Конспект урока литературного чтения
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения: мультимедиа.
Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Чемодан с четырьмя ручками.
Цель урока:
Задачи урока:
Учебник: http://online.pubhtml5.com/tqtb/psls/#p=144 (стр.114)
Оборудование:
Песня «До чего дошел прогресс!» из телефильма «Приключения Электроника» (1980) - Музыка Е. Крылатов, Слова: Ю. Энтин
Видеофрагмент фильма (Электроник играет с профессором в шахматы, просит исполнить обещание – сделать Электроника человеком)
Лист «Задание: словарная работа»
Копия статьи из журнала «Юный техник» 1961г. №11 стр.38
Бумага, цветные карандаши
I. Орг. момент. /1мин. – звучит песня «До чего дошел прогресс!»
Добрый день, ребята!
Сядьте те, кто знает из какого т/ф эта песня («До чего дошёл прогресс») Сядьте те, кто хотел бы узнать.
В моём детстве все школьники знали этот фильм. Я надеюсь, что вы тоже захотите его посмотреть.
II. Актуализация знаний. / 3 мин.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Страна Фантазия»
- Как вы понимаете значение слова «фантазия»? (Возможные ответы детей: воображение, выдумка, что-то неправдоподобное, придуманное, чего нет на самом деле)
Работа с учебником (стр.143 – на слайде)
-С произведениями, каких писателей – фантастов мы познакомимся? (Евгений Велтистов, Кир Булычёв)
- Как вы понимаете значение слова «фантастика»? (жанр в литературе, фантастический рассказ, вымысел, действия могут происходить в будущем, связана с наукой, механизмами…)
- Чему научимся, изучая этот раздел? (см. учебник: определять особенности фантастических рассказов)
Словарная работа. Работа в парах. / 3 мин.
- Сегодня на уроке нам встретится большое количество новых слов, значения которых необходимо понимать. Поэтому, словарную работу я предлагаю провести в парах. Перед вами листок с заданием. Справа написано слово, слева – значение. Вам необходимо соединить стрелкой слово с его правильным (верным) значением.
(Фантазия, Фантастика, контрабас, Конгресс, генератор, профессор, Робот, Кибернетики, Кибернетика…)
- Проверка: какие слова не смогли соединить со значением?
По ходу урока (по необходимости) мы будем возвращаться к этому листку, и проверять понимание слов.
- Кто из вас любит читать фантастику? Какие произведения вы уже читали? (Мы уже читали произведения Яна Ларри «Приключения Карика и Вали», Евгения Велтистова «Миллион и один день каникул»)
Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика.
III. Постановка учебной задачи. / 4 мин.
Чтение текста на стр.144
- Прочитайте имя и фамилию автора произведения.
- Вспомните, читали ли вы произведения Евгения Велтистова? (читали «Миллион и один день каникул»)
- Об авторе нам расскажет ….. (индивидуальная работа)
Индивидуальное сообщение об авторе произведения (заранее подготовленный ученик). Портрет автора на слайде
Евгений Серафимович Велтистов.
Симпатичный. Худой и длинный. В очках. Москвич. Волевой, веселый.
Родился в 1934 году в Москве, в семье военного инженера. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Потом он передумал. Стал журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк». В 1964 году (55 лет назад) Евгений Велтистов написал первую повесть из своей знаменитой трилогии «Электроник — мальчик из чемодана», по мотивам этого произведения был снят телевизионный художественный фильм «Приключения Электроника».
- С каким произведением познакомимся сегодня? (Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками.)
-Можете предположить кто такой Электроник? (робот)
Межпредметные связи (окружающий мир):
- Напомню, это произведение было написано в 1964 году.
Вспомните, какие изменения в нашей стране происходили в 60-е годы прошлого столетия? (Техническая революция: запуск первого в мире спутника, полёт первого человека в космос, выход человека в открытый космос и др. 1960-ые годы - электронная эра. В это время ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация. Высокие технологии должны облегчить повседневный быт и труд человека.)
ПРОБЛЕМА
- Предположите, повесть «Приключения Электроника» — это научная фантастика?
- Что делает повесть Велтистова научно-фантастической? (какие особенности)
(Обращаемся к значению слова: научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)
На доске карточки (опорные слова):
«вымышленные научные открытия», «реальность»?
Поиск выхода из проблемной ситуации.
-Что необходимо доказать, прочитав текст? (найти вымысел в произведении и узнать стали ли реальностью вымышленные научные открытия, описанные в повести)
IV. Решение Работа с текстом. Чтение с остановками. Комментированное чтение. / 13 мин.
Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов: … и директор удалился.)
- Мы прочитали первую часть. Давайте выясним, что мы узнали.
