Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Чемодан с четырьмя ручками.
Оценка 4.9

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Чемодан с четырьмя ручками.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение +1
Детсад
28.04.2020
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Чемодан с четырьмя ручками.
Урок формирования новых знаний и способов действия.Цель урока: создание условий, способствующих активизации читательской деятельности, развитию умения анализировать художественное произведение, создание условий для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из повести. Задачи урока Предметные: совершенствовать навык чтения, умение анализировать текст (отрывок из повести «Приключения Электроника»): определять жанр и особенности жанра, давать характеристику герою и собственную оценку событиям; обогащать словарный запас учащихся; Метапредметные: формировать навыки смыслового чтения, навыки работы в группе. Личностные: учить давать нравственную-этическую оценку прочитанному. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Конспект урока литературного чтения 10.04.19 распечатать.docx

Конспект урока литературного чтения

 

Тип урока: урок формирования  новых знаний.

Форма проведения: мультимедиа.

Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Чемодан с четырьмя ручками.

Цель урока:

Задачи урока:

Учебник:       http://online.pubhtml5.com/tqtb/psls/#p=144  (стр.114)

Оборудование:

Песня «До чего дошел прогресс!» из телефильма «Приключения Электроника» (1980) - Музыка Е. Крылатов, Слова: Ю. Энтин

Видеофрагмент фильма (Электроник играет с профессором в шахматы, просит исполнить обещание – сделать Электроника человеком)

Лист «Задание: словарная работа»

Копия статьи из журнала «Юный техник» 1961г. №11 стр.38

Бумага, цветные карандаши

 

      I.            Орг. момент. /1мин. – звучит песня «До чего дошел прогресс!»

Добрый день, ребята!

Сядьте те, кто знает из какого т/ф эта песня («До чего дошёл прогресс») Сядьте те, кто хотел бы узнать.

В моём детстве все школьники знали этот фильм. Я надеюсь, что вы тоже захотите его посмотреть.

 

II.  Актуализация знаний. / 3 мин.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Страна Фантазия»

- Как  вы  понимаете  значение  слова «фантазия»? (Возможные ответы детей: воображение, выдумка, что-то неправдоподобное, придуманное, чего нет на самом деле)

 

Работа с учебником (стр.143 – на слайде)

-С произведениями, каких писателей – фантастов мы познакомимся? (Евгений Велтистов, Кир Булычёв)

 

- Как  вы  понимаете  значение  слова  «фантастика»? (жанр в литературе, фантастический рассказ, вымысел,  действия могут происходить в будущем, связана с наукой, механизмами…)

- Чему научимся, изучая этот раздел? (см. учебник: определять особенности фантастических рассказов)

 

Словарная работа. Работа в парах. / 3 мин.

- Сегодня на уроке нам встретится большое количество новых слов, значения которых необходимо понимать. Поэтому, словарную работу я предлагаю провести в парах. Перед вами листок с заданием. Справа написано слово, слева – значение. Вам необходимо соединить стрелкой слово с его правильным (верным) значением.  

(Фантазия, Фантастика, контрабас, Конгресс, генератор, профессор, Робот, Кибернетики, Кибернетика)

 

- Проверка: какие слова не смогли соединить со значением?

По ходу урока (по необходимости) мы будем возвращаться к этому листку, и проверять понимание слов.

 

- Кто из вас любит читать фантастику? Какие произведения вы уже читали? (Мы уже читали произведения Яна Ларри «Приключения Карика и Вали», Евгения Велтистова «Миллион и один день каникул»)

 

Современная  фантастика  представлена  в  литературе  основными  направлениями: фентези, ужасы  и  научная  фантастика.

 

III. Постановка учебной задачи. / 4 мин.

Чтение текста на стр.144

- Прочитайте    имя  и фамилию  автора  произведения. 

- Вспомните, читали ли вы произведения Евгения  Велтистова? (читали «Миллион и один день каникул»)

- Об авторе нам расскажет ….. (индивидуальная работа)

 

Индивидуальное сообщение об авторе произведения (заранее подготовленный ученик). Портрет автора на слайде

Евгений Серафимович Велтистов.

Симпатичный. Худой и длинный. В очках. Москвич. Волевой, веселый.

