на обслуживании централизованной бухгалтерии (ЦБ). На практике, несмотря на содержание   договора   между   ОУ   и   ЦБ   о   сотрудничестве,   фактически   ЦБ выполняет   контролирующую   функцию   по   планированию   и   распоряжению денежными   средствами.   Инициатива   руководителей   школ   о   введении   в штатное расписание «собственных» специалистов бухгалтеров и экономистов 10 учредителем не поддерживается. Такое же положение можно наблюдать не только в нашей области, но в частности в Новгородской [13]. Вижу в этом одну из причин, препятствующих организации приносящей доход   деятельности,   так   как   данный   вид   деятельности   жестко контролируется  и не приветствуется руководством. Школа, которой я руковожу, имеет плавательный бассейн и возможность расширения платных образовательных услуг, с перспективой перехода  в АУ. Однако все попытки работы в этом направлении пресекаются, а плавательный бассейн   Администрация   района   то   отделяет   (проработал   2   года   как самостоятельное   учреждение),   то,   в   связи   с   нерентабельностью,   снова возвращают  школе.  В  перспективе  опять планируется  отделение  от  школы бассейна, что отрицательно скажется на учебном плане и программе развития нашего учреждения, так как программа здоровьесбежения, которую реализует школа   предполагает   реализацию   факультативного   курса   «Плавание»   и внеурочную   деятельность   в   рамках   ФГОС,   организованную   на   базе плавательного бассейна. На доходы от приносящей доход деятельности мы имели  возможность  приобрести  мебель  для классных комнат,  оборудовали комнату   психологической   разгрузки,   приобрели   тренажеры,   проводили ежегодный косметический ремонт. Остается только вопрошать: где логика? В   соответствии   с   Федеральным  законом  от   29.12.2012   №   273­ФЗ «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   организация   предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,   среднего   общего   образования   по   основным   общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий   по   финансовому   обеспечению   реализации   основных общеобразовательных   программ   в   соответствии   с   федеральными государственными   образовательными  стандартами)   относится   к   вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов Ростовской области.   От   грамотного   планирования   развития   муниципальной образовательной сети зависит степень удовлетворения запросов личности и семьи   в   получении   качественных   образовательных   услуг,   соответствующих современным требованиям. Вроде бы все понятно, и школа имеет право на поддержку   со   стороны   муниципальной   власти,   но,   к   сожалению,   благие намерения пока остаются только в виде деклараций.  Постоянное   запаздывание   в   развитии   хозяйственно­финансовой   самостоятельности образовательных учреждений по отношению к развитию рыночной   среды   для   производства   и   продвижения   образовательных   услуг является перекосом в финансировании образования [12]. 11 Конечно   существуют   определенные   риски   при   развертывани   платных образовательных   услуг   со     стороны   их   востребованности.   Численность населения   с   денежными   доходами   ниже   прожиточного   минимума   в Ростовской области в 2011 году выросла относительно 2008 года на 6,8 %, составив 15,7 % от общей численности населения, хотя динамика показателей безработицы в регионе имеет устойчивую тенденцию к снижению – 7,3 % по отношению к экономически активному населению (для сравнения в среднем по России – 6,6%). Продолжая   тему   непрерывности   образования   необходимо   сказать   о важности   совершенствования   содержания   и   повышения   качества   среднего профессионального   образования   и   профессионального   обучения   с   учетом современных   требований   к   подготовке   квалифицированных   рабочих   и специалистов, востребованных на региональном рынке труда.  Актуальной остается проблема недостаточного соответствия объемов и профилей   подготовки   рабочих   и   специалистов   в   организациях профессионального   образования   потребностям   регионального   рынка   труда, необходимость   обеспечения   экономики   и   социальной   сферы   Ростовской области   профессиональными   кадрами,   в   том   числе   педагогическими,   в соответствии   с   текущими   и   перспективными   потребностями   рынка   труда. Региональный   заказ   на   подготовку   квалифицированных   рабочих   кадров   и специалистов,   формируемый   ежегодно   с   учетом   прогнозной   потребности экономики   Ростовской   области,   не   обеспечивает   в   полной   мере   ее потребность   как   в   объемах,   так   и   в   профилях   подготовки   рабочих   и специалистов.  В   регионе   реализуется   программа   развития   профессионального образования.   