Эссе "Семья"

  • Семинары
  • docx
  • 18.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А какая она современная семья? Начнём с того, что семьи бывают разные. Я работаю в образовании более двадцати восьми лет, и мне приходилось встречаться с разными родителями. Одни считают, что им все вокруг обязаны, начиная с воспитателей и нянечек в детском саду, заканчивая президентом. Я родил, сделал Великое дело, а ВЫ воспитывайте, учите, обеспечьте меня и моего ребёнка всем необходимым. Другие боготворят своё дитя, считая его центром Вселенной, готовы выполнить любой каприз и, конечно хотят, чтобы его холили и лелеяли все окружающие люди, только Его одного. А другие? Другие перебьются.
Иконка файла материала эссе на тему Семья.docx
Тема"Эффективные формы и методы работы с родителями в ДО"    Семья­это общество в миниатюре,  от целостности которого зависит безопасность  всего большого человеческого общества. (Ф.Адлер)      Когда человек счастлив? Человек счастлив, когда он чувствует радость, уют, тепло и любовь своей семьи. Когда он чувствует теплое отношение своих родных и близких.       Семья согревает, дает пищу чувствам и отдых душе.      «Какова птица, таково и гнездо», – говорил Р.Котгрейв. Опираясь на это рассуждение, можно сказать, что семья­ это очаг, который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных семейными узами.        Семья – один из шедевров природы. Никакие знакомые или друзья не смогут заменить брата   или   сестру,   нет   таких   знакомых,   которые   пройдут   с   нами   все   невзгоды   жизни, которые   будут   рядом   всегда,   когда   нам   будет   нужна   помощь.   Где   еще   можно   так замечательно провести время, как не с семьей. Семья в жизни каждого человека играет огромную роль. Если она есть – он счастлив, у него есть опора в жизни, есть для кого жить, за кого переживать, с кем делить удачи и неудачи.  Если ее нет – человек несчастен. Семья и детский сад ­ два общественных института, которые стоят у истоков нашего  будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения,  чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко  можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением  воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве,  чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А  некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение?  Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых  требований семьи и детского сада? Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели  ребенка. Считают, что детский сад ­ место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания.  Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но,  главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада. В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и  родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути  воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.   Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;  Педагогические беседы с родителями;  Круглый стол с родителями;  Тематические консультации;  Конференции с родителями;  Совместные досуги;  Диспуты;  Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;  Организация “уголков для родителей”; Посещение семьи;  Оформление витрин (фотомонтажей);  Дни открытых дверей;  Родительские университеты;  Работа с родительским активом группы. Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их  практическую подготовку в вопросах воспитания детей. Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится  наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей. Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей  функции воспитания. Нам необходимо было в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться  взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с  семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев. Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений во  взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными: 1. Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень развития  ребенка. 2. Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать необходимую помощь  родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются. 3. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и обучения детей и  помочь членам семьи закреплять пройденный материал в домашней обстановке. 4. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление более тесного  контакта с ребенком и семьей. В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды: 1. Доски объявлений : ­ объявления о собраниях; ­ объявления о предстоящих мероприятиях; ­ информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем  занимаются дети в группе; ­ высказывание детей в течение дня; ­ ежедневные расписания; ­ благодарности родителям. Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах. 2. Брошюры: Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое  изложение философии, общую информацию о ней. 3. Справочники: Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности;  задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка. 4. Информационные бюллетени: Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными): ­ информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях,  спектаклях и т.д.; ­ описание событий, происходящих в детском саду; ­ описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих  занятий дома;­ изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе  (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.); ­ благодарности добровольным помощникам; ­ просьба принести какие­либо материалы или оказать какую­либо помощь. 5. Индивидуальные кармашки: (каждый день, несколько раз в неделю). В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях. 6. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к  родителю и обратно: ­ короткие сообщения о достижениях ребенка; ­ извещение о особых событиях; ­ благодарность родителям; ­ здоровье ребенка; ­ личный рост. Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в  письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие  варианты. 7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где  родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы,  предложения и т.д. 8. Отчеты. Письменные отчеты о детях описываются в позитивном ключе, подчеркивая как сильные,  так и слабые стороны ребенка. В таких отчетах нужно воздерживаться от категорических  суждений и умозаключений. Содержание отчета не должно быть неожиданным для родителей. В него включается  только та информация, которой вы обменивались с семьей в течение предшествующего  периода. Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам,  воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего  ребенка к лучшему. Посетив детей и их родителей, мы познакомились с домашней обстановкой. Заполнили  карты посещения и определились в формах работы. Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно  готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем  музыку, готовим пригласительные билеты. Вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его  ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, может ознакомиться с  родителями соседа по столу. