Автор данной работы, Ильина Н.П. делится своим жизненным опытом в освоении такой профессии, как сельский учитель. Содержание, тема и проблемы эссе очень актуальны в наше время, особенно для тех, кому не безразлична судьба сельских учителей и школьного образования в нашей стране в целом.
Эссе Ильина Н.П.с.Томское.docx
«Моя профессия – сельский учитель».
Сёла, деревеньки, посёлки на территории нашей огромной страны, как звезды
на небе: одни – яркие, крупные, а другие – совсем маленькие, угасающие…
Считаю село своей маленькой Родиной, но для меня этот образ стал
собирательным. В одном из сёл Центральной России я родилась и выросла,
окончила школу, а в другом, в Западной Сибири – живу сейчас и работаю
учителем. Между моим прошлым и настоящим – полжизни да ещё полРоссии
в придачу.
Я горжусь своей профессией сельского учителя. Мы вместе со всей страной
растим, воспитываем, обучаем новое поколение, молодую нашу смену. По
словам Конфуция, к знанию ведут три пути: путь размышления – это путь
самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта –
это путь самый горький. Моя дорога в профессию не была прямой, как
учительская указка, и может поэтому мне так нравятся необычные решения
казалось бы простых жизненных задач.
Мне сейчас тридцать пять лет, тринадцать лет назад я получила высшее
образование по специальности «Филолог. Учитель русского языка и
литературы» в Марийском Государственном Университете.
Но
педагогический стаж у меня значительно меньше – всего восемь лет, так как
сразу после ВУЗа я решила продолжить научную карьеру и шесть лет
проработала научным сотрудником Республиканского музея изобразительных
искусств г. ЙошкарОлы.
Со школьниками и, конечно, с учителями постоянно сталкивалась: на
передвижных художественных выставках, на экскурсиях и лекциях в музее
мы прекрасно общались, сотрудничали в рамках проекта «МузейШкола».
Значительным толчком к переменам в жизни послужил переезд, а точнее
возвращение в село, к истокам. Я до сих пор воспринимаю это, как новую
точку отсчёта в моей биографии или, «по набоковски» , новый виток некой
спирали, когда попадаешь в исходную позицию и проживаешь всё заново, но в
другом качестве и с другими эмоциями.
В 2010 году я вернулась в родную школу уже как педагог, а хотя не так
давно амбициозно покинула её серебряной медалисткой. Теплота приёма
среди коллег – моих же преподавателей омрачалась главной проблемой – я не
могла работать по своей родной специальности, так как это место было
занято, и уходить никто не собирался. В этом заключался ужас небольшой
малокомплектной школы: тебе приходится подстраиваться под реальные
обстоятельства. Была свободна ставка биолога, а вместе с тем предлагалось
классное руководство в девятом (выпускном!) классе и немного часов
истории, обществознания и экологии.
1 Согласие на всю эту авантюру означало для меня принятие груза огромной
ответственности за чужие судьбы. Судьбы детей, которые готовятся вступить
в самостоятельную жизнь. Ведь впереди у них выпускные экзамены. В моём
девятом классе – полкласса спортсменовхоккеистов. А что, если в
дальнейшем они выберут факультет физкультуры и спорта, а там ЕГЭ по
биологии.
«Век живи – век учись», чтобы достойно выглядеть в глазах своих
подопечных, я окончила курсы повышения квалификации на химико
биологическом факультете МарГУ,
не прекращала заниматься
самообразованием. Но это была только вершина айсберга.
Согласно ФГОС новой редакции эффективность современности учебного и
воспитательного процесса должна быть обеспечена за счет инновации
образовательной среды. Для этого необходимы квалифицированные кадры,
система инструментов, ресурсов и технологий, которые бы обеспечили
освоение основной программы образовательного учреждения. Обидно было за
себя и за учеников, когда, возвращаясь с очередного семинара или
педагогических чтений, я слышала от своих коллегобладателей многолетнего
стажа: «Изменения формальны, всё равно буду учить постарому».
