Этапы работы по театрализованной деятельности в МДОУ старшего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Этапы работы по театрализованной деятельности в МДОУ старшего дошкольного возраста

Оценка 4.8
Документация
docx
искусство
3 кл—6 кл
09.09.2022
Этапы работы по театрализованной деятельности в МДОУ старшего дошкольного возраста
Этапы работы по театрализованной деятельности в МДОУ старшего дошкольного возраста
Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по театрализованой деят.-ти.docx

Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности.

Скоробогатая Дарья Николаевна

Воспитатель-методист ПНД по театрализованной деятельности.

Муниципального дошкольного образоватеотного учереждения

Центр развития ребёнка №48 «Мечта»

В дошкольном образовании воспитатели - методисты часто сталкиваються с проблеммой в организации и проведения театрализованных занятий. Но если знать этапы работы и строго соблюдать, то занятия будут эмоционально насыщены, интересные, как для детей, так и для воспитателя.

          Формирование и развитие театрализованной деятельности будет эффективно при

 условиях: учёта возрастных особенностей детей; формирования информационной готовности детей к театрализованной деятельности; воспитания поведенческой готовности детей к театрализованной деятельности.

В формирования информационной готовности детей к театрализованной деятельности, я учитывала мнение Менеджерицкой Д.В и др. авторов.: ознакомление дошкольников с театральным искусством осуществляется в следующих направлениях:

- ознакомление с театром (показ спектаклей, концертов, встречи с любимыми героями сказок, опосредованное ознакомление с театром (рассказы воспитателя, альбомы, открытки, видео, телевизионные передачи);

- самостоятельная художественная деятельность, в том числе театральная.Воспитание детей в игре/ Сост.: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик; Под ред. Д.В. Менджерицкой.- М.: Просвещение, 1979. – 175 с.] Учеными и практиками очерчены приёмы активации интереса детей к самостоятельной художественной деятельности, а именно:

- умение воспитателя управлять процессом формирования интереса к самостоятельной художественной деятельности, в том числе театрализованной;

- обязательность подготовительной работы к каждому виду искусства, которая вместе составляет театральное искусство (умение двигаться, умело говорить, общаться, перевоплощаться и т.п.);

- достаточный уровень интереса у детей дошкольного возраста к театрализованной игре, определяемые высоким уровнем их общих игровых умений;

- наличие у воспитателей широкого массива материалов, относительно творческих задач и игровых ситуаций.

Работу по формированию общих представлений детей о деятельности актёров, по мнению специалистов, целесообразно проводить в следующем порядке: просмотр представлений; беседы (перед спектаклем, в антракте, после спектакля); организация интеллектуальной, продуктивной и игровой деятельности.

В формирование поведенческой готовности детей к театральной деятельности обеспечить активное использование: разнообразных театрализованных игр; актерской тренировки; средств образной и эмоциональной выразительности; усвоения правил поведения в театрализованной деятельности и зрителей.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой поведения в театральной деятельности пронизывает всю работу: предшествует непосредственному ознакомлению с ней, сопровождается беседами, играми, изобразительной деятельностью, а также завершающим этапом в системе работы. Поэтому, прежде всего, особенно ценно неоднократное обсуждение с детьми вопросов ο правилах поведения в театрализованной деятельности.

На закрепление правил поведения в театре детям предложить придумать рассказ на тему: «Почему не состоялось представление в театре?». Работа с карточками: подобрать одежду, в которой можно идти в театр и объяснить почему; объяснить, какие предметы и почему пригодятся в театре.

Во время продуктивной деятельности с элементами творчества дети придумывают и рисуют: свои знаки-слова о правилах поведения в театре, а потом говорят, что они означают; «театральные билеты» и прочее.  Проводить беседы с детьми о том, чем занимаются актеры, прежде чем выйти на сцену к зрителям.

В работе по ознакомлению детей с театральными профессиями необходимо уточнить, что входит в знания о театральных профессиях:

- труд непосредственных участников спектакля (те, кто ставит спектакль), т.е. режиссера, художника, балетмейстера, музыкантов и дирижера;

- труд опосредованных участников спектакля (тех, кто обеспечивает условия для успешного спектакля), то есть гримера, костюмера, осветителя, гардеробщика, кассира, рабочих сцены и т.д.

Целесообразно, по мнению ученых, выполнение такой работы: разгадывание ребусов, дидактические игры, проведение театральных викторин, игровых действий, чтение художественной литературы, обсуждение вопросов о профессиях людей театра, поощрение детей собирать театральные афиши. В продуктивной деятельности с элементами творчества: рисование героев, сценки из спектаклей, изготовление декораций, лепка сказочных персонажей, сборка бумажных композиций, панно, изготовление элементов костюмов, масок, шапок. В игровой деятельности с элементами творчества разыгрывали роли художника, гримера, актеров и т.п.

Таким образом, информационную готовность детей к театрализованной деятельности как условие предупреждения негативных проявлений их поведения составляют: содержательные компоненты театрализованной деятельности (познавательный, игровой, сценический); ознакомление с театральной деятельностью.

В старшей группе МДОУ, в игровой деятельности с элементами творчества с целью закрепления правил поведения о театре, можно провести  сюжетно-ролевую игру «театральная касса», игровые ситуации и их разыгрывание. В завершение этой темы, что бы дошкольники пришли к выводу о том, что быть зрителем – это тоже искусство и что театр требует от зрителей эстетической воспитанности.

Система работы в МДОУ по организации театрализованной деятельности включаетв себя несколько этапов.

