ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ. ТЕОРИЯ ИГР. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ. ДИСКРЕТИЗАЦИЯ
Оценка 4.6

ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ. ТЕОРИЯ ИГР. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ. ДИСКРЕТИЗАЦИЯ

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
информатика
11 кл
24.09.2023
ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ. ТЕОРИЯ ИГР. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ. ДИСКРЕТИЗАЦИЯ
ТЕМА УРОКА: «ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ. ТЕОРИЯ ИГР. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ. ДИСКРЕТИЗАЦИЯ» ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Научиться анализировать множество вариантов развития ситуации. 2. Освоить понятия: стратегия игры, выигрышная стратегия, дерево игры. 3. Овладеть методом анализа дерева игры. 4. Научится находить вариант хода, приводящий к выигрышу. ХОД УРОКА: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Слайд 2: Слайд 3: Теория игр – это раздел прикладной математики, посвященный изучению математических методов поиска оптимальных стратегий в играх. При этом под «играми» понимают любые процессы, в которых участвуют две или более сторон. Игра с полной информацией — термин, обозначающий логическую игру, в которой для соперников отсутствует элемент неопределённости. Игра рассматривается как определенный математический объект, который включает игроков, набор стратегий для каждого игрока и выигрыши игроков для каждой комбинации стратегий. Т.е. игру можно рассматривать как математическую модель. Выражение «детерминированная игра» употребляют для такой игры, где при определённом её состоянии одно и то же действие будет всегда приводить к одному и тому же новому состоянию игры (отсутствует элемент случайности). Слайд 4: Игра является игрой с полной информацией, если  игроки воздействуют на игровую ситуацию дискретными действиями — ходами, порядок ходов определён правилами и не зависит от таких параметров, как скорость реакции игроков (то есть очередной ход делает тот, кто должен его сделать по правилам, а не тот, кто первым догадался или успел его сделать);  в любой момент игры все игроки имеют полную информацию о состоянии игры, то есть о позиции и всех возможных ходах любого из игроков.  стратегия игрока в игре — это полный план действий при всевозможных ситуациях, способных возникнуть. Стратегия определяет действие игрока в любой момент игры и для каждого возможного течения игры, способного привести к каждой ситуации.  набор стратегий — стратегии для каждого из игроков, которые полностью описывают все действия в игре. Набор стратегий обязан включать одну и только одну стратегию для каждого игрока. Слайд 5: Для любой детерминированной игры с полной информацией, теоретически, можно просчитать все возможные ходы игроков и определить последовательность ходов (алгоритм), которая гарантированно приведёт по крайней мере одного из них к выигрышу или ничьей. Методы теории игр находят широкое применение в экономике, политологии, психологии, биологии и т.п. К играм с полной информацией относятся детерминированные настольные игры (например, шахматы, шашки, крестики-нолики и др.). Для большинства из них алгоритм выигрыша или гарантированной ничьей неизвестен, хотя теоретически он существует. На практике вариантов слишком много, чтобы их можно было построить и проанализировать за приемлемое время. Слайд 6: Выигрышные и проигрышные позиции • все позиции в простых играх делятся на выигрышные и проигрышные • выигрышная позиция – это такая позиция, в которой игрок, делающий первый ход, обязательно выиграет при любых действиях соперника, если не допустит ошибки; при этом говорят, что у данного игрока есть выигрышная стратегия – алгоритм выбора очередного хода, позволяющий ему выиграть • если игрок, делающий первый ход, находится в проигрышной позиции, то он обязательно проиграет, если ошибку не сделает его оппонент; в этом случае говорят, что у данного игрока нет выигрышной стратегии; таким образом, общая стратегия игры состоит в том, чтобы своим ходом создать проигрышную позицию для оппонента Слайд 7: Анализ выигрышных ходов Анализ производится исходя из того, что оба игрока располагают всей необходимой информацией об игру и стремятся к выигрышу. При решении нужно «по очереди играть за каждого игрока», каждый раз выбирая наиболее выгодный для этого игрока вариант хода. Суть анализа (игрок 1 – это игрок, который делает первый ход начиная игру): • если в дереве игры имеется хотя бы один путь, который ведет от корня дерева к концевым вершинам с выигрышем игрока 1, и на этом пути нет никаких выигрышных ходов игрока 2, то при правильной стратегии поведения в данной игре всегда будет выигрывать игрок, делающий первый ход, а указанный путь отмечает выигрышный для него первый ход; • если в дереве игры для каждого хода игрока 1 встречается хотя бы один путь, ведущий к выигрышу игрока 2, то при правильной стратегии поведения в данной игре всегда будет выигрывать игрок 2, а указанный путь отмечает выигрышный для него первый ход, но для игрока 2 – это проигрышная стратегия. Слайд 8: Для примера, рассмотрим задачу, когда n=10. Тогда Маша может сходить (2,8), (3,7), (4,6) и (5,5). Запишем это в виде графа. (Такой граф мы будем называть деревом игры). Продолжим рисовать граф. Его анализ покажет, что Маше не выгодно ходить первым ходом (2,8) или (4,6), что может привести к позиции (2,2,2,4), которая приведет ее к проигрышу. Поэтому если она хочет выиграть своим первым ходом она сходит (5,5) или (3,7), что гарантированно приведет ее к победе независимо от ходов Пети. Это и будет ее выигрышной стратегией.
Этапы моделирования. Теория игр. Моделирование движения. Дискретизация.doc