Стандарты должны быть как заповеди нерушимы и справедливы для
каждого. Но условия жизни и способы выживания у всех разные. Городские
гимназии и школы гораздо лучше финансируются, чем сельские. Согласно
статистике в результате процесса оптимизации в системе образования,
каждый год в России закрывается около двух тысяч школ, цифра
ужасающая… И это при новой демографической программе для молодых
семей. К 2017 году общее количество школ по стране чуть превышало сорок
пять тысяч, из них более двадцати семи тысяч школ – сельские школы.
Двадцать семь тысяч школ для тридцати восьми миллионного сельского
населения страны. Много ли это? Да и какие это «выжившие», чаще всего
доисторические постройки советского периода.
С момента моего школьного выпуска в 2000м году в школе мало что
изменилось – просто учителя постарели, здание школы, оснащение кабинетов
поизносилось. Без нововведений не обошлось, конечно, (21 век на дворе!) вот
так появился в школе кабинет информатики с тремя «живыми»
компьютерами и жутко медленным и нерегулярным интернетом, а также
интерактивная доска с проектором.
«Хлеб без труда не родится», так и УУД (универсальные учебные
действия) с предметными результатами сами по себе не сформируются. Так,
согласно концепции модернизации образования в России к самой системе
образования выдвигаются высокие требования: подготовка образованных,
современных, предприимчивых молодых граждан. Российская глубинка во все
2 героями:
М.В.
инженерами,
полководцами,
времена была богата талантливыми и гениальными учеными, писателями,
поэтами,
Ломоносов,
Н.А.Некрасов, С.Есенин, И.В. Курчатов, А.И. Солженицын, Г.К. Жуков, М.Т.
Калашников, Ю.А. Гагарин… Сельские дети пытливы, непосредственны,
любознательны и энергичны. Необходимо только научиться работать с таким
потенциалом. Близость к естественной природе формирует у многих
одаренных детей более развитое образное мышление, воображение и, вместе с
тем, у них к большинству вещей и понятий есть практический подход. Назвать
село «неперспективным» или еще какимнибудь гадким словом не
поднимается язык, напротив, село – это душа России, живая, наполненная
своей, гдето дикой природной красотой.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
С. Есенин
Но жизнь познается только в постоянной динамике, иначе теряется ее смысл.
Мне не дают покоя слова философа и педагога Джона Дьюи: «Мы лишаем
детей будущего, если продолжаем учить так, как учили этому вчера».
Конечно, в условиях развивающегося прогресса, наплыва современных
«гаджетов», телефонизации населения и информатизации в обществе уже
недостаточно просто обладать знаниями: доступ к интернету есть в каждом
мобильном телефоне. Интерес к науке возникает одновременно с
практическим применением учебного материала. В этом случае незаменима и
необходима в учебновоспитательном процессе проектноисследовательская
деятельность. Работа с детьми напоминает мне творческий процесс в
мастерской художника: вот мы вместе выбираем тему для нашей будущей
совместной работы, как художник, который ищет сюжет для своей новой
картины. Замысел определяет средства: и мы подбираем форму и
инструменты для своей работы. А дальше обширный этап подготовительной
работы: художник создает эскизы и наброски. А для нас, юных
исследователей, это означает «погружение в проект» и организация будущей
деятельности, поиск источников информации и работа с ними. Художник
основную свою идею выражает при помощи композиции, образов, символики,
цветовой гаммы. Главное на этом этапе разжечь у детей интерес к
исследованию. Пусть у них будет больше вопросов.
Мне, как начинающему исследователю большим подспорьем в учебной
работе стали научные разработки Л.С. Выготского, А.В. Леоновича, И.П.
3 Волкова. Они послужили для меня необходимым методическим ресурсом для
работы в старой школе поновому. Реформы в образовании я, конечно, не
совершила, но о реализации системнодеятельностного подхода в учебном
процессе на первичном этапе освоения ФГОС уже говорят факты моего
участия с обучающимися в Экопроекте «Подаридерево» (посадка и уход за
саженцами хвойных пород деревьев), усиление интереса к предмету
«Биология» с помощью регулярной подготовки и решения онлайн –тестов
«Решу ЕГЭ» и «Сдам ГИА» , развитие олимпиадного движения. Внеклассная
работа также принесла долгожданные плоды: в школе мы с классом
организовали благотворительный фонд «Спасите лес» с целью покупки
искусственной ели для новогодних детских утренников (до этого ежегодно
спиливали очередную десятиметровую красавицуель), а также с
удовольствием проводили сезонные мероприятия «Проводы Масленицы» с
эстафетой для начальной школы и «День птиц» с новыми скворечниками.
