История возникновения, становления и роста педагогической династии. Рассказ о сложной, разноплановой учительской работе,о поколениях сельских учителей, посвятивших жизнь воспитанию детей в далёкое военное и послевоенное время и в не менее сложное интересное нынешнее, о их интересех, нашедших отражении в их учительской биографии.
Школа в судьбе моей семьи.doc
Порохина Г.В., учитель МБОУ «Сосновская СШ №1»
Школа в судьбе моей семьи
Июнь 2010го. Каргополье. Летний методический лагерь областного Клуба
«Учитель года». Мы с друзьями по Клубу стоим в холле Печниковской средней
школы у стенда «Они были директорами нашей школы». Под одним из портретов
надпись: «Горбунова Татьяна Ивановна, руководила школой более 20 лет». Я
торжественно объявляю: « Это сестра моей мамы». И вдруг откудато появляется
мысль: «А ведь здесь зарождались педагогические традиции моей семьи…». В
Печниковской школе моя мама училась в 1 классе». Так решили родители, потому
что маленькой Насте далеко было ходить в школу в Каргополь из деревни Волково.
Вот и отправили её к старшей сестре. Я помню, как мама рассказывала, что ей
хотелось быть такой же серьёзной, строгой, нарядной, как старшая сестра, чтоб её
так же слушали ученики, чтоб так же уважительно здоровались односельчане.
Вероятно, здесь, в маленькой сельской школе, и зародилась мечта – стать
учительницей. После школы мама поступила в педучилище. Время было трудное –
Девчонки после занятий помогали в госпитале, много занимались
военное.
физкультурой (мама была неплохой лыжницей). После окончания училища их даже
грозились отправить на фронт, но потом всё круто изменилось, и поехала мама со
своими однокурсницами в Пинегу. Плыли на пароходе и удивлялись, почему так
сочувственно вздыхают и жалеют их старушкипопутчицы, узнав, что забросила их
судьба на Пинежъе. Так оказалась мама в детском доме в Красной Горке, а затем в
Красном Бору и стала работать учителем начальных классов, но приходилось вести
уроки и у старшеклассников.
А потом после окончания Шенкурского педучилища туда приехал папа. Приехал не
один, привёз с собой младшую сестрёнку, для которой он стал тогда не просто
старшим братом, а фактически заменил ей родителей. И её учителем он тоже был, и
мама тоже.
Трудно было в послевоенные годы в детдоме: осиротевшие дети переростки,
отвыкшие от добра и ласки, отставшие в учёбе, обозлившиеся, прошедшие «огонь и
воду». Сложно было найти с ними общий язык. О них он потом расскажет в своей
повести «Подрост». Помню, папа рассказывал: «Однажды после урока один парень мне заявил: « Что Вы меня учите? Вы самито что знаете? Что видели? А я всю
страну объехал!» Но их таких нужно было учить, помочь им найти себя. Спустя годы
многие из тех детдомовцев, став взрослыми, бывали у нас дома, рассказывали о своих
семьях, успехах, спрашивали совета у своих учителей, а я сейчас спустя десятилетия
общаюсь с некоторыми из их детей.
А тогда в Красном Бору молодые педагоги успевали всё: работали,
организовывали воскресники, выпускали стенгазеты, готовили с ребятами концерты,
сами ездили выступать в соседние деревни и .. влюблялись. (В нашем семейном
архиве до сих пор хранятся стихи, которые папа посвящал маме.) В пятьдесят
втором мои родители поженились, семья переехала в Пинегу. Мама стала работать
учителем в Пинежской школе,
а отец руководил пинежским комсомолом.