После   проведения   реструктуризации   и   оптимизации   сети учреждений     профессионального   образования   на   1   сентября   2013   года количество   учреждений   начального   профессионального   образования составило 53 единицы, среднего профессионального – 53 единицы.               Не могу не привести слова члена Общественной палаты Ростовской области Ю.А. Пескова: “Для модернизации машиностроения нам нужны не только   академики,   нам   нужны   хорошие   технологи,   хорошие   инженеры, хорошие экономисты, хорошие бухгалтера, хорошие финансисты. Нам нужно иметь все свое хорошее. Надо поднимать среднее техническое образование на высочаишии   уровень,   надо   оснащать   техникумы   высокопроизводительным оборудованием   и   готовить   инженеров,   которые   будут   руководить производством.   Не   менеджеры,   которые   управляют   всеми   финансовыми потоками,   а   руководители   технических   (технологических)   производств, 12 которые знают технологию в совершенстве, знают оборудо­ вание и полностью владеют   программным   управлением,   потому   что   станки   должны   быть совершенно другие — все с программным обеспечением — иначе мы никогда качество не получим. Нужно сеичас на базе наших ГПТУ создавать колледжи и там готовить специалистов высочаишего класса. Надо закупить для ГПТУ или колледжеи оборудование, подготовить преподавательскии состав, чтобы оттуда приходил человек, уже готовыи к данному виду производства. Для этого нужно закрепить крупные пред­ приятия за этими колледжами. Пусть они   готовят   таких   специалистов,   которые   им   будут   нужны   через   год   или полтора. Тогда это будет правильная политика подготовки кадров и решения проблем производительности” [7,93].              С целью построения в Ростовской области системы взаимодействия областных   государственных   образовательных   учреждений   начального профессионального,   среднего   профессионального   образования   и работодателей,   обеспечения   подготовки   рабочих   и   специалистов   с   учетом потребности   отраслей   экономики   и   предприятий­заказчиков   кадров, привлечения   дополнительных   материально­технических   и   финансовых ресурсов   работодателей   для   повышения   качества   подготовки   выпускников при   активном   участии   минобразования   области   и   Союза   работодателей Ростовской   области   принят   Областной   закон  от   29.09.2009   №     290­ЗС  «О взаимодействии   областных   государственных   образовательных   учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей   в   сфере   подготовки   и   трудоустройства   рабочих   кадров   и специалистов». Закон определил цели, основные направления взаимодействия областных   государственных   образовательных   учреждений   начального профессионального,   среднего   профессионального   образования   и работодателей, в том числе в части трудоустройства выпускников, обеспечил правовые основы совместной деятельности, дал толчок развитию социального партнерства   в   сфере   подготовки   кадров,   востребованных   на   региональном рынке   труда.   В   рамках   реализации   закона   учреждениями   начального   и среднего профессионального образования в 2011 году заключено более 1,8 тыс. долгосрочных договоров с предприятиями – заказчиками кадров (в 2010 году   –   около   1,2   тыс.).   В   соответствии   с   этими   договорами   предприятия участвуют   в   разработке   и   согласовании   новых   образовательных   программ, развитии   материально­технической   базы,   оценке   качества   подготовки выпускников.   Об   организации   производственного   обучения   и производственной практики на базе предприятий в 2011 году было заключено более 8,4 тыс. договоров (в 2010 году – 4,5 тыс.) [5]. 13 Поэтапно   проводится   процесс   оптимизации   объемов   и   структуры подготовки рабочих кадров и специалистов, востребованных на региональном рынке   труда,   в   государственных   образовательных   организациях профессионального образования. Оптимизация проводится с учетом текущей социально­экономической   ситуации   региона   и   перспектив   его   развития   в рамках формирования регионального заказа на подготовку рабочих кадров. Вследствие   проделанной   работы   прекращен   прием   по   профессиям   и специальностям:   оператор   ЭВМ, правоведение.   Открыт   прием   на   обучение   по   новым   профессиям   и специальностям:   мастер   обработки   цифровой   информации,   машинист дорожных   строительных   машин,   электромонтажник   электрических   сетей   и оборудования,   автомеханик,   мастер   сухого   строительства,   организация сурдокоммуникаций и др.   секретарь­референт,   бухгалтер, С учетом потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг в педагогических колледжах дополнительно открыты новые специальности по направлениям:   «Социальная   работа»,   «Информатика   и   вычислительная техника»,   «Сфера   обслуживания»,   что   позволяет   повысить   уровень трудоустройства   выпускников   в   образовательные   организации,  организации социальной   сферы   Ростовской   области.  