7-8 урок, 11 КЛАСС – ТЕОРИЯ

Учитель: Брух Т.В.

Дата:______________

Тема урока: «Этапы моделирования. Теория игр. Моделирование движения. Дискретизация»

цель урока:

1.      Научиться анализировать множество вариантов развития ситуации.

2.      Освоить понятия: стратегия игры, выигрышная стратегия, дерево игры.

3.      Овладеть методом анализа дерева игры.

4.      Научится находить вариант хода, приводящий к выигрышу.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

Слайд 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд 3:

Теория игр – это раздел прикладной математики, посвященный изучению математических методов поиска оптимальных стратегий в играх.

При этом под «играми» понимают любые процессы, в которых участвуют две или более сторон.

Игра с полной информацией — термин, обозначающий логическую игру, в которой для соперников отсутствует элемент неопределённости.

Игра рассматривается как определенный математический объект, который включает игроков, набор стратегий для каждого игрока и выигрыши игроков для каждой комбинации стратегий. Т.е. игру можно рассматривать как математическую модель.

Выражение «детерминированная игра» употребляют для такой игры, где при определённом её состоянии одно и то же действие будет всегда приводить к одному и тому же новому состоянию игры (отсутствует элемент случайности).

Слайд 4: Игра является игрой с полной информацией, если

n  игроки воздействуют на игровую ситуацию дискретными действиями — ходами, порядок ходов определён правилами и не зависит от таких параметров, как скорость реакции игроков (то есть очередной ход делает тот, кто должен его сделать по правилам, а не тот, кто первым догадался или успел его сделать);

n  в любой момент игры все игроки имеют полную информацию о состоянии игры, то есть о позиции и всех возможных ходах любого из игроков.

n  стратегия игрока в игре  — это полный план действий при всевозможных ситуациях, способных возникнуть. Стратегия определяет действие игрока в любой момент игры и для каждого возможного течения игры, способного привести к каждой ситуации.

n  набор стратегий — стратегии для каждого из игроков, которые полностью описывают все действия в игре. Набор стратегий обязан включать одну и только одну стратегию для каждого игрока.

Слайд 5:

Для любой детерминированной игры с полной информацией, теоретически, можно просчитать все возможные ходы игроков и определить последовательность ходов (алгоритм), которая гарантированно приведёт по крайней мере одного из них к выигрышу или ничьей.

Методы теории игр находят широкое применение в экономике, политологии, психологии, биологии и т.п. К играм с полной информацией относятся детерминированные настольные игры (например, шахматы, шашки, крестики-нолики и др.).

Для большинства из них алгоритм выигрыша или гарантированной ничьей неизвестен,  хотя теоретически он существует. На практике вариантов слишком много, чтобы их можно было построить и проанализировать за приемлемое время.

Слайд 6:

Выигрышные и проигрышные позиции

·                         все позиции в простых играх делятся на выигрышные и проигрышные

·                         выигрышная позиция – это такая позиция, в которой игрок, делающий первый ход, обязательно выиграет при любых действиях соперника, если не допустит ошибки; при этом говорят, что у данного игрока есть выигрышная стратегия – алгоритм выбора очередного хода, позволяющий ему выиграть

·                         если игрок, делающий первый ход, находится в проигрышной позиции, то он обязательно проиграет, если ошибку не сделает его оппонент; в этом случае говорят, что у данного игрока нет выигрышной стратегии; таким образом, общая стратегия игры состоит в том, чтобы своим ходом создать проигрышную позицию для оппонента

Слайд 7: Анализ выигрышных ходов

Анализ производится исходя из  того, что оба игрока располагают всей необходимой информацией об игру и стремятся к выигрышу. При решении нужно «по очереди играть за каждого игрока», каждый раз выбирая наиболее выгодный для этого игрока вариант хода.