Несколько лет назад во время областного конкурса «Учитель года» ко мне после
презентации «Визитки» , в которой я говорила о своих «корнях», подошла пожилая
дама и поделилась воспоминаниями о своей юности, в которых фигурировал
комсомольский секретарь Владимир Дементьевский. Она рассказала, что мой отец
приезжал к ним в Веегору на комсомольский воскресник по изготовлению торфяных
горшочков. Оказывается, торфяные горшочки для рассады тоже являлись аспектом
деятельности ВЛКСМ. А делалось всё это както весело, с чувством сопричастности
к общему делу. И с таким задором! Потом отец был редактором районной газеты
«Пинежская правда». А когда районы
( Пинежский и Карпогорский) объединились, мы переехали в Карпогоры, где он
продолжил работу в газете. «Районка» была в нашем доме всегда: отец не только
работал в её редакции, он жизнь свою без неё не представлял. Позднее, работая в
райкоме партии, и будучи потом пенсионером, являясь председателем совета
ветеранов, он не мог оставаться равнодушным к проблемам района, остро переживая
за судьбу Пинежья и пинежан. Только за последние годы ХХ века в газете появились
десятки его публикаций. Я думаю, многим запомнились его стихи, басни и притчи,
очерки о героеземляке М.И.Кротове, с которым он общался постоянно, рассказы
«Дарья», «Пришлый», «Солдат» и др. Верность газете он сохранил до конца дней
своих. Верность – для него была не просто словом. Круг общения у него был
огромен, а вот друзей немного, с некоторыми из них он дружил почти полвека. И дружбу берег, зная, что эти люди не предадут и за чужие спины прятаться не
станут. Он любил людей, больше всего ценил порядочность и честность в них.
Именно от него в нас с братом непоколебимая вера в то, что хороших людей в мире
больше…
Так получилось, что в школу я пошла Карпогорскую, , и в начальной школе я
училась у своей мамы. Те, кто учился у своих родителей, согласятся со мной, что
быть учеником собственной мамы или собственного отца – вещь нелёгкая. .(Кстати
этой участи не избежал и мой сын).
Моя мама проработала в школе больше 30 лет. Кипы тетрадей, подготовка уроков
до поздней ночи, родительские собрания, посещение квартир учащихся, оформление
уголков, календарей природы и экранов успеваемости (тут много помогал прекрасно
рисовавший папа) – всё это я видела с детства. В маминых классах я всегда возилась
с ребятишками: проводила сборы,
устраивала конкурсы и состязания,
организовывала кружки и игры. Но … быть учителем я не хотела! И в ответ на
вопрос маминых коллег, родителей её учеников: «Ты, наверное, тоже будешь
учителем?», заявляла: «НИКОГДА!!!».
Моими любимыми предметами в школе были литература, немецкий язык, химия. Я
даже в районных олимпиадах по химии участвовала. (По иностранным языкам
олимпиады тогда не проводились). А немецким я начала заниматься самостоятельно
во 2ом классе, просиживая вечерами рядом с отцом, студентомзаочником
филологического факультета. Именно у него я впервые увидела учебник немецкого
языка, а потом сходила в библиотеку и к удивлению библиотекаря взяла учебник для
5го класса. Так что к концу 2го класса я прилично читала понемецки и знала
немало слов. Кстати, точно так же я начала в 7м учить английский (Очень
хотелось!). За время учёбы в школе учителей немецкого у нашего класса сменилось
много, но моей любимой учительницей была Е. Н. Барышева (Вологдина). Именно,
благодаря ей я не потеряла интерес к немецкому языку и после школьного
выпускного, отработав смену вожатой в пионерском лагере в Кушкопале, мечтая о
профессии переводчика, отправилась штурмовать инфак АГПИ, хотя родители мои
настоятельно рекомендовали мне химикотехнологический факультет АЛТИ. И, став студенткой факультета иностранных языков, я ни разу не пожалела об этом: на
кафедре немецкого языка работали интереснейшие, эрудированные преподаватели,
отлично знавшие немецкий язык, готовые донести эти знания до студентов. И
потому, когда мы с однокурсницей Еленой Панфиловой на V курсе в составе
всесоюзной группы студентов проходили стажировку в Магдебургском пединституте
в ГДР, немецкие преподаватели отметили высокий уровень языковой подготовки
студенток из Архангельска, а наши преподаватели получили благодарность от
Министерства Просвещения.
Ещё будучи пятикурсницей, я, зная о нехватке учителей иностранного языка,
пообещала завроно , что приеду на 3 года поработать в район. Перед госэкзаменами
мне предложили аспирантуру, а я, хотя учиться очень хотелось, отказалась. Я же
дала обещание, а папа мой учил меня жить так, как в той песне, «Раньше думай о
Родине, а потом о себе…»
Так я оказалась в Сосновке. На первом в моей жизни традиционном августовском
районном учительском совещании нас молодых посвящали в педагоги. А моей маме
именно в этот день вручили знак «Отличник просвещения». Символичный факт в
биографии моей семьи?
