Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Оценка 4.8

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
15.08.2019
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
История возникновения, становления и роста педагогической династии. Рассказ о сложной, разноплановой учительской работе,о поколениях сельских учителей, посвятивших жизнь воспитанию детей в далёкое военное и послевоенное время и в не менее сложное интересное нынешнее, о их интересех, нашедших отражении в их учительской биографии.
Школа в судьбе моей семьи.doc
Порохина Г.В., учитель МБОУ «Сосновская СШ №1» Школа в судьбе моей семьи                Июнь 2010­го. Каргополье. Летний методический лагерь областного Клуба «Учитель года».   Мы с друзьями по Клубу стоим в холле Печниковской средней школы у стенда  «Они были директорами нашей школы».  Под одним из портретов надпись:   «Горбунова   Татьяна   Ивановна,   руководила   школой   более   20   лет».   Я торжественно объявляю: « Это сестра моей мамы». И вдруг откуда­то появляется мысль:   «А   ведь   здесь   зарождались   педагогические   традиции   моей   семьи…».   В Печниковской школе моя мама училась в 1 классе». Так решили родители, потому что маленькой Насте далеко было ходить в школу в Каргополь из деревни Волково. Вот   и  отправили   её  к   старшей   сестре.  Я   помню,  как   мама   рассказывала,   что   ей хотелось быть такой же серьёзной, строгой, нарядной, как старшая сестра, чтоб её так   же   слушали   ученики,   чтоб   так   же   уважительно   здоровались   односельчане. Вероятно,   здесь,   в   маленькой   сельской   школе,   и   зародилась   мечта   –   стать учительницей.  После  школы мама поступила в педучилище. Время было трудное –   Девчонки   после   занятий   помогали   в   госпитале,   много   занимались военное.   физкультурой (мама была неплохой лыжницей). После окончания училища их даже грозились отправить на фронт, но потом всё круто изменилось, и поехала мама со своими однокурсницами в Пинегу. Плыли на пароходе и удивлялись, почему так сочувственно вздыхают и жалеют их старушки­попутчицы, узнав, что забросила их судьба на Пинежъе. Так оказалась мама в детском доме в Красной Горке, а затем в Красном Бору и стала работать учителем начальных классов, но приходилось вести уроки и у старшеклассников.  А потом после окончания Шенкурского педучилища  туда приехал папа. Приехал не один,  привёз   с  собой   младшую   сестрёнку,  для   которой   он   стал  тогда   не  просто старшим братом, а фактически заменил ей родителей. И её учителем он тоже был, и мама тоже.        Трудно было   в послевоенные годы в детдоме: осиротевшие дети­ переростки, отвыкшие от добра и ласки, отставшие в учёбе, обозлившиеся, прошедшие «огонь и воду». Сложно было найти с ними общий язык. О них он потом расскажет в своей повести «Подрост». Помню,  папа рассказывал: «Однажды после урока один парень мне заявил: « Что Вы меня учите? Вы сами­то   что знаете? Что видели? А я всю страну объехал!» Но их таких нужно было учить, помочь им найти себя. Спустя годы многие из тех детдомовцев, став взрослыми, бывали у нас дома, рассказывали о своих семьях, успехах, спрашивали совета у своих учителей, а я сейчас спустя десятилетия общаюсь с некоторыми из их детей.               А   тогда   в   Красном   Бору   молодые   педагоги   успевали   всё:   работали, организовывали воскресники, выпускали стенгазеты, готовили с ребятами концерты, сами   ездили   выступать   в   соседние   деревни   и  ..   влюблялись.  (В   нашем   семейном архиве   до   сих   пор   хранятся   стихи,   которые   папа   посвящал   маме.)   В   пятьдесят втором мои родители поженились, семья переехала в Пинегу. Мама стала работать учителем   в   Пинежской   школе,     а   отец   руководил   пинежским   комсомолом. Несколько лет назад во время областного конкурса «Учитель года» ко мне после презентации «Визитки» , в которой я говорила о своих «корнях», подошла пожилая дама   и   поделилась   воспоминаниями   о   своей   юности,   в   которых   фигурировал комсомольский секретарь Владимир Дементьевский.  Она рассказала, что мой отец приезжал к ним в Веегору на комсомольский воскресник по изготовлению торфяных горшочков. Оказывается, торфяные горшочки для рассады тоже являлись аспектом деятельности ВЛКСМ. А делалось всё это как­то весело, с чувством сопричастности к общему делу. И с таким задором! Потом  отец был редактором районной газеты «Пинежская правда».  