ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка 4.6

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
06.07.2018
ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Этнокультуроведческое образование в настоящее время все более широкое внимание педагогического сообщества. Этнокультуроведческий компонент, в школе, присутствует во внеклассной и внешкольной работе, так как в последние годы в школе стали все чаще обращаться к теме старины: проводить беседы о традициях и обрядах русского народа, народных промыслах и религиозных праздниках. Обращаясь в культурное прошлое и настоящее своего народа возможен и в рамках предметного обучения, так, на уроках русского языка в начальной школе, ведь русский язык – это учебный предмет, способный сформировать мировоззрение школьника на основе усвоения национальных культурных ценностей.актуальность этнокультуроведческого подхода в настоящее время обусловлена, во-первых, необходимостью реализации этнокультуроведческого подхода в обучении учащихся родному языку; во-вторых, активным использованием текста как основной дидактической единицы.
Цыганкова Г.А. Microsoft Word - копия.docx
ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ  Цыганкова Г.А. Сфера   образования,   несомненно,   имеет   самое   непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям,   которые   сегодня   все   более   явственно   дают   о   себе   знать. Человечество вступило в XXI век не только с выдающимися достижениями в науке   и   технике,   литературе   и   искусстве,   но   и   вместе   с   событиями, связанными   с   международным   терроризмом,   межнациональными   и религиозными   расприями,   неспособностью   общества   к   осознанию   и предотвращению   этнических   конфликтов.   Эти   глобальные   проблемы   тесно связаны   с   переоценкой   человеческой   жизни,   утратой   духовных, социокультурных корней и многих традиционных ценностей человечества, с разрывом межэтнических связей и отношений.  В   связи   с   этим   сегодня   с   особой   остротой   стоит   проблема   поиска личности, воспитания этнокультуроведческих     оснований   этнокультуроведческого   образования,   обеспечивающего   духовно­ нравственное   становление   личности   и   формирование   этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей ее мировоззренческого потенциала   и   условия   интеграции   в   мировую   культуру.   Образование, откликаясь на проблемы социума, способно оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций, поддерживать или, напротив, тормозить их,   упреждая   развитие   событий.   Поэтому   сегодня   одной   из   главных становится   задача   воспитания   «личности   культурной»,   готовой   к равноправному участию в диалоге с миром. Эта мысль подчеркивается во всех   документах   по   модернизации   российского   образования.  К  примеру, Федеральная   целевая   программа   «Русский   язык»,   провозглашающая необходимость обновления содержания и методов обучения русскому языку, среди задач преподавания русского языка называет: Формирование   личности   как   носителя   языка   с   ее   этническими 1. особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность. 2. Ознакомление учащихся с основными константами русской культуры средствами языка. 3. Приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, запечатленного в образцовых текстах устной и письменной речи. 4. Воспитание детей на традиционной культуре русского народа. Развитие   способности   восприятия,   интерпретации 5. духовного   содержания   этнокультуроведческого   текста   как   условие   понимания, формирования национального самосознания. 6. Изучение   системы   родного   языка   как   средство   развития этнокультуроведческой компетенции школьников. Федеральный   Государственный   Образовательный   Стандарт   (ФГОС) начального   общего   образования   направлен   на   обеспечение   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся,   становление   их гражданской   идентичности   как   основы   развития   гражданского   общества; сохранения   и   развития   культурного     разнообразия   в   языковом   наследии многонационального   народа   Российской   Федерации;   овладение   духовными ценностями и культурой многонационального народа России.      Как отдельное направление развития современной школы   выделилось этнокультуроведческое   образование.   Этого   термина   нет   в   современных энциклопедических   и   педагогических   словарях,   так   как   это   явление   в педагогике и методике   относительно новое. Однако в ряде методических публикаций   и   пособий   данные   термины   встречаются.   Наиболее   полное   и точное   определение,   на   наш   взгляд,   содержится   в   работах     белгородских ученых   (Демичева   В.В.,   Новикова   Т.Ф.,   Еременко   О.И.,   Яковлева   Т.В.), которые   под   этнокультуроведческим   образованием   учащихся   понимают овладение   ими   основами   народной   культуры   (понимание   содержания основных составляющих этнокультуры: традиций, обычаев, устного народного творчества,   символов   и   др.),   умение   анализировать   тексты,   содержащие этнокультуроведческие   сведения,   усвоение   россиеведчески   ценностной   что лексики.   Голошумова   и   Н.Г.   Г.С.   Свинина   утверждают, этнокультуроведческое   образование  представляет   собой  целенаправленно организованный   процесс   формирования   у   подрастающего   поколения суперэтнической   позиции,  обеспечивающей   ему   ориентацию   и   полноценное функционирование   в   современном   многонациональном   социуме   на   основе общечеловеческих ценностей.  