Вечером мама с коллегами ушла на вечер отдыха, который был организован для
собравшихся на совещание учителей, а мы с папой стали печатать карточки с
немецкими буквами для моей работы. Я тогда печатать не умела, а у него это
получалось здорово. Чертили, печатали и разговаривали, разговаривали… Через
день с карточками и плакатом со словами Карла Маркса о том, что «Иностранный
язык есть оружие в жизненной борьбе», я отправилась в Сосновку куда «только
самолётом можно долететь». И с той поры я уже 44 раза входила на первый урок к
ребятам, начинающим изучать иностранный язык, держа в руках папины карточки.
Сосновская школа мне очень обрадовалась и предложила 32 часа
иностранного языка, кабинет, кружок на продлёнке, КИД, учительскую
комсомольскую организацию, культурномассовую комиссию в профкоме...
Чтобы школу полюбить, её делами нужно жить.
Дел было невпроворот, но я не унывала, всё успеть старалась, а по вечерам мы с
подругойколлегой (которая кстати потом стала женой моего брата и тоже почти 40 лет проработала в школе) в нашей квартирке со странным голубым полом,
(который, наверное, должен был напоминать нам о том. что «вокруг голубая,
голубая тайга» и о том, что о голубой мечте уехать вскоре из этой «голубой
тайги» пора забыть), пели под гитару сочинённые нами песни:
«....Быть учителем значит –
Надо много уметь,
Своих слёз не показывать,
А смеяться и петь.
Вот с уроков приходишь,
Сил держаться уж нет.
А тебя ожидает на весь вечер конспект:
Вдруг проверка нагрянет.
А вдруг завуч придёт.
И тогда уж держитесь, молодой педагог!
И я держалась! А ведь всё бывало: радости и печали, удачи и горечь
поражений, разочарования и обиды. Иногда очень хотелось всё бросить. И в такие
минуты я открывала заветную тетрадь, и ложились на листок строчки:
«... Моя тропинка ниткой тоненькой
Петляет по полотнищу судьбы.
Девчонкой несмышленою из дома вышла я,
Чтоб по тропинке той всю жизнь идти.
Я верила, что тропы гдето сходятся,
Что жизнь большой, широкий тракт…
И замирало сердце при добром слове «Родина»…
А оказалось всё не так, не так, не так!!!
А оказалось: есть тропинки чёрные,
Что завистью и корыстью полны.
Им не нужна дорога общая:
Им только б по своей, да поровней, идти.
Есть тропы серые, а есть бесцветные. Есть горькие, есть приторно сладки...
И я борюсь с собой, терзаюсь, мучаюсь.
Тропу свою сквозь сердце пропустив...»
А что же дальше'?
«А утром в школу, где галдёж ребячий,
где беды личные на ключ закрой…»
Уже работая в школе, я получала предложения стать переводчиком в
Интерклубе моряков, поехать на учёбу в партийную школу в Ленинград, перейти в
другие школы и др., но я не смогла расстаться со ставшей своей Сосновской
средней. Я прикипела к ней душой. Сколько было в нашей школе интересных
начинаний, неординарных идей, у большинства учителей желание творить и
держать марку школы.
Однажды случайно наткнулась на высказывание Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко,
и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то и у вас и у меня
останется по одному яблоку. Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы
обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» и возникла идея
создания школьного методического клуба. Предложила в школе, создали, дали
название «Мост». Как настоящий мост соединил он людей неравнодушных,
готовых поделиться своими творческими находками. Какой копилкой идей он
был! И как подтверждение этому учительская команда КВН «мУЧИТЕЛЯ»,
капитаном которой я была, выходила на сцену с лозунгом: «Работники
просвещения! В своём развитии на месте... неее... стой!».
Шутки шутками. Но на месте стоять, действительно, было некогда: уроки,
совещаньязаседанья, концерты, капустники, клуб «Подружка», учительская
агитбригада, семья... Хотелось бы поставить слово «семья» в начало этой цепочки,
но... увы! Зато в работе с классом я всегда активно сотрудничала с родителями
детей, обучавшихся в моём классе.
Вот так, день за днём набираясь опыта, я поняла, что без школы уже не смогу, что
ЛЮБЛЮ ( свою Сосновскую школу, а вся моя «педагогическая философия»
может уместиться в несколько слов. МОЯ РАБОТА МОЁ ХОББИ. МОЁ ХОББИ
МОЯ РАБОТА. Я сейчас могу утверждать: «Сосновка моя судьба».