Наиболее   востребованными специальностями   в   сфере   СПО   являются   «Экономика   и   управление» (15,1 процента от общей численности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования), «Транспортные средства» (12 процентов), «Здравоохранение» (10 процентов). Очевидно,   что   для   снижения   общественных   потерь   необходимо рассматривать во взаимосвязи рынок образовательных услуг и рынок труда, что   позволит   провести   изучение   закономерностей   развития   сферы образовательных услуг и ее взаимосвязь с экономикой региона. Для экономики Южного Федерального округа, в состав которого входит наша   область,   в   настоящий   период   характерен   в   целом   низкий   уровень инновационной активности, сводный индекс которой достигает не более 60% от   среднего   показателя   по   Российской   Федерации,   незначительное присутствие   в   округе   высокотехнологичных   видов   деятельности,   а   также отсутствие в округе лидирующих инновационно­образовательных кластеров [4]. В Стратегии социально­экономического развития Южного Федерального округа на период до 2020 года одним из базовых факторов в перспективах 14 экономического развития определено “созданием эффективной региональной инновационной   системы,   включающей   научно­инновационный   комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров; превращением макрорегиона   –   инновационного   аутсайдера   в   базовый   для   России   ареал технико­технологического “прорыва” в сфере агропромышленного комплекса, энергетики, рекреации, логистики” [4, 25]. Тем не менее, Ростовская область сохраняет высокий инвестиционный потенциал,   о   чем   свидетельствуют   оценки   компетентных   рейтинговых агентств:   в   2011   году   международным   рейтинговым   агентством «ФитчРейтингз   СНГ   Лтд»   по   результатам   проведенного   мониторинга подтвержден присвоенный Ростовской области национальный долгосрочный кредитный рейтинг «A+». Прогноз – «Стабильный». По данным Рейтингового агентства   «Эксперт   РА»   за   период   2010–2011   годов   Ростовская   область включена   в   десятку   лучших   регионов   России   по   уровню   инвестиционного потенциала (средний потенциал) и минимальному риску (2А) [5]. Южный   федеральный   университет   состоит   из   12   научно­ исследовательских   институтов,   7   конструкторских   бюро.   Основной инновационный блок ­ это технопарк ЮФУ, созданный на основе технопарков Ростовского   государственного   университета   (РГУ)   и   Таганрогского государственного   радиотехнического   университета   (ТРТУ).   Сегодня технопарк ЮФУ объединяет около 50 малых инновационных предприятий ­ это одна восьмая часть инновационно­внедренческого потенциала Дона.  Одним   из   направлений   программы   развития   образования   региона является   поддержка   высшей   школы   и   использование   потенциала   Южного федерального университета в интересах социально­экономического развития Ростовской   области.   В   среднесрочной   перспективе   (5­6   лет)   Южный федеральный университет должен войти в число 10 ведущих вузов России, в дальнейшем (12 – 15 лет) – в число наиболее престижных вузов мира. Южный федеральный   университет,   являющийся   мощным   научно­образовательным центром,   способен   обеспечить   подъем   экономики   Ростовской   области   и решение проблем в социальной сфере [5]. Реализация   государственной   программы   развития   образования,   как указывают   специалисты,   подвержена   ряду   рисков,   которые   могут   оказать влияние на достижение результатов. К основным рискам реализации государственной программы относятся: 15 финансово­экономические   риски   –   недофинансирование   мероприятий государственной программы, в том числе – со стороны муниципалитетов; организационные и управленческие риски – недостаточная проработка вопросов,   решаемых   в   рамках   государственной   программы,   недостаточная подготовка   управленческого   потенциала,   неадекватность   системы мониторинга реализации государственной программы, отставание от сроков реализации мероприятий. связаны   с     риски   Финансово­экономические возможным недофинансированием   ряда   мероприятий,   в   которых   предполагается софинансирование   деятельности   по   достижению   целей   программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий,   направленных   на   достижение   целей   государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования. Организационные и управленческие риски: ошибочная организационная схема   и   слабый   управленческий   потенциал   (в   том   числе   недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к   неэффективному   управлению   процессом   реализации   государственной программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников государственной   программы,   низкому   качеству   реализации   программных мероприятий   на   муниципальном   уровне   и   уровне   образовательных организаций.               