Родился в 1934 году в Москве, в семье военного инженера. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда  его  однажды  спросили: «Кем  ты  станешь  в  будущем?», он  ответил  «Продавцом  детских  книжек,  чтобы  прочитать  всё!» Потом  он  передумал. Стал  журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк». В 1964 году (55 лет назад) Евгений Велтистов написал первую повесть из своей знаменитой трилогии «Электроник — мальчик из чемодана», по мотивам этого произведения был снят телевизионный художественный фильм «Приключения Электроника».

 

- С каким произведением познакомимся сегодня? (Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками.)

-Можете предположить кто такой Электроник? (робот)

Надпись: ***-Что вы знаете о роботах? (машина, похожая на человека, умеющая говорить, выполнять какие-то действия, команды, наделена механическим интеллектом)
***-А знаете ли вы, что этому слову скоро исполнится 100 лет. Оно придумано в 1921 году Йозефом Чапеком. По Чапеку, робот — это «живая, наделенная интеллектом рабочая машина».

Межпредметные связи (окружающий мир):

- Напомню, это произведение было написано в 1964 году.

Вспомните, какие изменения в нашей стране происходили в 60-е годы прошлого столетия? (Техническая революция: запуск первого в мире спутника, полёт первого человека в космос, выход человека в открытый космос и др. 1960-ые годы - электронная эра. В это время ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация. Высокие технологии должны облегчить повседневный быт и труд человека.)

 

ПРОБЛЕМА

 

- Предположите, повесть «Приключения Электроника» — это научная фантастика?

- Что делает повесть Велтистова научно-фантастической? (какие особенности)

(Обращаемся к значению слова: научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)

 

На доске карточки (опорные слова):

 «вымышленные научные открытия», «реальность»?

Поиск выхода из проблемной ситуации.

-Что необходимо доказать, прочитав текст? (найти вымысел в произведении и узнать стали ли реальностью вымышленные научные открытия, описанные в повести)

 

IV. Решение Работа с текстом. Чтение с остановками. Комментированное чтение. / 13 мин.

 

Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов: … и директор удалился.)

 

- Мы прочитали первую часть. Давайте выясним, что мы узнали.

- Кто такой Громов? (профессор, почётный гость конгресса кибернетиков)

Конгресс

 
 


-Зачем Громов приехал?

 

- Для  чего  собираются  кибернетики  на  конгрессе?  (Для  того  чтобы  обменяться  опытом, доложить  об успехах  и  достижениях  в науке.)

 

Чтение и анализ второй части. (2-ая часть до слов: … Да, он много лет не был в этом городе?)

 

- Какие  детали   в  благоустройства  города  кажутся  необычными, фантастическими? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. Сады висят над головой.)

 

Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: … Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)

                                                                                                              

Надпись: Кибернетический мальчик- Почему, не один человек не смог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик, т.е. робот? (Робот   был похож на обычного мальчика. Чемодан подписан «Осторожно! Приборы!»)

Робот

 
- В чем Электроник был похож на обычного мальчика? (Робот   был похож на обычного мальчика: курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы, синяя курточка, рубашка, летние брюки. Он умеет говорить.)

 

- Что отличало его от человека? (вилка, торчащая из-под куртки, питается электроэнергией)

- Почему  процедура  подкрепления  электрическим  током  была так  необходима мальчику?   (Профессор предупредил, что  Электронику  предстоит  много  двигаться.)

– Как вы думаете, почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам?

 

 

Чтение и анализ четвёртой части.

- Почему мальчик спрыгнул со 2-го этажа и убежал? ( Робот  получил заряд  высокого  напряжения, 220 вольт.)

-Как вы думаете, почему Электроник сбежал от профессора?

- Обиделся? Почему? (Видеофрагмент: желание стать человеком)

- После бегства Электроника профессор был очень встревожен. Что его испугало?  Предположите, почему?   (Электроник  окажется среди  людей.)

 

– Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?

 

   II.            Решение  проблемного  вопроса. / 1 мин.

 

- Можем ли мы сейчас (после прочтения) ответить на  главный  вопрос.

 - Что делает повесть Е. Велтистова научно-фантастической?