Идеи не суперсвежие, но дети откликались на них с желанием. И работа
превращалась в подготовку к празднику.
Два года пролетели незаметно, сейчас с улыбкой вспоминаю свои первые
открытые уроки и самоанализ с рефлексией. Всё это было увлекательно, как и
успешное участие в первом профессиональном конкурсе «Мой
педагогический дебют». Но постоянно хотелось новых свершений...
В интернетпубликациях других учителей и обозревателей, которые
пытаются рассуждать об особенностях преподавания в сельской школе, я
часто встречаю высказывания о том, что у сельских учителей отсутствует
мотивация к использованию активных и интерактивных образовательных
технологий. При этом такие исследователи, рассказывая о современных
методах в педагогической науке, опираются на методики прошлых веков:
Я.Корчака, А. Дистерверга, И.Г. Песталоцци. Я не отрицаю: «Новое – это
хорошо забытое старое», но, чтобы продуктивно использовать данные
технологии, нужно обладать обширной эрудицией и интеллектуальным
запасом. «Погружение» в новую стихию знаний созвучно моему личному
опыту интеграции. Дело в том, что я приняла приглашение от другой школы
стать учителем иностранного языка. У меня были для этого основания: ещё в
университете я выбрала кафедру зарубежной литературы, для курсовых и
дипломной работ постоянно использовала оригиналы произведений
иностранных авторов, окончила курсы переводчиков
при Российско
Американском центре МарГУ в рамках студенческой программы «Work and
Travel». Тем более, что в дальнейшем я успешно прошла переквалификацию в
Уральском институте переподготовки и получила еще один диплом.
Мотивация была следующая – реализация образовательных планов в своей
родной лингвистической области.
4 Свои уроки английского языка я разрабатываю на основе принципов
развивающего обучения, изучаю и применяю грамматические правила с
помощью лексики из разных областей знаний, дополняю изученный материал
диалогамиинсценировками на английском, играми в «словообразование».
Подобные приёмы и виды работ поддерживают внимание на уроке, снимают
утомляемость, напряженность обучающихся и поддерживают познавательный
интерес. Ведь не секрет, что иностранный язык дается многим очень тяжело,
следовательно, над мотивацией обучающихся и содержательной базой урока
приходится работать постоянно, используя индивидуальный подход и
дифференциацию. В классах обучаются дети с разной степенью подготовки,
среди них обучающиеся с ОВЗ (особыми возможностями здоровья), для них
приходится подбирать задания с большей наглядностью, адаптированной
программой рекомендовано исключить некоторую сложную теорию из списка
оценивания результатов обучения, снизить требования во многих разделах,
например, в аудировании. Но не буду писать о грустном.
Интересно наблюдать за деятельностью одаренных детей и обучать их. «В
каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить,» сказал Сократ.
Работа с талантливыми детьми выходит за рамки обычного урока, для того,
чтобы полноценно раскрыть их способности необходимо применить
различные формы и методы обучения: от проектной деятельности до
творческих конкурсов разного уровня. В нашей «Итатской СОШ» уже более
десяти лет работает научное сообщество «Эрудит», которое является
добровольным объединением школьников. Огромным подспорьем в учебной и
исследовательской работе является целевая программа "Цифровая школа",
позволившая внедрить в образовательный процесс систему работы "1 ученик
1 компьютер" с нетбуками Intel Classmate PC. Стала реальной возможность
более эффективного применения интерактивных методов обучения. В
зависимости от поставленных целей и задач, на уроке организую
индивидуальную, парную и групповую работу, в качестве объекта изучения
использую разные источники информации: электронные интерактивные
приложения,
рабочие тетради с индивидуальными электронными
тренажерами, тесты, логические задания на установление соответствия и
закономерности, на восстановление текста, развивающие игровые задания
вроде кроссвордов и филвордов. Считаю особым достижением успешное
применение на уроке технологии «Quest», которая нравится детям своей
новизной, необычными проблемными заданиями с элементами ролевой игры.
