Десять «Нельзя»:
1) Нельзя бездельничать, когда все трудятся;
2) Нельзя смеяться над человеком;
3) Нельзя вступать в пререкания, драки с людьми;
4) Нельзя пропускать школу, а то будешь безграмотным;
5) Нельзя допускать скрытие плохого поступка;
6) Нельзя делать то, что осуждают старшие, – ни на глазах у них, ни где-то в стороне;
7) Нельзя оставлять в беде человека;
8) Нельзя без разрешения, одобрения взрослых уходить гулять;
9) Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек;
10) Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его.
Этическая беседа «Про нельзя»
Во время разговора были использованы: лист «Указ»; бумага, ручки;
человечки:
обозначающие этапы беседы,
бумажные человечки,
раздумывающий, фантазирующий, недоумевающий.
ХОД БЕСЕДЫ
– Сегодня у нас состоится очень важный разговор, цель его – учиться
жить. (Появляется изображение человечка думающего.)
– Нравится ли тебе строгое слово «нельзя»? (Большинство ребят,
конечно, говорят, нет, ведь нельзя – запрещающее слово.)
– Как ты реагируешь, когда мама тебе, запрещала чтото делать? (Ктото и
не делал, боясь ослушаться, ктото обязательно норовил это сделать,
объяснили даже смысл поговорки – запретный плод сладок.)
– Слышал ли ты чтонибудь о японской системе воспитания? У японцев
до 5 лет ребёнок – господин, ему позволено делать абсолютно всё. Давай
законным путем уберем слово «нельзя» и позволим тебе делать абсолютно
все, пока в мыслях. (Даю ребенку листок со словами с просьбой прочесть.)
Читает:
Мне нельзя сказала мама
Нынче ровно 1000 раз.
Об отмене злого слова
Надо выпустить Указ!
(Достаем листок, формулируем Указ, записываем фломастером.
Появляется изображение человечка фантазирующего.)
– Итак, слово «нельзя» исчезло – все можно! Давайте пофантазируем,
как нам будет житься без надоевшего слова? (Дети говорят: можно будет
не ходить в школу, заниматься своими делами, общаться с друзьями,
слушать музыку, ..., таким образом, мы дошли до вселенского хаоса,
картинка была нарисована впечатляющая. Прикрепляем на доску
изображение человечка недоумевающего.)
– Оказывается, взрослые, которые говорят нам, что надо хорошо
учиться, достойно жить среди людей, эти взрослые – правы. Вседозволенность
ни к чему хорошему не приводит.
– А как ты думаешь, когда появились первые запреты? Чем они были
вызваны? (Ребята вспомнили, что даже первобытная мама, отпуская
своего ребенка, наказывала ему, что можно делать, а что – нет, оберегала
от опасностей, и это потому, что человеку нужно было выжить.)
– Изменялось общество, изменялись запреты. Ты, наверное, знаешь, что
десять заповедей в Библии предостерегали людей от плохих поступков и
формулировались так: не убий, не укради и т.д.
– Как ты понял, есть необходимость запрещать чтото людям? (Есть!)
– Ведь воспитание детей – это в том числе и усвоение ими системы
запретов. В наше время как регулируется можно и нельзя? (Законами.)
– А где законы рождаются? (В Думе.)(На доске появляется изображение человечка в очках. Ребенку
предлагается за две минуты написать на листочке десять самых главных
для него нельзя. Он, например записал: нельзя губить природу, нельзя не
учиться, нельзя бить девочек и обижать мам, не вредить здоровью, не
убивать животных, нельзя портить учебники, нельзя грубить и драться,
хорошо обращаться с пожилыми людьми, учителями.)
– Существуют десять «Нельзя». Я прочитаю их полностью, так как
каждое слово в них значимо. Давай, попробуем сравнить запреты твои и те
которые я прочитаю.
Десять «Нельзя»:
1) Нельзя бездельничать, когда все трудятся;
2) Нельзя смеяться над человеком;
3) Нельзя вступать в пререкания, драки с людьми;
4) Нельзя пропускать школу, а то будешь безграмотным;
5) Нельзя допускать скрытие плохого поступка;
6) Нельзя делать то, что осуждают старшие, – ни на глазах у них, ни где
то в стороне;
7) Нельзя оставлять в беде человека;
8) Нельзя без разрешения, одобрения взрослых уходить гулять;
9) Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек;
10) Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен
первым приветствовать его.
(Появляется изображение довольного человечка. Ребенок читает
написанное и мы вместе ищем аналогии)
– Как много нужно соблюдать нельзя, чтобы оставаться человеком. Тут
можно вспомнить золотое правило нравственности: поступай с другими так,
как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
– И последнее. На листке запиши одним предложением – для чего же
нам нужно это неприятное слово нельзя, которое во многом нас ограничивает?
(Ребенок читает свое предложение, это и есть итог беседы).
– Очень приятно, что ты искренний, сопереживающий, думающий
ребенок. Надеюсь, что наш разговор не оказался для тебя бесполезным.