(Обращаемся к опорным словам и значению: научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)

  - Чтобы решить учебную задачу нам необходимо выяснить:

1. Какие вымышленные открытия или события описывает Велтистов?

2. Что стало реальностью?

3. Что не могло стать реальностью? (Электроник не сможет стать человеком)

 

Найдём ответы на эти вопросы, работая в группах.

Работа в группах. / 5 мин.

I группа:

Задача: выбрать фрагменты из текста, подтверждающие вымышленную научную направленность повести (факты, подтверждающие, что повесть – фантастическая) Что в ней фантастическое?

Изобразить на бумаге или зачитать. Аргументировать выбор и сформулировать   вывод.

II группа:

- Сам Евгений Велтистов говорил: Фантастика - это … выдумка, взгляд в будущее…» Многое из того, что когда-то описали писатели-фантасты, стало уже реальностью. Что из этого рассказа уже давно стало реальностью? (видеотелефон)

 

- Что из этого рассказа уже давно стало реальностью (воплотилось в жизнь)?  (видеотелефон). Работа со статьёй журнала «Юный техник» 1961г. №11 стр.38

Задание: прочитать, рассказать, как был устроен видеотелефон в прошлом веке (опорная схема), сравнить с современной видеосвязью по телефону.

 

III группа: - Каким вы себе представляете Электроника? (портрет) Как вы думаете, какими чертами характера мог обладать Электроник? (записать) – Подумайте, сможет ли робот стать человеком?

 

Выступления групп. / 5 мин.

I группа: чтение фрагментов текста

II группа:  рассказ о видеотелефоне 60-х годов прошлого века (составление модели этого устройства: телевизор, видеокамера, телефон) и демонстрация современной видеосвязи, для которой достаточно нажать одну кнопку.

III группа: портрет в соответствии с описанием + черты характера (умный, сильный, добрый, в него заложены хорошие качества: доброта, внимательность, честность и др.)

-Как вы думаете, станет Электроник человеком?

 

- Какими качествами должен обладать человек? (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)

- Поскольку повесть научно-фантастическая, то в ней всё возможно…

Видеофрагмент – Электроник плачет и смеётся. Он стал человеком.

 

Итог. / 3 мин

Ответили мы на главный вопрос: повесть «Приключения Электроника» — это научная фантастика?

-Чему учит нас этот рассказ?

Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках, становится другом для ребят. Но, к сожалению, так и не смог узнать, как стать человеком. Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям.

Рефлексия:

Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…»

-Как вы их понимаете? (обсуждение)

 

Д/З. / 1 мин.

- Когда говорят «богатая фантазия», «полёт фантазии», «на крыльях фантазии»?

Пофантазируйте и составьте рассказ «Наш друг Электроник»

 

 

 

 

 

Надо ли это рассказать?

Профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает, выражаясь современным языком, самообучающегося робота. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате он создал робота-человека. Его сделали очень похожим на настоящего советского школьника – Сергея Сыроежкина, чей портрет профессор увидел на обложке детского журнала. Электроник был очень добрым, внимательным, честным  мальчиком, вернее в него не была заложена злость и трусливость. Громов не закладывал плохие качества в своё творение. Робот был выполнен настолько хорошо, что профессор, недолго думая, назвал его почти человеческим именем – Эл (укорочено от Электроник). Громов и его ассистентка Маша тестировали интеллектуальные способности Эла. Результаты были впечатляющими. Мозг биоробота работал с потрясающей скоростью.


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока литературного чтения

Конспект урока литературного чтения

Проверка: какие слова не смогли соединить со значением?

Проверка: какие слова не смогли соединить со значением?

Что делает повесть Велтистова научно-фантастической? (какие особенности) (

Что делает повесть Велтистова научно-фантастической? (какие особенности) (

Чтение и анализ четвёртой части

Чтение и анализ четвёртой части

III группа: портрет в соответствии с описанием + черты характера (умный, сильный, добрый, в него заложены хорошие качества: доброта, внимательность, честность и др

III группа: портрет в соответствии с описанием + черты характера (умный, сильный, добрый, в него заложены хорошие качества: доброта, внимательность, честность и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020