- Кто такой Громов? (профессор, почётный гость конгресса кибернетиков)
|
-Зачем Громов приехал?
- Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
Чтение и анализ второй части. (2-ая часть до слов: … Да, он много лет не был в этом городе?)
- Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. Сады висят над головой.)
Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: … Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)
- Почему, не один человек не смог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик, т.е. робот? (Робот был похож на обычного мальчика. Чемодан подписан «Осторожно! Приборы!»)
|
- Что отличало его от человека? (вилка, торчащая из-под куртки, питается электроэнергией)
- Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)
– Как вы думаете, почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам?
Чтение и анализ четвёртой части.
- Почему мальчик спрыгнул со 2-го этажа и убежал? ( Робот получил заряд высокого напряжения, 220 вольт.)
-Как вы думаете, почему Электроник сбежал от профессора?
- Обиделся? Почему? (Видеофрагмент: желание стать человеком)
- После бегства Электроника профессор был очень встревожен. Что его испугало? Предположите, почему? (Электроник окажется среди людей.)
– Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?
II. Решение проблемного вопроса. / 1 мин.
- Можем ли мы сейчас (после прочтения) ответить на главный вопрос.
- Что делает повесть Е. Велтистова научно-фантастической?
(Обращаемся к опорным словам и значению: научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)
- Чтобы решить учебную задачу нам необходимо выяснить:
1. Какие вымышленные открытия или события описывает Велтистов?
2. Что стало реальностью?
3. Что не могло стать реальностью? (Электроник не сможет стать человеком)
Найдём ответы на эти вопросы, работая в группах.
Работа в группах. / 5 мин.
I группа:
Задача: выбрать фрагменты из текста, подтверждающие вымышленную научную направленность повести (факты, подтверждающие, что повесть – фантастическая) Что в ней фантастическое?
Изобразить на бумаге или зачитать. Аргументировать выбор и сформулировать вывод.
II группа:
- Сам Евгений Велтистов говорил: Фантастика - это … выдумка, взгляд в будущее…» Многое из того, что когда-то описали писатели-фантасты, стало уже реальностью. Что из этого рассказа уже давно стало реальностью? (видеотелефон)
- Что из этого рассказа уже давно стало реальностью (воплотилось в жизнь)? (видеотелефон). Работа со статьёй журнала «Юный техник» 1961г. №11 стр.38
Задание: прочитать, рассказать, как был устроен видеотелефон в прошлом веке (опорная схема), сравнить с современной видеосвязью по телефону.
III группа: - Каким вы себе представляете Электроника? (портрет) Как вы думаете, какими чертами характера мог обладать Электроник? (записать) – Подумайте, сможет ли робот стать человеком?
Выступления групп. / 5 мин.
I группа: чтение фрагментов текста
II группа: рассказ о видеотелефоне 60-х годов прошлого века (составление модели этого устройства: телевизор, видеокамера, телефон) и демонстрация современной видеосвязи, для которой достаточно нажать одну кнопку.
III группа: портрет в соответствии с описанием + черты характера (умный, сильный, добрый, в него заложены хорошие качества: доброта, внимательность, честность и др.)
-Как вы думаете, станет Электроник человеком?
- Какими качествами должен обладать человек? (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)
- Поскольку повесть научно-фантастическая, то в ней всё возможно…
Видеофрагмент – Электроник плачет и смеётся. Он стал человеком.
Итог. / 3 мин
Ответили мы на главный вопрос: повесть «Приключения Электроника» — это научная фантастика?
-Чему учит нас этот рассказ?
Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках, становится другом для ребят. Но, к сожалению, так и не смог узнать, как стать человеком. Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям.
Рефлексия:
Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…»
-Как вы их понимаете? (обсуждение)
Д/З. / 1 мин.
- Когда говорят «богатая фантазия», «полёт фантазии», «на крыльях фантазии»?
Пофантазируйте и составьте рассказ «Наш друг Электроник»
Надо ли это рассказать?
Профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает, выражаясь современным языком, самообучающегося робота. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате он создал робота-человека. Его сделали очень похожим на настоящего советского школьника – Сергея Сыроежкина, чей портрет профессор увидел на обложке детского журнала. Электроник был очень добрым, внимательным, честным мальчиком, вернее в него не была заложена злость и трусливость. Громов не закладывал плохие качества в своё творение. Робот был выполнен настолько хорошо, что профессор, недолго думая, назвал его почти человеческим именем – Эл (укорочено от Электроник). Громов и его ассистентка Маша тестировали интеллектуальные способности Эла. Результаты были впечатляющими. Мозг биоробота работал с потрясающей скоростью.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.