А когда районы   ( Пинежский и Карпогорский) объединились,   мы переехали в Карпогоры, где он продолжил работу в газете.  «Районка» была в нашем  доме всегда: отец не только работал в её редакции, он жизнь свою без неё не представлял.  Позднее, работая в райкоме   партии,   и   будучи   потом     пенсионером,   являясь   председателем   совета ветеранов, он не мог оставаться равнодушным к проблемам района, остро переживая за судьбу Пинежья и пинежан. Только за последние годы ХХ века  в газете появились десятки его публикаций. Я думаю, многим запомнились его стихи, басни и притчи, очерки о герое­земляке М.И.Кротове, с которым он общался постоянно, рассказы «Дарья», «Пришлый», «Солдат» и др.   Верность газете он сохранил до конца дней своих.   Верность – для него была не просто словом.   Круг общения у него был огромен, а вот друзей  немного, с некоторыми из них он дружил почти полвека.  И дружбу     берег, зная, что   эти люди не предадут и за чужие спины прятаться не станут.    Он   любил   людей,   больше   всего   ценил   порядочность   и   честность   в   них. Именно от него в нас с братом непоколебимая вера в то, что хороших людей в мире больше…         Так  получилось, что в школу я пошла Карпогорскую, , и  в начальной школе я училась у своей мамы. Те, кто учился у своих родителей,  согласятся со мной, что быть учеником собственной  мамы или собственного  отца – вещь нелёгкая. .(Кстати этой участи не избежал и мой сын).  Моя мама проработала в школе больше 30 лет.   Кипы тетрадей, подготовка уроков до поздней ночи, родительские собрания, посещение квартир учащихся, оформление уголков, календарей природы и экранов успеваемости (тут много помогал прекрасно рисовавший папа) – всё это я видела с детства.  В маминых классах я всегда возилась с   ребятишками:   проводила   сборы,     устраивала   конкурсы   и   состязания, организовывала кружки и игры.  Но … быть учителем я не хотела! И в ответ на вопрос   маминых   коллег,   родителей   её   учеников:   «Ты,   наверное,   тоже   будешь учителем?», заявляла: «НИКОГДА!!!».   Моими любимыми предметами в школе были литература,  немецкий язык, химия. Я даже   в   районных   олимпиадах   по   химии   участвовала.   (По   иностранным   языкам олимпиады тогда не проводились). А немецким я начала заниматься  самостоятельно во   2­ом   классе,   просиживая     вечерами   рядом   с   отцом,   студентом­заочником филологического факультета. Именно у него я впервые увидела учебник немецкого языка, а потом сходила в библиотеку и к удивлению библиотекаря взяла учебник для 5­го класса. Так что к концу 2­го класса я прилично читала по­немецки и знала немало   слов.   Кстати,   точно   так   же   я   начала   в   7­м     учить   английский   (Очень хотелось!). За время учёбы в школе учителей немецкого у нашего класса сменилось много,  но моей любимой учительницей была Е. Н. Барышева (Вологдина). Именно, благодаря   ей   я   не   потеряла   интерес   к   немецкому   языку   и   после   школьного выпускного, отработав смену вожатой в пионерском лагере в Кушкопале, мечтая о профессии переводчика, отправилась штурмовать инфак АГПИ, хотя родители мои настоятельно рекомендовали мне химико­технологический факультет АЛТИ.     И, став студенткой факультета иностранных языков, я ни разу не пожалела об этом: на кафедре немецкого языка работали интереснейшие, эрудированные преподаватели, отлично   знавшие   немецкий   язык,   готовые   донести   эти   знания   до   студентов.   И потому,   когда   мы   с   однокурсницей   Еленой   Панфиловой   на  V  курсе   в   составе всесоюзной группы студентов проходили стажировку в Магдебургском пединституте в ГДР, немецкие преподаватели отметили высокий уровень языковой   подготовки студенток   из   Архангельска,   а   наши   преподаватели   получили   благодарность   от Министерства Просвещения.            Ещё будучи пятикурсницей,  я, зная о нехватке учителей иностранного языка, пообещала завроно , что приеду на 3 года поработать в район. Перед госэкзаменами мне предложили аспирантуру, а я, хотя учиться очень хотелось, отказалась.   Я же дала обещание, а папа мой учил меня жить так, как в той песне, «Раньше думай о Родине, а потом о себе…»   Так я оказалась в Сосновке. На первом в моей жизни традиционном августовском районном учительском совещании нас молодых посвящали в педагоги. А моей маме именно в этот день вручили знак «Отличник просвещения». Символичный   факт в биографии моей семьи?          