Важным   средством   снижения   риска   обычно   считается   проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования. Однако,   есть   и   иной   подход,   деликатный,   как   называет   его   автор,   Ю.Г. Молоков   –   радикальное   омоложение   руководство   образованием   на   всех уровнях.   Есть,   правда   у   него   оговорка:   «Понимаем   и   знаем   отрадные исключения; мы говорим о тенденции и только о школе, зная ее специфику. Простите,   но   люди   преклонного   возраста   в   школе   очень   часто   смотрятся жалостливо   и   неуместно.   Понимаем   и   знаем   отрадные   исключения;   мы говорим   о   тенденции   и   только   о   школе,   зная   ее   специфику.   Возникает противоречие   между   большим   управленческим,   педагогическим   опытом   и хроническои   усталостью,   грузом   традиционных   сложившихся   решении, новыми формами и стилями взаимоотношении молодежнои среды в средних и старших классах, в учительском коллективе” [13].               Мне   же видится решение проблемы в другом: руководителю любого уровня и возраста, не имеющему подготовки в качестве менежмента в сфере образования, надо либо пройти соответствующую подготовку, либо оставить 16 свою должность. Здесь определяющим фактором выступает     не возраст и занимаемое положение, а инициативность, желание получить новые знания, с помощью которых, обеспечить новое качество, инновационную деятельность своей образовательной организации.         Анализируя первые 7 лет работы своей школы я поняла: нужен новый виток развития.  И это, не смотря на то, что школа вошла в сотню лучших образовательных   учреждений   РФ   в   2012   году,   явдяется   победителем регионального   конкурса   “Школа­территория   здоровья”   в   2011   году, воспитанники   военно­спортивного   клуба   школы   были   призерами   военно­ спортивной   олимпиады   “Призывники   России”   в   2011   и   в   2013   годах,   а ансамбль   бального   и   эстрадного   танца,   после   победы   на   региональном конкурсе   “Созвездие­2014”,   представлял   нашу   страну   на   конкурсе “Созвездие” в Италии в июле этого года, где заняли первое место в номинации “Эстрадный танец” в своей возрастной категории.              Подведя итоги работы школы, я поняла, настал момент поделиться имеющимся   опытом,   обобщив   все   плюсы   и   минусы   работы   школы, познакомиться и использовать опыт передовых школ России. С этой целью приняла   участие   в   Российском   конкурсе   “Директор   школы­2012”   и   стала призером.   Имея   возможность   выбрать   награду,   выбрала   право   обучения   в ВШЭ   и   горжусь   этим.  Что   скрывать,   экономических   знаний   и   знаний   по менеджменту катострофически не хватает!        Ушатом холодной воды стали слова начальника отдела образования: “А зачем тебе это надо?” Пыталась агитировать коллег директоров, объясняла им необходимость роста и развития, однако наткнулась на стену непонимания. Никак   не   отреагировало   на   призовые   результаты   двух   директоров   из Ростовской   области   и   Министерство   образования.  А   ведь   сколько интересного   о   конкурсе   и   опыте   работы   своих   коллег   мы   смогли   бы рассказать!              Получается рост кадрового потенциала – это еще одна декларация, красивые слова в программных документах?               Как   отмечают   все   специалисты,   «объем   информации   постоянно увеличивается,   знания   и   компетенции   постоянно   совершенствуются,   и современныи   человек   должен   постоянно   повышать   свои   образовательныи уровень,   свое   профессиональное   мастерство.   Способность   к   постоянному обучению     определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда» [5].                 Мне импонирует слоган, который используется при характеристике нового Закона “Об образовании” ­  “Образование через всю жизнь”. Да и как с важнеишим   качеством, становится 17 этим   не   согласится,   если   перспективы   развития   области   требуют   новых знаний и профессионалов в различных областях  деятельности, в том числе: строительство   мультимодального   транспортно­логистического   узла «Ростовский Универсальный порт» в портово­промышленной зоне «Заречная» и  вывода  за пределы  городской черты  второго грузового  района морского порта г. Таганрога, строительства специализированных терминалов. Намечено строительство   мостов   через   реку   Дон,   организация   железнодорожного скоростного пассажирского движения по направлению «Центр­Юг» (Москва – Адлер),   развитие   международных   коридоров   на   территории   Ростовской области,   в   частности,   продление   международного   транспортного   коридора №3   (Дрезден­Львов­Киев)   до   Ростова­на­Дону,   проектирование   первой очереди   первой   линии   метрополитена   в   г.   