Этика профессионального поведения в ДОУ
Консультация с элементами тренинга для воспитателей
Педагог-психолог:
Слабодчикова Е.А.
2023
Педагогическая этика
- Наша консультация посвящена интересной проблеме - проблеме педагогической этики в общении.
Упражнение «Чудное приветствие»
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.
- Существует множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.
Рефлексия.
- Что Вы чувствовали во время выполнения упражнения? – Что было трудным и почему?
Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике.
Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.
Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в уважительном отношении к личности ребёнка.
Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.
Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что взял у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.
Личность педагога.
· Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
· Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию.
· Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
· Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
· Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
Авторитет, честь, репутация.
· Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
· Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
· Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполненииü своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
· В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
· Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.
· Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
· Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
Общение педагога с воспитанниками
· Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
· В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательностьü педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна.
· Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремитсяü укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
· Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным иü благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности иü справедливости.
· Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
· Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Общение между педагогами
· Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
· Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.
· Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, не должно быть места сплетням.
· Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег илиü администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной.
· Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Взаимоотношения с администрацией
· В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий ДОУ.
· Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
· Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
Отношения с родителями воспитанников
· Педагог консультирует родителей по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
· Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях.
· Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
· Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
· На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями ДОУ.
Вопрос для обсуждения: Как можно охарактеризовать имидж педагога ДОУ?
Упражнение «Беспокойное русло»
Цели: формирование у членов консультации понимания причинно следственных связей взаимообусловленности поведения сторон в педагогическом коллективе.
Группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями.
Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в коллективе. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега).
Рефлексия. 1. Была ли для Вас полезной информация, полученная на консультации «Педагогическая этика»? (выберите нужное): - да; - нет; - частично; 2. Ваше мнение по актуальности проведения данной консультации с элементами тренинга (подчеркните нужное): -крайне актуально и важно; - актуально; - не уверен(а), что есть необходимость в их проведении; - считаю, что не стоит проводить семинары на эту тему.
Заключение: С удовольствием отмечаю, что цель консультации с элементами тренинга достигнута. Соблюдение этических принципов – это нить, которая создаёт невидимую основу взаимодействия детей и родителей, педагогического коллектива в целом. Только партнерство и сотрудничество воспитателей, детей и родителей создаёт благоприятный климат в коллективе.
Имидж педагога
Имидж – это всегда единство внутреннего представления и внешнего образа.
Основные составляющие имиджа воспитателя.
Визуальная привлекательность внешний вид, костюм, прическа, аксессуары.
Вербальное поведение – словесный образ – что мы говорим и пишем.
Невербальное поведение это жесты, мимика, телодвижение. Манеры. Этикет. Обаяние.
Грамотно созданный имидж вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.
Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать
Воспитатель – это не только профессия, это – жизненное кредо!
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен»
/В.М. Шепель./
Составитель: педагог-психолог Слабодчикова Е.А.
Ростов-на-Дону 2023
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №56»
Этика профессионального поведения в ДОУ
Правила педагогического общения
1. Входи в группу детей с улыбкой.
2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов самоуправства.
5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым. 6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
9. Учись у своих коллег, родителей, детей.
10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
12. Живи интересами детей и их надеждами.
13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.
Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.
Этический кодекс педагога
ü Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию.
ü Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
ü Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную защиту детей, оставленных под его присмотром.
ü Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
ü Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
ü Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.
ü
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.