Вечером мама с коллегами ушла на вечер отдыха, который был организован для собравшихся   на   совещание   учителей,   а   мы   с   папой   стали   печатать     карточки   с немецкими   буквами   для   моей   работы.   Я   тогда   печатать   не   умела,   а   у   него   это получалось здорово.   Чертили, печатали и разговаривали, разговаривали…   Через день с карточками и плакатом со словами Карла Маркса о том, что «Иностранный язык  есть  оружие  в  жизненной  борьбе», я  отправилась   в Сосновку  куда  «только самолётом можно долететь».  И с той поры я уже 44 раза  входила на первый урок  к ребятам, начинающим изучать  иностранный язык, держа в руках папины карточки.     Сосновская   школа   мне   очень   обрадовалась   и   предложила   32   часа             иностранного   языка,   кабинет,   кружок   на   продлёнке,   КИД,   учительскую комсомольскую организацию, культурно­массовую комиссию в профкоме...  Чтобы школу полюбить, её делами нужно жить. Дел было невпроворот, но я не унывала, всё успеть старалась, а по вечерам мы с подругой­коллегой (которая кстати потом стала женой моего брата и тоже почти 40 лет  проработала  в школе) в нашей квартирке со странным голубым полом, (который, наверное, должен был напоминать нам о том. что «вокруг   голубая, голубая тайга» и о том, что о голубой мечте ­ уехать вскоре из этой «голубой тайги» ­ пора забыть), пели под гитару сочинённые нами песни: «....Быть учителем значит – Надо много уметь,  Своих слёз не показывать,  А смеяться и петь. Вот с уроков приходишь, Сил держаться уж нет. А тебя ожидает на весь вечер конспект: Вдруг проверка нагрянет. А вдруг завуч придёт. И тогда уж держитесь, молодой педагог! И   я   держалась!   А   ведь   всё   бывало:   радости   и   печали,   удачи   и   горечь поражений, разочарования и обиды. Иногда очень хотелось всё бросить. И в такие минуты я открывала заветную тетрадь, и ложились на листок строчки: «... Моя тропинка ниткой тоненькой Петляет по полотнищу судьбы. Девчонкой несмышленою из дома вышла я, Чтоб по тропинке той всю жизнь идти. Я верила, что тропы где­то сходятся, Что жизнь ­ большой, широкий тракт… И замирало сердце при добром слове «Родина»… А оказалось всё не так, не так, не так!!! А оказалось: есть тропинки чёрные, Что завистью и корыстью полны. Им не нужна дорога общая: Им только б по своей, да поровней, идти. Есть тропы серые, а есть бесцветные. Есть горькие, есть приторно сладки... И я борюсь с собой, терзаюсь, мучаюсь. Тропу свою сквозь сердце пропустив...»   А что же дальше'?                      «А утром в школу, где галдёж ребячий,                         где беды личные на ключ закрой…»       Уже   работая   в   школе,   я   получала   предложения   стать   переводчиком   в Интерклубе моряков, поехать на учёбу в партийную школу в Ленинград, перейти в другие   школы   и др.,  но  я  не  смогла  расстаться  со  ставшей  своей  Сосновской средней.  Я  прикипела   к  ней  душой.  Сколько   было   в нашей  школе   интересных начинаний,   неординарных   идей,   у   большинства   учителей   ­   желание   творить   и держать марку школы.  Однажды случайно наткнулась на высказывание Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то и у вас и у меня останется  по  одному  яблоку. Если  у  вас  есть  идея  и  у  меня  есть  идея,  и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» и возникла идея создания  школьного  методического  клуба. Предложила  в  школе, создали,  дали название   «Мост».   Как   настоящий   мост   соединил   он   людей   неравнодушных, готовых   поделиться   своими   творческими   находками.   Какой   копилкой   идей   он был!   И   как   подтверждение   этому   учительская   команда   КВН   «мУЧИТЕЛЯ», капитаном   которой   я   была,   выходила   на   сцену   с   лозунгом:   «Работники просвещения! В своём развитии на месте... не­е­е... стой!». Шутки   шутками.    Но   на   месте   стоять,    действительно,    было   некогда:   уроки, совещанья­заседанья,   концерты,   капустники,   клуб   «Подружка»,   учительская агитбригада, семья... Хотелось бы поставить слово «семья» в начало этой цепочки, но... увы! Зато в работе с классом я всегда активно сотрудничала с родителями детей, обучавшихся в моём классе.  Вот так, день за днём набираясь опыта,  я поняла, что без школы уже не смогу, что ЛЮБЛЮ   (   свою   Сосновскую   школу,   а   вся   моя   «педагогическая   философия» может уместиться в несколько слов. МОЯ РАБОТА­ МОЁ ХОББИ. МОЁ ХОББИ ­ МОЯ РАБОТА. Я сейчас могу утверждать: «Сосновка ­ моя судьба».   