Суть анализа (игрок 1 – это игрок, который делает первый ход начиная игру):

      если в дереве игры имеется хотя бы один путь, который ведет от корня дерева к концевым вершинам с выигрышем игрока 1, и на этом пути нет никаких выигрышных ходов игрока 2, то при правильной стратегии поведения в данной игре всегда будет выигрывать игрок, делающий первый ход, а указанный путь отмечает выигрышный для него первый ход;

      если в дереве игры для каждого хода игрока 1 встречается хотя бы один путь, ведущий к выигрышу игрока 2, то при правильной стратегии поведения в данной игре всегда будет выигрывать игрок 2, а указанный путь отмечает выигрышный для него первый ход, но для игрока 2 – это проигрышная стратегия.

Слайд 8:

Для примера, рассмотрим задачу, когда n=10. Тогда Маша может сходить (2,8), (3,7), (4,6) и (5,5). Запишем это в виде графа. (Такой граф мы будем называть деревом игры). Продолжим рисовать граф. Его анализ покажет, что Маше не выгодно ходить первым ходом (2,8) или (4,6), что может привести к позиции (2,2,2,4), которая приведет ее к проигрышу. Поэтому если она хочет выиграть своим первым ходом она сходит (5,5) или (3,7), что гарантированно приведет ее к победе независимо от ходов Пети. Это и будет ее выигрышной стратегией.

Итак, выигрышная стратегия — это такое правило совершения ходов, при соблюдении которого игрок добьется выигрыша при любых ответных ходах противника.

Слайд 9: В теории игр используют три основные формы записи:

·        в виде платёжной матрицы, которая имеет вид двумерной матрицы, размерность которой определяется количеством возможных стратегий каждого игрока;

·        в виде ориентированного дерева, которое имеет вид древовидного графа

·        в виде таблицы, очень удобна, если каждый ход может быть реализован большим числом разных вариантов

Слайд 10: Игра «Спички»

Правила:

n   сначала в кучке лежит 5 спичек;

n   два игрока убирают спички по очереди, причем за 1 ход можно убрать 1 или 2 спички;

n  выигрывает тот, кто оставит в кучке 1 спичку

Слайд 11:

4. Практическая работа

Слайд 12:

а) В кучке лежит 10 спичек. Игроки по очереди берут спички из кучки. За один ход разрешается взять 1 или 2. Проигрывает тот, кто делает последний ход.
б) То же самое, но в кучке 12 спичек.
в) То же самое, но в кучке 20 спичек, и можно брать от 1 до 4 спичек зараз.

Решение. а), б) Стратегия: сделайте так, чтобы противнику всегда доставалось число спичек, кратное трём, плюс 1, то есть 1, 4, 7, 10, ….
в) Стратегия: сделайте так, чтобы противнику всегда доставалось число спичек, кратное пяти, плюс 1, то есть 1, 6, 11, 16, ….

Слайд 13: Каким должен быть первый ход выигравшего игрока?

n  Каждый хочет выиграть!

n  Никто не ошибается!

n  Выигрыш зависит только от начального положения и правил игры.

5. Домашнее задание: стр 86, упр  14, 15, Параграф 9 - конспект

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС – ТЕОРИЯ Учитель: Брух

КЛАСС – ТЕОРИЯ Учитель: Брух

Слайд 5: Для любой детерминированной игры с полной информацией, теоретически, можно просчитать все возможные ходы игроков и определить последовательность ходов (алгоритм), которая гарантированно приведёт по…

Слайд 5: Для любой детерминированной игры с полной информацией, теоретически, можно просчитать все возможные ходы игроков и определить последовательность ходов (алгоритм), которая гарантированно приведёт по…

Итак, выигрышная стратегия — это такое правило совершения ходов, при соблюдении которого игрок добьется выигрыша при любых ответных ходах противника

Итак, выигрышная стратегия — это такое правило совершения ходов, при соблюдении которого игрок добьется выигрыша при любых ответных ходах противника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2023