Этапы работы над составом чисел первого десятка. Из опыта работы.
Оценка 4.6

Этапы работы над составом чисел первого десятка. Из опыта работы.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
математика
6 кл—10 кл
18.07.2024
Этапы работы над составом чисел первого десятка. Из опыта работы.
В материале поэтапно раскрыты формы работы над составом чисел первого десятка на примере состава числа 5. Формы работы опробованы на нескольких поколениях первоклассников и показали хороший результат. Дети, усвоив состав чисел первого десятка, не испытывают трудностей в изучении приёмов сложения и вычитания чисел с переходом через десяток в пределах ста.
ЭТАПЫ работы над усвоением состава чисел первого десятка.docx

Этапы работы над усвоением чисел первого десятка. Из опыта работы.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ  №4 города Тимашевска Краснодарского края Канатенко Татьяна Владимировна, стаж работы 38 лет.

 

          Учителя-практики знают, как важно, чтобы ученик усвоил состав чисел первого десятка. Именно на этих знаниях строится изучение приёмов сложения и вычитания чисел в пределах ста. Поэтому следует уделять теме состава чисел в пределах  десяти много времени. Работа строится поэтапно, шаг за шагом рассматривается каждое число, добивается полное понимание построения чисел. Вся работа строится только после того, как ученики познакомились с цифрами, научились их без труда различать, умеют строить цифровую цепочку от 1 до 10, без ошибок соотносят цифру с количеством предметов. Рассмотрим три этапа, которые позволяют эффективно проводить работу по изучению состава чисел на примере числа пять.

1 этап – работа с палочками или любым раздаточным материалом.

       На этом этапе происходит практическое знакомство с построением числа.

Первое упражнение:

       Перед детьми лежат палочки и цифровой ряд. Учитель даёт задания и задаёт вопросы:

-       Положите перед собой 1 палочку.

-       Сделайте так, чтобы палочек стало 5.

-       Сколько палочек было вначале? (1, дети показывают ответы цифрами)

-       Сколько палочек добавили? (4)

-       Сколько палочек стало? (5)

-       Как получили 5? (к 1 добавили 4 и получили 5)

-       Отодвиньте палочки в сторону.

        Затем предлагается детям положить перед собой 2, 3, 4, 5 палочек и задаются аналогичные вопросы. Когда кладём 5 палочек, выясняем, что добавлять ничего не надо, т.е. 0.

Второе упражнение:

         Предлагается разложить свои 5 палочек в две ладошки и рассказать, как получилось 5? Каждый ученик рассказывает свой вариант.

Например:

- В левой ладошке 4 палочки, в правой ладошке 1 палочка, а вместе  5 палочек.

2 этап – работа с методическим пособием авторов – Т.И.Ефремова, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математическая тетрадь для дошкольников».

    Это этап закрепления и проводить его следует на следующем занятии. При закреплении состава числа 5 работа проводится на стр.22 по рисунку с яблоками зелёного и красного цветов, которые расположены по 5 штук в каждой строчке.

     Каждый ряд открывается поочерёдно, задаются следующие вопросы:

-       Сколько зелёных яблок  в первой строчке? (4, показывают цифрами ответ)

-       Сколько красных яблок? (1)

-       Сколько всего? (5)

-       Как получили 5? ( к 4 добавили 1 и получили 5)

        Такая же работа проводится по всем строчкам. Можно использовать  пособия других авторов.

3 этап – работа с карточками.

         На этом этапе проводится сопоставление математических выражений со зрительным образом и заучивается состав чисел.  Для работы готовятся два карандаша или фломастера контрастных цветов для каждого ученика. Предполагается, что к этому времени ученики знают математические знаки «плюс», «минус», «равно».

1+4=5

2+3=5

3+2=5

4+1=5

5+0=5

 

       

 

 

 

 

Учителем даются задания:

-       Прочитайте первое выражение. (сначала читает 1 ученик, затем вместе. Например: 1+4=5)

-       Какая цифра первая? (1)

-       Закрасьте одну фигуру, (первым карандашом)

-       Какая цифра вторая? (4)

-       Закрасьте 4 фигуры. (вторым карандашом)

-       Сколько получилось фигур? (5)

-        Как получили 5 фигур? ( к 1 прибавили 4, получилось 5)

 

        Такая же работа проводится со всеми строчками. Порядок карандашей менять не следует.

        После этого упражнения закрываем выражения листом бумаги, оставив только рисунок. Повторяем за учителем и заучиваем состав числа:

Ø 5 - это 1 и 4 ( первая строчка)

Ø 5 – это 2 и 3 (вторая строчка)

Ø 5 – это 3 и 2 (третья строчка)

Ø 5 – это 4 и 1 (четвёртая строчка)

Ø 5 – 5 и о ( пятая строча)

        Дети запоминают легко и быстро, задействуют все виды памяти. Для слабых детей необходимо использовать дополнительные упражнения. Все остальные составы чисел разбираются по такому же плану. 

        Получившиеся карточки используем для регулярного повторения. Многократное использование данной методики показало большую эффективность. Дети легко справляются с решением выражений в пределах 100.

 

Июнь 2024 года.


 

Этапы работы над усвоением чисел первого десятка

Этапы работы над усвоением чисел первого десятка

Предлагается разложить свои 5 палочек в две ладошки и рассказать, как получилось 5?

Предлагается разложить свои 5 палочек в две ладошки и рассказать, как получилось 5?

Предполагается, что к этому времени ученики знают математические знаки «плюс», «минус», «равно»

Предполагается, что к этому времени ученики знают математические знаки «плюс», «минус», «равно»

Получившиеся карточки используем для регулярного повторения

Получившиеся карточки используем для регулярного повторения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024