Гдето слышала такую фразу «Настоящий талант никогда не бывает вчерашним».
Встречаясь со своими бывшими учениками, вглядываясь в их повзрослевшие лица,
слушая их рассказы о себе и своих одноклассниках, перефразировала:
«НАСТОЯЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ВЧЕРАШНИМ».
Да что я всё о себе … Ведь пока я умаопыта набиралась, родители мои главными
советчиками были… Они учили меня принимать решения, верить в людей, быть
честной перед ними и перед собой, потому что сами всю свою жизнь такими были
После известных исторических событий, круто изменивших жизнь страны,
мой отец не бросился, как сделали некоторые из тех, кто когдато работал рядом с
ним , срывать вывеску «Пинежский районный комитет КПСС».
Как трудно, горько ему было порой, я понимаю сейчас, читая его записки
«Смутная декада», где за каждой строкой прячется боль за несправедливо
обиженных людей, за утраченные ценности. А он своим жизненным ценностям
остался верен. У нас дома хранятся три учётных карточки членов КПСС, три
партбилета и рядом три знака «Отличник народного просвещения» папин, мамин
и мой. Для нынешнего времени привычны разговоры о спецснабжении и
привилегиях партработников. У нас не было автомобиля, импортной мебели,
дорогих сервизов. Да и жили мы в маленькой квартирке. Но богатство у нас было
– наше общение: папины рассказы о детстве, наши задушевные песни, книги,
мамины пироги, рыбалка, настольные игры.
А каким дедом был мой отец! С каким артистизмом он читал сказки… А какие
сам сочинял! С каким азартом они с внуком Сашей вырезали из картона фигурки
хоккеистов («сборные» СССР, Швеции, Канады), а потом устраивали хоккейные
баталии, передвигаясь на четвереньках по комнате. Мы называли это «напольный
хоккей». А когда у нас появился настоящий настольный хоккей, а потом и футбол,
общему восторгу не было предела. А любимой книгой моего сына были
подаренные дедом «Рассказы Начальной русской летописи» под редакцией Д.С.
Лихачёва. Сейчас я думаю, что именно отсюда его увлеченность историей. А слова, что написаны на титульном листе рукой деда, звучат как завещание на всю
жизнь.
Сейчас мой сын Александр уже 18 лет работает в родной Сосновской школе,
преподавая немецкий язык, обществознание, историю. И пусть не всё было просто
и гладко в эти годы, но я вижу, как он сидит вечерами, подбирая материал к
урокам, сколько времени он тратит на то, чтоб подготовить старшеклассников к
олимпиадам и ЕГЭ, замечаю, как тянутся к нему ребята. Горжусь тем, что его
ученики постоянно входят в число победителей и призёров районных и
региональных олимпиад, что уже его выпускники стали учителями. Мы оба –
фанаты футбола, оба болеем за ЦСКА. Но ято просто болею, а он собрал вместе
со своим другом поселковую команду по минифутболу: сами купили мячи, сами
сделали футбольные ворота, сами оборудовали площадку. И пусть нам далеко до
райцентра , «СМС» участвует во всех районных соревнованиях. А сейчас уже и
школьные команды, которыми он руководит, стали чемпионами района по мини
футболу. Ребята ходят за ним буквально «по пятам»
В школе мы многое делаем вместе: проводим Недели иностранных языков,
футбольные турниры, уроки, конкурсы, различные проекты, олимпиады и…. А ещё
мы много путешествуем, что для учителей иностранного языка очень важно. У нас
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ!
В общем, мы вместе! И не стОим на месте!
Несколько лет назад во время педагогического десанта областного клуба
«Учитель года», были мы в музее Конёвской школы. Среди экспонатов в Зале
боевой славы была «Книга памяти Архангельской области». Я взяла томик
Пинежского района, показала одной из своих коллег, что историческая справка к
этому тому подписана «Краевед Дементьевский В.М.» и сказала: «Это мой отец.»
И вдруг услышала от одной из ветеранов педагогического труда Плесецкого
района, бывших с нами в музее: «Я знаю Вашего отца, я училась с ним заочно,
интереснейший человек». А я сказала: «Был…»
Почему был? Он всегда в моей жизни… С ним мне хочется поделиться своими
радостями, идеями, находками. И каждое утро, глядя на фотографии родителей,
висящие на стене, я говорю им: «Привет! Я вас люблю…»
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Эссе "Школа в судьбе моей семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.