Эссе "инклюзивное образование - проблемы и перспективы"
Оценка 4.6

Эссе "инклюзивное образование - проблемы и перспективы"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
04.04.2017
Эссе "инклюзивное образование - проблемы и перспективы"
презентация по вопросам инклюзивного образования
Публикация является частью публикации:
текст эссе.docx

«Инклюзивное образование: проблема и перспектива».

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланке

            Всю свою сознательную жизнь я прожила рядом с людьми, которые имели физиологический недостаток – это были слепые или слабовидящие люди. Это есть мои папа и мама. Никогда я даже не задумывалась о том, что они «особенные», не такие как все. Так же как все они ходили на работу, водили меня в детский сад, школу, занимались творчеством, спортом... Среди моих подруг была девочка Таня. Мы росли вместе, вместе ходили в детский сад.  Пришло время школы и наши пути разошлись – я в общеобразовательную школу города, а моя близкая, задушевная подружка в другой город, в интернат (в нашем городе   на тот момент специализированного интерната не было). Помню, как я расспрашивала родителей: что так, почему? Теперь, взрослым человеком, я часто задумываюсь – каково же было ей, маленькой девочке жить вдалеке не только от друзей, но и от родителей?!

         Сегодня мы говорим об инклюзивном образовании, даже уже не говорим, а делаем первые шаги в этом направлении! Думаю, что это самое гуманное и актуальное решение нашего правительства в отношении обучения и воспитания подрастающего поколения. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.

Приучать к новым условиям жизни нужно не только детей с ОВР, но и тех ребят, которые не знают о существовании сверстников с особыми образовательными и жизненными потребностями или же относятся к ним с пренебрежением. Более того, адаптировать к ситуации стоит и взрослых — родителей, педагогов, да и общество в целом. Дело в том, что немалую роль в вопросе невысоких темпов внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых учеников. Они часто выступают против совместного обучения их детей с инвалидами. Родители полагают, что в результате их чада не получат необходимого объема знаний или внимания учителей, т.е. образование в целом пострадает.

На мой взгляд, факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе сам по себе не может стать причиной для каких-либо выводов. Весь вопрос заключается в том, будет ли образовательный процесс способствовать развитию детей, а не тормозить его. Для этого следует разграничить пространство взаимодействия детей и предметно-образовательное пространство. Кроме того, необходимо участие нескольких сопровождающих взрослых, которые способны помочь особому ребенку при решении сложной задачи, чтобы он чувствовал себя включенным в процесс решения. При этом другие дети должны продолжать заниматься чем-то другим

Далее - это принятие родителями того, что их ребенок имеет особенности развития. Родители не хотят принять, осознавать это факт.  С этим в школе мы сталкиваемся ежедневно.

Следующий немаловажный аспект - неподготовленная материальная база. Если говорить конкретно о нашей школе, то она вообще не отвечает никаким современным требованиям!  Негде проводить занятия специалистам, уже не говоря о комнатах психологической разгрузки и релаксации. «Торопись медленно» - сказал Октавиан – Август. Очень актуально это высказывание относительно включения инклюзивного образования. Да, несомненно, инклюзивное образование однозначно должно быть! Но, прежде нужно все подготовить. У нас же получается, что лошадь за телегой идет. Очень важно создать специальные условия в школе для детей с ОВР — оснастить помещения техническими средствами, которые нужны таким ученикам.

Таким образом, первоначальная задача администрации школы — изменить территориальное пространство, сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей ребят. Например, ввести в штат сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, дефектологов, переоборудовать места общего пользования: класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты; оборудовать въезд детей с ОВР в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку для доставки ребенка в школу. Правда, все это требует дополнительного финансирования.

Но это далеко не все. Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Помочь учителям в преодолении этих трудностей сможет повышение квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом и стажировки.

Особую роль в процессе обучения детей с ОВР, по моему мнению, играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.

Совместное обучение способно помочь в искоренении дискриминации, воспитании толерантности и нравственному оздоровлению общества. Дети, которые получают инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии, на мой взгляд, должно стать улучшение качества жизни всех учащихся, в том числе из социально-уязвимых групп.

Однако, не смотря на проблемы, старт программе задан. Очень осторожно (для нас дело новое) работа началась. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка). В текущем учебном году в школе функционируют 19 классов с включением инклюзии. На следующий год планируем открыть три специальных класса. Установлен контакт с ОПМПка.  Дважды выездная сессия комиссии работала с нашими учащимися.

В процессе создания инклюзивного пространства в стенах школ ничего невозможного нет. Главное, чтобы этого захотели учителя. С развитием интегративных процессов в школе, с появлением в ней «особых» детей вообще меняется отношение к проблеме людей с ограниченными возможностями. А это важный шаг к изменениям в обществе в целом, где все равные среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого: равного отношения ко всем без исключения и дискриминации. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Работая с детьми, нам, учителям, необходимо помнить о том, что сказал Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

 

 

 

 


 

Инклюзивное образование: проблема и перспектива»

Инклюзивное образование: проблема и перспектива»

Для этого следует разграничить пространство взаимодействия детей и предметно-образовательное пространство

Для этого следует разграничить пространство взаимодействия детей и предметно-образовательное пространство

Совместное обучение способно помочь в искоренении дискриминации, воспитании толерантности и нравственному оздоровлению общества

Совместное обучение способно помочь в искоренении дискриминации, воспитании толерантности и нравственному оздоровлению общества

Эссе "инклюзивное образование - проблемы и перспективы"

Эссе "инклюзивное образование - проблемы и перспективы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017