На первом этапе работы  определяется репертуар: список литературных произведений для инсценизации. Например: «Теремок на новый лад», «Репка» «Коза-Дереза», «Красная шапочка», и т.д.

На втором этапе  организовывается работа по ознакомлению с литературными текстам, их обсуждению. Здесь осуществляется совместное обсуждение поведения образов литературных персонажей, их общих черт. Также на этом этапе осуществлялась работа по усовершенствованию у детей театральных умений и навыков. С этой целью  используются разного рода упражнения, которые активизируют воображение и творчество детей и формируют умение произвольно исполнять роли. Так же используются упражнения для развития внимания и воображения, где дети должны сосредотачиваться на объекте, который в настоящее время самый важный.  Упражнений  направлены на овладение интонацией, мимикой, нахождение средств выразительности. Упражнений на психологическую настройку участников на выполнение будущего действия, на развитие способности быстро переключаться на другие действия.

На третьем этапе  выбирают конкретные литературные произведения и начинают работу над их драматизацией. Одновременно проводить тренировки детей по вхождению в их конкретный образ. С этой целью можно использовать разного рода педагогические ситуации, способствовавшие работе над литературным произведением. Это используется с целью заинтересовать ребенка соответствующим литературным произведением, узнавание необходимых сказочных атрибутов. При чтении произведений осуществляется работа по их анализу с выделением главных действующих лиц и составлением их психологического портрета.

Также здесь малыши могут упражняться в воплощении определенного образа, который больше всего пришелся им по душе, с использованием специальных средств. Воспроизведение отрывков сказочного произведения сопровождается подсказками со стороны взрослого, который подчеркивает наиболее важные признаки того или иного персонажа.

Использование режиссерских игр с разным наполнением позволяет объединять различные творческие виды активности и достигать наиболее оптимальные результаты. Использование словесных, настольных и подвижных игр, которые ориентированы на установку партнёрских отношений, делового общения между маленькими актерами.

На четвёртом этапе проводить драматизация литературного произведения. В работе уделять внимание приёму важности индивидуальных различий между одинаковыми героями, которые будут сыграны разными детьми. Поэтому на этом этапе используются упражнения психологического содержания, расширяющих актёрские возможности малыша, позволяя использовать разный актерский арсенал для воплощения образа персонажей. Следующий приём предполагает участие всех детей 5 –6 лет в театрализованной деятельности. С этой целью сценарий всегда можно  переделать, изменив количество действующих лиц.

Приём свободного выбора: предполагало возможность выполнения абсолютно всех ролей отдельным ребёнком.

Приём обратной связи. После проигрывания сказки необходимо её обсуждение,  вместе с детьми анализировать: чувства, поведение, персонажей, в соответствие их характеристик в литературном произведении и во время игры, наличие атрибутики к драматизации.

Приём мудрого управляющего. Здесь пытались совместно обсудить достижения актёров на сцене и наметить совместные действия по устранению определённых проблем в театрализованной игре.

Работу нужно организовать  так, чтобы каждый из участников смог попробовать себя в разных амплуа, воспроизведении ролей нескольких персонажей. Для этого театрализованную игру повторять несколько раз. После своеобразного «просмотра актёров» совместно договаривариваться о составе актёров для театрализованного представления, поскольку у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли и принять решение об окончательном варианте, который понравился. В целях усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей можновоспроизвести персонажей театрализованного представления в художественно-творческой деятельности, в частности в рисовании, аппликации, лепке по теме произведения. Еще важным моментом на этом этапе была поддержка инициативы детей организации сюжетно-ролевой игры. Поскольку ролевая игра способствует развитию общения, умению детей договариваться о ролях, сюжете.

На пятом этапе готовить театральное представление для зрителей, начинать репетиции. Именно на этом этапе готовятся декорации, атрибуты, костюмы, маски, необходимые для театрализованного действа, которые выполнять лучше  вместе с воспитателем и детьми, что позволит  им общаться между собой, обсуждать совместные действия, общаться и взаимодействовать не только между собой, но и с воспитателем, что способствует налаживанию сотрудничества. Именно на этом этапе осуществляется та работа над наполнением игрового уголка и уголка театра.

Список литературы


 

Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности

Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности

Работу по формированию общих представлений детей о деятельности актёров, по мнению специалистов, целесообразно проводить в следующем порядке: просмотр представлений; беседы (перед спектаклем, в антракте, после…

Работу по формированию общих представлений детей о деятельности актёров, по мнению специалистов, целесообразно проводить в следующем порядке: просмотр представлений; беседы (перед спектаклем, в антракте, после…

Целесообразно, по мнению ученых, выполнение такой работы: разгадывание ребусов, дидактические игры, проведение театральных викторин, игровых действий, чтение художественной литературы, обсуждение вопросов о профессиях людей театра,…

Целесообразно, по мнению ученых, выполнение такой работы: разгадывание ребусов, дидактические игры, проведение театральных викторин, игровых действий, чтение художественной литературы, обсуждение вопросов о профессиях людей театра,…

Упражнений на психологическую настройку участников на выполнение будущего действия, на развитие способности быстро переключаться на другие действия

Упражнений на психологическую настройку участников на выполнение будущего действия, на развитие способности быстро переключаться на другие действия

Приём обратной связи. После проигрывания сказки необходимо её обсуждение, вместе с детьми анализировать: чувства, поведение, персонажей, в соответствие их характеристик в литературном произведении и во…

Приём обратной связи. После проигрывания сказки необходимо её обсуждение, вместе с детьми анализировать: чувства, поведение, персонажей, в соответствие их характеристик в литературном произведении и во…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2022