Ростове­на­Дону,   развитие Азовского   воднотранспортного   узла   в   устье   реки   Дон,   а   также   усиление припортовых   функций   г.   Ростова­на­Дону,   г.   Азова   и   г.   Таганрога   с увеличением грузооборота, принятие решения о строительстве второй нитки Волго­Донского   канала;   строительство   3­го   и   4­го   энергоблоков Волгодонской АЭС и первой ветки Ростовского метрополитена и многое др.             В связи с открывающимися перспективами экономического развития региона   Союз   работодателеи   Ростовскои   области     предложил:   “Ускорить модернизацию   профессионального   образования   и   обучения,   расширить возможности обучения взрослого населения в течение всеи трудовои жизни, улучшить возможности роста производительности труда, в том числе через совершенствование   трудовых   отношении   и   развитие   социального   диалога. Учитывать потребности региона в системе профессионального образования, формировать   профессиональные   стандарты   квалификации   работников   в новых   областях   деятельности,   проводить   независимую   оценку   качества профессионального   образования.   Подготовить   предложения   по стимулированию   инвестиции   бизнеса   в   профессиональное   образование, включая выведение из­под налогообложения всех имущественных и денежных вложении   работодателеи   в   профессиональное   образование   и   обучение, предоставление таможенных льгот при закупке за рубежом необходимого для обучения оборудования, образовательных программ”[7]. Главное, я считаю, вовремя услышать и поддержать инициативу, направленную на вывод отрасли образования на качественно новый уровень.         В предвыборнои статье В.В. Путина «О наших экономических задачах» (от 30.01.2012г.), имеющеи стратегическое значение сказано: «Нам нужна но­ вая   экономика,   с   конкурентоспособнои   промышленностью   и   инфраструк­ 18 турои,   с   развитои   сферои   услуг,   с   эффективным   сельским   хозяиством. Экономика,   работающая   на   современнои   технологическои   базе.   Нам необходимо выстроить эффективныи механизм обновления экономики, наити и   привлечь   необходимые   для   нее   огромные   материальные   и   кадровые ресурсы». Уровень   развития   образования   и   науки,   как   видим,   влияет   на способность общества находить ресурсы для своего развития. При отсутствии необходимого   уровня   образования   страна   опирается,   главным   образом,   на природные ресурсы, а они не бесконечны.        В переходный период страна должна разрешить назревшие проблемы не за счет экономии на учреждениях образования, а на основе ее опережающего развития,   рассматриваемого   как   вложение   средств   в   будущее   страны,   в котором   участвуют   государство   и   общество,   предприятия   и   организации, граждане – все, заинтересованные в качественном образовании.                 Процессы   адаптации   сферы   образования   к   условиям   рыночной экономики   протекают   достаточно   медленно,   что   вызвано   не   только недостаточным государственным финансированием образовательной сферы и ограниченными   источниками   частного   финансирования,   но   и консервативностью системы образования.                 Чтобы   увеличить   объем   финансирования   на   свои   нужды,  системе образования  нужно  доказать   уровень  востребованности  ее  услуг. Наиболее перспективное   направление   увеличения   финансирования   –   привлечение частных   финансовых   средств.   Основным   же   препятствием   на   этом   пути является   недостаточная   разработанность   методологии   построения   таких механизмов.                  Одним из показателеи самодостаточности нашего региона является способность   его   органов   государственнои   власти   выявлять,   создавать   и эффективно использовать конкурентные преимущества в своеи деятельности [7].   Другим   важнеишим   преимуществом   региона   являются   качество   его человеческих ресурсов. Эффективное управление и человеческии потенциал, создающие   положительныи   имидж   регионального   социума,   во   многом определяют   его   привлекательность   не   только   для   населения,   но   и   для инвесторов.   Развитие   человеческого   капитала   –   ключевои   приоритет стратегии   развития   региона.   Человеческии   капитал   формируется   за   счет инвестиции в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание,   предпринимательскую способность,   информационное   обеспечение,   безопасность   и   экономическую   образование,   здоровье,   знания, свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.        Инновационныи путь развития региона должен включать в себя развитие сектора услуг и малого бизнеса, модернизацию образования и распростране­ ние   нового   знания,   повышение   качества   жизни   населения,   развитие   совре­ менных социальных сетеи, информационнои и коммуникационнои среды.      