Где­то слышала такую фразу «Настоящий талант никогда не бывает вчерашним». Встречаясь со своими бывшими учениками, вглядываясь в их повзрослевшие лица, слушая   их   рассказы   о   себе   и   своих   одноклассниках,   перефразировала: «НАСТОЯЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ВЧЕРАШНИМ». Да что я всё о себе … Ведь пока я ума­опыта набиралась, родители мои главными советчиками   были…   Они   учили   меня   принимать   решения,   верить   в   людей,   быть честной перед ними и  перед собой, потому что сами всю свою жизнь такими были После известных исторических событий, круто изменивших жизнь страны, мой отец не бросился, как сделали некоторые из тех, кто когда­то работал рядом с ним , срывать вывеску «Пинежский районный комитет КПСС». Как   трудно,   горько   ему   было   порой,   я   понимаю   сейчас,   читая     его   записки «Смутная   декада»,   где   за   каждой   строкой   прячется   боль   за   несправедливо обиженных людей, за утраченные ценности.   А он своим жизненным ценностям остался верен. У нас дома хранятся три учётных карточки членов КПСС, три партбилета и рядом три знака «Отличник народного просвещения» ­ папин, мамин и   мой.   Для   нынешнего   времени     привычны   разговоры   о   спецснабжении   и привилегиях  партработников.   У   нас   не   было   автомобиля,   импортной   мебели, дорогих сервизов.  Да и жили мы в маленькой квартирке. Но богатство у нас было –   наше   общение:   папины   рассказы   о     детстве,   наши   задушевные   песни,   книги, мамины пироги, рыбалка, настольные игры. А каким дедом был мой отец! С каким артистизмом он читал  сказки…  А какие сам сочинял!  С каким азартом они с внуком Сашей вырезали из картона фигурки хоккеистов («сборные»  СССР, Швеции, Канады), а потом устраивали хоккейные баталии, передвигаясь на четвереньках по комнате. Мы называли это «напольный хоккей». А когда у нас появился настоящий настольный хоккей, а потом и футбол, общему   восторгу   не   было   предела.   А   любимой   книгой   моего   сына   были подаренные дедом «Рассказы Начальной русской летописи» под редакцией Д.С. Лихачёва.   Сейчас   я   думаю,   что   именно   отсюда   его   увлеченность   историей.   А слова, что написаны на титульном листе рукой деда, звучат как завещание на всю жизнь. Сейчас мой сын Александр   уже 18 лет работает в родной Сосновской   школе, преподавая немецкий язык, обществознание, историю. И пусть не всё было просто и гладко в эти годы, но я вижу, как он сидит вечерами, подбирая материал к урокам, сколько времени он тратит на то, чтоб подготовить старшеклассников к олимпиадам и ЕГЭ, замечаю, как тянутся к нему ребята. Горжусь тем, что   его ученики     постоянно   входят   в   число   победителей   и   призёров   районных   и региональных   олимпиад,   что   уже   его   выпускники   стали   учителями.   Мы   оба   – фанаты футбола, оба болеем за ЦСКА. Но я­то просто болею, а он собрал вместе со своим другом поселковую команду по мини­футболу: сами купили мячи, сами сделали футбольные ворота, сами оборудовали площадку. И пусть нам далеко до райцентра , «СМС» участвует во всех районных соревнованиях. А сейчас уже и школьные команды, которыми он руководит, стали чемпионами района по мини­ футболу. Ребята ходят за ним буквально «по пятам» В   школе   мы   многое   делаем   вместе:   проводим   Недели   иностранных   языков, футбольные турниры, уроки, конкурсы, различные проекты, олимпиады и…. А ещё мы много путешествуем, что для учителей иностранного языка очень важно. У нас ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ!  В общем, мы вместе! И не стОим на месте! Несколько   лет     назад   во   время     педагогического   десанта   областного   клуба «Учитель года»,   были мы в музее Конёвской школы. Среди экспонатов в Зале боевой   славы   была   «Книга   памяти   Архангельской   области».   Я   взяла   томик Пинежского района,  показала одной из своих коллег, что историческая справка к этому тому подписана «Краевед Дементьевский В.М.» и сказала: «Это мой отец.» И   вдруг   услышала   от   одной   из   ветеранов   педагогического     труда   Плесецкого района,   бывших с нами в музее: «Я знаю Вашего отца, я училась с ним заочно, интереснейший человек». А я сказала: «Был…» Почему был?  Он всегда в моей жизни…   С  ним мне хочется поделиться своими радостями, идеями, находками.  И каждое утро, глядя на фотографии родителей, висящие на стене, я говорю им: «Привет! Я вас люблю…»

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"

Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2019