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой  опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с  радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что­то интересное,  игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации  о ходе учебно­воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их  высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам,  рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой  памятки. Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот,  вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на  что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит  отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих  трудностях и путях их разрешения. Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду,  помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на  ребенка. Никогда не превращаем родительское собрание в формальное информирование. Наоборот,  вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и  родителям и нам. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг  друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и  тех же людей, все выполняют что­то посильное для себя. В конце года на последнем  собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных  родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за  сотрудничество и творчество. На организацию дня открытых дверей привлекаем родителей. Они дежурят, следят за  тем, чтобы родители не мешали друг другу. В этот день приглашаются все родители  красочным приглашением. Внимание родителей обращается на то, как в группе  осуществляется о здоровье детей: ­ в группе проветрено; ­ воспитатель следит за осанкой; ­ активизирует их подвижность; ­ предупреждает утомляемость; ­ заботится о прогулке; ­ показ занятия; ­ показ режимных моментов; ­ самостоятельная деятельность детей. После просмотра мы проводим небольшую беседу, в которой родители обмениваются  мнениями, получают совет, рекомендации. “Книга­эстафета” ­ помогает нам в налаживании контактов с семьями. Нам нужно было  знать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья  решает трудные вопросы, и определить для себя, в чем необходима наша помощь.  Оформили книгу, написали обращение к родителям, просили ответить на вопросы. Каждый родитель смог ответить на наши вопросы, задать свои или прочитать ответы других  родителей. Книга­эстафета стала у нас дополнительной формой общения воспитателей с  родителями и родителей между собой. Наряду с традиционными формами работы в группе мы практикуем проведение  родительских конференций, задача которых пропагандировать лучший опыт семейного  воспитания. Всегда печатаем яркое объявление. Заботимся об обстановке, чтобы было  удобно сидеть и записывать, группа украшается плакатами, делаем записи, магнитофонные записи на кассету. Готовимся к конференциям тщательно, договариваемся о выступлениях, организовываем консультации врача, педагога, логопеда, на конференции можно сделать  выставку. Одна из наших конференций называлась “Трудовое воспитание в семье”. В своем небольшом выступлении мы высказали, как важно участвовать родителям в воспитании  ребенка, какую большую ответственность несет семья перед обществом. А когда родители  просмотрели кассету (запись) трудовой деятельности детей, многим родителям стало  неудобно и за себя и за других. Такие близкие встречи с родителями полезны для нас тем,  что родители рассказывают о своих успехах в воспитании, не скрывая говорят о неудачах.  Трудные вопросы воспитания легче разрешаются сообща. Используем самые формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических  знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы.В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей,  составленных педагогами и психологом. По вопросам сохранения и укрепления здоровья  детей старшей медсестрой и инструктором по физической культуре составлены и  подготовлены консультации. В приемной оформлен “Уголок здоровья”, где родители  могут получить всю интересующую их информацию. В уголках имеются тетради  индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты. Ежедневно оформляем стенд для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома  вместе с детьми”, “Чем мы питались (меню)”. Огромное значение имеют для родителей наглядные формы: то, что может быть помещено  в приемной:  1. Плакетки с именем родителей ребенка на шкафчиках (фотографии). 2. Стенды: “Когда мы были маленькими” ­ краткие рассказы мам и пап. 3. “Я умею”, “Я могу”, “Я люблю” ­ информация об умениях, достижениях, интересах  родителей. 4. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам, знакам Зодиака. 5. Достижения каждого ребенка “Вот чему я научился”. 6. Демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую  дети и педагоги складывают детские работы. 7. “Устами младенца” ­ юмористические высказывания детей. 8. “Над чем я думаю” ­ вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их  интересует, тревожит, занимает. 9. “Про меня” ­ персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке,  оформленные родителями совместно с детьми. Эти листы могут быть помещены на  лестничных стенках, на стенах коридоров, прилегающих в группе. 10. “Мы вас ждем!” ­ график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и  воспитателей на участие в работе группы. Удачной формой работы с родителями эффективно использовать закрытые ящики и  информационные корзины, в которые каждый родитель в удобное для себя время может  внести предложения, замечания. На основании этих записей м корректируем свою работу,  делаем выводы о вопросах, беспокоящих родителей. Мы часто для родителей устанавливаем фотомонтажи и чередуем их с рисунками,  некоторыми поделками, например:  ­ “Золотые руки не знают скуки”; ­ “Осенний букет”; ­ “Это наша земля”; ­ “Елочка – красавица” и т.д. Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты  получаем данные, информацию о какой­либо стороне семейного воспитания одновременно  от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в  образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической  культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о  методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как  проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др.  Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей.  Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится. Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет, состоящий из пяти человек. Этот  комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и  организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые  обязанности. Мы вместе сочиняем сценарии, придумываем конкурсы, для чего иногдасобираемся в группе, у кого­нибудь дома. Есть в группе и фотокорреспондент из  родительского комитета. Они делают фотографии наших экскурсий, праздников,  спектаклей, и мы оформляем приемную, группу, стенды, альбомы. Для родительского актива иногда организовываем занятия по их желанию на  педагогические темы. В работе с семьей удачно зарекомендовали себя и такие формы, как:      аукционы, клубы по интересам, устные журналы, библиотеки. Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей  функции воспитания.  И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый  человек, сделав какую­нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом  нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в  добродетельных намерениях”, ­ писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не  забывайте об этом.