Во внеурочное время мы можем поиграть в эскейпрум ( Reallife room
escape), где за определенное время участники ищут загаданные предметы и
решают головоломки,
всё это создает уникальную атмосферу
непосредственного общения на неродном языке и незабываемые эмоции.
Но помимо технических возможностей нашей школы, наша гордость –
коллектив учителей. Коллектив весьма дружелюбный, хотя и неоднородный
5 по своему составу. Старшие учителянаставники всегда готовы помочь
молодым специалистам и набирающим опыт педагогам. Мне, как новичку
переселенцу, необходимо было посещать уроки других более опытных
педагогов не только с методологической целью, но и с целью в краткие сроки
познакомиться с ученическим контингентом. Дети очень быстро привыкли ко
мне, и некоторым для общения со мной двухтрёх уроков в неделю было мало
– одни стали участниками внеурочной деятельности по английскому, другие
приходили после уроков на «Хореографию», где я обучаю классическим
бальным и современным танцам. Досуг ребенка должен быть максимально
занят, и кому, как ни нам, учителям позаботиться об этом. У нашей школы нет
бассейна, к большому сожалению, но в школе работает спортивный клуб с
разными секциями и обороннопатриотическое объединение «Исток». Ведь
самое лучшее время в жизни – это детство, так пусть же оно проходит под
знаком радости и полезных увлечений. Весь период с сентября по май мы
проводим с детьми в школе много времени, знаем много о характере каждого
ученика, об особенностях поведения, привычках и, конечно, самое главное,
знаем о его успеваемости.
Я верю, быть учителем – это значит верить в демократические (именно
народные!) идеалы и высокое предназначение своей профессии.
А на селе, где количество жителей и детей невелико, все друг друга знают,
связь со своими подопечными и их родителями более тесная – мы соседи по
дому или улице. С городом, конечно, не сравнить: там родители не всех
учителей своего ребенка знают, а учителя – родителей учеников тем более.
В наше время в условиях тотальной занятости родителей на работе (на
смене, на сутках) при остром дефиците полноценных взаимоотношений
«родительребенок», сельский учитель становится незаменимым «связующим
звеном» в семье многих, кому не безразлично обучение их «чада».
Поэтому при встрече на улице или в другой бытовой обстановке, родители
всегда у меня интересуются успехами своих детей, советуются, как
преодолеть те или иные сложные моменты в учебе или воспитании. Я всегда
рада помочь потому, что на своем опыте знаю, насколько тяжело
родительское бремя, сколько сил и «креатива» надо приложить, чтобы
ребенок с интересом учился, регулярно выполнял домашнее задание,
занимался спортом, самодеятельностью. И если не у каждого родителя бывает
достаточно времени для общения с его ребенком, то они искренне надеются
на нашу учительскую поддержку в таком общем деле, как воспитание
достойного гражданина.
Демократичность педагогики подразумевает огромные возможности для
творчества, но это не должно ограничиваться сферой дидактики и
педагогических технологий. Говоря словами известных педагогов: «Плохой
6 учитель преподносит истину, хороший учит её находить», добавлю от себя:
«Задача лучшего учителя до этой истины заботливо дитя сопроводить».
Ильина Наталья Павловна,
учитель английского языка,
МАОУ «Итатская СОШ» Томского района
7
Эссе на тему: «Моя профессия – сельский учитель».
Эссе на тему: «Моя профессия – сельский учитель».
Эссе на тему: «Моя профессия – сельский учитель».
Эссе на тему: «Моя профессия – сельский учитель».
Эссе на тему: «Моя профессия – сельский учитель».
Эссе на тему: «Моя профессия – сельский учитель».
Эссе на тему: «Моя профессия – сельский учитель».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.