Этот путь развития области предполагает: 19 — ускорение экономического роста за счет реализации мер по повыше­ нию темпов и качества экономического роста при условии успешнои адаптации бизнеса к конкуренции; — развитие инновационно активных компании и организации в различных отраслях экономики области; — развитие   новых   отраслеи   специализации,   формирование инновационного профиля экономики области; — интенсивные   структурные   сдвиги   в   пользу   высокотехнологичного   и инфраструктурного секторов экономики, более значительные объемы капитальных вложении, высокие темпы роста;  — реализацию   инвестиционных   проектов   общенационального   и стратегического значения и реализация национальных проектов в сфере образования, активное участие федерального и областного бюджетов в ее финансировании; — внедрение   механизмов,   способствующих   развитию   экономической самостоятельности образовательных организаций; — реализация   комплекса   мероприятий   по   повышению   инвестиционной привлекательности   сферы   образования,   способствующих   притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования; — подготовки   рабочих   и   специалистов   с   учетом   потребности   отраслей экономики   и   предприятий­заказчиков   кадров,   привлечения дополнительных   материально­технических   и   финансовых   ресурсов работодателей для повышения качества подготовки выпускников — использование механизмов частно­государственного партнерства.        Считаю,   что   решение   вышеперечисленных   задач   позволит   создать   инновационную   систему   Ростовскои   области,   обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на   инновационныи   путь   развития.   Инновационное   развитие   Ростовскои области по активному варианту является необходимым условием перехода к «экономике знании». 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный   закон   от   29.12.2012   №273­ФЗ   “Об   образовании   в Российской Федерации”. 2. Концепция   долгосрочного   социально­экономического   развития Российской   Федерации   на   период   до   2020   года,   утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662­р.  3. Концепция   демографической   политики   Российской   Федерации   на период   до   2025   года,   утверждена   Указом   Президента   Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351. 4. Стратегия социально­экономического развития Южного федерального округа   на   период   до   2020   года,   утверждена   распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538­р. 5. Концепция   развития   системы   образования   Ростовской   области   на период   до   2020   года.      Утверждена   постановлением   Правительства Ростовской 659 19.07.2012 (http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=112331).   №   области    от   6. План   мероприятий   («дорожная   карта»)   «Изменения   в   отраслях социальнои   сферы,   направленные   на   повышение   эффективности образования   в   Ростовскои   области»   Приложение   к   постановлению 21 Правительства Ростовскои области от 25.04.2013 No 241  7. Реализация   глобальных   конкурентных   преимуществ   Ростовской области.   Материалы   к   заседанию   Общественной   палаты   Ростовской области. Сборник статей. РИНХ. Сентябрь, 2012 г. 8. Т.Ю.   Анопченко,   Д.Ю.   Савон.   Ростовская   область.   Устойчивое развитие:   опыт,   проблемы,   перспективы.   Институт   устоичивого развития   Общественнои   палаты   РФ,   Центр   экологическои   политики России, Москва, 2011. 9. А.Н. Иванов, С. Н. Тамбовцев, Р.В. Шеховцов. «Актуальные проблемы и перспективы развития потребительского рынка Ростовской области в контексте долгосрочного социально­экономического развития региона. http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/731 10.И.   В.   Кузнецова.   «Прогнозирование   и   мониторинг   рынка образовательных   услуг:   на   примере   рынка   образовательных   услуг Ростовской области. Диссертация. Ростов­на­Дону, 2004г. 11.Н.   В.   Логинова.   Проблемы   и   перспективы   развития   образования. Материалы  III  международной   научной   конференции.   г.   Пермь: Меркурий, 2013. с. 42­44.  www.moluch.ru 12.Горланова   Е.   В.  Каменщикова   Л.   А.  Финансовая   политика образовательных учреждений в современных условиях. Kamenshchikova L., Gorlanova E. The financial policy of educational institutions in modern conditions.   Сибирский   учитель.   Научно­методический   журнал.  2007 №4(52) август (http://www.sibuch.ru/node/59) 13.Ю.Г.   Молоков.   О   программе   развития   образования   района.   Письмо руководителю   муниципального   управления   образования.   Сибирский учитель №2 (87) март­апрель 2013г.

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»

ЭССЕ  «Анализ экономических перспектив развития образования в Ростовской области»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018