Этнокультуроведческое   образование   привлекает   все   более   широкое внимание   педагогического   сообщества,   но   по­прежнему   не   использует заложенного   в   нем   потенциала.  Этнокультуроведческий   компонент,   как правило,  присутствует   во   внеклассной   и  внешкольной   работе,   так   как   в последние   годы   в   школе   стали   все   чаще   обращаться   к   теме   старины: проводить   беседы   о   традициях   и   обрядах   русского   народа,   народных промыслах   и   религиозных   праздниках.   Однако   экскурс   в   культурное прошлое   и   настоящее   своего   народа   возможен   и   в   рамках   предметного обучения,  например,  на   уроках   русского   языка   в  начальной   школе,  ведь русский   язык   –   это   учебный   предмет,   способный   сформировать мировоззрение школьника на основе усвоения национальных ценностей. Новая концепция образования, современные требования к преподаванию русского   языка   ставят   перед   школой   задачу   формирования   через   систему предметов   филологического   цикла   духовно   богатой, ориентированной личности, человека любящий свой народ, свою культуру.   нравственно  Именно поэтому в  современных условиях кардинальных изменений в социальной   жизни   нашей   страны,   радикальных   перемен   в   области просвещения особую остроту приобретает проблема этнокультуроведческого   обучения   русскому   языку.   Известно,   что   в   переломные подхода   в   исторические   эпохи   родной   язык   становится   символом   национального самосознания.   В   условиях   духовно­нравственного   возрождения   России усиливается   социальная   значимость   этой   учебной   дисциплины   в формировании духовной культуры русского народа.  Социальная,   художественная   и   педагогическая   ценность этнокультуроведческих средств (традиций, обычаев, обрядов, жанров устного народного   творчества)   общепризнанна.   Поэтому   мы   считаем,   что этнокультуроведческая направленность уроков русского языка в начальной школе   должна   занять   должное   место.   Специально   подобранный   материал может стать эффективным средством формирования этнокультуроведческой компетентности,   средством   развития   речи,   уточнения,   обогащения   и активизации словаря, так как основу этнокультуроведческой компетентности школьников составляет народная  культура. Этнокультуроведческий   подход   предполагает   обучение   на   традициях народной   культуры,   представляет   собой   познание   языка   через   реалии этнокультуры. Этнокультуроведческий подход в преподавании родного языка может быть реализован за счет широкого и многоаспектного использования на разных   этапах   обучения  текстов,  отражающих   особенности   национального мышления, национального образа жизни, общественного поведения, речевого поведения и русского менталитета в целом. При этом следует отметить, что именно   текст   является   той   структурой,   той   основой,   которая   объединяет элементы   языка,   все   его   единицы   в   единую   стройную   систему.     Как дидактическая   единица   текст   позволит   слить   воедино   два   важнейших направления в изучении русского языка в школе: познание системы языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в различных жизненных ситуациях.     В   современной   лингводидактике   текст   рассматривается   как основная дидактическая единица.  Таким   образом,  актуальность   этнокультуроведческого   подхода реализации необходимостью   обусловлена,   во­первых,   этнокультуроведческого подхода в обучении учащихся родному языку; во­ вторых,   активным   использованием     текста   как   основной   дидактической единицы.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования:  монография / Т.Ф.Новикова. – М. – Белгород: Изд­во БелГУ,  2007. – С.14. 2. Рухленко     Н.М.   Комплексная   работа   с   текстом   на   уроках   русского языка   в   старших   классах   (этнопедагогический   аспект)   /   Н.М.   Рухленко.   – Белгород: БелГУ, 2004. – 84 с. 3. Туранина  Н.А. Формирование языковой компетентности школьников на   материале   краеведческих   текстов:     Н.А.   Туранина,   С.В   Петрова.   – Белгород, 2003. – 78 с. 4.Цыганкова Е.Н. Формирование социокультурной компетенции школьников в процессе   изучения   русского   языка   /   Цыганкова   Е.Н.   //   Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: сборник   научных   работ   По   материалам   Всероссийской   конференции   с международным   участием,   26­27   ноября   2015   г.   Белгород:   ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. – 415 с. – С.286 – 289.  5.Цыганкова   Е.Н.   Компетентностный   подход   в   образовании   /   Цыганкова Е.Н.   //   Воспитание   и   развитие   растущего   человека:   итоги   прошлого   и проблемы настоящего: сборник научных работ По материалам Всероссийской конференции с международным участием, 16 апреля 2015 г. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. – 360 с. – С.347­ 349. 6.  Цыганкова   Е.Н.,  Яковлева   Т.В.   Возможности   программ   и   учебников   по   русскому   языку   при   изучении   текста   в   начальных   классах   Т.В.   Яковлева   //   Электронный   портал   Е.Н.Цыганкова, / h  tt  ps   ://   uiteljam    .  ru   /  publikacii  /  oo   /12720. 7. Яковлева  Т.В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в   начальной   школе:     монография     /     Т.В.   Яковлева,   В.В.   Демичева,   О.И. Еременко.  –  Германия, Ламберт. – 2016. – С.4; 13; 34.

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2018